Производство по делам об административных правонарушениях

реферат: Административное право

Документы: [1]   Word-32817.doc Страницы: Назад 1 Вперед

Содержание




1. Основы производства....................................................................................


2. Участники производства...............................................................................


3. Доказательства...............................................................................................


4. Меры обеспечения производства.................................................................


5. Возбуждение дела..........................................................................................


6. Рассмотрение дела.........................................................................................


7. Пересмотр постановлений и решений.........................................................


8. Исполнение постановлений..........................................................................






1. Основы производства


Производство по делам об административных правонарушениВнях тАФ это урегулированная административно-процессуальными норВнмами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.

Административно-процессуальные нормы, регулирующие проВнизводство, содержатся в административно-процессуальном законоВндательстве, отнесенном к совместному ведению РФ и ее субъектов и являющемся составной частью законодательства об администраВнтивных правонарушениях.

На производство в минимальной степени "ияют региональные особенности. Поэтому регулирующие его административно-правовые нормы сосредоточены главным образом в КоАП РФ. Уместно вспомВннить, что КоАП РФ к ведению РФ отнес установление порядка производства, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний и т.д.

КоАП РФ определил в основном систему субъектов производВнства, не исключает создание других в субъектах РФ, но не конкВнретизирует их формы.

Производство характеризуется множественностью и разнообВнразием осуществляющих его субъектов, которые могут быть класВнсифицированы по различным критериям.

Выделяются в зависимости:

а) от компетенции, во-первых, субъекты, уполномоченные расВнсматривать дела об административных правонарушениях. По сути дела тАФ это субъекты административной юрисдикции. В обобщенВнном виде к ним отнесены судьи, органы, должностные лица; во-втоВнрых, субъекты, уполномоченные возбуждать такие дела. Среди субъектов данной группы имеются такие, которые в пределах своВней компетенции могут и возбуждать, и рассматривать эти дела, а также субъекты, которые уполномочены рассматривать дела, но не вправе возбуждать их, и наоборот, вправе возбуждать дела, но не рассматривать их (прокурор и др.);

б)        от федеративного устройства РФ тАФ субъекты производства,
во-первых, по делам, предусмотренным КоАП РФ. Это судьи (миВнровые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной "асти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них законами либо нормативныВн
ми правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; во-вторых, субъекты, осуществляющие производство по делам, предусВнмотренным законами субъектов РФ. Это мировые судьи; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной "асти субъектов РФ; административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законодательством субъектов РФ;

в)        от способа разрешения дел тАФ индивидуальные и коллегиВнальные субъекты;

г)        от правового статуса тАФ субъекты, относящиеся и не относящиеся к судебной системе. К первым принадлежат судьи судов общей юрисдикции, гарнизонных военных судов; арбитражных суВндов; мировые судьи; ко второй тАФ все остальные субъекты.

От имени федеральных органов исполнительной "асти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных орВнганов дела могут рассматривать соответствующие руководители и их заместители, а также иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными праВнвовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

От имени уполномоченных органов и учреждений органов исВнполнительной "асти субъектов РФ дела рассматривают уполномоВнченные должностные лица органов исполнительной "асти субъекВнтов РФ.

В КоАП РФ определены как дела, подведомственные указанВнным органам, так и должностные лица, уполномоченные их рассматВнривать. По общему правилу, должностные лица обладают полномоВнчиями по рассмотрению подведомственных данному органу дел в полном объеме. Иногда их полномочия конкретизируются примениВнтельно к видам административных правонарушений в зависимосВнти от должностного положения.

Судьи судов общей юрисдикции, помимо непосредственно подВнведомственных дел, рассматривают также дела о многих, но опреВнделенных в КоАП РФ административных правонарушениях, в слуВнчаях если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о соответствующем административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Субъекты административной юрисдикции, независимо от их правового положения и подведомственных им дел об административных правонарушениях, должны руководствоваться тем, что заВндачами производства по этим делам являются всестороннее, полВнное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполВннения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правоВннарушения (ст. 24.1 КоАП РФ).

Производство должно осуществляться с соблюдением вытекаВнющих из законодательства принципов. Наиболее общими из них являются следующие.

