Социология как наука 7

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Социология как наука, её объект, предмет. Структура социологического знания. Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из со­четания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), которого нередко называют основоположником социологии как само­стоятельной науки об обществе.

1. Социология как наука, её объект, предмет. Структура социологического знания.

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из со­четания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), которого нередко называют основоположником социологии как само­стоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как со­ставные части общефилософских концепций мыслителей Вос­тока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древне­индийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей средних веков и Нового времени.

Характерно, что социология, выступая как часть тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь про­блемами общества как целого, движущих сил его развития и т. п. По сути дела она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного раз­вития, которые впоследствии стали предметом изучения от­дельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она отныне развивалась как самостоятельная наука, во - первых, по отношению к выделившимся из нее отраслям знаний, во - вторых, по отношению к универсальным философским системам прошлого.

Предметом внимания и изучения социологии все более ста­новились фундаментальные основы развития общества как це­лостного социального организма, взаимодействие его объек­тивных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального про­гресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и соци­альной справедливости. В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впо­следствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов.

Выделившись из универсальных философских систем и

развиваясь как самостоятельная наука, социология тем не ме­нее не утратила своего философского содержания. Она получи­ла возможность расширить общесоциологический, т. е. по сути философский, анализ развития общества и существенно углу­бить исследования. В своих наиболее фундаментальных поло­жениях и выводах общетеоретическая социология выступает и

как философская наука.

Общетеоретическая социология исходит из соответствующих философских предпосылок. Она базируется на определен­ном мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиции данной концепции решаются, скажем, проблемы движущих сил развития общест­ва, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и общества, материального и ду­ховного в историческом развитии, т. е. наиболее фундамен­тальные проблемы жизни и развития общества. Методология их решения по сути дела предопределяет решение прочих со­циологических проблем, в том числе менее общих и даже проблем частного характера.

Мировоззрение социолога и методология, которую он при­меняет в своих исследованиях, свидетельствуют об органиче­ской взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти от­расли знания выступают как самостоятельные. На самостоя­тельный характер социологии указал в свое время француз­ский социолог Эмиль Дюркгейм. В работе «Метод социоло­гии» он писал, что социология представляет собой «особую и автономную науку», направленную на объективное изучение социальных фактов. Такого же мнения о характере и значении социологи как науки придерживаются многие ее видные совре­менные представители, в том числе П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс и другие. Однако, объявляя социологию нефило­софской наукой, они при объяснении многих социальных яв­лений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивизма, прагматизма, интуитивизма и т. д.

И так, современная социология - это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предста­ет как элемент социальной системы, каковой выступает обще­ство. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Социология вскрывает и изучает также законы общественного развития.В силу этого ее можно охарактеризовать как науку о законах функциониро­вания и развития социальных систем, о проявлениях данных законов в деятельности субъектов - больших и малых соци­альных групп и общностей людей, а также отдельных лично­стей. Все это характеризует суть и особенности социологии. С философией же она продолжает иметь связь постольку, по­скольку, во-первых, многие социологические проблемы осмысливаются с философских позиций, во-вторых, об­щетеоретическая социология непосредственно смыкается с воз­зрениями, относящимися к области социальной философии. Этим во многом определяется научность социологии, показа­телями которой, по мнению социологов разных школ и на­правлений, являются, в частности, признание объективных ос­нов функционирования общества и закономерного характера его развития, правильное истолкование взаимодействия объек­тивных факторов исторического процесса и сознательной дея­тельности людей.

Наиболее видные философы и социологи прошлого века пытались вскрыть объективные социальные связи и законо­мерности. Так, немецкий философ Гегель поставил и по-своему решал проблему обнаружения объективных оснований исторического процесса. Он показал, что «интересы, воля, же­лания, действия людей, как правило, разнонаправлены; но хаос случайностей - только внешний рисунок истории, за которым скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность». Тем самым были обозначены «контуры научной методологии», важнейший принцип кото­рой состоял в том, чтобы идти неот субъективных намерений участников исторического процесса, в том числе самых вы­дающихся, а от внутреннего объективного основания, которое делает историю единым, в самом себе упорядоченным процес­сом и определяет характер индивидуальных целей и субъек­тивных воль»2. Такой подход к анализу социальных явлений имеет большое методологическое значение и для современной социологии.

