Социология личности как специальная социологическая теория

СОДЕРЖАНИЕ: Возникновение социологии личности на грани XIX и XX вв. Этапы становления науки о социологических проблемах личности. Предмет и функции социологии личности. Личность как представитель социальной группы, класса, нации, семьи. Социальные качества личности.

Введение

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Сравним, например, убийцу-рецидивиста, самоотверженного ученого, наркомана, коррумпированного политика, монаха и офицера высшего командного состава. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства человеческой натуры могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

1. Становление социологии личности

Соотношение индивида (личности) и социума (общества) как одно из основных направлений научного анализа было изначально декларировано в проекте социологии как особой социальной науки О. Контом.

Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани XIX и XX веков. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние макро-, мезо-и микроусловий на процесс его функционирования.

Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч.Х. Кули (1864-1929), Дж. Мида (1863-1931) нашла отражение теория зеркального Я, в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни. Я.Л. Морено (1892-1974), Т. Парсонс (1902-1979), Р. Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которые человек выполняет в обществе. Значителен также вклад в социологию личности сторонников статусной теории.

В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце XIX - начале XX века, так и в советский период.

В дореволюционный период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А. Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберта (1843-1915), П.А. Сорокина (1889-1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина осуществил А.Н. Энгельгардт (1832 - 1893). Но особенно значительна роль Н.К. Михайловского (1842-1904), который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.

В советский период для развития теории личности и ее социологической и социально-психологической интерпретации многое сделали Б.Г. Ананьев, В.Г. Алексеева-Харчева, Л.П. Буева, И.С. Кон, Л.А. Зеленов, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Лавриненко, А.В. Петровский, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.Л. Смирнов, Е.В. Шорохова, Е.Б. Шестопал, И.Т. Фролов, В.А. Ядов и др.

К анализу социологических проблем личности полностью применимы слова известного американского социолога Ч.Р. Миллса (1916-1962), который писал, что изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей. [4]

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Поэтому прежде всего остановимся на том, что представляет собой та или иная теория и какие методы она применяет для изучении и понимания человека. Теория - это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью.

Если бы поведение человека было совершенно понятным с точки зрения обыденного здравого смысла, не было бы необходимости в создании социологии личности. Социология личности - это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. В социологии личности критически разобраны теории, описаны экспериментальные исследования в русле каждой теории, а также рассмотрено приложение теоретических принципов к конкретным аспектам поведения человека. Изучение личности позволяет достичь многого.

Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. Социология личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Другими словами, социология личности обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что нам известно о соответствующем классе событий. Например, без помощи теории было бы трудно объяснить, почему пятилетний Рэймонд испытывает такую сильную романтическую привязанность к своей матери, в то время как отец вызывает у него чрезмерное чувство негодования. Острота проблемы немного уляжется, если мы узнаем, что и другие мальчики в этом возрасте переживают похожие чувства. А вооружившись теорией, которая соотносит подобные чувства с определенной стадией развития личности (вместе с объяснением причин появления данных эмоций), мы сможем лучше понять Рэймонда. Мы можем оказаться правыми или неправыми, но тем самым мы, по крайней мере, придем к общему соглашению в понимании определенных чувств у детей. Объяснительная функция теории приобретает особое значение, когда мы имеем дело с огромным количеством фактов и наблюдений, связанных с поведением. Хорошая теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным согласованно описывать и интерпретировать поведение человека.

Социология личности должна не только объяснять прошлые и настоящие события, но также и предсказывать будущие. Она должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили. Эта цель с очевидностью предполагает, что теоретические концепции должны быть не только открытыми для проверки, но что они также могут подтверждаться или не находить подтверждения. Теории должны обладать исследовательским импульсом, если они претендуют на то, чтобы способствовать нашему пониманию человеческой природы во всех ее неповторимо индивидуальных проявлениях. [6]

2. Предмет и функции социологии личности

Социология личности - это специальная социологическая теория, объектом которой является человек. Она изучает социальное формирование, становление и развитие человека в социальной, биосоциальной, экосоциальной средах.

Личность изучают философия, психология, социальная психология и социология. Философия рассматривает личность, ее положение в мире как субъект деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность, ее темперамент, характер, волю. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые включены в социальные группы, а также психологию этих групп. Она изучает межличностные отношения, проблемы общения людей (коммуникативное, интерактивное, перцептивное) и т.д.