Принцип равенства лиц, совершивших административные праВнвонарушения, перед законом. Это означает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должноВнстного положения, места жительства, Отношения к религии, убежВндений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А юридические лица тАФ независимо от месВнта нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также от других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депуВнтатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются КонстиВнтуцией РФ и федеральными законами.

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, в отВнношении которого ведется производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением субъекта административной юрисдикции, рассмотревшим дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в его пользу.

Принцип родного языка. Производство ведется на русском языке тАФ государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство может вестись на государственном языВнке республики, на территории которой находится субъект админиВнстративной юрисдикции, уполномоченный рассматривать дело. ЛиВнцам, участвующим в производстве, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом, свободно избранном укаВнзанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Принцип гласности рассмотрения дел. Его смысл в том, что дела подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких, а такВнже защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрыВнтом рассмотрении дела выносится субъектом административной юрисдикции, рассматривающим дело, в виде определения.

Принцип законности. Это универсальный принцип, требования которого должны выполняться от начала до завершения производВнства. Частная его конкретизация в отношении рассматриваемого производства состоит в том, что лицо, привлекаемое к администраВнтивной ответственности, не может быть подвергнуто администраВнтивному наказанию и мерам административного обеспечения инаВнче, как на основаниях и в порядке, установленных законом. ПриВнменение административного наказания и мер обеспечения производВнства осуществляется уполномоченными на то органами и должноВнстными лицами в пределах их компетенции.

На Генерального прокурора и назначаемых им прокуроров возложен надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве, за исВнключением дел, находящихся в производстве суда.

КоАП РФ закрепил право лиц, участвующих в производстве, заявлять в письменной форме ходатайства, подлежащие обязательВнному и немедленному рассмотрению, субъектам административной юрисдикции. Решение об отказе в его удовлетворении выносится в форме определения.

При наличии хотя бы одного из предусмотренных КоАП РФ обстоятельств по конкретному делу производство не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. К ним относятся: отсутВнствие события административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоВнправных действий (бездействия), предусмотренного КоАП РФ для привлечения к ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего их; действия лица в состоянии крайней необВнходимости; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство, постановления о назнаВнчении административного наказания, либо постановления о прекраВнщении производства, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется проВнизводство.

2. Участники производства


КоАП РФ не относит к участникам производства субъектов административной юрисдикции в связи с их особым положением.

Именно они наделены определенными "астными полномочиями, необходимыми для вынесения законного и обязательного для исполВннения решения по делу. Участники не обладают подобными полноВнмочиями, хотя каждый из них имеет свой правовой статус в проВнизводстве, реализуя который они способствуют законному и объВнективному разрешению дела. Ими признаны: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представиВнтели физического или юридического лица; защитник и представиВнтель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокуВнрор. Разумеется, что состав участников производства по конкретВнному делу может быть различным. Более того, при назначении адВнминистративного наказания на месте совершения административВнного правонарушения в производстве может участвовать лишь лицо, его совершившее.

КоАП РФ определяет обстоятельства, при которых исключаВнется участие того или иного лица в производстве по конкретному делу, причем дифференцированно к возможным участникам проВнизводства. Так, к участию в производстве в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниВнками государственных органов контроля и надзора за соблюдениВнем правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждеВнния данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу; в качестве специалисВнта, эксперта и переводчика тАФ лица, состоящие в родственных отВнношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственВнности, потерпевшим, их законными представителями, защитником и др., если они ранее выступали в качестве иных участников проВнизводства по данному делу, а равно если имеются основания счиВнтать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исВнходе данного дела. Указанные обстоятельства являются основаниВнем для отвода или самоотвода. Решение по этим вопросам приниВнмается юрисдикционным органом, рассматривающим дело.

Права и обязанности каждого из участников, их администраВнтивная ответственность установлены КоАП РФ. В нем же опредеВнляется их понятие.

Лицо, в отношении которого ведется производство. Им приВнзнается физическое или юридическое лицо, совершившее противоВнправное действие (бездействие), ответственность за которое предусВнматривается законодательством об административных правонаруВншениях. Его права регламентируются весьма подробно. Оно впраВнве знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, польВнзоваться юридической помощью защитника, а также иными процесВнсуальными правами. По общему правилу дело рассматривается с его участием.

