Анализ производства и реализации продукции

реферат: Бухгалтерский учет и аудит

Документы: [1]   АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.doc Страницы: Назад 1 Вперед


Министерство  Образования  Российской  Федерации

Оренбургский  Государственный  Университет






КУРСОВАЯ  РАБОТА




по курсу: Технико-экономический анализ деятельности предприятия

тема: Анализ производства и реализации продукции




                                                               Выполнил студент Биккинин Р.Т.

                                                               Специальность  ЭиУ

                                                               Курс 2

                                                               Группа ЭС2-3

                                                               Шифр студента 98-Э-250




К защите допускаю

Руководитель  Альтуфева

                      ________________  

                               подпись

                      ________________

                                       дата




                                                               Оценка при защите_____________

                                                               Подпись___________дата________









Уфа тАУ 2000 г.




Содержание


Введение                                                                                        3

1 Задачи и информационное обеспечение анализа                                4

2 Анализ динамики и выполнения плана производВнства

    и реализации продукции                                                                5

3 Анализ ассортимента и структуры продукции                                10

4 Анализ качества произведенной продукции                                15

5 Анализ ритмичности работы предприятия                                        19

6 Анализ факторов и резервов увеличения выпусВнка

и реализации продукции                                                                21

Список литературы                                                                        28

Введение.

     Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

    Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения,  осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

    Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо "адеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

    Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия тАУ анализу производства и реализации продукции.

Объем производства и реализации проВндукции являются взаимозависимыми покаВнзателями. В условиях ограниченных проВнизводственных возможностей и неограниВнченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж являВнется основой разработки производственной программы. Предприятие должно произвоВндить только те товары и в таком объеме, коВнторые оно может реально реализовать.

     Темпы роста объема производства и реаВнлизации продукции, повышение ее качества непосредственно "ияют на величину изВндержек, прибыль и рентабельность предВнприятия. Поэтому анализ данных показатеВнлей имеет важное значение на любом  предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой промышленности.

  1. ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА


К основным задачам анализа производства и реализации продукции относятся:

  • оценка степени выполнения плана и динаВнмики производства и реализации продукции;
  • определение "ияния факторов на измеВннение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резерВнвов увеличения выпуска и реализации проВндукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.




















Источниками информации для анализа производства и реалиВнзации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продукВнции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышВнленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетВнность промышленного предприятия (объединения) по продукВнции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.




2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДВнСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ


     Объем производства и реализации промышленной продукВнции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показаВнтели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

     Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

    Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутриВнхозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутриВнхозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузВнке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является свяВнзующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производВнства и реализации продукции по отдельным видам и группам одВннородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов проВнизводства продукции, например, на консервных заводах испольВнзуется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонВнтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувВнной промышленности тАФ условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не предВнставляется возможным использовать натуральные или условВнно-натуральные измерители.

    Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах


Год

Объем производства продукции, млн руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, млн. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

ххх1

90000

100

100

89500

100

100

ххх2 хххЗ

92400 95800

102,7 106,4

102,7 103,6

92600

94300

103,4

103,4

105,4

101,8

ххх4

94 100

104,5

98,2

93500

104,4

99,2

ххх5

100800

112

107,1

96600

107,9

103,0



Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возВнрос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдуВнщие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельсВнтвует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реалиВнзации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:


В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87 %, а реализации продукции - 1,92 %.

    Для большей наглядности динамику производства и реализаВнции продукции можно изобразить графически (рис. 2.1).





Рис. 2.1. Динамика производства и реализации продукции

за период с ххх1 по ххх5 год


Оценка выполнения плана по производству и реализаВнции продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 18.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации - только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Таблица 2.2

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием______________ за 19_ год


Изделие

Объем производства продукции, млн. руб.

Реализация продукции, млн. руб.

план

факт

+,-

% к плану

план

факт

+,-

% к плану

А

28800

25200

-3600

-12,5

28500

24250

-4250

-14,9

B

33600

33264

-336

-1,0

33600

31800

-1800

-5,35

C

19200

22176

+2976

+15,5

18900

21350

+2450

+13,0

D

14400

20160

+5760

+40,0

14250

19200

+4950

+34,7

И т.д.









Итого

96000

100800

+4800

+5,0

952500

96600

+1350

+1,42


Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плаВнновые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Оперативный анализ выполнения плана

по выпуску и отгрузке продукции, млн. руб.



