3.1 Корпоративный портал как комплекс инструментов электронного бизнеса
  Портал (Portal) - сайт, организованный как системное многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов. Другими словами, портал - это "электронная библиотека", разделенная на различные тематические отделы, способные включать в себя количественные и качественные данные, анализы, графики и т.д., обновление которых происходит в реальном времени. Для машиностроения организация портала означает переход к системе 'just in time", которая позволяет значительно снизить издержки. Это особенно актуально для такой небольшой компании как «КОММАШ», которая не может распылять оборотные средства на аренду неоправданно больших складских площадей.
   Информацию в порталах обычно организовывают по иерархическому признаку, связанному с определенной тематикой. Привлекательность такого подхода состоит в том, что он позволяют максимально приблизить бизнес к клиентам, партнерам и поставщикам, обеспечить пользователям персонализацию, "бесшовную" интеграцию информационной сущности компании и возможность устанавливать отношения внутри рабочих и информационных групп.
   Рождение информационных порталов как самостоятельной информационной единицы можно датировать 1994-1995 гг., когда в сети Internet появился новый класс коммерческих сайтов - "информационные накопители" (Yahoo, AltaVista, Lycos и др.).
  С расширением Internet, эти сайты стали брать на себя роль путеводителя для пользователя Сети. Однако первое упоминание слова "портал" связывают с выпуском компанией Merrill Lynch в ноябре 1998 года отчета, в котором впервые было введено понятие корпоративного информационного портала (Enterprise Information Portal - EIP), под которым понимался пакет программного обеспечения, дающий компании возможность обеспечивать при помощи Web¬браузера доступ к информации внутренних и внешних сетей. [56] Серьезная потребность в построении ЕГР возникла при переходе корпоративных баз данных к сетевому формату, при необходимости систематизировать и усовершенствовать информационные хранилища компании. Тогда руководители поняли, что без единого информационного пространства, позволяющего и посетителям, и сотрудникам работать с данными компании и пользоваться аналитическими приложениями в режиме реального времени, не обойтись. Перспективность отрасли информационных корпоративных порталов налицо - ее доходы вырастут с 4,4 млрд. долларов в 1998 г. до 14,8 млрд. долларов в 2002 г., и свыше 80% американских фирм к 2001 г. построят собственные порталы, (рис. 3.3)[56]


Рис. 3.3 Рост затрат крупнейших компаний на преобразования в области внедрения электронного бизнеса [56]

Все порталы можно разделить на торговые, информационные и корпоративные (рис. 3.4) [56]:
  • Торговые порталы, основной задачей которых является объединение  вокруг себя  наибольшего  количества Web-узлов поставщиков и покупателей и централизация документооборота между ними. Все электронные транзакции в таких порталах проходят через электронные торговые площадки (marketplaces), соединяющие покупателей и поставщиков по "звездообразной" топологии;
  • Информационные порталы включают в себя вертикальные, горизонтальные и потребительские порталы.
  • Вертикальные (специализированные) порталы - узкой тематической направленности, посвященные определенной тематике; Горизонтальные (универсальные) порталы - общего характера, обозревающие различные темы;
  • Потребительские порталы (Rambler, Yahoo, InfoArt и т.д.). Потребительские порталы содержат огромное количество ссылок на различные сайты, и служат для организации более удобного пребывания пользователя в Сети. Они содержат поисковые возможности, ленты новостей, биржевые сводки, прогнозы погоды, т.е. все, что необходимо для ежедневного информационного обеспечения. Кроме того, некоторые из них предоставляют пользователям услуги электронной почты, сервисы для планирования времени, ведения баз данных адресов и дат, а также другие бесплатные приложения. Тем самым они увеличивают количество посетителей, что является жизненно важным для них, поскольку потребительские порталы существуют за счет рекламной деятельности;
  • Корпоративные порталы, предназначенные для организации единого информационного пространства внутри компании.


Рис. 3.4 Виды корпоративных порталов[56]

Можно выделить ряд основных требований, предъявляемых к порталам:
  • Обслуживание большого числа пользователей;
  • Широкий спектр информации (Если первые два условия не были удовлетворены, то компании придется создавать несколько более мелких порталов, что сопряжено с дополнительными затратами на разработку и дальнейшее содержание, и, в итоге, порталы не выполняют своей основной цели - организации единого информационного пространства);
  • Поддержка основных сетевых форматов;
 
 Корпоративный информационный портал разделен на две части:
  1. Внутренний портал (Интранет), в котором расположена приватная информация, предназначенная для использования ограниченным числом пользователей. Используется локальная сеть.
  2. Внешний портал, который доступен для общественного использования и в котором расположена публичная информация. Используется сеть Internet (рис.3.6) [41]