Социология выделяет в личности социально-типическое. Личность в социологии выступает как представитель социальной группы, класса, нации, семьи.

Социология изучает личность в трех основных аспектах: а) как социальная система и как элемент социальных общностей, институтов; б) личность как объект социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее формирования, социализации, воспитания); в) как субъект общественных отношений, в том числе деятельность, поведение и активность личности.

Предметной областью социологии личности является:

социология личность группа класс

· исследование социокультурной обусловленности человеческой сущности,

· механизмы, способы и институционализируемые стратегии индивидуально-надындивидуальные взаимоотношения и взаимодействия в обществе.

Социология личности может пониматься также как:

· специальная социологическая теория, объектно-ориентированная на изучение индивидуального уровня (само) организации и структурации социума, а также протекающих на этом уровне социокультурных процессов (так или иначе связанных с предельно широко понимаемыми процессами социализации и социальной адаптации);

· совокупность разнопарадигмальных социологически ориентированных теорий личности (статусно-ролевые, диспозиционные, психологизированные, культурологизированные и т.д. теории личности);

· метатеоретический уровень рефлексии, ориентированный на выявление и критический анализ возможностей и ограничений социологических средств и социологии как научной дисциплинарности в целом в исследовании личностной проблематики (в этом случае необходим анализ и внедисциплинарной критики основных социологических парадигм и исследовательских стратегий). [3]

Социология личности выполняет разные функции в социологии. Она дает нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Так же позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее. С позиции функции предсказания теории намечают направления, в которых плановое исследование может привести к новым открытиям во многих до сих пор неизведанных областях. Однако чрезвычайно важно то обстоятельство, что все теории поведения человека создаются самими людьми. Персонологи - те же люди и точно так же, как и остальные, имеют различные взгляды на природу человека. Например, некоторые теоретики убеждены, что корни человеческих поступков находятся глубоко в бессознательных мотивах, истинная природа последних не осознается индивидуумом, а источники мотивации захоронены в отдаленном прошлом. Другие полагают, что люди в значительной степени осознают свои мотивы, а их поведение является в первую очередь результатом актуальных обстоятельств. Каким бы ни было мнение каждого конкретного теоретика, совершенно очевидно, что исходные положения о природе человека, которых придерживаются персонологи, различны, и это делает их взгляды такими несхожими. Теоретик может осознать и раскрыть смысл этих положений, а может и потерпеть в этом неудачу или просто обобщить все свои посылки таким образом, что уже трудно будет распознать в них именно исходные положения.

Исходные положения глубоко и основательно влияют на взгляды персонологов на природу личности. Например, Абрахам Маслоу был убежден в том, что большинство наших поступков является следствием сознательного и свободного выбора. Таким образом, его теория сфокусирована на высших аспектах природы человека в его понимании - на том, кем человек мог бы стать. В соответствии с этим исходным положением и построена его теория личности. С другой стороны, Зигмунд Фрейд утверждал, что поведение в значительной степени детерминировано иррациональными, неосознаваемыми факторами. Его представление о том, что деятельность человека изначально предопределена, получило развитие в теории, которая особо подчеркивала контроль над всеми формами поведения со стороны бессознательного. Маслоу и Фрейд высказывали в корне противоположные воззрения на фундаментальную основу человеческой сущности. Но не это мы хотим здесь подчеркнуть. В данном случае мы хотели продемонстрировать, что краеугольные камни теории личности лежат в основных представлениях данного персонолога о человеческой природе. И действительно, как мы увидим в дальнейшем, приведенные в книге теории рассматривают вопросы, касающиеся самой сердцевины того, что мы подразумеваем под понятием человеческого существа. [6]

С личностью и ее сложным, порой весьма противоречивым, внутренним миром социолог сталкивается тогда, когда начинает заниматься полевыми исследованиями. В эмпирических исследованиях социологи имеют дело с поразительным феноменом: человек думает одно, говорит другое, а ведет себя третьим образом. Рассогласование идеального плана, вербального поведения и реальных действий - методологическая проблема социологии. Одновременно она также онтологическая проблема. В ее основе лежит вопрос: каков индивид, что он из себя представляет?

Социологи стремятся выявить истоки рассогласований и противоречий личности не в ней самой, а в социальной среде, противоречивости самого общества. Рассогласование планов личности продолжается в рассогласовании или несовпадении статусов, социальных позиций, занимаемых индивидом в обществе.

