Понятие и принципы административной ответственности

реферат: Административное право

Документы: [3]   kursov_text.doc lit-ra.doc plan.doc Страницы: Назад 1 Вперед

Введение


Государство, государственные органы не могут  не обращать внимание на все случаи нарушения установленной ими законноВнсти, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные норВнмы права своим "правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстаноВнвить нарушенные права и заставить правонарушителя действоВнвать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать проВнтивоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

В праве под этим термином понимается главным образом применение государственного принуждения виновному лицу за совершенное им правонарушение. Таким образом, юридическая ответственность тАФ это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершённое правонарушение.

В юридической литературе имеются различные определения юридической ответственности, принадлежащие Ю. А. Тихомирову, Р.О. Халфиной, В. П. Казимирчуку, Б. Л., Назарову, С. Н. Братусю, Г. В. Мальцеву, другим авторам.

Различаются  следующие виды юридической ответственности: конституционно-правовая (государственно-правовая), гражданско-правовая, уголовно-правовая, эколого-правовая, ответственность по налоговому праву, таможенному праву и другим отраслям российского права.

В зависимости от характера правонарушения и содержания санкций за его совершение различают следующие виды юридической ответственности:

- штрафная, карательная ответственность (предусматривает ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание);

- правовосстановительная ответственность (направлена на принудительное исполнение обязанности, восстановление прав, нарушенных правонарушителем).

Штрафная, карательная ответственность применяется за:

- преступления (виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой уголовного наказания);

- административные проступки (посягающие на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия либо бездействие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность);

- диiиплинарные проступки (нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской диiиплины, за которые законодательством предусмотрены диiиплинарные взыскания).

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.

Как самостоятельный и необходимый элемент механизма правового регулирования юридическая ответственность харакВнтеризуется тремя специфическими признаками:

  1. представляет собой вид государственного принуждения,
  2. единственным осВннованием применения ответственности выступает правонаруВншение;
  3. выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

          Одним из видов юридической ответственности является административная ответственность.

       Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Административная ответственность за конкретные виды правонарушения устанавливается в различных нормативных актах. Законодатель устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее.


















Понятие административной ответственности

Институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности, который имеет свои признаки, свой специфический состав и вместе с тем общие черты с другими видами ответственности.

Сначала рассмотрим, какие же есть определения административной ответственности. В словаре по административному праву под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленной законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной "асти.

В данном определении анализируемое понятие рассматривается как один из видов юридической ответственности, где субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица. Кроме этого, указывается, что административная ответственность устанавливается законами и направлена на охрану различных объектов: собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан.

1

Профессор                 А.Б.ВаАгапов    под   административной ответственностью        понимает   разновидность                        правовой ответственности, субъектами  которой    являются      Российская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица тАФ органы исполнительной и законодательной "асти, суды, наделенные полномочиями в сфере административного правосудия, должностные лица указанных органов, а также физические лица.

Проф. А.П.ВаАлехин, отмечает, что административная ответственность тАФ это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

В вышеназванных дефинициях подчеркивается, что административная ответственность тАФ это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

В приведенных понятиях отмечается, что административная ответственность применяется уполномоченным органом или должностным лицом.

2Свое понимание этого вопроса выдвигает проф. Д.М. Овсянко, считающий, что административная ответственность тАФ это применение государственными органами, должностными лицами и представителями "асти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях тАФ и к организациям за нарушение законности и государственной диiиплины.

В одном из учебных пособий под административной ответственностью понимается административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение6. Данное определение не совсем верно, если его рассматривать применительно к  ст.Ва2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку в этой норме сказано, что военнослужащие и призванные на сборы граждане, несут ответственность за административные правонарушения по диiиплинарным уставам, а сотрудники органов внутренних дел - в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Т.о. одни авторы утверждают, что административная ответственность это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов, среди которых и Д.Н.Бахрах, отмечает, что это реализация санкций правовой нормы.












Признаки юридической ответственности

Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.
         Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:
- представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);
-   наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
-    применяется компетентными органами и должностными лицами;
-      состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
- применяемые санкции строго определены законом.
         В то же время выделяются следующие характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности:
1) Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права. 2)Административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Для сопоставления - другие виды ответственности устанавливаются: уголовная - только законами; диiиплинарная - законодательством о труде, а также законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий работников; материальная - законодательством о труде, гражданским законодательством и, в отдельным случаях, нормами административного права.

3) Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Для сопоставления - основаниями других видов ответственности являются: уголовной - совершение преступления; диiиплинарной - совершение
диiиплинарного проступка; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.
4) К административной ответственности привлекают органы, которые являются субъектами функциональной "асти.