Функциональная структура корпоративного информационного портала может быть разбита наследующие составляющие (рис. 3.7) [73]:
  • Приложения.   В   системе   портала  инструментом   пользователя
является браузер или навигатор, который обеспечивает ему доступ к страницам в необходимом формате. Многие порталы (например, Hummingbird Communications ЕГР) позволяют пользователю настроить домашнюю или персональную Web-страничку под его личные требования поиска и приема (т.н. механизм фильтрации данных).
  • Система обеспечения безопасности. Обычно включает в себя стандартные защитные меры, такие как: криптографическое кодирование, задание пароля, присваивание идентификатора, электронная цифровая подпись и т.д.
  • Приложения интеллектуального анализа или система управления знанием (knowledge management), которые представляют собой средства, позволяющие структурировать и категоризировать неучтенные данные (например, затерянные в почтовых ящиках), сформировать удобные механизмы доступа к ним и, используя специальные аналитические методы, сконструировать отчеты о собранной информации. Их принцип работы заключается в аннотировании существующих документов, формирование на базе этих аннотаций, описывающих документы, метаданных и их размещение в информационном хранилище вместе со ссылками на исходный документ. При этом устанавливается язык документа, его тема, дата создания и принадлежность. Одновременно создаются специальные словари или базы данных встречающихся в документе имен, терминов и других атрибутов с указанием их источника. Результатом деятельности является разбиение текстового документа на связанные категории, посредством эвристического анализа смысловой и терминологической близости распределяемых по иерархическим рубрикам текстов.
  • Репозитарий - хранилище метаданных об информационных объектах, пользователях, рабочих группах и т.д. Метаданные указывают тип объекта, раздел, к которому он принадлежит, формат документа и даже его содержание.
  • Подсистема публикаций и подписки, которая позволяет пользователям публиковать свои документы и подписываться на получение необходимой информации и внешних источников.
  • Механизмы анализа и планирования бизнес-процессов, в том числе системы планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning -ERP). Системы ERP - набор интегрированных приложений, которые в едином информационном   пространстве   поддерживают   все   основные   аспекты управленческой деятельности предприятия. Среди них можно назвать планирование ресурсов для производства товаров и услуг, оперативное управление производственным планом, виды учета и анализа результатов экономической деятельности. Все операции планирования и анализа в ERP разбиты на отдельные функциональные модули.
  • Модуль управления взаимоотношений с клиентами (CRM - Customer
  Relationship Management - может входить в систему ERP), которая обеспечивает объединение front и back-office компании, позволяя сформировать информационную базу с данными о клиентах, службу информационной поддержки клиентов, настраивать портал под требование клиента (например, выдавать пользователю ассортимент товаров или список информации, основываясь на прошлых обращениях) и т.д. При этом предприятие может не только значительно повысить потенциал front-office и упорядочить процесс документооборота с оппонентом, но и производить исследования предпочтений покупателей. Однако основной функцией CRM является "удержание" клиента, что становится первостепенной задачей для любого бизнеса (по мнению экспертов, "удержание" 5% покупателей дает прирост прибыли на 25-125%).



Рис. 3.7 Архитектура портала [73]

Использование корпоративных порталов дает ряд преимуществ:
  • Корпоративные порталы структурируют данные, находящиеся в базе данных корпорации и предоставляют их в удобной для использования форме.
  • Порталы отслеживают и извлекают информацию из сети Internet и фильтруют ее, основываясь на требованиях пользователей.
  • Корпоративные порталы обеспечивают всеобщий доступ к публичной информации, основываясь на возможностях Сети. Реклама при использовании внутренних возможностей компании.
  • Использование возможностей гипертекста для перемещения по ссылкам, вставленным прямо в текст.
  • Использование    графических,     аудио    и    видео    образцов;

   Использование одной универсальной программы -Web-браузера - для работы со всеми видами информации.
   Одной из первых и наиболее успешных отраслей, начавших использовать корпоративные порталы стала автомобильная промышленность. Производство комплектующих, система и построение модулей, и сборка автомобилей имеют место фактически во всем мире прежде, чем автомобиль продан дилером.
Ниже мы проводим краткий обзор новшеств, которые промышленность осуществила к настоящему времени и будет должна осуществить в ответ на развитие электронного бизнеса, и покажем, как эти новшества изменяют цепочку создания стоимости автомобиля, как производители автомобилей организуют и получают максимальную выгоду от электронного бизнеса.
   Сайты автомобильных брокеров такие, как AutobyteI.com, являются одними из наиболее посещаемых сайтов в Интернет, и все автомобильные компании продолжают работать над созданием и развитием новых многоканальных порталов (Интернет, WAP, и т.д.) с тем, чтобы способствовать улучшению отношений с клиентами. Однако электронная коммерция типа бизнес-бизнес (В2В) имеет для автомобилестроения гораздо большее экономическое значение в краткосрочной перспективе, чем электронная коммерция типа бизнес - потребитель (В2С).
   Ожидается, что общий объем В2В торговли через Сеть превысит 2 триллиона евро в 2004 г. во многом благодаря транзакциям автомобильных корпораций.
   Доступность новых технологий на базе языка XML (Extensible Markup Language), например интеграционный сервер В2В (webmethods.com), используемый компанией SAP при разработке решений в области В2В, привела к существенному развитию систем поставок, что привело, и будет продолжать способствовать существенному сокращению затрат. С использованием Интернет и широкополосных сетей передачи данных, обеспечивающих низкие затраты на использование коммуникационных платформ, теперь существует возможность интегрировать существующие системы производителей автомобилей и всех или, по крайней мере, большинства их поставщиков быстро и эффективно. Это является предпосылкой к дальнейшему сокращению времени операции «заказ -доставка» при покупке нового автомобиля.
   Интеграция между производителями автомобилей и их поставщиками не нова; электронный обмен данными используется уже в течение длительного времени. Но классическнй электронный обмен данными позволяет осуществлять связь лишь между автомобильной компанией с одним из ее поставщиков. При этом требуется наличие специализированных серверов электронного обмена данными. Такие серверы имеют стоимость от 10.000 до 100.000 евро, а плата за отправку/получение одного сообщения составляет от 1 до 20 евро. Использование же этих серверов требует дорогостоящего программного обеспечения. Поэтому только крупные поставщики связаны с производителями автомобилей системами электронного обмена данными; остальные поставщики продолжают использовать обмен данными с использованием бумажных носителей. И наоборот, в системах, базирующихся на языке XML и XML-EDI, используются существующие подключения к Интернет, что требует наличия дешевых веб — серверов, простых сценариев (scripts) и таблиц стилей, которые могут быть внедрены в кратчайшие сроки.
 
« Пред.   След. »