Международные валютно-кредитные и финансовые отношения

реферат: Валютные отношения

Документы: [1]   Word-84114.doc Страницы: Назад 1 Вперед

В  В  Е  Д  Е  Н  И  Е

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусиВнруются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых ситоВнрически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализаВнции хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, усВнлуг и особенно капиталов и кредитов.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусиВнруются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых ситоВнрически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализаВнции хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, усВнлуг и особенно капиталов и кредитов. Большое "ияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны (ОСОБЕННО <<СЕМЕРКА>>) ,которые выступают как партнеВнры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

Под "иянием новых факторов функционирование международных валютВнно-кредитных и финансовых отношений усложнилось и характеризуется частыВнми изменениями.Поэтому изучение мирового опыта представляет большой инВнтерес для складывающейся России и других стран СНГ рыночной экономиВнки.Постепенная интеграция России в мировое сообщество,вступление в МежВндунородный валютный фонд (МВФ) и группу Международного банка реконструкВнции и развития (МБРР) требуют знания общепринятого цивилизованного коВндекса поведения на мировых рынках валют,кредитов,ценных бумаг,золота.

В курсе " Международные валютные и кредитно-финансовые отношения" изучаются экономические категории,закономерности развития,основные принВнципы и формы организаций этих отношений.

Применения метода системного подхода к изучению данного курса опреВнделяет следующие его задачи:

1) рассмотрение международных валютно-кредитных и финансовых отноВншений как к совокупности экономических отношений,имеющих прямую и обратВнную связь с общественным воспроизводством;

2) исследование структуры и принципов организации современной мироВнвой валютной системы,мировых финансовых центров,международных расчетВнных,валютных и кредитно-валютных операций;

3) анализ взаимодействия структурных элементов валютно-кредитных и финансовых отношений на национальном и международном уровне.

В связи с этим научная основа данного курса базируются на двух меВнтодолгических принципах:

анализе понятий,категорий и элементов международных валютно-кредитВнных и финансовых отношений;

синтезе,т.е.рассмотрение закономерности и тенденций их развитий в современных условиях.

Большое внимание уделено двум регуляторам международных валютВнно-кредитных и финансовых отношений-рыночному и государственному.

Курс основан на приоритете логического изложения перед историческим описанием становления и развития международных валютно-кредитных и фиВннансовых отношений при соблюдении их единства.При этом прослеживается историческая преемственность экономических категорий,структурных принциВнпов мировой валютной и кредитной систем,традиций в организации междунаВнродных валютных,кредитно-финансовых и расчетных операций.

При изложении мирового опыта большое внимание уделено практическим аспектом функионирования мирового валютного рынка,рынка ссудных капитаВнлов,ценных бумаг,золота,еврорынка.Рассматриваются традиционные и новейВншие методы банковского обслуживания внешнеэкономической деятельносВнти.Изучаются элементы национальной и мировой валютной системы,функциоВннальные формы мировых денег,факторы,влияющие на валютный курс.АнализируВнются основные этапы развития мировой валютной системы,структурные принВнципы Ямайской и Европейской валютных счистем.Дана характеристика платежВнного баланса,его структуры,методов погашения сальдо и регулирования осВнновных статей.Освещаются формы валютной политики,мировой опыт применения валютных ограничений и перехода конвертируемой валюте.

Рассматриваются валютно-финансовые и платежные условия внешэкономиВнческих сделок и международных кредитов,понятия и формы международных расчетов и международного кредита.Обобщен мировой опыт регулирования международных кредитных отношений и внешнего долга.Большое внимание удеВнлено мировому рынку ссудных капиталов,валютному рынку,рынкам евроваВнлют,золоту,ценным бумагам,а так же компьютерным технологиям в этой сфеВнре.Проанализированы современные методы страхования валютных и кредитных рисков.Обобшена деятельность ведущих международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Специальный раздел посвящен международным валютно-кредитным и фиВннансовым отношениям России.Дана характеристика валютной системы,валютноВнго рынка,валютной политики,платежного баланса страны.Рассмотрены особенВнности международного кредитования и притока иностранных инвестиций в Россию,проблемы свободных экономических зон и совместных предприяВнтий.Особое внимание уделено проблеме урегулирования внешнего долга РосВнсии и ее требований по отношению к развивающимся странам и партнерам по СНГ.Рассмотрены проблемы участия России и др.старан СНГ в международных финансовых институтах.

МЕЖДУНАРОДНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Особенности международного        кредитования   развивающихся   стран.

Во-первых,значительную часть иностранных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется преиВнмущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наибольшими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот, креВндитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются исходя из политических и военно- стратегических мотивов.

Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитования разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется меВнханизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития, экономической конъюнктуры (особенно платежеспособности), отношений с веВндущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и финансоВнвыми институтами, репутации на мировом рынке ссудных капиталов и т.п.

В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран,интегрированных в мировое хоВнзяйство.Это относится не только к официальному (двухстороннему и многосВнтороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных банков.

В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страВнны получают непосредственно от промышленно развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донорами являютВнся развитые государства, а также на мировом рынке ссудных капиталов. ПоВнэтому международное кредитование развивающихся стран сводится преимуВнщественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами, входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи.)

1.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН .

Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схеВнмой, принятой Комитетом содействия развитию стран, входящих в ОЭСР. КСР координирует кредитную политику ведущих стран-доноров и кредиторов в отВнношении развивающихся стран. Это организация осуществляет сбор и публиВнкацию статистических данных по международному кредитованию развивающихся стран.

Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам.

I.Официальное финансирование развития (ОФР).

1.Официальная помощь развитию (ОПР), в том числе двухсторонняя и многосторонняя.

2.Прочее ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее.

II.Экспортные кредиты.

III.Частные кредиты и субсидии.

1.Международное банковское кредитование.

2.Эмиссия ценных бумаг.

3.Безвозмездные субсидии неправительственных организаций.

Итого приток ресурсов (I + II + II).

В начале 90-х годов 4/5 притока ресурсов приходились на официальное кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источники. ОфициальВнное финансирование и кредитование примерно на 1/2 состояло из кредитов и на 1/2 из субсидий, которые предоставляются преимущественно по двухстоВнронним каналам. Официальные двухсторонние потоки превышали многосторонВнние более чем вдвое.

2.ОФИЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НА ДВУХСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ.

В начале 90-х годов на ОФР на двухсторонней основе приходилось окоВнло 1/2 ссудного капитала и субсидий,поступивших в развивающиеся страны. ОФР включает два вида кредитования и субсидирования: ОПР и прочее ОФР. Основное различие между ними заключается в условиях предоставления реВнсурсов. Если условия кредита (срок,льготный период, уровень процента) соответствуют установленным нормам льготного кредитования, то он отноВнсится к ОПР,если нет, то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все безвозвВнратные субсидии. Усредненные условия кредитов в рамках ОПР таковы: срок кредита 25 - 30 лет, льготный период - около 10 лет, стоимость кредиты, относящиеся к прочему ОФР, жестче, но обычно более выгодны чем кредиты, полученные развивающейся страной на мировом рынке ссудных капиталов.

Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств, выделяемых странами-доВннорами по линии ОФР. Во всех странах - крупных кредиторах - функционируВнют соответствующие институты, специализирующиеся на политике ОПР. СредсВнтва на эти цели выделяются из бюджета и строго контролируются парламенВнтами стран-доноров. Кредиты, как правило имеют связанный характер, т.е. привязаны к поставкам зараннее определенных товаров. Это жестко ограниВнчивает рамки использования кредита, сужает маневренность страны-получаВнтеля. Цены на товары, поставляемые в рамках ОПР, нередко завышаются. Большая часть ресурсов, выделенных в счет ОПР, привязана к финансироваВннию конкретных объектов. Это метод предполагает жесткий контроль со стоВнроны донора за использованием средств, что не устраивает рецепиентов. Последние стремятся к увеличению программной помощи, которая дает возВнможность более гибко применять ресурсы. Однако экономически это не всегВнда оправдано,поскольку ослабление контроля со стороны доноров нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов развивающимися странами.

