Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Т.В.Федосова

Т.В.Федосова
Бухгалтерский учет
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007

1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство

2. Синтетический учет затрат на производство

3. Синтетический учет коммерческих расходов

 

 

1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство

     Организация учета затрат на производство определяется ПБУ 10/99  «Расходы организации». Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н.

  Процесс производства представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции определяется ее фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на изготовление продукции.

  Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и сбыт.

  Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – это исчисление величины затрат, приходящихся на единицу (выпуск) продукции. Ведомость, в которой производится расчет на единицу продукции, называется калькуляцией.

Учет производственных затрат и исчисление себестоимости – важнейший участок в системе управления, оказывающий прямое влияние на непрерывное повышение технического уровня технического уровня производства и его эффективность.

Основными задачами учета затрат на производство являются:

·          Своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством продукции;

·          Выявление непроизводительных расходов и потерь;

·          Контроль за рациональным использованием сырья, материалов, топлива, заработной платы и других затрат;

·          Проверка выполнения планов по себестоимости и выявление резервов для дальнейшего сокращения затрат;

·          Выявлении результатов производственной деятельности.

Классификация затрат осуществляется в зависимости от цели учета:

·          для определения себестоимости изготовленной продукции и формирования финансового результата деятельности предприятия (применяется в финансовом и управленческом учете)

·          для принятия управленческих решений (применяется в управленческом учете)

·          для осуществления процесса контроля и регулирования (применяется в управленческом учете)

Для определения общей суммы затрат по предприятию в целом применяется группировка затрат на производство по элементам в укрупненном виде:

1.   Материальные затраты

2.   Расходы на оплату труда

3.   Отчисления на социальные нужды

4.   Амортизация основных фондов

5.   Прочие расходы

По экономической роли в изготовлении продукции производственные затраты подразделяются на основные и накладные.

  Основные расходы обусловлены непосредственно процессом производства. К ним относятся затраты сырья, материалов, топлива и энергии на технологические цели, расходы, связанные с оплатой труда рабочих, их социальным страхованием, содержанием и эксплуатацией оборудования.

  Накладные расходы связаны с управлением и обслуживанием производства. В их состав включают заработную плату административно-управленческого персонала, отчисления на его социальное страхование, содержание, амортизацию и текущий ремонт зданий, сооружений и хозяйственного инвентаря и т.п.

Совокупность основных и накладных расходов образует производственную себестоимость продукции.

По способу включения в себестоимость продукции производственные затраты подразделяются на прямые и косвенные.

  Прямыми являются затраты, которые на основании первичных документов могут быть непосредственно отнесены на определенный вид продукции или работ.

  Косвенные расходы связаны с изготовлением всех видов продукции или всех видов работ. Поэтому их распределяют между видами продукции и работ пропорционально.

  Общая схема затрат на производство представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ и включает следующие этапы.

  На первом этапе все фактически произведенные затраты в течение отчетного периода (месяца) на основании первичных документов отражаются на производственных счетах:

·      Д 20    К 10,51,60,70 и т.п.  – прямые затраты по изготовлению продукции (выполнению работ, оказанию услуг) основного производства

·      Д  23   К  10,51,60,70 и т.п.  – прямые затраты вспомогательного производства

·      Д  25   К  10,51,60,70 и т.п.  – расходы на обслуживание, организацию структурного подразделения предприятия (цеха, мастерской и т.п.)

·      Д  26   К  10,51,60,70 и т.п.  – расходы на общее обслуживание и  организацию производства и управления предприятием в целом

·      Д  28   К  10,51,60,70 и т.п.  – расходы по исправлению брака

·      Д  97   К  51,60,76 и т.п.  – расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам (оплаченные вперед арендная плата, подписка на периодическую печать и др.)
На втором этапе производится распределение затрат по назначению после окончания отчетного периода. Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, накопленная на дебете сч. 23 списывается в Д 25, 26. (Д 25,26    К 23).

Расходы будущих периодов списываются с  К  97  в  Д 25,26 в доле, относящейся к отчетному периоду.
На третьем этапе распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Учтенные предварительно на счетах 25,26 расходы сначала распределяются между выпущенной продукцией и остатками незавершенного производства пропорционально нормативной их величине.

Расходы, учтенные на счетах 25 и 26, списываются по окончании отчетного периода в Д 20 счета с К 25,26.

На четвертом этапе при наличии производственного брака на счете 28 выявляются окончательные потери от брака и списываются с К 28 в Д 20. По завершении данного этапа на счете 20 собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции (работ, услуг) за отчетный период.

На пятом этапе определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции. Для расчета фактической себестоимости определяется незавершенное производство на конец периода, т.е. затраты на продукцию, не прошедшую всех стадий обработки, испытаний, приемки, неукомплектованную.

Стоимость незавершенного производства остается как сальдо на счете 20 «Основное производство» в разрезе каждого изделия. Остальная сумма затрат списывается на выпущенную продукцию  (Д 43   К 20)

Аналитический учет по 20 счету организуется по видам изделий или услуг.

 

 

2. Синтетический учет затрат на производство

   Выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости зависит от типа производственного процесса и от вида продукции.

Производственные процессы делятся на следующие типы:

·      Единичное производство

·      Серийное производство

·      Массовое производство

·      Непрерывное производство.

Для определения себестоимости применяются следующие методы:

·          Позаказный

·          Попроцессный.

Позаказный метод используется в единичном или серийном производстве, попроцессный метод  - в массовом и непрерывном производстве.

На практике часто производится комбинирование методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Для учета затрат на производство используются активные счета: 20 «Основное производство»,23 - «Вспомогательные производства», 25 -«Общепроизводственные расходы», 26 -«Общехозяйственные расходы», 97- «Расходы будущих периодов», 28 – «Брак в производстве».