5) К ней привлекаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

5)Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, - административные взыскания. Для сопоставления - санкции при других видах ответственности: за преступления - уголовные наказания; за диiиплинарные проступки -диiиплинарные взыскания; при материальной ответственности - имущественные санкции.
         Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной "асти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Для сопоставления - при других видах ответственности применяются: уголовные наказания - только судом; диiиплинарные взыскания - наделенными диiиплинарной "астью органами (администрацией) и должностными лицами, в пределах их компетенции; имущественные санкции, как мера материальной ответственности, - судами общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельных случаях, в административном        порядке.
        Административные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Для сопоставления - диiиплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются к работникам в
основном в порядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным        лицом.
        Применение административного взыскания не "ечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока. Для сопоставления - при других видах ответственности: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым до погашения или снятии судимости; в число диiиплинарных взысканий включено увольнение с работы, а лицо, к которому применено диiиплинарное взыскание (кроме увольнения), считается имеющим его только в течение установленного срока.
6) Дела об административной ответственности рассматриваются, и административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т.е. существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Для сопоставления - при других видах ответственности: уголовные дела - в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; диiиплинарные дела - в соответствии с нормами,  устанавливающими порядок диiиплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

- нормативное: систему норм, регулирующих ее;

- фактическое: деяния конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);

- процессуальное: акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный законом порядке вправе определить взыскание за административное правонарушение.

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям.

Законодательная основа административной 

                          ответственности.

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, закрепляющие:

- составы административных проступков;

- систему административных взысканий;

- круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания;

- процедуру привлечения к ответственности.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и        субъектов        Российской        Федерации.
           В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
           По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону        по этим        вопросам.     
            В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РФ об административных правонарушениях. Он был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

        Кодекс состоит из Общей и Особенной частей.
         В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных        взысканий.
          В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое.
          Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).

           Нормы Кодекса об  административных правонарушениях распространяются не только на физических, но и на юридических лиц.
Положения и нормы, указывающие и характеризующие виды административных правонарушений юридических лиц, круг субъектов этих правонарушений, а также определяющие меру административной ответственности для юридических лиц, содержатся также  в  законах субъектов Российской Федерации, изданных в пределах их компетенции.
          Здесь невозможно перечислить все нормативные правовые акты, содержащие положения об административной ответственности физических и юридических лиц, ввиду весьма значительного количества  этих актов.
          Один из таких актов - Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором административной ответственности посвящено немало статей, например, статьи главы 63, имеющей название "Административные правонарушения, посягающие на нормальную
деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел". Ряд налоговых нарушений указывает Налоговый кодекс (статьи  главы 18 о видах нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственности за их совершение).
             ДругойВа пример:Ва какВа указаноВа в статьеВа 6 ЗаконаВа Московской областиВа отВаВа 12.05.97Ва №ВаВа 21/97-ОЗ "Об административнойВа ответственностиВа заВа правонарушения вВаВа областиВа строительстваВаВа иВа градостроительстваВа наВа территорииВаВа МосковскойВа области" (посл. Ред.), административнаяВа ответственностьВа физическихВа лицВа заВа правонарушения вВа области строительстваВа и градостроительстваВа при индивидуальномВа строительствеВа осуществляетсяВа вВа соответствииВа сВа Кодексом, ЗакономВа РФВа "ОбВа архитектурнойВа деятельностиВа вВаВа РоссийскойВа Федерации"Ва и ВаЗакономВа МосковскойВа областиВа "ПравилаВа застройкиВа городов,Ва поселковВа городского типа,Ва сельских населенныхВа пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области".ВаВаВаВаВаВа

ПоложенияВа КодексаВа распространяютсяВа неВа толькоВа наВа правонарушения,Ва ответственностьВа заВа совершениеВа которыхВа вВа немВа предусмотрена, но такжеВа и наВа правонарушения, ответственностьВа за совершениеВа которыхВа предусмотренаВа законодательством, нормыВа которого не включены в Кодекс.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа

ТоВа есть,Ва действие статейВа Кодекса, определяющихВа виды административныхВа взысканий, общиеВа правила иВа сроки наложенияВа этих взысканий, регламентВа производства поВа делам обВа административных правонарушенияхВа иВа исполненияВа постановленийВа оВа наложенииВа административных взысканий,Ва распространяется иВа на теВа административные правонарушения,Ва ответственность заВа которые предусмотренаВа другими законамиВа РФВа иВа законамиВа и инымиВа нормативными правовымиВа актами субъектов Российской Федерации. [2]














Административное правонарушение


Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административное правонарушение.

АдминистративнымВаВаВа ВаВаправонарушениемВаВа ВаВапризнаетсяВа противоправное, виновноеВа действиеВа либо бездействие физического или юридического лица, заВа котороеВа Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.Ва 

КлассификацияВаВа административныхВаВа правонарушений,ВаВаВа принятаяВаВа в КодексеВаВа Ва обВаВа административныхВа правонарушениях дана в главах и статьях Особенной части Кодекса.

