доклад: История развития антропологии 

История развития антропологии

доклад: Авиация и космонавтика

Документы: [1]   Word-176669.doc Страницы: Назад 1 Вперед

История развития антропологии (от накопления элементарных знаний в глубокой древности до современности)


Антропология - наука о человеке и о людях, об их происхождении и развитии, наследственности и изменчивости структуры и численности человеческих популяций во времени и пространстве.

Современная антропология - фундаментальная наука, изучающая человека с позиций диалектического единства его двойственной природы - как представителя биологического вида (живой организм) и как социального существа (субъекта истории).

Термин "антропология" греческого происхождения (anthropos --человек, logos - наука). Впервые он употреблен Аристотелем при изучении духовной жизни человека. Несколько иное значение этому термину придавал Магнус Хундт из Лейпцига. В его книге "Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела", вышедшей в 1501 г., обобщены имевшиеся в тот период анатомические сведения о человеке. В 1533 г. появился труд итальянца Г.Капелла "Антропология, или рассуждение о человеческой природе", содержащий данные об индивидуальной изменчивости морфологических признаков человека. Следующей вехой в истории антропологии является выход в свет в 1594 г. сочинения Касмана, первая часть которого называется "Антропологическая психология, или учение о человеческой душе", вторая - "О строении человеческого тела в методическом описании" и посвящена морфологии человека. Естествоиспытатель XVII в. Й.Риолан свою книгу "Анатомия или антропология" посвятил строению человека. Немецкие философы конца XVIII - начала XIX в. (И.Кант, Г.Гегель и др.) представляли антропологию как науку, изучающую законы развития общества, мировоззрения и бытия. Французские энциклопедисты придавали термину "антропология" очень широкий смысл, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Разное представление о термине "антропология" вытекает из многогранности человека - особенностей его биологии, психологии и общественно-культурной организации.

С середины XIX в. в рамках нормальной анатомии человека стали обобщаться знания о его морфологической изменчивости в зависимости от расовой принадлежности и климата. Известный французский анатом и основоположник антропологической школы в Париже П. Брока охарактеризовал антропологию как науку, занимающуюся естественной историей человека. Немецкие анатомы-антропологи И.Ф. Блуменбах, И.Ранке, Р.Вирхов придавали большое значение изучению морфологической изменчивости человека.

И до настоящего времени в науке нет единой трактовки термина "антропология". В Англии, США, Латинской Америке, Франции и Бельгии под антропологией понимается ряд наук. Изучением культуры, цивилизации, общественных систем, этнических особенностей занимается культурная антропология. Биологию человека, его изменчивость во времени и пространстве рассматривает физическая антропология.

В Польше, Чехословакии и некоторых других странах антропологическая наука ограничивается изучением биологической изменчивости человека. В польской антропологии выделяют популяционный (расовый), онтогенетический (изучающий индивидуальное развитие) и филогенетический (изучающий эволюцию человека) разделы.

В советской науке было принято разграничивать археологию и этнографию. Археология изучает ископаемые памятники культуры, обобщает сведения о возникновении и становлении производства. Предметом этнографии является культура и быт современных народов, их происхождение, расселение по земному шару и культурно-историческое взаимодействие. Антропология занимает самостоятельное место в системе естественных и общественных наук, а в последние годы ей отводится большая роль в интеграции различных знаний, касающихся человека. И как продолжение комплексных исследований человека на базе антропологии, социальной гигиены, общей и медицинской географии формируется новая отрасль знания - экология человека. Это комплексная, синтетическая наука, изучающая закономерности динамического взаимодействия людей со всеми факторами среды их обитания (физическими, биологическими, социальными), в совокупности воздействующими на организм.

Понятие "экосистема", или среда человека, более широкое, чем у любого другого биологического вида. Оно включает и собственно природные факторы, такие, как солнечный свет, дождь, суточные колебания температуры, воздействие неорганических веществ (кислород, углекислый газ, азотистые соединения и другие элементы, важные для организма человека), и такие биотические факторы, как растительный и животный мир, а также созданную человеком искусственную среду обитания, включающую культуру и социум, т.е. общественные отношения и институты.

Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно тАФ в конце XVIII тАФ в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого типа по разным странам, возрастные изменения, объяснить его происхождение являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества. Переходы от одной социально-экономической формации к другой, сопровождавшиеся бурной переоценкой ценностей, борьбой между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о сущности человеческой природы. Люди хотели знать о "назначениитАЭ человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости. Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. В творениях философа милетской школы Анаксимандра (610тАФ546 гг. до н. э.), стремившегося познать происхождение и развитие всего сущего из первоосновы бытия тАФ беспредельного, или "апейронтАЭ, излагаются идеи о возникновении человека путем ряда превращений его предков тАФ животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470тАФ380 гг. до н. э.) и у Эмпедокла (490тАФ430 гг. до н. э.). Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500тАФ428 гг. до н. э.), Сократ (469тАФ399 гг. до н. э.) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал знаменитый афинский учитель красноречия Исократ (436тАФ 338 гг. до н. э.).