Дебет                       Счет 20 «Основное производство»                        Кредит

Формирование затрат

Корреспондирующий счет

Списание затрат

Корреспондирующий счет

Сальдо – стоимость основного незавершенного производство на начало периода

Начисление затрат по статьям калькуляции:

·         Стоимость материалов, покупных изделий и полуфабрикатов

·         стоимость топлива на технологические цели

·         Стоимость энергии на технологические цели

·         Основная заработная плата производ.рабочих

·         Отчисление на социальные нужды

·         Расходы на подготовку и освоение производства

·         Общепроизводственные расходы

·         Общехозяйственные расходы

·         Потери от брака

Сальдо – стоимость основного незавершенного производство на конец периода

-

10

10

60

70

69

97

25

26

28

Списание фактической производственной себестоимости готовой продукции:

1 вариант

·         по учетным ценам

·         отклонение фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам

2 вариант

фактическая себестоимость готовой продукции

43

43

43

Для расчета сальдо по 20 счету применяется следующая формула:

С  = З + О1 - В - О2  , где

З    – затраты за месяц (дебетовый оборот по счету 20),

О1 – незавершенное производство на начало месяца (Д 20 на начало месяца),

В   – возвраты и списания (кредитовый оборот счета 20),

О2 – незавершенное производство на конец месяца (Д 20 на конец месяца).

 

3. Синтетический учет коммерческих расходов

Учет затрат при ведении торговой деятельности аналогичен учету затрат на производство. Применяется активный  счет 44 «Расходы на продажу»

Дебет                       Счет 44 «Расходы на продажу»                             Кредит

Формирование затрат

Корреспондирующий счет

Списание затрат

Корреспондирующий счет

Сальдо –остаток затрат на начало периода

Начисление затрат:

·         Стоимость материалов, тары,

·         Расходы по арендной плате, э/энергии, водоснабжению и т.п.

·         Основная заработная плата

·         Отчисление на социальные нужды

·         Расходы будущих периодов

·         Общехозяйственные расходы

Сальдо –остаток затрат на конец периода

-

10

60

70

69

97

26

Списание затрат

90

При формировании конечного сальдо выделяются транспортные расходы (доставка покупных товаров до склада), в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов, относящаяся, к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1. Определяется сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца.

3. Рассчитывается средний процент как отношение суммы транспортных расходов к стоимости товаров.

4. Определяется сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца.

Пример.

руб.

Счет 41 "Товары"

Счет 44 "Расходы на продажу"

субсчет "Транспортные расходы")

Остаток на начало отчетного периода

Поступило за отчетный период

Реализовано за отчетный период

Остаток на конец отчетного периода

Остаток на начало отчетного периода

Произведено за отчетный период

Учтено за отчетный период

Остаток на конец отчетного периода

Сальдо счета 41

Оборот по Дебету счета 41

Оборот по Кредиту счета 41

Сальдо счета 41

Сальдо счета 44

Оборот по Дебету счета 44, субсчет «Транспортные расходы»

Оборот по Кредиту счета 44, субсчет «Транспортные расходы»

Сальдо счета 44

320 000

440 000

300 000

460 000

300

1 500

696

1 104

1. Суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало периода и произведенные в отчетном периоде: 1800 руб. (300 руб. + 1500 руб.).

2. Определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца: 760 000 руб. (300 000 руб. + 460 000 руб.).

3. Определяется средний процент транспортных расходов к общей стоимости товаров: 0,24% (1800 руб. : 760 000 руб. х 100%).

4. Умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца: 1104 руб. (460 000 руб. х 0,24%).

5. Подлежит списанию в отчетном периоде сумма транспортных расходов:

696 руб. (300 руб. + 1500 руб. - 1104 руб.).

       Расходы на рекламу.

Реклама - это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Согласно пп.28 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых услуг. В п.4 ст.264 НК РФ указаны три группы расходов на рекламу, которые принимаются на расходы в полном объеме, а именно:

·      расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

·      расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

·      расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Остальные расходы учитываются только в пределах 1 % выручки от реализации за отчетный налоговый период.

Пример: рекламные расходы  на транспортном средстве (автобус) произведены на сумму 17000 рублей, выручка от реализации – 1500000 руб. Следовательно, 1% = 15000 руб., 17000-15000=2000 руб. к расходам для целей налогообложения не относятся.

        Представительские расходы

Согласно п.2 статьи 264 представительские расходы - расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий, расходы на проведение официального приема для указанных лиц и другие аналогичные расходы.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов  на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

        Расходы на оплату процентов банков

Принимаются в размере ставки рефинансирования, увеличенной на 10%.

Пример. ЗАО "Актив" получило кредит в сумме 500 000 руб. под 18 % годовых. Ставка рефинансирования, установленная Банком России, составила 12 % годовых.

Облагаемую прибыль уменьшают проценты, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза.

Ставка процентов, которые учитываются при налогообложении, составит:

12% x 1,1 = 13,2%.

Этот показатель меньше, чем проценты по займу, которые платит фирма.

Следовательно, в состав внереализационных расходов можно включить проценты в пределах 13,2 процента годовых.

Сумма процентов, учитываемых при налогообложении прибыли, составит:

500 000 руб. x 13,2% = 66 000 руб.

        Расходы на компенсации (использование личного автотранспорта)

Постановление Правительства РФ от 08.02. 02 г. N 92

Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:

                                                                                   (рублей в месяц)

       легковые автомобили с

       рабочим объемом двигателя

    до 2000 куб. см включительно                 - 1200

    свыше 2000 куб. см                                   - 1500

     мотоциклы                                                 - 600.

 

 
« Пред.   След. »