ВсякоеВа правонарушениеВа естьВа преждеВа всегоВа определенное действие либо бездействие.ВаВаВаВаВаВаВаВаВа ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа

ДействиеВа в данномВа случае представляетВа собой актВа активного противоправного поведения -Ва активное невыполнениеВа обязанности, нарушениеВа запретаВа и т.д.Ва Например, занятиеВа предпринимательской деятельностью,Ва вВа отношенииВа которой имеетсяВа специальное запрещение; включениеВа искаженныхВа данныхВа вВа декларациюВа оВа доходах; искажение бухгалтерскогоВа отчетаВа юридическогоВа лица;ВаВа сокрытиеВа (занижение) прибылиВа (дохода);Ва воспрепятствование должностнымВа лицам федеральных органов налоговой полиции в реализации их праваВа на входВа и обследованиеВа любыхВа производственных,Ва складских,Ва торговыхВа иВа иных помещений,Ва используемыхВа налогоплательщикомВа дляВа извлечения доходов (прибыли).

БездействиеВа признаетсяВа противоправнымВаВаВаВа деянием,ВаВа еслиВа представляетВа собой пассивноеВа невыполнение обязанности,Ва требуемой законодательством.Ва Например,Ва непредставлениеВа гражданиномВа декларации оВа своих доходахВа в случае,Ва когда законодательствоВа требует ее представления;ВаВа непредставлениеВа юридическимВаВа лицомВа компетентным органам бухгалтерскихВа отчетов, балансов,Ва расчетов, декларацийВаВа и другихВа документов,Ва связанныхВа с исчислениемВа и уплатойВа налогов и других платежей в бюджет.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа

Нередко одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров безВа маркировкиВа маркамиВа установленныхВа образцов вВа случаях, когда этаВа маркировкаВа обязательна; продажаВа юридическими лицамиВа или индивидуальнымиВа предпринимателямиВа товаровВа безВа документов,Ва содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа

АдминистративнаяВа ответственностьВа заВа правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не "екутВа за собойВа в соответствииВа сВа действующим законодательствомВа уголовной ответственности .ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа

ПоэтомуВа здесьВа уместноВа обратитьВа вниманиеВа наВа различиеВа между даннымВа вышеВа понятиемВаВа административногоВа проступкаВаВа иВа понятием преступления,Ва подВа которымВа понимаетсяВа виновноВа совершенное общественноВа опасное деяниеВа (действие, бездействие),Ва запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказанияВа (ч. 1Ва ст. 14 УКВа РФ). ГлавнаяВа отличительная чертаВа определения административного проступка (в сравнении с преступлением)Ва - отсутствие вВа немВа указания наВа общественную опасностьВа административного правонарушения.Ва Но,Ва поВа существу,Ва административныйВа проступок также являетсяВа общественноВа опасным, хотяВа и отличаетсяВа от преступления по степени этой опасности. Поэтому приВа решении вопросаВа об отнесенииВа правонарушенияВа кВа административному проступкуВа или преступлениюВа иногдаВа требуетсяВа тщательный сравнительныйВа анализ соответствующихВа положенийВа административного иВа уголовного законодательств.

Как ВаследуетВа изВа определенияВа административного правонарушения, одним из обязательныхВа признаков егоВа является наличиеВа вины правонарушителяВа (правоВа регулируетВа толькоВа волевоеВа поведениеВа людей и рассчитано на ситуации, где у человека есть выбор поведения).ВаВаВаВаВаВа

ПриВа этомВа законодательство различаетВа административные правонарушенияВа совершенныеВа умышленноВаВа иВа совершенныеВаВа поВа неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа

АдминистративноеВаВаВаВа правонарушениеВаВаВаВа признаетсяВаВаВаВа совершеннымВа умышленно,Ва еслиВа лицо,Ва егоВа совершившее,Ва сознавало противоправный характерВа своего действияВа или бездействия,Ва предвидело его вредные последствия и желалоВа их илиВа сознательно допускалоВа их наступление либо относилось к ним безразлично.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа

АдминистративноеВаВаВаВа правонарушениеВаВаВаВа признаетсяВаВаВаВа совершеннымВа поВа неосторожности,Ва еслиВа лицо,Ва егоВа совершившее, предвидело возможностьВа наступления вредныхВа последствий своегоВа действия либо бездействия,Ва ноВа легкомысленноВа рассчитывало наВа их предотвращение либоВа неВа предвиделоВа возможностиВа наступленияВа такихВа последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо,Ва совершившееВа административноеВа правонарушение,Ва подлежит ответственности на основании законодательства Ваоб административной ответственности, действующего во время и по местуВа совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административныеВаВа правонарушения,ВаВа имеютВаВа обратнуюВаВа силу,ВаВа то есть распространяютсяВа и наВа правонарушения, совершенныеВа до издания этих актов.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа

Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность заВа административныеВа правонарушения,Ва обратнойВа силы не имеют.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа

ПроизводствоВа поВа деламВа обВаВа административныхВа правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во времяВа и по месту рассмотрения дела о правонарушении.