Потерпевший тАФ физическое или юридическое лицо, котороВнму административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакоВнмиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представВнлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоватьВнся юридической помощью представителя, обжаловать постановлеВнние по данному делу, пользоваться иными процессуальными праВнвами. Он может быть допрошен по правилам, установленным для допроса свидетеля.

Законные представители физического лица. Ими являются его родители, усыновители, опекуны и попечители. Они защищают праВнва и интересы лица, в отношении которого ведется производство, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своВнему физическому или психическому состоянию лишенных возможВнности самостоятельно реализовать свои права. Субъект администВнративной юрисдикции, рассматривающий дело об административВнном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадВнцати лет, вправе признать обязательным присутствие его законноВнго представителя.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с заВнконом или учредительными документами органом юридического лица.

Защитник и представитель. Для оказания юридической поВнмощи лицу, в отношении которого ведется производство, может учаВнствовать защитник, а для оказания такой помощи потерпевшеВнму тАФ представитель. Ими могут быть адвокат или иное лицо. Они допускаются к участию в производстве с момента составления проВнтокола об административном правонарушении. В случае админиВнстративного задержания физического лица защитник допускаетВнся к участию в производстве с момента административного задерВнжания.

Свидетель. В качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. При опросе свидетеля, не достигшего четырнадцаВнти лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии его законного предВнставителя.

Понятой. Им может быть привлечено любое незаинтересованВнное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Случаи, когда присутствие понятых обязательВнно, предусмотрены КоАП РФ (глава 27).

Специалист тАФ лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также применения технических средств.

Эксперт тАФ лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведении экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчик тАФ лицо, "адеющее языками или навыками сурВндоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу. Он должен выполнить полно и точно поруВнченный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подВнписью. К участию в производстве могут быть привлечены в качеВнстве специалиста, эксперта, переводчика не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица.

В отсутствие привлекаемого к ответственности лица, предстаВнвителя юридического лица, потерпевшего дело может быть рассмотВнрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещеВннии указанного участника о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. ОднаВнко субъект административной юрисдикции вправе признать их приВнсутствие обязательным. При рассмотрении дела, "екущего адмиВннистративный арест или выдворение за пределы РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, является обяВнзательным.

Заведомо ложное показание свидетеля, пояснение специалисВнта, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод "еВнчет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; учаВнствовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заклюВнчения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приВнносить протест на постановление по делу и т.д. Прокурор извещаВнется о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора.

3. Доказательства


В производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правоВннарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинение административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу; иные обстоятельства, имеющие значение  для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Средствами установления доказательств являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотВнренные КоАП; объяснения лица, в отношении которого ведется проВнизводство: показания потерпевшего, свидетелей, заключениями эксВнперта, иными документами, а также показаниями специальных техВннических средств, вещественными доказательствами.

Объяснение лица, в отношении которого ведется производство, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведеВнния, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицаВнми в устной или письменной форме. Они отражаются в протоколе об административном правонарушении, о применении меры обесВнпечения производства по делу, а в случае необходимости записыВнваются и приобщаются к делу.

Экспертиза назначается в случае возникшей необходимости в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстВнве или ремесле.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имеВнни. В заключении должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоВнснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сдеВнланы выводы.

Вещественными доказательствами по делу являются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе сохранившие на себе его следы. Эти доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу. О их наличии деВнлается запись в протоколе об административном правонарушении или об обеспечении производства по делу и др.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изВнложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу. Они могут содержать сведения, зафиксироВнванные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут быть отнесены различные носители информации фото- и киносъемки, Звуко- и видеозаписи и др.

Если документы, позволяющие отнести их к орудиям или предВнметам административного правонарушения, либо сохранили на себе его следы, то такие документы являются вещественными доказаВнтельствами.

Не могут быть использованы доказательства, полученные с нарушением закона.

Субъекты административной юрисдикции, осуществляющие производство по делу, оценивают доказательства по своему внутВнреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объВнективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

4. Меры обеспечения производства


Меры обеспечения производства применяются в целях пресеВнчения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонаВнрушении при невозможности его составления на месте правонаруВншения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения приняВнтого по делу постановления. К ним относятся: доставление; адмиВннистративное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, наВнходящихся при физическом лице; досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территоВнрий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и доВнкументов; отстранение от управления транспортным средством соВнответствующего вида; медицинское освидетельствование на состоВняние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных веВнщей; привод.