Маркс творчески продолжил гегелевский подход к обнару­жению и анализу объективного основания исторического процесса, преодолевая в то же время гегелевскую мистификацию исторической закономерности как саморазвития абсолютной идеи. На закономерный характер развития общества указывали также французские мыслители Сен-Симон и Конт. Они пыта­лись научно обосновать представления об обществе как едином социальном организме, развивающемся по объективным есте­ственным законам. Вместе с тем они показали роль сознания и в особенности позитивного научного мышления в развитии общества.

Предметом любой науки являются соответствующие объ­ективные связи и законы развития природы и общества. Со­циология изучает законы развития общества. Последние со­ставляют один из основных предметов марксистской социоло­гии, на что указывают представители других социологических направлений. Основное внимание марксистской социологии направлено на изучение объективных законов материального производства и их воздействия на социальную, политическую и духовную сферы общественной жизни и общество в целом. Она по-своему истолковывает проблему движущих сил соци­ального процесса, представляет развитие общества как законо­мерный исторический процесс.

Разумеется, было бы неверно относиться к каждому поло­жению марксистской социологии как к истине в последней ин­станции. Именно такое к ней отношение характерно для кон­сервативно-догматического направления среди марксистов как в науке, так и в политике. Это гасит всякое творческое начало в развитии и применении марксистской социологии. В то же время было бы легкомысленно отбрасывать те положения, ко­торые стали достоянием современной мировой социологиче­ской мысли. В свое время на значение этих положений автори­тетно указал один из наиболее влиятельных социологов ны­нешнего столетия Макс Вебер, хотя многие положения мар­ксистской социологии он отвергал. Впоследствии положительное значение марксизма отмечали видные американские социо­логи и экономисты Райт Миллс и Джон Гелбрейт, многие дру­гие представители западной социологии. В целом марксистская социология продолжает вносить свой позитивный вклад в раз­витие современной социологической мысли, в том числе в уяснение предмета и содержания социологии как самостоя­тельной науки. Ее возможности в данном отношении увеличи­ваются по мере освобождения от догматических и идеологиче­ских стереотипов.

Структура социологического знания - не просто совокуп­ность информации, представлений и научных понятий об об­щественных явлениях и процессах. Это прежде всего опреде­ленная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Исходным моментом структуры социологи­ческого знания выступают знания об обществе как целостном социальном организме. Это есть знания о системе обществен­ных отношений, их содержании и механизме их взаимодейст­вия. Понимание природы и сущности общественных отноше­ний позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имею­щихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его разви­тия, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политиче­ской и духовной культуры.

Важной частью структуры социологического знания явля­ются знания о социальном составе населения страны и социаль­ной структуре общества. Речь идет о классах, больших и ма­лых социальных, профессиональных и демографических груп­пах, их месте и взаимодействии в системе экономических, со­циальных и политических отношений, а также о нациях, на­родностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

Еще одна составляющая структуры социологического зна­ния - научные представления, взгляды, теории, относящиеся к так называемой политической социологии. Здесь внимание со­циолога направлено на уяснение реального положения различ­ных социальных групп общества в системе политических от­ношений и прежде всего в системе отношений власти. Не ме­нее важно для социолога нахождение путей и способов осуще­ствления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы ре­ально влиять на происходящие в обществе политические про­цессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функциониро­вание всей политической системы общества.

Следующей стороной структуры социологического знания выступают научные представления и выводы социологов о дея­тельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, инсти­туты брака, семьи и т. д. Социальным институтом в социоло­гии принято называть нечто подобное органу в живом орга­низме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабиль­ным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы. Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма существенной деятельности людей играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из названных инсти­тутов. Они обладают соответствующей внутренней организа­цией и занимают свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодействуя между со­бой, они обеспечивают функционирование общества.

Можно назвать еще ряд сторон структуры социологического знания, выделенных в соответствии с объектами изучения социо­логии. Это, например, научные представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также ма­лых групп межличностного общения и отдельных личностей.

Все перечисленные научные представления, понятия, взгля­ды и теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между собой и образуют единую и достаточно слож­ную структуру социологического знания, которая более или менее адекватно отражает все стороны общественной жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспро­изводит общество как целостную социальную систему. Все это составляет структуру социологии как науки и как учебного курса, что и нашло свое отражение в данном учебном пособии.