ОФР и тем более ОПР - особый кредитно-финансовый механизм,применяеВнмый в настоящее время только в отношении развивающихся стран. Системы льготных кредитов и безвозвратных субсидий использовались также для креВндитования и финансирования восстановления послевоенной Европы. Но тогда они имели ограниченные цели и сроки. В отношении развивающихся стран ОФР призвано способствовать решению одной из глобальных проблем - ликвидации отсталости. Впервые стратегические цели ОПР были провозглашены в 1949 г. в речи тогдашнего президента США Г.Трумэна(четвертый пункт его внешнепоВнлитической программы). В то время США были единственной страной, которая могла возложить на себя обязанность предоставления льготных кредитов и субсидий развивающимся странам. Первоначально при проведении политики ОПР в расчет брались прежде всего политические и военно-стратегические принципы. Однако постепенно стратегия ОПР смещалась в сторону воздейсВнтвия на глубинные процессы социально-экономического развития стран - поВнлучателей помощи. Если первоначально предоставленние льготных кредитов и субсидий увязывалось преимущественно с целями повышения нормы накопления и ускорения экономического роста, а социальные аспекты при этом игнориВнровались, то с середины 70-х годов стратегия резко меняется. При выделеВннии льготных кредитов и субсидий в расчет принимается возможность удовВнлетворения так называемых основных нужд, т.е. потребность в пище,воВнде,жилище,медицинском обслуживании, образовании.

Стратегическими целями определяется распределение ОПР по кредитоваВннию отраслей и видов деятельности. Традиционно значительная часть льготВнных кредитов и субсидий направляется на кредитование строительства инфВнраструктурных объектов (транспорт, связь, энергетика). Обусловлено это тем, что развить эти низкорентабельные отрасли может только государство. Кроме того, при повышении цен на нефть многие развивающиеся страны были вынуждены принять дорогостоящие программы развития энергетики.

Хотя инфраструктура остается основной сферой финансирования и креВндитования в рамках ОПР,все же акцент смещается в сторону решения социВнальных проблем. К середине 80-х годов ассигнования на образование, здраВнвоохранение, другие социальные и управленческие нужды несколько превысиВнли расходы,связанные с льготным кредитованием инфраструктуры. Возросли также кредиты и субсидии сельскому хозяйству, поскольку основные очаги бедности сконцентрированы в сельской местности. Что касается промышленВнности, то она всегда занимала скромное место в ОПР (около 5% общей сумВнмы). Это соответствует стратегической линии ОПР, заключающейся в том,что кредитование промышленности должно осуществляться за счет средств, мобиВнлизованных на мировом рынке капиталов, поскольку использование льготных средств может отрицательно повлиять на эффективность промышленного проиВнводства.

Важная роль принадлежит продовольственной помощи, которая обычно направляется в наиболее нуждающиеся страны, где складывается взрывоопасВнная социально-политическая обстановка. В 50 - 60-е годы продовольственВнную помощь получали в основном страны Южной Азии. Однако в настоящее время некоторые закупают продовольствие на обычных рыночных условиях. Продовольственная помощь ныне оказывается преимущественно странам Африки.

Впервые программа продовольственной помощи была провозглашена в 1954 г.,когда в США был принят закон о развитии торговли сельскохзяйсВнтвенными излишками и помощи. Принятие этого закона было обусловлено не только продовольственными трудностями развивающихся стран, но и громадВнными излишками зерна в США. Чтобы сократить эти запасы, американское правительство стало закупать товары за счет бюджета и сбывать их в разВнвивающихся странах в кредит с оплатой в местной валюте. Эти средства пеВнреводились на эквивалентные счета, с которых выделялись кредиты и субсиВндии в местной валюте. Долгое время США являлись по существу единственным донором программ продовольственной помощи. Однако по мере исчерпания сельскохозяйственных излишков и быстрого развития сельского хозяйства других западных странах, число государств-доноров превысило 25, и доля США снизилась примерно до 1/3 в начале 90-х годов.

В первой половине 50-х годов практически вся помощь поступила из трех государств - США, Франции,Англии. В настоящее время ее потоки знаВнчительно дифференцированы по странам-донорам. В оказании помощи развиваВнющимся странам принимают участие все промышленно развитые страны. США остаются ведущим донором, но их доля снизилась с 1/2 в 50-х годах до меВннее 1/5 в начале 90-х годов. Франция сохраняет за собой роль одного из основных доноров, но ее кредитно-финансовые отношения в этой сфере конВнцентрируются на группе африканских стран, входящих в зону франка. Резко ослабли позиции Великобритании, поскольку она утратила былые тесные свяВнзи со своими бывшими колониями, а стерлинговая зона распалась. ОдновреВнменно на аванiену в качестве ведущих доноров выдвинулись Япония и ФРГ.