Меры обеспечения производства могут применять только уполВнномоченные на то должностные лица и в пределах предоставленВнных им полномочий на основании и в порядке, установленных КоАП РФ.

Доставление означает принудительное препровождение физиВнческого лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выВнявления административного правонарушения, если его составление является обязательным. КоАП РФ не устанавливает времени досВнтавления, ограничиваясь указанием на то, что оно должно быть осуВнществлено в возможно короткий срок.

Административное задержание тАФ это кратковременное ограВнничение свободы физического лица может быть применено в исВнключительных случаях, если это необходимо для обеспечения праВнвильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постаВнновления по делу. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять адВнминистративное задержание, устанавливается федеральным органом исполнительной "асти в зависимости от оснований задержаВнния.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административВнном задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или другие законные представители.

Об административном задержании составляется протокол по установленной форме, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

Общий срок административного задержания установлен до 3 часов. Максимальный срок равен 48 часам и предусмотрен за неВнзначительное число видов правонарушений, например, повлекших административный арест при нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выясВннения обстоятельств административного правонарушения и др.

Срок административного задержания лица исчисляется с моВнмента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физичесВнком лице тАФ это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходиВнмости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриВнваемым. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручВнной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукВнции и иных предметов) осуществляется уполномоченным на то долВнжностным лицом.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуВнальному предпринимателю используемых для осуществления предВнпринимательской деятельности помещений, территорий и находяВнщихся там вещей и документов производится должностными лиВнцами, уполномоченными составлять протоколы об административВнных правонарушениях. Осмотр осуществляется в присутствии предВнставителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя.

Досмотр транспортного средства любого вида тАФ это его обслеВндование без нарушения конструктивной целостности досматриваеВнмого транспортного средства в целях обнаружения орудий соверВншения либо предметов административного правонарушения, осуВнществляется уполномоченными на то лицами, имеющими право производить личный досмотр и досмотр вещей, в присутствии лица, во "адении которого оно находится.

Изъятие вещей и документов. У физического лица могут быть изъяты, во-первых, орудия совершения или предметы администраВнтивного правонарушения, во-вторых, документы, имеющие значеВнние доказательств по делу об административном правонарушении. Указанные вещи и документы могут быть изъяты в случае их обВннаружения на месте административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей и досмотра трансВнпортного средства. Изъятие может производиться должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление и задержаВнние нарушителя, составлять протоколы об административных праВнвонарушениях. А изъятие аналогичных вещей и документов у юриВндического лица осуществляется должностными лицами, уполномоВнченными составлять протоколы об административных правонаруВншениях.

При совершении административного правонарушения, "екуВнщего лишение права управления транспортным средством соответВнствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонаВнрушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостовереВнние пилота и выдается временное разрешение на право управлеВнния транспортным средством соответствующего вида до вступления постановления в законную силу.

Отстранение от управления транспортным средством и медиВнцинское освидетельствование на состояние опьянения. Эти меры могут применяться в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, а также к лицам, совершившим административные правонарушения в виде управления транспортным средством: при отсутствии необходимых документов; с заведомо неисправными тормозной системой, рулеВнвым управлением или с цепным устройством; водителем, не имеюВнщим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды); водителем, лишенным права управления транспорВнтным средством. В этих случаях лицо отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Если имеются основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, то оно надлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностными лицами, которым предоставВнлено право надзора и контроля за безопасностью движения и эксВнплуатации транспортного средства соответствующего вида.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуВнатации. Задержание допускается за определенные нарушения праВнвил эксплуатации транспортного средства и управления им до усВнтранения причин задержания. Так, судно может быть задержано за управление им судоводителем или иным лицом в состоянии опьянения; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления, регистрационных докуВнментов, документов, подтверждающих право "адения, пользования или распоряжения им в отсутствие его "адельцев и др. (см. ст. 27, 13 КоАП РФ).

Запрещение эксплуатации транспортного средства возможно также за конкретные административные правонарушения и выраВнжается в снятии государственных регистрационных знаков до усВнтранения причины запрещения эксплуатации.