План

02.01.19__г.

03.01

Вид

продукции

на сутки

на месяц

План с начала месяца

Фактический

Объем

Отклонение от плана



и т.д.





за сутки

с начала

месяца



Изделие А:

выпуск

отгрузка

Изделие В:

выпуск

отгрузка


80

82


125

126


1600

1640


2500

2520


80

82


125

126


82

78


124

128


82

78


124

128


+2

-4


-1

+2



Итого:

выпуск

отгрузка


330

333


6600

6660


330

333


329

330


329

330


-1

-3




Анализ реализации продукции тесно связан с аналиВнзом выполнения договорных обязательств по поставВнкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуВнренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана постаВнвок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняВнются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельВнности по выполнению договорных обязательств (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Анализ выполнения договорных обязательств

по отгрузке продукции за март, млн. руб.


Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

А




В


И т.д.

1

2

3


1

2

800

800

600


500

1200

850

750

700


500

1050


-50




-150

800

750

600


500

1050

Итого


8000

8500

-800

7200



Процент выполнения договорных обязательств рассчитываВнется делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам () и его недовыполнением () на плановый объем ():


     или  90%


Из табл. 2.4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год -на 5 % (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Анализ выполнения

договорных обязательств за год. млн. руб.


Мецяц

План поставки продукции

Недопоставка продукции

Выполнение, %

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Январь

Февраль

Март

тАжтАж

Декабрь

7500

7800

8000


9500

7500

15300

23300


95850

-300

-100

-800


-

-300

-400

-1200


-4800

96,0

98,7

90,0


100,0

96,0

97,4

94,8


95,0



Недопоставка продукции отрицательно "ияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торгоВнвых организаций, предприятий-смежников, транспортных оргаВннизаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следуВнет обращать на выполнение обязательств по госзаказу, коопеВнрированным поставкам и по экспорту продукции.

  1. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ


Большое "ияние на результаты хозяйственной деятельносВнти оказывают ассортимент (номенклатура) и структура проВнизводства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска проВндукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологиВнческих, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоВнряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покуВнпателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и принятия своевреВнменных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы моральВнно устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изВнменений в ассортименте продукции.

    Оценка выполнения плана по ассортименту продукВнции обычно производится с помощью одноименного коэффициВнента, который рассчитывается путем деления общего фактичесВнкого выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 3.1 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 %  (92 064 / 96 000 х 100) .

Таблица 3.1

Выполнение плана по ассортименту продукции



Изделие


Объем производства

продукции в плановых ценах,

млн. руб.

Процент

выполнения

плана

Объем продукции,

зачтенный в выполнение

плана по ассортименту

А

В

С

D

28800

33600

19200

14400

25200

33264

22176

20160

87,5

99,0

115,5

140,0

25200

33 264

19200

14400

Итого

9600

100800

105,0

92064


Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды проВндукции, состояние материально-технического обеспечения, несВнвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недосВнтаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатВнки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним виВндам и сокращение по другим видам продукции приводит к измеВннению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в обВнщем их выпуске. Выполнить план по структуре тАФ значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланиВнрованные соотношения отдельных ее видов.

    Изменение структуры производства оказывает большое "ияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет "ияния структуры производства на уровень переВнчисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.2), который позволяет абстрагироватьВнся от всех факторов, кроме структуры продукции:

=100800 млн. руб.

=98500 млн. руб.

=100 800-98 500 = +2300 млн. руб.

Таблица 3.2

Анализ структуры товарной продукции

Изделие

Оптовая

цена

за 1 туб, тыс. руб.

Объем

производства продукции,

туб*

Товарная продукция в ценах плана, млн. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб.

план

факт

план

Фактически

при плановой

структуре

факт

А

В

С

D

5000

6000

7000

7500

5760

5600

2743

1920

5040

5544

3168

2688

28800

33600

19200

14400

29550

34 475

19 700

14755

25200

33264

22 176

20 160

-4350

-1211

+2476

+5385

Итого

-

16023

16440

96000

98500

100800

+2300


* туб - тысяч условных банок.

Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-наВнтуральных единицах ():


= 16 440 / 16 023 = 1,026025.


Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн. руб. Это значит, что увеличилась доля боВнлее дорогой продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым спосоВнбом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по проВнизводству продукции, расчитанными на основании стоимосВнтных () и условно-натуральных показателей (можно в нормо - часах) () умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

(1,05 - 1,026025) х 96 000 млн. руб. = +2300 млн. руб.


Таблица 3.3

Расчет изменения средней цены

1туб за счет структурного фактора


Изделие

Оптовая цена

1 туб, тыс. руб.

Структура продукции, %

Изменение

средней цены за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

+,-

А

В

С

D

5000

6000

7000

7500

35,95

34,95

17,12

11,98

30,66

33,72

19,27

16,35

-5,28

-1,23

+2,15

+4,36

-264,0

-73,8

+150,5

+327,3

Итого

-

100

100

-.

+140,0


Для расчета "ияния структурного фактора на объем проВнизводства продукции в стоимостном выражении можно испольВнзовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходиВнмо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб () за счет структуры (табл. 3.3):

Затем, умножая полученный результат на общий фактичесВнкий объем производства продукции в условно-натуральном выВнражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоВнимостном выражении:


140 тыс. руб. х 16 440 туб = +2300 млн. руб.


Расчет "ияния структурного фактора на изменение выВнпуска продукции в стоимостном выражении можно произвесВнти и с помощью средневзвешенных цен (если продукция одВннородная). Для этого сначала определяется средневзвешенВнная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактичесВнкий общий объем производства продукции в условно-натуВнральном выражении:



6131 тыс. руб.


5991 тыс. руб.


+140 тыс. руб. х 16 440 = +2300 млн. руб.

Аналогичным образом определяется "ияние структуры реаВнлизованной продукции на сумму выручки (табл. 3.4).

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.


Таблица 3.4

Расчет "ияния структуры

реализованной продукции на сумму выручки


Изделие

Оптовая цена 1 туб, млн. руб.

Объем реализации продукции, туб

Выручка по плановым ценам, млн. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб.

план

факт

план

Факт при план структуре

факт

A

B

C

D

5,0

6,0

7,0

7,5

5700

5600

2700

1900

4850

5300

3050

2560

28500

33600

18900

14250

28250

33305

18735

14125

24250

31800

21350

19200

-4000

-1505

+2615

+5075

Итого

-

15900

15760

95250

94415

96600

+2185


Используя описанные выше приемы, можно определить "ияВнние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показаВнтели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективВнность ассортиментной и структурной политики предприятия.

  1. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ


Важным показателем деятельности промышленных предприяВнтий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынВнке. Высокий уровень качества продукции способствует повышеВннию спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не тольВнко за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует паВнраметрические, эксплуатационные, потребительские, технолоВнгические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандарВнтизации и унификации, надежность и долговечность. РазличаВнют обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

    д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

    е) удельный вес сертифицированной продукции;

   ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

   з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества

продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержаВнние железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленВнных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качесВнтва продукции.

    Как видно из табл. 4.1, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества проВндукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидеВнтельствует увеличение удельного веса продукции высшей катеВнгории качества и экспортируемой продукции.


Таблица 4.1


Анализ обобщающих показателей качества продукции


Показатель

Прошлый год

Отчетный год

план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

Удельный вес,  %:

продукции высшей категории качества;

экспортируемой продукции;                               забракованной продукции;            зарекламированной продукции;     

Потери от брака, млн руб.

0,70



75

12,5

0,55

0,30

450

0,75



76

15,6

0,40

0,25

350

0,74



78

15,7

0,50

0,20

420


По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (конВндиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сорВнтности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиВнях. При оценке выполнения плана по первому показателю факВнтическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двуВнмя способами: отношением количества продукции I сорта к обВнщему количеству; отношением стоимости продукции всех сорВнтов к возможной стоимости продукции 1 сорта (табл. 4.2):

Отсюда коэффициент сортности: по плану - 0,833 (28 800/ /34 560), фактически - 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству - 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану - 500 тыс. руб., фактически - 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.


Таблица 4.2

Анализ качества продукции


Сорт продукции

Цена за 1 туб, тыс. руб.

Выпуск продукции.туб

Стоимость выпуска, млн руб.

