Социология религии 6
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение Социология религии - это часть социологического знания, которое определяет религию как сложное социальное явление. Религия имеет различные социальные проявления, все зависит от того, с какими социальными процессами она вступает во взаимодействие. Другими словами, социология религии рассматривает место и роль религии в обществе, развитие религии и церкви, отношения различных социальных и национальных общностей к религии, типы религий, внутреннюю структуру, функции религии, религиозные организации.Содержание
Введение
Социология религии - это часть социологического знания, которое определяет религию как сложное социальное явление. Религия имеет различные социальные проявления, все зависит от того, с какими социальными процессами она вступает во взаимодействие. Другими словами, социология религии рассматривает место и роль религии в обществе, развитие религии и церкви, отношения различных социальных и национальных общностей к религии, типы религий, внутреннюю структуру, функции религии, религиозные организации.
Социология религии не берется отвечать на вопрос об истинности или ложности тех или иных положений вероучения, религиозных догм (существует ли Бог, загробный мир, божественное провидение, предопределение и т.п.). Религия изучается социологией как социальный факт, как одна из реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором социального поведения личности, группы, больших масс людей.
Социология религии - это отрасль социального знания, предметом которой является религия как элемент социальной системы и один из важнейших факторов жизни общества. Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Понятие священного или сакрального (от лат. „удаленное, „запретное, „существующее отдельно) является смысловым центром всякого исследования религии. Противоположностью сакрального выступает профанное – рутинное, обыденное, мирское, лишенное тайны. Основу религиозности как социального феномена составляет способность и потребность человеческого общества чувствовать различие сакрального и профанного и поддерживать дистанцию между ними.
Специфика социологического изучения религии заключается в том, что его предметом является не религия сама по себе в ее содержательном многообразии, а то, какие функции она выполняет в обществе, почему она возникает и существует, что заставляет людей объединяться в религиозные группы. Социология религии изучает сложные отношения, существующие между религиозной традицией и непосредственным религиозным опытом верующих, а также специфику представлений о сакральном в различных обществах и культурах.
Социологический подход определяет религию как общественное явление, как важный структурный компонент общества. Социология религии исследует обращение различных социальных и национальных групп к религиозному миропониманию, типы религиозности, соотношение религии и атеизма.
1. Социология религии: предмет, объект, развитие.
Исследование религии основывается на общей социологической теории и методологии социального познания. Религия, как объект исследования, рассматривается во всех разнообразных связях и взаимодействиях, в единстве теории и практики, объективного и субъективного
Предмет социологии религии на сегодняшний день продолжает формироваться. В научной литературе существует несколько подходов к проблеме определения предмета социологии религии;
1) предметом изучения социологии религии выступают социальные условия, которые вызвали к жизни религию, а также место и роль религии в функционировании и развитии социальной системы;
2) предметом изучения социологии религии выступает религиозность членов общества;
3) предметом социологии религии выступает социальное развитие религии, социальные закономерности ее возникновения и функционирования, социальная структура религии и взаимодействие ее элементов, место и роль религии в социальной системе, а также влияние религии на другие элементы социальной системы и специфику обратного влияния системы на религию;
4) предметом исследования являются отношения религии и ее социальных функций, закономерности влияния общественных отношений на религию, ее обратное влияние на общественную жизнь;
5) предметом изучения является религия как социальный феномен.
Предмет социологии религии можно определить исходя из предмета социологии вообще. Если согласится с тем, что предметом социологии являются социальные отношения, то вполне логично будет понимать под предметом специальной социологической теории - социологии религии - специфический вид социальных отношений, связанных с религией как социальным феноменом.
Таким образом, предметом социологии религии являются социально-религиозные отношения, которые возникают между людьми по поводу их места и роли в социальной подсистеме „религия, структура и функции этих отношений, взаимодействие с другими социальными отношениями.
Изучение религии как общественного явления возникает тогда, когда достаточно высокого уровня достигают науки об обществе, его развитии и функционировании.