Задержание транспортного средства, помещение его на стоянВнку, хранение, а также запрещение его эксплуатации осуществляВнются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей может применяться в случаях, когда они послужили орудием совершения или предметом административного правонарушения, но изъять их невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъВнятия. Арест заключается в составлении описи товаров, транспортВнных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении коВнторого применена данная мера, либо его представителю о запрете распоряжаться ими. Арест вещей может быть произведен должноВнстными лицами, указанными в КоАП РФ.

Необходимо также иметь в виду, что меры обеспечения проВнизводства:

а)        можно подразделить на два вида: прямо обращенные на физическое лицо (доставление, задержание, личный досмотр, приВнвод), иные меры, применение которых требует присутствия данноВнго физического лица либо представителя юридического лица (доВн смотр вещей, изъятие вещей и др.). Важно отметить, что в установВнленных случаях меры этой группы могут быть применены к лицу в его отсутствие в случаях) не терпящих отлагательства, опредеВнленных КоАП РФ;

б)        кроме доставления, административного задержания, привода
применяются в присутствии двух понятых, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ;

в)        оформляются либо отдельным протоколом, либо вместо него
делается соответствующая запись в другом протоколе;

г)        могут применяться с использованием технических средств,
фиксирующих вещественные доказательства (фото- и киносъемка, видеозапись и др.).

5. Возбуждение дела


КоАП РФ, определяя поводы к возбуждению дел об админиВнстративных правонарушениях, дифференцирует их с учетом осоВнбенностей юридических лиц. Он позволяет разделить их на две группы: а) общие и б) специальные.

Общими являются поводы к возбуждению дел в отношении физических и юридических лиц за любое административное праВнвонарушение. К ним относятся: непосредственное обнаружение долВнжностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указыВнвающих на его событие; поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие такого события.

Специальные поводы в свою очередь могут быть подразделеВнны на две подгруппы: а) которые исключают возможность возбужВндения дела за указанные в КоАП РФ административные правонаВнрушения. Так, сообщения и заявления физических и юридических лиц, средств массовой информации не могут быть поводами к возВнбуждению дел лишь за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наВнказанию; фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерВнные действия при банкротстве и др.; б) дополнительные к общим поводы: сообщения и заявления собственника унитарного предприВнятия, органов управления юридического лица, арбитражного управВнляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве тАФ собрания (коВнмитета) кредиторов могут служить поводом к возбуждению дела о ненадлежащем управлении юридическим лицом, заключении лицом, выполняющим управленческие функции в организации сделок, выВнходящих за пределы его полномочий и др.

Сообщения, заявления и иная информация рассматриваются должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть возВнбуждено этим лицом при наличии хотя бы одного из поводов и доВнстаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения.

Моментом возбуждения дела признается составление первого протокола об административном правонарушении о применении мер обеспечения производства по делу или вынесение прокурором поВнстановления о возбуждении дела об административном правонаруВншении; вынесение определения о возбуждении дела при необходиВнмости проведения административного расследования в установленВнных случаях; оформления предупреждения или с момента наложеВнния (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется.

Важнейшим процессуальным документом, оформляющим возВнбуждение дела, является протокол об административном правонаВнрушении, составляемый уполномоченными должностными лицами, перечень которых закреплен в КоАП РФ. Протокол долВнжен содержать обязательные, предусмотренные КоАП РФ реквизиты. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должВнна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию проВнтокола, которые к нему прилагаются.

Протокол подписывается должностным лицом, его составивВншим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица.

Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на осноВнвании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченВнным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ адВнминистративные правонарушения: монопольного, валютного закоВннодательства, законодательства о защите прав потребителей, охраВнны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движеВнния и на транспорте и др.

Административное расследование проводится, если осуществВнляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявВнления административного правонарушения. Его срок не может преВнвышать один месяц с момента возбуждения дела об административВнном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одноВнго месяца, а по делам о нарушении таможенных правил тАФ на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об админисВнтративном правонарушении, "екущем административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составлеВнния (вынесения).