план

факт

план

факт

по цене I сорта

План

факт

I

II

III

6000

5000

2500

2880

1728

1152

3528

1008

504

17280 8640

2880

21168 5040

1260

17280 10368 6912

21168 6048 3024

Итого

5000

5760

5040

28800

27468

34560

30 240


Вторая задача анализа - определение "ияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (), выручку от реализации продукции () и прибыль (). Расчет производится следуюВнщим образом:

где и - соответственно цена изделия до и после изменеВнния качества;

      и - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

      - количество проВнизведенной продукции повышенного качества;

      - объем реализации продукции повышенного качества.

    Если предприятие выпускает продукцию по сортам и проВнизошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневВнзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приВнведенным выше алгоритмам определить "ияние сортового сосВнтава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

   Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:




Расчет "ияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разВнниц (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Влияние сортового состава продукции на объем выпуска

изделия А в стоимостном выражении


Сорт

продукции

Оптовая цена

1 туб, тыс. руб.

Структура продукции, %

Изменение средней

цены за счет

структуры, тыс. руб.

план

факт

+, -

1

2

3

6000

5000

2500

50

30

20

70

20

10

+20

-10

-10

+1200

-500

-250

Итого

5000

100

100

X

+450


В связи с улучшением качества продукции (увеличением доВнли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли проВндукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактическоВнго выпуска - на 2268 млн руб.(450 тыс. руб. х 5040 туб).

Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по коВнторым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции являВнется брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутВнренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоиВнмости продукции, уменьшению объема товарной и реализованВнной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции;

определяют потери от брака:


млн. руб.

1. Себестоимость забракованной продукции                                                             500

2. Расходы по исправлению брака                                                                                80

3. Стоимость брака по цене возможного использования                                         150

4. Сумма удержаний с виновных лиц                                                                          10

5. Потери от брака (п.1 + п.2 - п.З - п.4)                                                                    420


Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость тоВнварной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн руб., а ее себестоимость - 84 168 млн руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300-84 168)/84 168 х 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукВнции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 х 1,239 = 520,4 млн руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенВнного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устраВннению. Основными причинами понижения качества продукВнции являются плохое качество сырья, низкий уровень технолоВнгии и организации производства, квалификации рабочих, аритВнмичность производства и др.

  1. АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ


    При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичВнности производства и реализации продукции. Ритмичность тАФ равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиВнком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевреВнменного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качесВнтво продукции; увеличиваются объем незавершенного проВнизводства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость каВнпитала; не выполняются поставки по договорам и предприяВнтие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;

несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьВншению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

  Для оценки выполнения плана по ритмичности используВнются прямые и косвенные показатели. Прямые показатеВнли - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коВнэффициент аритмичности, удельный вес производства проВндукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукВнции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отВнчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности тАФ наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствуВнющего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недоВнпоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей - коВнэффициент ритмичности. Величина его определяется пуВнтем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:


Критм = 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67 %.


Таблица 5.1

Ритмичность выпуска продукции по декадам

Декада

Выпуск продукции за год, млн руб.

Удельный вес продукции, %

Выполнение плана, коэффициент

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

план

факт

план

факт

Первая

Вторая Третья

32000

32000 32000

30240

34272 36288

33,3

33,3

33,4

30

34

36

0,945

1,071

1,134

30,0

33,33

33,34

Всего за год

96000

100800

100

100

1,05

96,67


Коэффициент вариации () определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:



где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задаВнния;

      п - число суммируемых плановых заданий;

      х - среднеде-кадное задание по графику.

В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,094. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 9,4 %.

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчиВнтывается также показатель аритмичности как сумма положиВнтельных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плаВнна за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В нашем примере (табл. 18.13) он равен


Каритм = 0,055 + 0,071 + 0,134 = 0,26.

Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плаВнна выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их "ияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изВнменение объема производства продукции по данной причине необВнходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100. Например, за первую декаду план выпуска недовыполнен на 960 млн. руб., или на 3 %, по причине несвоевременной поставки сырья и на 800 млн. руб., или 2,5 %, по причине неисправности обоВнрудования. Отсюда доля первого фактора в изменении общего покаВнзателя аритмичности составляет 11,5 % (0,03 / 0,26 х 100), а втоВнрого - 9,6 % (0,025 / 0,26 х 100).

Внутренние причины аритмичности - тяжелое финанВнсовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производВнства, а также планирования и контроля, внешние тАФ несвоевреВнменная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаВнток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возВнможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольВншего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (100 800 - 36 288 х 3 = 8064 млн. руб.).

Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.