Существенной чертой понимания корней религии стала так называемая теория обмана, впервые сформулированная голландским философом Бенедиктом Спинозой. Согласно этой теории религия – результат обмана простых людей в интересах монархии и духовенства, а также и необразованности людей. С позиции социологии религия впервые рассматривается в трудах Георга Гегеля, Людвига Фейербаха, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Взгляды этих мыслителей на концепцию происхождения религии разнообразны, но им присуща одна общая черта - попытка установить связь религии с государством. Например, Г. Гегель раскрывает противоречия между государством и религией; показывает связи религии с гражданскими правами и свободами человека; обосновывает невмешательство религии в дела государства; считает, что религиозный культ закладывает основы государственного порядка и подчиненности, покорности.
Первые шаги в поиске научного объяснения феномена религии сделал основатель науки социологии Огюст Конт. Он раскрывает важную роль религии в обществе, разделяя ее на два вида: общественную и частную. Суть религии - служение благу человечества, его единству. О. Конт подготовил почву для возникновения социологии религии как научной дисциплины, прежде всего тем, что содействовал утверждению понимания религии, как необходимого компонента общества.
В конце XIX ст. социология религии выделяется как самостоятельная отрасль знаний. Ее основателем считается немецкий ученый Макс Вебер. М. Вебер считал, что духовные ценности могут быть огромной силой, которая влияет на общественные изменения. Религию М. Вебер рассматривал как фактор, влияющий на развитие экономики.
Французский философ Эмиль Дюркгейм создал концепцию социологии религии, исходя из ее понимания как социального факта и структурного элемента любого общества. Э. Дюркгейм отождествлял религию с общественным сознанием, а само религиозное сознание считал основой, обеспечивающей целостность любого общества, т.е. развитие и укрепление религиозных верований в обществе обеспечивает стабильность социальной системы.
В 60-70-х гг. XX ст. в США появляется феноменологическое направление в социологии религии (Питер Бергер и Томас Лукман), которое рассматривает общество и его социальные институты как продукты интереса сознания людей.
Таким образом, в социологии религии не существует одной общепринятой концепции на происхождение, процесс развития и функционирования религии в обществе. Сегодня социология религии является дисциплиной, которой присущ плюрализм теоретических подходов к религии как социальному феномену.
2. Функции социологии религии.
Религия выполняет в общественной жизни социума определенные функции. Основными из которых являются следующие:
1) Мировоззренческая функция. Религия как мировоззрение дает верующему определенную сумму знаний, понятий, ценностей. Благодаря этому мировоззрению человек мотивирует свое отношение к миру, свое место в обществе, решает вопрос смысла жизни. Религиозное мировоззрение – это духовно-практическое преобразование мира соответственно идеалам, надеждам и потребностям верующего. Это особенная форма мышления и познания мира, которая реализуется в поведении и отношениях верующих.
2) Интегративная функция. Способность религии быть способом идейного объединения, консолидации масс, индивидов и институтов. Интегративная функция религии – конкретно-историческая. При одних исторических условиях вероисповедание может объединить, а при других – выполнять дезинтегративную роль (ослаблять стабильность между конфессиями, в обществе в целом и т.д.). Благодаря интегративной функции верующий соотносит себя с определенной социальной группой. Он может осознавать себя, например, христианином, мусульманином, буддистом и т.д.
3) Коммуникативная функция. Использование религии как средства общения между верующими в пределах единого вероисповедания. Она является производной от интегративной функции и позволяет устанавливать хозяйственно-бытовые, семейные и другие связи на основе единого вероисповедания.
4) Регулятивная функция. Способность религии быть способом регулирования поведения людей, определение стереотипа этого поведения благодаря существованию в религии системы норм и правил. Религиозное регулирование осуществляется, прежде всего, в культовой деятельности через систему разнообразных запретов и наставлений, которых верующие должны обязательно придерживаться.
5) Иллюзорно-компенсаторная функция. Способность религии иллюзорно создавать определенные социальные отношения, в которых человек чувствует себя свободным и счастливым. Религия дает человеку эмоциональное утешение перед состоянием неопределенности, неуверенности, страданий, насилия и т.д. Религия помогает человеку свести до минимума неудовлетворение и разочарование социальной действительностью.
Определенные функции в обществе выполняют и религиозные объединения и организации, которые действуют в пределах одного государства. Вот некоторые из них:
1) Миссионерская функция – распространение с помощью миссионеров (священников) вероучения.
2) Пропагандистская (идеологическая) функция – распространение с помощью радио, телевидения, газет, журналов, кино и театра религиозных вероучений.
3) Политическая функция – это деятельность церкви и священнослужителей, а также религиозных организаций в политической жизни страны, в управлении государством.