2.Система категорий, законы и основные функции социологии.

Социология дает достоверные знания об изученном явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития. Осуществляется это с помощью социологических категорий, которые обеспечивают знания существенных сторон, черт, свойств объекта этой науки.

Законы социологии позволяют осмысливать глубинные, существенные, повторяющиеся взаимосвязи, определяющие этапы и формы процессов становления общества, духовной культуры и социальных слоевых групп.

Социальный закон выражает существенно – необходимую связь социальных явлений и процессов, определяющую характер, содержание, состояние и тенденции социальной деятельности людей.

Классификация социальных законов может быть:

. По степени общности:

а) общие (для всего общества)

б) специфические (для отдельного элемента социальной системы).

. По характеру, способу проявления.

а) динамические (однозначная связь);

б) статистические (с определенной степенью вероятности).

Можно выделить следующие основные функции социоло­гии: познавательную, практическую и идеологическую.

Познавательная функция социологии заключается в исследо­вании социальных явлений с целью получить адекватные на­учные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению обще­ственных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.

Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на указанных выше уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с раз­ной степенью глубины. На уровне общесоциологических тео­рий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследо­ваний заключается в сборе первичных данных, характеризую­щих повседневную практику людей, и в их эмпирическом ана­лизе.

Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материаль­ной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уров­не общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отда­ленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.

Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практически е рекомендации, скажем, по усилению стимулирования и повышению эффек­тивности деятельности людей в сфере материального произ­водства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных ин­ститутов.

В конечном счете эти рекомендации направлены на улуч­шение механизма социального управления, повышение его эф­фективности на всех уровнях - от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее ци­вилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Ус­ложнение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и других) уси­ливает потребность целенаправленного воздействия на соци­альные процессы. Свою роль здесь может играть и нередко иг­рает социология, которая выполняет значительную работу, на­чиная от проведения так называемых социологических замеров функционирования различных сторон общества и получения первичной социологической информации до выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций.

Важное практическое значение имеют социологические про­гнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего об­щества, научные предвидения развития экономики, социаль­ной, политической и духовной сфер общества.

Одной из функций социологии является идеологическая. Дело в том, что социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политиче­ских партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в

формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает опреде­ленное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуе­мые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его соци­ального положения.

Формулируемые социологом выводы и обобщения, касаю­щиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадле­жит, но и интересы других социальных групп, в том числе клас­сов. Тем самым данные выводы и обобщения при обретают идео­логическое содержание, некий идеологический оттенок.

Функции социологии, как и структура социологического знания, указывают на ее место в системе общественных и гу­манитарных наук. Так, общесоциологические теории, раскры­вающие социальную структуру общества, закономерности его развития, взаимодействие объективных и субъективных фак­торов исторического процесса, играют немаловажную мировоз­зренческую и методологическую роль в объяснении проблем истории, политологии, право ведения, социальной психологии, этики и других наук. Общетеоретическая социология способст­вует рассмотрению проблем данных наук в широком социаль­ном контексте, выявлению места и роли изучаемых ими явле­ний в обществе и в историческом процессе. Тем самым он вы­рабатывает общетеоретические подходы и методологию науч­ного анализа и истолкования данных явлений.

3. Дать правильное определение понятиям.

Понятия Определения
Фундаментальная социология Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.
Отраслевая социология Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.
Эмпирическая социология Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.

Список использованной литературы:

1. Социология /Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартон; М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

2. Социология: Элементарный курс /Учебное пособие/ Волков Ю.Г.; М.: Гардарики, 2003.

3. Социология: курс лекций. А.А. Радугин, К.А. Радугин; Издательство «ЦЕНТР», М.,1996

4. Социология /Учебник для вузов/ А.Н. Кравченко; М.: Академический проект, 2002.

5. Социология / Учебное пособие для вузов/ Старостенко А.М. Под общ. Ред. Профессора А.Г. Корнеева – Орел: Орел ГТУ 1999.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

по социологии

Вариант 1.

Факультет: Менеджмента и маркетинга

Специальность: Менеджмент организации

№ личного дела: курс: 3

Студент: Удовыдченкова Е.И.

Преподаватель: Панков Э.В.

Орел, 2009г.

Скачать архив с текстом документа