ПриВа малозначительностиВа совершенногоВа административного правонарушенияВа орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Не подлежит административной ответственности:

-Ва лицо,Ва неВа достигшееВа кВа моментуВа совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;

- лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей  личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами.

- лицо, которое во время совершения противоправных действий  (бездействия) находилось в состоянии невменяемости.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

       Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

       

       В новом Кодексе обстоятельствами, смягчающими ответственность, в соответствии со ст. 4.2., признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.


Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или законах субъектов РФ об административных правонарушениях.


В отличие от перечня обстоятельств, смягчающих ответственность, перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, указанный в ст. 4.3. Кодекса является исчерпывающим, то есть орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, не может выйти за пределы этого перечня.


Кроме того, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.















Административное наказание


Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

       Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации физического лица.

       За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
- предупреждение;

- административный штраф;

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- административный арест;

- административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства;

- дисквалификация.

Административные взыскания подразделяются на взыскания, которые могут применяться только в качестве основных, и на взыскания, которые могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных взысканий.

В качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий могут применяться:

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- административное выдворение.

Прочие административные взыскания Кодекса могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть наложено либо одно основное, либо одно основное плюс одно дополнительное взыскание.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме или (в предусмотренных законодательством случаях) оформляется иным установленным способом.

Предупреждение "ечет за собой такие же юридические последствия, как и прочие основные административные взыскания. В частности, предупреждение может иметь значение для квалификации правонарушения как повторного, то есть, если лицо, получившее предупреждение за административное правонарушение, в течение года со дня его получения совершит новое административное правонарушение, то наличие предупреждения явится основанием для применения более строго административного взыскания за

новое правонарушение.

Устное предупреждение и устное замечание не являются административным взысканием и не "екут отрицательных правовых последствий.

Наиболее распространенным административным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений, является штраф.        

Штраф - это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

Штраф выражается в величине, кратной одной из следующих величин:

- минимальному размеру месячной оплаты труда (взятому без учета

районных коэффициентов), установленному законодательством на

момент окончания или пресечения административного правонарушения (в дальнейшем обозначается как МРОТ);

- стоимости предмета административного правонарушения не момент окончания или пресечения административного правонарушения;

- сумме неуплаченных налогов, подлежащих оплате, либо сумме незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Штраф может быть установлен в пределах:

-  для граждан - до 25 МРОТ;

- для должностных лиц - до 50 МРОТ;

- для юридических лиц - до 1000 МРОТ.

В исключительных случаях, в связи с   особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном

изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. То есть, возмездное изъятие в качестве административного взыскания может быть применено только к предмету, явившемуся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Взыскание за административное правонарушение может быть наложено только в пределах, установленных нормативным правовым актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, и только в точном соответствии с действующим законодательством.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему  специального права устанавливается за грубое  или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса. Лишение специального права назначается судьей на срок не менее 1 месяца и не более 2 лет.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток.

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Новым видом административного наказания является дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательсткую деятельность по управлению юридическим лицом.





Административная ответственность субъектов.


В главе 2 Кодекса определена административная ответственность субъектов: должностных лиц, военнослужащих, иностранных граждан и лиц без гражданства, юридических лиц.

В соответствии со ст. 2.4. административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Военнослужащие и призванные не военные сборы граждане несут  ответственность в соответствии с диiиплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с нормативными актами,  регламентирующими порядок прохождения службы в данных органах.

Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях.

       Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст.2.10 Кодекса.











Заключение


Подводя итог, можно дать следующее определение: административная ответственность тАФ это комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности; она проявляется в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам (физическим и юридическим лицам), совершившим административное правонарушение; такая ответственность имеет свою специфическую структуру (основания ответственности, субъекты отношений, возникающих в связи с её реализацией, условия её применения), а также предусмотренные в правовом порядке меры ответственности, т.е. административные взыскания за совершение такого рода противоправного деяния.

В приведённом определении охвачены основные, но далеко не все элементы, признаки, характеризующие административную ответственность.

       Основными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, являются Кодекс РФ об административных правонарушениях и законы субъектов РФ об административной ответственности.

Как было сказано выше, институт административной ответственности представляет собой важнейшую часть административного права, не менее значимую, чем та, которую имеют институты уголовной, диiиплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях российского права























1 Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. М., 2000. С. 22.

2 Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие / Под ред. Г.А.ВаТуманова. М., 1997. С. 29.

Страницы: Назад 1 Вперед