4) Благотворительная функция – осуществляется через систему материальной помощи разным общественным организациям: помощь жертвам стихийных бедствий, сохранение и восстановление памятников культуры и истории.
5) Филантропическая функция – осуществляется с помощью непосредственного, за счет церкви, содержания приютов для сирот, инвалидов, больниц для бедных, детских учреждений и т.д.
6) Просветительская функция – состоит в распространении церковью или ее организациями определенной суммы знаний об истории, культуре, морали т.д.
7) Функция сохранения национальной культуры и языка – проявляется через сохранение национальных традиций и обычаев, национального языка, этнической психологии. Может быть средством влияния на национально-этнические отношения, межнациональные конфликты и национально-освободительную борьбу.
8) Создание норм и правил, которые помогают церкви осуществлять свое господство, контролировать поведение верующих и создавать соответствующую церковную структуру.
Функции и роль религии в обществе всегда исторически изменялись и зависели от существующего политического строя страны и других факторов.
3. Проблемы социологии религии.
Религиозная организация - это одна из самых авторитетных организаций для человека (верующего, конечно). Религия может спасти человека, изменить его, дать ему шанс на новую жизнь. Но на сегодняшний день особенно актуальна проблема социального воздействия религии и религиозных организаций на массы.
В условиях отсутствия в обществе четко выраженных нравственных этических принципов и норм, образовавшийся вакуум стремятся заполнить представители многочисленных религиозных конфессий, как православия, традиционного для Украины, так и различного рода сект. Эти организации несут опасность, как для отдельного индивида, так и для общества. Под воздействием таких групп личность теряет способность к самостоятельности к объективному мировосприятию. Легко представить себе, какую опасность несет для общества человек (или группа людей), попавший под влияние любой из такого рода сект.
Рассмотрим причины, по которым люди попадают под влияние подобных религиозных объединений.
Основной из них является неудовлетворенность человека собой; прежним образом жизни; системой ценностей; социальной ориентацией; психологическим кризисом личности. Нередко обращение в религиозные организации происходит под влиянием проповеди авторитетного религиозного лидера, умело использующего средства психологического воздействия на массовую аудиторию. Невозможность получения эмоциональной разрядки в критические моменты жизни (ссоры с близкими и родными, болезнь, смерть и т.д.) также способствует потере жизненных ориентиров. Втягивание в секту компенсирует эту потребность.
В обществе весьма актуальны проблемы неудовлетворенности взаимоотношениями личности и коллектива, в рамках которого проходит ее трудовая и общественная деятельность. Выпадающий из коллектива человек представляет так называемую „группу риска. Умелое выделение из общей массы прохожих человека из „группы риска и является первым условием успеха у проповедников сект. Задача сектантов заключается в том, чтобы приковать внимание человека к постоянно меняющимся чувственным впечатлениям, научить его называть этот поток „настоящей жизнью и не позволять задумываться над тем, что он имеет в виду. На этом этапе как раз и складывается постепенный переход от недоверия или простого интереса к принятию выдвигаемых и внушаемых понятий в качестве истин. Человек, находящийся под сильным внушением, становится фанатично верным, преданным и послушным своим „братьям и „сестрам во Христе, а также духовным отцам.
Возможные последствия пребывания в секте можно в целом охарактеризовать как негативные влияния на материальное, семейное и психологическое положение адепта. Происходит своеобразное замыкание круга общения, интересов и всей настоящей жизни человека на сфере деятельности секты, потеря духовных ценностей или полное их переосмысление, развитие новых, „настоящих, правильных взглядов на жизнь, как человека, так и всего общества в целом.
Сегодня в мире считается свобода веры, права свободного выбора вероучения. Человек имеет право свободно исповедовать свою веру, если только она не приносит вреда другим.
