Социология религий 2
СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление: Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Происхождение религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Элементы религий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4Оглавление:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Происхождение религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Элементы религий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Типы религий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Формы религиозных организаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Функции религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Введение
В период распада первобытнообщинного общества и возникновения государства происходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.
Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность религии не означает, что она истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков-покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм, синтоизм (путь богов у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).
Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов.
В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб.
Происхождение религии
Проблема понимания религии, ее сущности и природы сегодня становится предельно актуальной. Многие великие умы человечества в разные годы пытались разобраться в религиозных вопросах. По этой обширной теме написано много литературы. И по сей день не утихают споры, высказываются различные точки зрения о сущности религии и перспективах ее развития.
Особенность религии заключается в том, что она представляет собой такой пласт культуры, который непосредственно связан с опытом массового сознания, с массовым нравственно-психологическим наследием. Согласно Марксу, религия - не теоретическое, а практически-духовное освоение действительности, мира. Термин «религия» происходит от латинского religio. Наиболее признаваемыми вариантами этимологии этого термина являются варианты Цицерона (106-40 в. До н.э.) и Лактация (ок 250-умер после 325г.). Цицерон производит указанный термин от латинского relegere – идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать созерцать, бояться – и характеризовывая религию как богобоязненность, страх и почтение богов, тщательное обдумывание всего, что имеет отношение к этому почитанию. Лактаций считал, что слово religio происходит от латинского religare – взять, связать, привязывать, сковывать – и означает связывание, узы, соединяющие человека с богом в служении ему и повиновении через благочестие. Известный французский лингвист Э. Бенвинист (1902-1976) полагает, что изначально religio – сомнение, удерживающее человека, внутреннее препятствие какому-то действию, а не чувство, побуждающее к действию или заставляющее исполнить обряд. «Вновь собирать», «собирать, возвращать к исходному виду», «вновь начинать прежде сделанный выбор» - таков собственный смысл religio. Только у христианских писателей впервые появились объединенные religio и religare, слово religio из relegare, слово religio выводится из уз благочестия, поскольку Бог присоединяет к себе человека издали и привязывает его к себе благочестием.
В христианстве слово religio было истолковано в смысле зависимости человека от Бога, обязательства человека перед Богом. Термин religio в словарях переводится так: совестливое отношение к чему-либо – совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве; религиозное чувство, вера; культ, религия.
В других культурах значение терминов соответствующих латинскому religio иные. В санскрите dharma (от арийского dhar – утверждать, поддерживать, защищать) означает учение, добродетель, моральное качеств, долг, порядок мироздания и другое в арабском языке используется название din, которое первоначально в предисламский период означало власть, подчинение, обычаи, а в последствии стало употребляться в смысле безусловности подчинения Аллаху, придания себя Богу, совершенствования в искренности веры. В китайском языке латинскому religio соответствует chiao – учение. В старославянском языке слово «религия» известно с начала 18 века.
Элементы религии.
Рональд Л. Джонстаун определили религию как «систему верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным». Джонстаун перечислил пять основных элементов, помогающих понять, является ли религией система верований.
Во-первых, религия предполагает наличие группы верующих. Хотя религия может быть связана с глубоко личными переживаниями.
Во-вторых, религия ассоциируется с понятием, которые считаются священными. Она проводит различие между предметами повседневной жизни и необычными явлениями. Эти верования объясняют человеческую натуру, окружающую природу сверхъестественные силы, которые считаются священными.
В-третьих, религия подразумевает определенную совокупность верований – вероисповедание.
В-четвертых, религия предполагает особую совокупность действий или ритуалов (образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам).
Наконец, религия включает некоторые представления о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение.
Типы религий.
Существует несколько способов классификации религий. Первый систематизирует религии по названиям, данным их представителями: протестантская, католическая, мусульманская и т.д. Количество христиан превышает численность представителей других религий, но это не означает, что большинство всех верующих составляют христиане; в действительности их насчитывается 20 процентов. Кроме того, интересно отметить, что общая численность приверженцев (около 2,5млрд.) основных мировых религий намного меньше общей численности населения всего мира (примерно 4,5 млрд. человек). Другой способ (называемый системой Беллаха) ориентируется на степень примитивности или сложности определенного типа религий. Беллах выделили пять следующих категорий религий: примитивную, архаическую, историческую, раннемодерную и модерную. Третья система предложена Вербером, акцентирует внимание на характере верования о спасении души – следует ли избрать пассивный (мистицизм) или активный (аскетизм) способ спасения души в том или ином мире.
Формы религиозных организаций.
Существует четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация или верующие и культ.
Церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри него.
Сектой называется организация, которая отвергает ценности остального общества и может потребовать обращения в свою веру и исполнения соответствующих ритуалов.
Деноминация или вероучение, третья форма религиозной организации, представляет собой промежуточное звено между церковью и сектой. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, но ей приходится конкурировать с другими деноминациями для привлечения новых членов.
Четвертая форма религиозной организации – культ. Это крайняя форма секты, призывающая к радикальным изменениям индивида, общества или того и другого одновременно.
Функции религии.
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функции» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции – это способы действия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения его функций.
Выделяется несколько функций религий: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и прочее. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслопонимание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться, хотя бы в воображении, за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, блаженства, на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение «преодолевается свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствие обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются «братством во Христе», в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т.д. важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешения, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.
Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание подписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.), которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми в литургии, молитве, медитации, «тайнозрении».
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов. Мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и прочего), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании).
Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, институты, группы. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в трех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.
Леготимирующе-разлеготимирующая (лат. Legitimus – законный, узаконенный) функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и других), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование – максиму (лат. Maxima – высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.
Стремление человека к познанию вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информации, велико число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс познания продолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных человеком знаний. Но, осваивая основные принципы, положения, понятия и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир, находит для себя в нем ориентиры, чтобы затем воспользоваться приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях.
Список использованной литературы:
«Социология» под редакцией профессора В.Н. Лавриненко Москва 2002г.
«Социология» Нейл Смелзер «Феликс» Москва 1994г.
«Основы религиоведения» под редакцией И.Н. Яблокова Москва 2002г.
«Религия. История и современность» под редакцией Ш.М. Мунчаева Москва 1998г.
«Введение в религиоведение» Н.К. Радугин «Центр» Москва 1996г.
«Религии мира» под редакцией Л.Н. Щапова «Просвещение» Москва 1994г.
«Религиоведение» И.Н. Яблоков Москва 1998г.