Протокол не составляется в случае, когда назначается наказаВнние в виде предупреждения или административного штрафа в разВнмере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил тАФ в размере, не превышаВнющем десяти минимальных размеров оплаты труда. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело, оспаривает наличие собыВнтия административного правонарушения и (или) назначение ему наказания либо отказывается от уплаты штрафа на месте, составВнляется протокол об административном правонарушении.

6. Рассмотрение дела


Рассмотрение дела по существу начинается с момента получеВнния субъектом административной юрисдикции протокола об адмиВннистративном правонарушении, за которым следует подготовка дела к рассмотрению.

Субъекты юрисдикции в порядке подготовки к рассмотрению дела выясняют: относится ли к их компетенции рассмотрение дела; имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение ими дела; правильно ли составлены протокол об административном правонаВнрушении и другие протоколы, относящиеся к делу, а также правильВнно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, имеются ли ходатайства и отводы.

В порядке подготовки дела к рассмотрению субъект админисВнтративной юрисдикции обязан разрешить вопросы о назначении времени и места его рассмотрения; о вызове лиц, которые могут быть участниками производства по делу; об истребовании необхоВндимых дополнительных материалов по делу; об отложении дела. При неправильном оформлении материалов они возвращаются направивВншему их органу или должностному лицу, представившему материВналы, либо о передаче их по подведомственности. При необходиВнмости по этим вопросам выносится определение.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, оно прекращается.

Дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого веВндется производство, оно может быть рассмотрено по месту его жиВнтельства. Дело рассматривается также: а) при проведении админиВнстративного расследования по месту нахождения органа, проводивВншего расследование; б) в отношении несовершеннолетних, а также о невыполнении работодателем или представителем соглашения, достигнутого в результате примиренческой процедуры, об увольнеВннии работников в связи с коллективным трудовым спором и объявВнлением забастовки, о вовлечении несовершеннолетнего в употребВнление спиртных напитков или одурманивающих веществ, появлеВннии в состоянии опьянения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в общественных местах, потребление ими в таких местах спирВнтосодержащей продукции, наркотических средств и других одурВнманивающих веществ тАФ по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство; в) об административном правонаруВншении, "екущем лишение права управления транспортным средВнством, может быть рассмотрено также по месту учета транспортВнного средства.

Важное значение имеет соблюдение сроков рассмотрения дел. По общему правилу, дело подлежит рассмотрению в пятнадцатиВндневный срок со дня получения субъектом административной юрисВндикции, правомочным рассматривать дело, протокола об админисВнтративном правонарушении и других материалов дела. Исключение составляют отдельные случаи и категории дел. По ходатайству учаВнстников производства либо в случае необходимости в дополнительВнном выяснении обстоятельств дела субъект административной юрисВндикции, рассматривающий дело, может продлить срок его рассмотВнрения, но не более чем на один месяц. Дело об административном правонарушении, "екущем административный арест, подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, тАФ не позднее 48 часов с момента его задержания.

Начинается рассмотрение дела с объявления, кто рассматриВнвает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается факт явки лиц, которые должны участвоВнвать в рассмотрении дела. Им разъясняются их права и обязанноВнсти. Рассматриваются заявления и ходатайства. Выносится опредеВнление о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, а также при передаче дела по подведомВнственности.

Рассмотрение дела должно быть отложено в случаях:

а) поступления заявления о самоотводе или отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходиВнмости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Затем заслушивают его участников в определенВнной последовательности: лиц, в отношении которых ведется произВнводство, других лиц, участвующих в производстве, пояснения спеВнциалиста и заключение эксперта. Исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушиваетВнся его заключение. Могут осуществляться и другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол с соблюдением требований к нему. Рассмотрение дела завершается вынесением поВнстановления либо определения в зависимости от их оснований.

Постановления могут быть двух видов: а) о назначении накаВнзания и б) о прекращении производства по делу. Оно выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производВнство по делу, а также в случаях объявления устного замечания, прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознаВнния, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступВнления.

Определение выносится: а) о передаче дела органу администВнративной юрисдикции, уполномоченному назначать административВнные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; б) о передаВнче дела по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассматривающего его субъекта административной юрисдикции.