В международной практике многие страны мира принимают соответствующие меры и защищают права традиционной церкви. Британская спецслужба предупреждает полицию и высшие руководящие круги об угрозе массовых самоубийств и организованного насилия со стороны секстантов. Спецслужбы Италии собирают информацию об антиконституционных проявлениях со стороны религиозных организаций. В Германии полиция пользуется перечнем потенциально опасных религиозных организаций, за руководителями и активистами которых ведется постоянное наблюдение. Ведется активная разъяснительная работа среди населения. Например, в 1999 г. в Польше при премьер-министре был создан специальный экспертный совет из числа представителей министерств, ведомств и католической церкви. Их основным заданием является координация деятельности государственных органов по противодействию распространения сектантства в государстве. В США существует ответственность за психонасилие и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций. В Японии, Румынии, Литве, Латвии, Армении, Беларуси, России существуют законы о противоконституционных действиях со стороны религиозных организаций. В Украине в июле 1998 г. был подписан Указ «О мероприятиях по регулированию деятельности в сфере народной и нетрадиционной медицине», но он не предусматривает мер по защите граждан от вредных психологических влияний со стороны культов.
Религиозная ситуация остается в Украине сложной и неоднозначной. Религиозная среда остается конфликтогенной. Обязанность соответствующих государственных структур Украины, как демократического государства защитить права и свободы своих граждан от негативных проявлений со стороны представителей новейших и нетрадиционных культов. А это, прежде всего, предоставление информации о различных культах и в случае необходимости применение адекватные меры.
Заключение
Религиозность в Украине достаточно разнообразна. Действуют свыше 70 разных конфессий, каждая из них опирается на определенный контингент верующих, тысячи православных храмов, сотни церквей евангельских христиан-баптистов и адвентистов седьмого дня, десятки костелов, синагог, кирх, молитвенных домов: все они далеко не безлюдные. Развернута сеть монастырей, духовных учебных заведений для кадрового обеспечения деятельности церкви, религиозного образования верующих. Получили распространение миссионерская и проповедническая деятельность духовенства, религиозные организации имеют свободный выход на средства массовой информации. Оживление деятельности церкви, насыщения рынка религиозной литературой, массовость церковных праздников и обрядов, обращение к религии, ее ценностям, восстановление храмов - это констатации, которые присущи сегодняшней религиозной жизни.
Однако наличие разнообразных религиозных конфессий и активизация деятельности церкви еще не раскрывают уровня религиозности украинского социума. Религиозность – явление сложное. Измеряется оно не только количественными, но и качественными показателями, которые указывают на формы проявления религиозности, которые у разных людей неодинаковые. Ярким примером этого является представление верующих о Боге, поскольку это доминанта религиозности.
По данным социологического опроса, представление верующих о боге таково: 12% представляют Бога в образе Троицы; 14,4% представляют Бога в образе человека; 16,3% считают, что Бог - это Святой Дух; 22,3% считают, что Бог - это сверхъестественная сила; 35,0% не могут представить образ Бога.
Приведенные данные свидетельствуют, что представление верующих о Боге не совпадает с ортодоксальной трактовкой, оно размыто. Достаточно много среди опрошенных людей, которые отождествляют Бога с природой, сверхъестественной силой, совестью, любовью и тому подобное. Подобные изменения обусловлены объективными и субъективными факторами, прежде всего влиянием на сознание людей научно-технического прогресса, ростом образовательного и культурного уровня населения, в частности верующих. Нерелигиозный фактор в обществе, на сегодняшний день, составляет 60%.
Общество, которое находится на пути трансформаций, изменений, всегда будет нести в себе опыт предыдущих эпох и поколений. Демократическое, правовое, образованное сообщество не может допустить тоталитаризма в области духа - или будет это засилье религии, или засилье атеизма. Наивысшей ценностью этого общества станет человеческая личность со свободным и сознательным выбором своего отношения к какой-нибудь религии или атеизму.
Сегодня религиозность в Украине проявляется не столько на уровне мировоззренческом, в объяснении картины мира, сколько на уровне удовлетворения духовных и моральных потребностей человека, в соблюдении семейно-бытовых традиций, религиозном общении, отходе от жизненных коллизий и бытовых потребностей, объяснении смысла и ценности жизни. Религия указывает верующим путь к спасению, призывает к искуплению грехов и терпения, дает надежду на райское блаженство после смерти. Кроме того, она объясняет явления общественной жизни.
Литература
1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: курс лекций. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000. – 452 с.
2. Религиоведение: учебное пособие. – М.: Гардарика, 1998. – 122 с.
3. Некрасов А.И. Социология. – Харьков: Одиссей, 2004. – 106 с.
4. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. – М.: Центр, 1997. – 84 с.
5. Ерескова Т.В. Социология религии: курс лекций. – Донецк: Нордкомпьютер, 2005. – 76 с.