Однако философия была не единственным источником, порождавшим антропологические обобщения. Зоологические наблюдения над домашними и дикими животными также вели к размышлению о месте человека в органическом мире. Анатомирование животных и изучение заболеваний человека содействовали росту знаний о явлениях изменчивости отдельных органов человеческого тела под "иянием их функций.

Следует указать, что анатомические знания накапливались еще задолго до того, как они получили отражение в трудах греческих ученых.

Широко известно высокое искусство бальзамирования трупов в Древнем Египте. Оно, несомненно, требовало известных познаний в области строения человеческого тела. Реалистическая, поражающая своей портретностью, скульптура Древнего Египта также несомненно предполагает достаточное знакомство с анатомией. То же следует сказать и о скульптуре древнего Крита.

Наблюдения путешественников знакомили античных людей с племенными, расовыми отличиями людей. Таким образом, накапливались знания, которые в дальнейшем ходе развития науки помогали освещать вопросы о происхождении человека (философия, зоология), о морфологических вариациях у человека (медицина), о человеческих расах (география).

Алкмеон Кротонский (около 500 г. до н. э.), рассекая трупы животных, сделал ряд анатомических открытий. Один из величайших врачей древности тАФ Гиппократ (460тАФ356 гг. до н. э.) тАФ изучал "ияние климата на организм человека; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех "сокахтАЭ человеческого тела: кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь. Преобладание крови, по Гиппократу, характерно для сангвиника, желтой желчи тАФ для холерика, черной желчи тАФ для меланхолика, слизи тАФ для флегматика.

Большое значение для расширения географического кругозора в античном мире имели путешествия Геродота (484тАФ406 гг. до н. э.). До наших дней его сочинения тАФ один из важнейших источников для изучения быта и нравов древних народов, а в некоторой степени и их физического типа. Так, описывая колхов (предков грузин, жителей Колхиды), Геродот указывал, что они темнокожи и курчавы, причем обращал внимание на то, что и среди других соседних с ними народов имеются обладатели таких же примет. Описывая жителей северного Причерноморья, Геродот сообщал, что большое и многочисленное племя, обитавшее между верхним Доном и средним течением Волги, тАФ будины тАФ "все голубоглазы и рыжеволосытАЭ. Свидетельства такого рода весьма ценны, так как они дополняют данные палеоантропологии и позволяют составить представление о распространении некоторых антропологических типов до эпохи "переселения народовтАЭ.

Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384тАФ322 гг. до н. э.). В своих трудах "Истерия животныхтАЭ, "О частях животныхтАЭ, "О возникновении животныхтАЭ, "О душетАЭ Аристотель закладывает основы изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рассматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит идея "лестницы существтАЭ или ряда постепенного V повышения организации. Следует иметь в виду, что хотя взгляды Аристотеля были далеки от идей эволюции, однако его принцип ступенеобразного расположения существ сыграл в XVIII в. большую роль в развитии эволюционного учения.

Аристотелю принадлежит огромная заслуга в разработке проблемы места человека в органическом мире. В его сочинениях можно найти множество глубоких мыслей о морфологических особенностях человека, отличающих его от животных. Однако Аристотель разошелся с Анаксагором и Сократом в оценке роли руки человека. "...Человек разумнейшее животное не потому, тАФ писал Аристотель, тАФ что имеет руки, но потому и имеет руки, что он разумнейшее существо, ибо разумнейший будет пользоваться хорошо очень многими инструментами, а рука, очевидно, не один инструмент, а многие: она тАФ как бы инструмент инструментов. Тому именно, что может воспринять наибольшее число искусств, природа дала руку, наиболее пригодный из инструментовтАЭ. В этом рассуждении очевидна телеологическая сущность мировоззрения Аристотеля, объяснявшего наличие рук у человека, исходя из той цели, которой служат руки у существа, наделенного разумом.

Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических знаний имеет Лукреций Кар (99тАФ55 или 95тАФ51 гг. до н. э.), автор поэмы "О природе вещейтАЭ, в которой он развивал идеи о естественном происхождении органического мира и человека и дал замечательную по яркости картину развития культуры от первобытной дикости до цивилизации. Другой крупнейший римский ученый тАФ Клавдий Гален (131тАФ200 гг. ) н. э) тАФ завоевал себе славу и непререкаемый авторитет в течение почти' четырнадцати столетий как медик и анатом. Гален произвел многочисленные вскрытия трупов животных, главным образом собак и низших обезьян.

Эпоха средних веков в Европе тАФ период застоя во всех областях знаний. тАФ В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. От этого времени в анатомической современной номенклатуре сохранилось немалое количество арабских терминов.