Страны-доноры предоставляют льготные кредиты и субсидии за счет бюджетных средств. Обычно на эти цели направляется от 1% до 3% бюджетных расходов. Однако поскольку бюджетные системы стран-доноров значительно различаются, то по этому показателю нельзя сравнить усилия отдельных стран-доноров, направленные на оказание помощи. Для подобных сопоставлеВнний используется показатель ОПР/ВНП. В ряде международных документов заВнфиксировано, что страны-доноры выделять на оказание помощи средства в размере 0,7% ВНП. Однако у большинства ведущих доноров (США, Японии, ФРГ, Великобритании) этот показатель колеблется в среднем в пределах 0,25 - 0,35%. Только Франция, поддерживающая особые валютные и кредитВнно-финансовые отношения в зоне франка,выделяет на оказание помощи более 0,7% ВНП. Наибольшие усилия по оказанию помощи развивающимся странам деВнмонстрируют, руководствуясь гуманными соображениями, Швеция, Норвегия, Данния. Они направляют на эти цели до 1% ВНП. В целом увеличение ресурВнсов, выделяемых на ОПР, происходит примерно такими же темпами, как и рост ВНП. Вследствие этого доля ОПР в ВНП стран ОЭСР находится на устВнройчивом уровне, составляя около 0,35%. Динамика этого показателя обычно мало зависит от экономической конъюнктуры страны-донора. Более сущестВнвенное значение имеет внешняя, в том числе экономическая, кредитно-фиВннансовая политика в отношении <<третьего мира >> в целом и отдельных стран.

Первоначально ОПР предоставлялась преимущественно странам Дальнего Востока, Юго-Восточной и Южной Азии. В отношении одних стран экономичесВнкий эффект оказался невысоким. Но другие страны, включая Южную Корею и Тайвань, опираясь на крупные льготные займы и субсидии, сумели добиться социально-экономического прогресса. Достигнув определенного уровня разВнвития, страна, некогда получавшая крупные средства в рамках ОПР, практиВнчески перестает пользоваться этим источником и переключается на заимсВнтвование средств в международных валютно-кредитных и финансовых институВнтах на рынке ссудных капиталов. Получение помощи в существенных размерах может возобновиться в кризисной ситуации. В качестве примера можно сосВнлаться на некоторые латиноамериканские страны.

Как заемщики развивающиеся страны делятся на три группы. К первой, самой многочисленной, группе относится примерно 60 стран, у которых гоВнсударственные кредиты и субсидии составляют не менее 2/3 общей суммы поВнлученных внешних ресурсов. Преимущественно это страны с низким уровнем экономического развития. Во вторую группу входит около 30 средне-развиВнтых стран, которые привлекают не менее 2/3 денежных ресурсов на рыночных условиях. К промежуточной группе принадлежат страны, которые достаточно широко прибегают к кредитам мирового рынка ссудных капиталов, но вместе с тем им удается по тем или иным причинам получать также льготные кредиВнты. Состав этой группы, в отличие от первых двух, неустойчив, так как постепенно некоторые из этих стран переходят во вторую группу.

Поскольку основным критерием при распределении ОПР является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в расВнчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приВнходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако,например, Израиль получает более 1/20 льготных кредиВнтов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1% населения развиВнвающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и поВнлитических факторов.

Таким образом,двухсторонняя ОПР - специфический финансово-кредитный механизм перераспределения ресурсов в мировом масштабе, сложившийся в после-военный период и цементирующий отношения между центром и перифериВней мирового хозяйства. Это финансирование не связано с состоянием мироВнвого рынка ссудных капиталов, поскольку средства поступают из государсВнтвенных бюджетов. При выделении их правительства и парламенты руководсВнтвются преимущественно не коммерческими, а социально-экономическими, поВнлитическими и военно-стратегическими соображениями. Однако они реализуВнется в рамках общей стратегии Запада, которая разрабатывается Комитетом содействия развитию при ОЭСР. Принципы распределения ОПР являются объекВнтом противоречий между странами-донорами и получателями (реципиентами). ОПР оказывает не однозначное, но в целом позитивное воздействие на социВнально-экономические процессы в развивающихся странах, способствуя преоВндолению экономической отсталости и смягчению острых кризисных ситуаций.

3.ОФИЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НА  НОГОСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ.

На долю ОФР на многосторонней основе в начале 90-х годов приходиВнлось около 1/4 ссудного капитала и субсидий, поступивших в развивающиеся страны. Они были получены от группы МБРР, региональных банков развития, МВФ,из различных многосторонних фондов (в рамках ООН, ЕС и т.д.)