Постановление по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям, в частноВнсти, им должна определяться юридическая судьба вещественных доказательств, изъятых документов и т.д.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов присутствовавших на заседании.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическоВнму лицу или его законному представителю, или законному предстаВнвителю юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело, не может ограничиться только вынесением постановления о назначении административного наказания. При установлении приВнчин административного правонарушения и условий, способствовавВнших его совершению, он вносит в соответствующие организации и должностных лицам представление о принятии мер по устраВннению указанных причин и условий. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его получения. О принятых по представлению мерах должно быть сообщено субъекту адмиВннистративной юрисдикции, внесшему его.

7. Пересмотр постановлений и решений


Постановление и решение могут быть пересмотрены по жалоВнбе или протесту прокурора.

Обжаловать имеют право: лицо, в отношении которого ведетВнся производство; потерпевший; законные представители физичесВнкого и юридического лица; защитник и представитель. Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или поВнлучения копии постановления.

Постановление может быть обжаловано: вынесенное судьей тАФ в вышестоящий суд; коллегиальным органом тАФ в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; иным органом, созданВнным в соответствии с законом субъекта РФ.

Если жалоба поступила в суд и в вышестоящий орган, вышеВнстоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Жалоба юридического лица, а также лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридическоВнго лица, рассматривается арбитражным судом в соответствии с арВнбитражным процессуальным законодательством.

Жалоба подается субъекту административной юрисдикции, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд, выВншестоящему должностному лицу. Жалобы на постановление о наВнзначении наказания в виде ареста подлежат направлению в вышеВнстоящий суд в день получения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из слеВндующих решений: а) об оставлении постановления без изменений, а жалобы без удовлетворения; б) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; в) об отмене постановления и о прекращеВннии производства по делу при наличии обстоятельств, исключаВнющих производство по делу либо освобождение от административВнной ответственности при малозначительности административного правонарушения; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение субъекта юрисдикции в случаях существенВнного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона, "екущего назначение более строгого административного наВнказания, если потерпевшим подана жалоба на мягкость примененВнного административного наказания; об отмене постановления и наВнправления его по подведомственности.

Не вступившие в силу постановления и решения по жалобам могут быть опротестованы, а вступившие в силу пересмотрены по протесту прокурора. Право принесения протеста на вступившее в законную силу постановление, решение по результатам рассмотреВнния жалобы, протеста принадлежит Генеральному прокурору РФ, его заместителям, прокурорам субъектов РФ, их заместителям. Они могут быть пересмотрены Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями, председателями судов субъектов РФ и их заместителями, а также в порядке надзора Высшим Арбитражным СуВндом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодаВнтельством.

8. Исполнение постановлений


Производство по исполнению постановлений регламентируетВнся КоАП РФ, который установил наряду с общим специальный порядок производства по исполнению постановлений о конкретных видах административных наказаний.

Постановление тАФ индивидуальный правоприменительный акт, который с момента вступления в законную силу подлежит исполВннению всеми органами государственной "асти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объедиВннениями, юридическими лицами.

Постановление обращается к исполнению вынесшим его субъВнектом административной юрисдикции, а приводится в исполнение уполномоченным на то органом, должностным лицом в порядке, усВнтановленном КоАП РФ, другими федеральными законами и приВннимаемыми в соответствии с ними постановлениями ПравительстВнва РФ.

КоАП РФ предусматривает при осуществлении процедуры исполнения постановления возможность отсрочки, рассрочки, приВностановления и прекращения его исполнения.

Субъект административной юрисдикции, вынесший постановВнление, вправе отсрочить его исполнение на срок до одного месяца при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постаВнновления о назначении наказания в виде административного аресВнта или в виде административного штрафа (кроме взыскиваемого на месте совершения правонарушения) невозможно в установленные сроки. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

Исполнение постановления приостанавливается в случае приВннесения протеста на него до рассмотрения протеста. Однако опроВнтестование постановления об административном аресте не приосВнтанавливает его исполнение.

Субъекты административной юрисдикции прекращают исполВннение постановления в случае: издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмены или признания утратившими силу закона или его положения, усВнтанавливающих административную ответственность за содеянное; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его умершим; истечения срока давности исполнеВнния постановления; отмены постановления.

Постановление должно быть исполнено в установленные сроВнки. Оно не подлежит исполнению, если не было приведено в исполВннение в течение года со дня его вступления в законную силу. ТеВнчение этого срока давности прерывается, в случае, если лицо, приВнвлеченное к административной ответственности, уклоняется от исВнполнения постановления. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его веВнщей, доходов, на которые в соответствии с постановлением может быть обращено административное взыскание.

