В
Страница 3 из 5

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ процесс взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения, универсальная форма изменения состояний тел. В. определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, ее свойства, ее объединение наряду с др. телами в систему большего порядка. Без способности к В. материя не могла бы существовать. В этом смысле Энгельс определял В. как конечную причину всего существующего, за к-рой нет других более фундаментальных определяющих свойств. Во всякой целостной системе В. сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться. В объективном мире существует множество форм В. (Всеобщая связь явлений, Движение, Изменение, Функциональная зависимость).

ВИВЕКАНАНДА (наст. имя — Нарендранатх Датта) (1863—1902) — инд. философ-идеалист, ученик Рама-кришны. В 1880—84 изучал философию в Калькуттском ун-те. В 1893 выезжал в США для участия во Всемирном конгрессе религий и пропаганды идей веданты. В 1897 основал религиозную “Миссию Рамакришны”. В. пытался “сблизить” идеи адвайта-веданты с положениями совр. ему науки. Подобно Рамакришне, он отстаивал основанную на веданте “единую религию”. Однако деятельность В. перерастала узкие рамки религиозного реформаторства. Он выступил как крупный общественный деятель, призывал к борьбе за национальное освобождение, осуждал политику апелляций к британским властям, проводимую инд. либералами. Все это делало его предшественником идейных лидеров крайне левого крыла инд. национально-освободительного движения начала 20 .в. В. отстаивал теорию четырех стадий общественного прогресса, различающихся в зависимости от господствующей варны (сословия): брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. “Царством вайшьев” В. называл совр. ему буржуазное об-во, “царством шудр” — будущее “социалистическое”. Он осуждал империалистическое угнетение наций, расизм, милитаризм. В то же время его “социализм” носил утопический характер.

ВИДИМОСТЬ (кажимость) — понятие, выражающее момент обманчивости в восприятии объекта или явления. В. имеет двоякий источник. С одной стороны, это совокупность объективных характеристик предмета или процесса на уровне явления, с др.— способ объяснения этих характеристик субъектом или их преобразование в процессе получения информации о них. Напр., в результате различных коэффициентов преломления светового луча в воздухе и воде палка, опущенная наполовину в воду, кажется надломленной. Тот факт, что в условиях капитализма владелец банковского вклада получает процент, владелец завода — прибыль, а владелец земли — ренту, в силу его привычности трансформируется в сознании в В. того, что эти формы доходов не связаны друг с другом и что земля порождает ренту, предприятия — прибыль, а денежный вклад — процент, в то время как на самом деле во всех этих случаях мы имеем дело с формами присвоения неоплаченного труда рабочих. Задача исследования часто состоит в анализе механизма возникновения В., в поисках ее корней и правильном объяснении явления, в переходе от В. через явления (связь явлений) к сущности.

ВИД И РОД (в логике) — категории, выражающие отношения между классами (в частности, объемами понятий). Предметы класса Б составляют В. предметов класса А, если они обладают всеми свойствами, общими для предметов А, и наряду с этим имеют нек-рые специфические (отличающие их от всех др. предметов А) свойства; предметы А в таком случае составляют Р. для предметов В. Понятия, обобщающие предметы классов А и Б, наз. относительно друг друга соответственно родовым и видовым. Напр., животные — В. по отношению к организмам; организмы — Р. для животных. Р. представляет нечто общее в предметах, составляющих его виды. В.— особенное (специфическое) в пределах этого общего; признаки, характеризующие Р. и В., суть абстракции и существуют лишь в отдельных предметах.

ВИКО Джамбаттиота (1668—1744)— итал. философ нового времени, социолог. В.— создатель исторического круговорота теории. Допуская существование божественного начала, от к-рого, по В., исходят законы истории, он в то же время указывал, что об-во развивается в силу внутренних, закономерных причин. Каждый народ, по учению В., проходит в своем развитии три эпохи (божественную, героическую и человеческую), аналогичные периодам жизни человека — детству, юности и зрелости. Государство возникает лишь в героическую эпоху и представляет господство аристократии. В человеческую эпоху на смену приходит демократическое государство, в к-ром торжествуют свобода и “естественная справедливость”. Это вершина развития человечества, его зрелость, после чего наступает упадок. Об-во возвращается к первоначальному состоянию. Затем вновь наступает движение по восходящей линии, новый круговорот. Свои принципы исторического развития В. распространял также на язык, право, искусство. Осн. соч.— “Основания новой науки об общей природе наций” (1725).

ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм (1848— 1915) — нем. философ-идеалист, основатель т. наз. баденской школы неокантианства; работал в области истории философии, логики, этики и теории ценностей. Пытался обосновать коренное различие методов естественных и общественно-исторических наук. По В., естественные науки — “номотетичес-кие”, т. е. вырабатывающие общие законы, исторические науки — “идиогра-фические”, т. е. повествующие только об особенном, единичном. Это различение было основано на противопоставлении В. общего особенному и единичному. Осн. соч.: “История древней философии” (1888), “История новой философии” (2 тт., 1878—80), “Прелюдии” (1884), “История и естествознание” (1894).

ВИНЕР Норберт (1894—1964)— амер. математик, проф. Массачусетско-го технологического ин-та (США). Ранние работы В. посвящены гл. обр. основаниям математики. В. занимался также теоретической физикой, получил ряд значительных результатов в области математического анализа и теории вероятностей. Изучение функционирования электронных следящих и вычислительных устройств наряду с исследованиями (совместно с мексиканским физиологом д-ром А. Розенблютом) по физиологии нервной деятельности привело В. к формулировке идеи и принципов кибернетики (“Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине”, 1948). Философские воззрения В. эклектичны;сам В.причислял себя к экзистенциализму с его пессимистическими воззрениями на об-во. В. призывал бороться против войны, выступал за международное сотрудничество ученых.

ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим (1717—68)—нем. просветитель, историк и теоретик искусства. Осн. труд В. “История искусства древности” (1764) явился первой попыткой научного исследования истории искусства. Развитие искусства, по В., обусловлено как природными факторами (климат), так и общественными (влияние “государственного устройства и управления и вызванного ими склада мыслей”). Порожденное свободой древнегреч. искусство как воплощение “благородной простоты и спокойного величия” —эстетический идеал В., к-рому он призывал следовать. Взгляды В. оказали воздействие на последующее развитие эстетики и искусства.

ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis — жизненный) — идеалистическое учение, претендующее на объяснение возникновения живого, его качественного отличия от неживого, упорядоченности, организованности и направленности биологических процессов, целесообразности приспособительных признаков и др. свойств органического мира путем по-стулирования вымышленных нематериальных и иррациональных непознаваемых факторов (энтелехия, археи, созидающая сила, порыв к форме, жизненный импульс и др.). В. паразитирует на нерешенных проблемах биологии, спекулируя на трудностях процесса познания сущности жизни. Методологически В.— антипод механицизма. Исторически В. связан с первобытным анимизмом, одушевлявшем все тела природы, и древнегреч. учениями о душе и энтелехии. В. 16—19 вв. формировался на основе идеалистической интерпретации проблем причинности, организованности и управления функциями организма. В. конца 19 — начала 20 в. выступает в форме органицизма, холизма и др., где наиболее сложными вопросами являются: проблемы органической целостности, целесообразности, эмбриогенеза и эволюции, возникновения качественно нового в процессе развития и регенерации.

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889-1951) —философ и логик, один из создателей аналитической философии. Родился в Вене. В “Логико-философском трактате” (1921) выдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”, языка, прообразом к-рого для него является язык математической логики, как она была изложена в труде Рассела и Уайтхеда “Principia Mathematica”. Эта концепция есть неоправданная попытка перенести на всю совокупность знания о мире свойства ограниченного логического формализма, основанного на изображении знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Логико-гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обоснование в виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схему “идеального” языка — традиционная философия, этика и т. д.,—объявляется В. лишенным научного смысла; философия признается возможной лишь как “критика языка”. Идеи “Логико-философского трактата” были восприняты логическим позити визмом. Ряд логических идей В. (применение табличного, или матричного, метода определения значения истинности, взгляды на вероятность и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в работе “Философские исследования” (1953), оказали воздействие на лингвистическую философию.

ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ выраба тываемая общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать красивое. прекрасное от безобразного. В тех случаях, когда оцениваются произв. искусства, В. э. называется художественным вкусом. Хороший В. э. означает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Напротив, плохой В. э. извращает эстетическое отношение человека к действительности, делает его равнодушным к подлинной красоте, а иногда даже приводит к тому, что человек получает удовольствие от безобразного. Развитость В. э. характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне он постигает эстетические ценности жизни и искусства. Формирование развитого В. э. составляет одну из задач эстетического воспитания.

ВЛАСТЬ — форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (В. экономическая, политическая, государственная, семейная и др.). Сущностью В. являются отношения руководства и подчинения. Наиболее важным видом В. является политическая В., т. е. реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю, определяемую в конечном счете объективными потребностями и интересами. Гл. средствами ее осуществления являются политика, административные акты, правовые нормы. В.— одно из осн. понятий политической социологии. Среди различных видов В. выделяется государственная В., к-рая доминирует в об-ве, является осн. объектом в политической борьбе. Государственная В. может добиваться своих целей различными средствами — идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец. аппарата. Система В. основана на отношениях субординации, т. е. многоуровневого подчинения, иерархии. Совр. динамика политических процессов в различных об-вах связана с бюрократизацией В., к-рая выступает как подчинение людей безличным правилам с целью приспособления их к заданным функциям и отношениям и предполагает наличие санкций за отклонение от предписанного поведения. В социалистическом об-ве на смену В., основанной на отношениях господства и подчинения, должна прийти система В., основанная прежде всего на убеждении, руководстве, влиянии, контроле и лишь отчасти на принуждении, однако исторический опыт ряда стран показал опасную тенденцию к деформации В., ее бюрократизации на основе идеологии культа личности и связанных с этим массовых репрессий, экономического застоя, деморализации. Гарантией укрепления социалистической природы В. служат радикальная реформа политической системы, последовательное проведение в жизнь принципа разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной) и полномочий между различными политическими институтами (государство, хозяйственные, общественные и иные организации), формирование правового государства и социалистического парламентаризма, выборности всех осн. должностных лиц, развитие плюрализма. В процессе обновления социализма в СССР развивается парламентская система, в к-рой большое значение приобретает президентская В.

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ. 1. Сто роны предмета или процесса, различающиеся своим местом и ролью в структуре целого. Категория внешнего отражает поверхностную, непосредственно доступную чувствам сторону предмета или вне предмета существующую дей- ствительность. Категория внутреннего отражает существенную сторону предмета. Внутреннее непосредственно не дано и познается через внешнее, через проявления. Внешние стороны предмета определяются внутренними, законом, сущностью, и раскрываются, познаются через них. Рассмотрение внутренней природы предмета ведет к пониманию его противоречий, источника его развития и внешних форм проявления. 2. Стороны реальности, к-рые люди различают как внешний и внутренний мир. Внутреннее — это духовный мир, внешнее — это мир природы, объективные процессы, происходящие в об-ве. Выяснение действительной связи В. и в.,объективного и субъективного совершалось в истории наук и философии в борьбе материализма с идеализмом и агностицизмом.
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 [Следующая] > [Последняя] >>

 
« Пред.   След. »