Важную роль в ОФР на многосторонней основе играет группа МБРР, коВнторая с 60-х годов кредитует только развивающиеся страны, выступая как посредник между ними и мировым рынком ссудных капиталов. МБРР,пользуясь высокой репутацией, размещает свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке, выплачивая примерно по 7% годовых, и взимает по своим кредитам 7,5 - 8,5%, т.е. меньше, чем частные международные банки. Но для беднейВнших развивающихся стран такие кредиты дороги, и они не осуществляют заВнимствование в МБРР. Основная задача МБРР - кредитование конкретных объВнектов (обычно инфраструктуры), которые тщательно отбираются и проходят серьезную экспертизу. При этом МБРР берет на себя только расходы в конВнвертируемых валютах, а затраты в местной валюте несет кредитуемая страВнна. С 1980 г. МБРР стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию под программы экономических реформ, направленные на стимулирование частВнного предпринимательства, рыночных отношений, адаптации к мировому хоВнзяйству. Эти перемены во многих развивающихся странах протекают болезВнненно и не всегда успешно.

Стратегия Международной ассоциации развития - МАР (1960 г.,филиала МБРР) определяется тем же принципами, что и Банка, с поправкой на то, что она кредитует только страны с низкими доходами (менее 650 долл. на душу населения) на льготных условиях. Деятельность МАР позволила МБРР расширить круг связанных с ним стран и осуществлять контроль за льготным с ним стран и осуществлять контроль за льготным многосторонним кредитоВнванием.

Международная финансовая корпорация - МФК (1956 г. содействует приВнтоку частных инвестиций преимущественно в наименее развитые страны иным МАР предоставляют кредиты только на межправительственной основе или под гарантию правительства. МФК осуществляет инвестиции в частный сектор, "оженный ею источников по меньшей мере пять долларов. Роль МФК значиВнтельно усилилась с середины 80-х годов в связи с расширением приватизаВнции в развивающихся странах и подключением к этому процессу МБРР.

Функция третьего филиала МБРР - Многостороннего инвестиционно-гаВнрантийного агентства (МИГА) заключается в предоставлении инвесторам гаВнрантий против некоммерческого риска. МИГА оказывает содействие правиВнтелствам развивающихся стран в реализации инвестиционной политики, высВнтупает в качестве инициатора диалога по вопросам зарубежных инвестиций.

Развивающиеся страны получают кредиты также в региональных банках развития - Межамериканском банке развития, Африканском банке развития и Азиатском банке развития. Эти банки уделяют особое внимание региональноВнму сотрудничеству, осуществляя первоочередное кредитование региональных объектов; они разрабатывают стратегию развития с учетом региональной специфики и дают развивающимся странам соответствующие рекомендации.

МВФ выдает кредиты (сроком до 3 - 5 лет) на покрытие дефицитов плаВнтежных балансов. Первоначально Фонд кредитовал преимущественно западные страны. В средине 70-х годов промышленно развитые и развивающиеся госуВндарства получали от него примерно размерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних. Этот поворот в значительной степени обусловлен тем, что получение кредитов Фонда в осВнновном связано с принятием определенных обязательств в области макроэкоВнномической политики. Поэтому западные страны предпочитают заимствовать ресурсы на покрытие дефицита платежного баланса на мировом рынке ссудных капиталов. Ни одна другая международная организация не подверглась столь резкой критике со стороны развивающихся стран, как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательстВнва Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и миВнровой кредитной системы были бы гораздо более серьезными.

4.ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ СТРАН,НЕ ВХОДЯЩИХ В ОЭСР.

В их числе преимущественно две группы стран - государства бывшего социалистического содружества и страны ОПЕК - предоставляли ОПР. МаксиВнмальных размеров эта помощь достигла в середине 80-х годов, составив около 1/5 общей суммы. Причем эти обе группы стран предоставляли примерВнно одинаковую ОПР. В последующие годы в связи с экономическими и политиВнческими преобразованиями в бывших социалистических странах и падением цен на нефть эти потоки ресурсов в развивающиеся страны значительно уменьшились. На долю СССР приходилось от 3/4 до 2/5 ОПР социалистических стран. СССР стал выступать а качестве донора и кредитора развивающихся стран с середины 60-х годов, подорвав монополию Запада в этой области. Причем Советский Союз оказывал содействие в развитии базовых отраслей промышленности. Однако, поскольку при предоставлении ОПР политические соображения часто брали верх над экономическими,эффективность ряда объВнектов была низка. Кредиты и особенно ОПР Советского Союза концентрироваВнлись на сравнительно ограниченном круге развивающихся стран, которые провозгласили социалистический путь развития (Монголя, Куба, Вьетнам). Значительная часть ресурсов в эти страны поступала из СССР также через механизм заниженных импортных (или завышенных экспортных ) цен.