При отсрочке или приостановлении исполнения постановления течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления. В случае рассрочки исполнеВнния постановления течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Постановление, исполненное полностью, возвращается органом, должностным лицом с отметкой об исполнении субъекту админисВнтративной юрисдикции, вынесшим постановление. Но ему может быть также возвращено постановление, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью в случае, если: а) по адресу, указанному субъектом административной юрисдикции, не проживает, не работает или не учится привлеченное к администВнративной ответственности физическое лицо, не находится юридиВнческое лицо либо не находится имущество указанных лиц, на коВнторое может быть обращено административное взыскание; б) у лица, привлеченного к ответственности, отсутствует имущество или доВнходы, на которые может быть обращено административное взысВнкание, и меры по отысканию имущества такого лица оказались безВнрезультатными; в) истек срок давности исполнения постановления.

Возвращение постановления по указанным основаниям, не явВнляется препятствием для нового обращения этого постановления к исполнению в пределах срока давности его исполнения.

Порядок исполнения постановлений о назначении отдельных видов административных взысканий урегулирован КоАП РФ, преВндусмотревшим также, что некоторые вопросы подлежат регулироВнванию в соответствии с федеральным законодательством, постановВнлениями Правительства РФ.

Постановление о предупреждении исполняется назначившим его субъектом административной юрисдикции путем вручения или направления его копии.

Постановление о назначении административного штрафа моВнжет быть исполнено добровольно, а при отказе от добровольной его уплаты тАФ в принудительном порядке.

Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступВнления постановления в законную силу или со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родиВнтелей или иных законных представителей.

При неуплате штрафа в указанный срок копия постановления о его наложении направляется субъектом административной юрисВндикции: в отношении физического лица тАФ в организацию, в котоВнрой оно работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипенВндии, пенсии или иных доходов; в отношении юридического лица -в банк или иную кредитную организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.

В случае невозможности взыскать с физического лица сумму штрафа из указанных источников субъект административной юрисВндикции направляет постановление судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, приВннадлежащее физическому или юридическому лицу, в порядке, преВндусмотренном федеральным законодательством.

Если штраф взимается на месте совершения физическим лиВнцом административного правонарушения, такому лицу выдается постановление тАФ квитанция установленного образца. Оно составляВнется в двух экземплярах, подшивается должностным лицом, наВнзначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности. При неуплате штрафа на месте совершения административного правонарушения производВнство по делу осуществляется в общем порядке.

Постановление судьи о возмездном изъятии или конфискации вещи исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а оружия и боеприпасов тАФ органами внутренних дел. Реализация и конфискаВнция вещей, осуществляется в порядке, установленном ПравительВнством РФ.

Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, маВнтериалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обВнладателю авторских и смежных прав по его просьбе.

Постановление судьи о лишении права: а) управления трансВнпортным средством, за исключением некоторых видов, исполняетВнся должностными лицами органов внутренних дел; б) управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники тАФ должностными лицами органов государственного надзора за техниВнческим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники; в) управления судном, в том числе маломерным, тАФ должВнностными лицами органов государственного надзора за соблюдением правил пользования судами; г) на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств тАФ должностными лицами органов государственного надзора за связью; д) охоты тАФ должностными лицами органов государственного надзора за соблюдением правил охоты.

Постановления о лишении специальных прав исполняются пуВнтем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоВнверения на право управления судами, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), изъятия охотничьего билета, специальВнного разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения постановлеВнния. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определенном органами внутренних дел. При исВнполнении постановления об административном аресте осуществляВнется личный досмотр лица, подвергнутого аресту.

Постановление судьи об административном выдворении исполВнняется: а) органами и войсками пограничной службы тАФ за нарушеВнние правил пересечения Государственной границы РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства; нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

б) органами внутренних дел тАФ за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в РФ; правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы; нарушение иммиграционных правил.

Постановление судьи о дисквалификации исполняется путем прекращения управления юридическим лицом; прекращения (догоВнвора) контракта с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Страницы: Назад 1 Вперед