Индивид - не социологическая, а техническая, философская и любая прочая характеристика. Но вот индивидуальность - особость, выделенность, непохожесть на других - это уже социологическая характеристика. В отличие от статуса человека индивидуальность является достигаемым статусом. Далеко не все могут сказать о себе как об индивидуальности в полном смысле слова. Индивидуальность юридически никто не защищает, зато люди придумали множество социальных и культурных практик для достижения индивидуальности, в том числе моду, коллекционирование, уникальные формы поведения и т.п. К слову сказать, индивидуальности близки по смыслу слова персона и персональность. Персона - это социальная маска. Не личность, а персона служит правильным определением социальной роли в социологии.

Еще более узким и сложным является понятие личности. Это тоже достигаемая характеристика. Но она прежде всего субстанция духовная, а не социальная. Личностей еще меньше, чем индивидуальностей. Индивидуальность и индивид подчиняются социально-психологическим факторам, например групповому давлению. Мы говорим: группа оказывает давление и подчиняет себе индивида. Но если он подчинился группе, значит перестал быть личностью. Личность - это то, что формируется вопреки группе, толпе, коллективу, массе. Хотя личность и не социологическая характеристика, а духовно-религиозная, люди становятся личностью при помощи разных механизмов, в том числе и социальных, например воспитания. У каждого индивида должна быть свобода выбора. Это незыблемое свойство человека. Но то, как он им воспользуется, характеризует его прежде всего как личность, которая в иерархии А. Маслоу занимает самую высшую ступеньку.

В чем специфика социологического подхода к личности, чем он отличается от психологического, философского или даже педагогического понимания? Может быть тем, что выделяет, конструирует, а затем изучает не отдельного индивида, а некие социальные типы? Возможно, и в этом тоже. Может быть тем, что социолог более глубоко и на более дальние исторические дистанции прослеживает то, как социальная среда, т.е. социальные акторы (субъекты действия) и социальные институты, влияют, формируют, манипулируют и социализируют индивида? Несомненно, и это тоже.

Социология стремится изучить личность как источник общественной жизни и как ее реальный носитель. Социология обозначает личность как единого человека, который проявляет социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности во взаимосвязи с другими людьми. Этим данный человек как личность способствует стабилизации в развитии общественных отношений.

Следовательно, центральная проблема социологии - взаимовлияние социальных условий (связей, социальных институтов, институтов власти) и деятельности человека. Основополагающими внутренними мотивами в деятельности являются потребности, то есть нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.

Потребности бывают: материальные, духовные, индивидуальные, общественные, коренные, стратегические, долговременные, сиюминутные, здоровые, нездоровые. Формой проявления потребностей является интерес. Ближайшим отражением интереса в сознании людей является стимул. Стимул - это определенное побуждение людей к действию. Оно может быть материальным, или духовным, моральным. Важное значение в деятельности личности имеют цели, идеалы и конечный результат.

Социальными качествами личности являются: самосознание, самооценка, активность, интересы, направленность, убеждение, установка, ценности, идентичность. Они представляют собой сложную социальную структуру личности.

Система личности имеет следующие особенности: ценность, открытая социальная система, динамически изменяющаяся система, саморегулирующаяся система, саморазвивающаяся система.

Но важно выделить еще один, теоретико-методологический аспект. А.Ф. Филиппов, проанализировавший подход Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма к индивиду и обществу, отмечает, что оба классика социологии очень тонко прочувствовали и соответственно описали то, как в словах и поступках человека прослеживается, прослушивается голос общества. Индивид совершает поступки, производит какие-то жесты, произносит какие-то слова, но говорит и поступает на самом деле не он, а общество - глобальное или локальное, традиционное или современное: Голос общества звучит в нем, так сказать, неумолчно, начиная от априорных форм созерцания и кончая самыми интимными решениями о смысле жизни, он находится во власти общества. [1]

Заключение

Социология личности - отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.

Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это - взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение общество-личность - базовое социологическое отношение.

Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.

Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают и влияние биологических, психологических и других свойств.

Список использованных источников и литературы

1. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.7: Человек. Индивид. Личность. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 960 с.

2. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967

3. Социология личности [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: res: // ieframe. dll/dnserror. htm#http://sociology2015.ru/ - Дата доступа: 22.03.2009.

4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.

5. Франкл В. Десять тезисов о личности /В. Франкл // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. №2, с.4-13

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 607с.

Скачать архив с текстом документа