Россия является правопреемницей СССР в сфере международных кредитВнно-финансовых отношений с развивающимися странами. Эти отношения, освоВнбодившись от идеологических и политических наслоений, приобрели деловой характер. Однако вынужденная утрата позиций России в сфере кредитно-фиВннансовых отношений с развивающимися странами имеет для нее негативные последствия. Она ведет к ослаблению экономических позиций в этих региоВннах. Особенно это касается рынков, где реализовалась значительная доля экспортируемых машин и оборудования.

Нефтедобывающие страны, главным образом арабские, значительно увеВнличели кредиты и субсидии другим развивающимся странам в середине 70-х годов. Это было обусловлено резким повышением цен на нефть и появлением нефть и появлением нефтедолларов. Большая часть нефтедолларов была напВнравлена на мировой рынок ссудных капиталов, но одновременно возросли масштабы арабской ОПР. Эта помощь сконцентрирована в основном на соседВнних арабских государствах. Предоставление ее зачастую определяется не столько экономическими, сколько военно-политическими факторами. ОПР арабских стран, обладающих избыточным капиталом, достигла в середине 80-х годов 1,8% их ВНП, т.е в пять раз выше, чем у промышленно развитых стран. Эти средства выделяются в несвязанной формы располагают денежными средствами и не имеют товаров, которые они хотели бы продавать на внешВнних рынках. Преобладающая часть средств выделяется на двухсторонней осВннове. Вместе с тем функционирует большое число фондов, банков, через коВнторые ресурсы ресурсы перераспределяются на многосторонней многосторонВнней основе (Арабо-Африканский международный банк, Арабский фонд экономиВнческого и социального развития, Исламский банк развития и т.д.).

Кредиторами других развивающихся стран являются также Республика Корея, Ирак, Индия, Китай и некоторые другие государства. Однако выделяВнемые ими ресурсы невелики, составляя примерно 1% общей суммы ОПР.

Мировой рынок ссудных капиталов и развивающиеся страны. РазвивающиВнеся страны участвуют в операциях мирового рынка ссудных капиталов, заимВнствуя экспортные кредиты, банковские ссуды, кроме того, они размещают свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке. До 70-х годов основным каналом, связывавшим эти государства с мировым рынком ссудных капиталов, были экспортные кредиты. Экспортные кредиты, предоставляемые экспортером импортеру, выделяются в особый вид кредитования, который не относится ни к официальному, ни к частному. Эти << смешанные >> кредиты формируются за счет частных и государственных средств. Поскольку экспортные кредиты, как правило, связаны с поставками машин и оборудования и имеют среднесВнрочный характер, то они не могут быть предоставлены экспортером. Поэтому источником экспортного кредита служат кредиты банков или государственных фондов либо паралельно те и другие.Участие банков в эскспортных кредитах определяет зависимость их условий от тенденций на мировом рынке ссудных капиталов.Но участие государства в экспортных кредитах позволяет смягВнчать их условия,используя эти кредиты в качестве средства завоевания рынков сбыта.

Чтобы избежать кредитной войны,ведущие страны-кредиторы заключили джентльменское соглашение (консенсус) о допустимых пределах льготного кредитования.В соответсвии с тенденциями на мировом рынке ссудных капиВнталов каждые полгода устанавливаются нижний предел процентной ставВнки,максимальный срок кредита и максимальный льготный период.Страны-полуВнчатели разделены на три группы-с низкими,средними и высокими доходаВнми.Наиболее льготные условия предоставляются странам с низкими доходаВнми,самые жесткие-странам с высокими доходами Однако уклонение от соглаВнсованых правил не является редкостью. Но стабилизирующая роль данного джентльменского соглашения несомненна.

Обьем экпортных кредитов непосредственно связан с инвестиционной активностью стран-заемщиц.

Страницы: Назад 1 Вперед