В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприВнятия по устранению причин неритмичной работы.

  1. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСВнКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (Рис. 6.1)




























Рис. 6.1 Схема факторной системы объема реализации продукции

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.                                

    Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:


Отсюда

Если выручка определяется после оплаты отгруженной проВндукции, то товарный баланс можно записать так:


Отсюда                       

где ,- соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

       стоимость выпуска товарной продукции;

      РП - объем реализации продукции за отВнчетный период;

     , - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет "ияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютВнных и относительных приростов каждого из них. Для изучения "ияния этих факторов анализируется баланс товарной продукВнции (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель

Сумма в плановых ценах, млн. руб.

план

факт

+, -

1. Остаток готовой продукции на начало года

2000

2000

тАФ

2. Выпуск товарной продукции

96000

100800

+4800

3. Остаток готовой продукции на конец года

2200

3545

+1345

4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.З)

95800

99255

+3455

5. Остаток товаров, отгруженных покупателям:

5.1. на начало года

5.2. на конец года


4450

5000


4500 7155


+50 +2155

6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2)

95250

96600

+1350


Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыВнполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатВнков товаров, отгруженных покупателям на начало года. ОтриВнцательное "ияние на объем продаж оказали следующие фактоВнры: увеличение остатков готовой продукции на складах предВнприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выясВннить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разрабоВнтать конкретные мероприятия по ускорению реализации проВндукции и получению выручки.

Особое внимание уделяется изучению "ияния фактоВнров, определяющих объем производства продукции. Их можВнно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эфВнфективность их использования:

ВП = ЧР х ГВ,

РП = ЧР х ГВ х Дв,

2) обеспеченность предприятия основными производственВнными фондами и эффективность их использования: 

ВП = ОПФ х ФО,

РП = ОПФ х ФО х Дв,

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эфВнфективность их использования:

ВП = МЗ х МО,

РП = МЗ х МО х Дв,

где Дв ~ доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

    Расчет "ияния данных факторов на объем, валовой и реВнализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их "ияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактиВнческую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных реВнсурсов:


Основные источники резервов увеличения выпуска и реаВнлизации продукции показаны на рис. 6.2





6





















Рис. 6.2 Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

Определение величины резервов по первой группе произвоВндится следующим образом:

где ,,  - резерв роста валовой продукВнции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеВнличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его поВнтерь и повышения среднечасовой выработки;

       РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;

      РФРВ - резерв увелиВнчения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

      РЧВ - резерв роста среднечасовой выраВнботки за счет совершенствования техники, технологии, органиВнзации производства и рабочей силы;

    - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машинно-час (РЧВ) рассчитываются по формуле:

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество i -го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножаетВнся на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:


б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плаВнновую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:


в) планируемое сокращение нормы расхода i-го ресурса на единицу i-го вида продукций умножается на планируемый к выВнпуску объем производства i-го вида продукции, полученный реВнзультат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается обВнщая сумма резерва валовой продукции:



    В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеВнличения производства и реализации продукции (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Резервы увеличения выпуска продукции

Источник резервов

Резервы увеличения выпуска продукции за счет

трудовых ресурсов

cредств труда

предметов труда

Увеличение количества ресурсов

Более полное использование рабочего времени

Повышение производительности труда Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов

Снижение норм расхода сырья и материалов

-


5268

505


-

-

-


8345

-


-

-

3215


-

-


323

1912

Итого

5773

8345

5450


Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоВнен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же разВнмере и по другим группам ресурсов.

На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукВнции ограничен материальными ресурсами и составляет 5450 млн. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2572 млн. руб. (8345-5773) и по материальным ресурВнсам - на сумму 2895 млн руб. (8345-5450).

При определении резервов увеличения реализации продукВнции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруВнженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реалиВнзации.































Список литературы




  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа:учебник. тАУМ.: Финансы и статистика, 1996 г. тАУ228с.


  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?- М.: Финансы и статистика, 1995 г.



3.   Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ           отчетности. М.: - Финансы и статистика, 1996 г. тАУ432 с.


  1. Крейнина М.Н.  Финансовое  состояние предприятия. Методы оценки. М.:- ИКЦ "ДИСтАЭ, 1997 год тАУ224с.


  1. Савицкая Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: -ИП "ЭкоперспективатАЭ, 1998 г.-498 с.



Страницы: Назад 1 Вперед