Эпоха Возрождения противопоставила аскетизму и железному гнету церковной догматики Средневековья пламенное восхищение человеком, его физической и духовной мощью. "Это был величайший прогрессивный переворот, тАФ писал Энгельс, тАФ пережитый тогда человечеством, тАФ эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и ученоститАЭ1. Чтобы составить себе представление о том, с каким восторгом писали люди этой эпохи о человеческом теле, достаточно прочитать следующие строки замечательного скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини: "Ты заставишь своего ученика срисовывать эти великолепные бедренные кости... Когда ты нарисуешь и хорошо закрепишь эти кости в твоей памяти, то начнешь рисовать ту, которая помещается между двух бедер; она прекрасна и называется sacrum... Затем ты будешь изучать спинной хребет, который называют позвоночным столбом. Он опирается на крестец и составлен из двадцати четырех костей, называемых позвонками... Тебе доставит удовольствие рисовать эти кости, ибо они великолепнытАЭ.

Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Замечательно, что Леонардо да Винчи предлагал изучать как можно больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний. Он же поместил рисунок руки человека рядом с рисунком руки обезьяны.

На первом месте среди анатомов следует назвать реформатора анатомии Везалия (1514тАФ1564), важнейший труд которого "Фабрика человеческого телатАЭ был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций. Среди зоологических работ большое значение имели труды Клузия, описавшего различных экзотических животных, Геснера, автора пятитомной энциклопедии животных и множества других работ, Белона, изучавшего птиц и давшего поучительное изображение скелета птицы рядом со скелетом человека в одинаковых позах и с одинаковыми буквенными обозначениями гомологичных частей. Особого упоминания заслуживает Улисс Альдрованди (1522тАФ1605), сделавший попытку построить классификацию животных по степени их родства. Альдрованди также принадлежит заслуга правильной оценки значения каменных стрел, находимых в земле; он считал их изделиями древних людей. Следует напомнить, что в средние века в каменных стрелах видели метательные орудия ведьм. Правильное истолкование каменных топоров как изделий человеческих рук давал также натуралист конца XVI в. Меркати.

Огромное значение для развития знаний о расах имели великие географические открытия XV и XVI столетий. Им предшествовали путешествия венецианца Марко Поло (1254тАФ1323), познакомившего европейцев с высокой культурой китайского народа и сообщившего первые сведения о населении многих азиатских стран.

Путешествия Христофора Колумба, Васко да-Гамы, обогнувшего Африку с юга и проникшего в Индию морским путем (1497), и первое кругосветное путешествие Магеллана (1521) дали основание для критики учения церкви о происхождении всех людей от Адама и Евы.

Важнейшим периодом в развитии антропологии и в ее формировании как особой науки была середина прошлого столетия. 60-е и 70-е годы XIX в. характеризуются ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 г. основывается Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне, в 1864 г. тАФ антропологический отдел Общества любителей естествознания в Москве. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.

В числе основных задач этих обществ значится изучение человеческих рас. Внимание широких кругов общества к расовым различиям у человека характерно для эпохи империализма тАФ эпохи окончательного территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами и обострения противоречий между небольшой горстью господствующих наций и порабощенными народами колониальных и зависимых стран. Колониальная экспансия европейских держав, резкие национальные противоречия в самой Европе в связи с объединением Германии и ее победой в франко-прусской войне, обострение национального вопроса в царской России, война Северных и Южных штатов Америки и связанный с ней негрский вопрос тАФ все эти обстоятельства чрезвычайно усиливают интерес различных групп общества к проблеме расовых особенностей у человека. В этот период прогрессивные общественные силы вступают в ожесточенную борьбу с апологетами реакции, отстаивающими теорию неравенства рас. Расизм находит себе особенно благодатную почву в среде американских и английских полигенистов, которые пытаются обосновать законность торговли неграми мнимыми аргументами в пользу "теориитАЭ близости темнокожих рас к животным. Наиболее принципиальную и последовательную критику эти рабовладельческие взгляды встретили со стороны русских революционных демократов, главным образом Н. Г. Чернышевского. Фактическое их опровержение было дано исследованиями Н. Н. Миклухо-Маклая на Новой Гвинее.

Крупнейшим событием в истории антропологии было появление трудов Чарлза Дарвина "Происхождение человека и половой отбортАЭ (1871) и "О выражении эмоций у человека и животныхтАЭ (1872). Они были подготовлены прежде всего идеями эволюционистов XVIII в., трудом Ламарка "Философия зоологиитАЭ (1809), трудом самого Дарвина "Происхождение видовтАЭ (1859), рядом работ его сторонников тАФ Гексли, Геккеля и др., а также успехами археологии палеолита (Буше де Перт), четвертичной геологии (Ляйелль) и других отраслей знания. Работы Дарвина нанесли сокрушительный удар телеологическим воззрениям на человека, и в этом тАФ важнейшая сторона прогрессивного значения его трудов для антропологии.

Вопросы происхождения и эволюции человека разрабатывались во времена Дарвина главным образом зоологами. Антропология 60тАФ70-х годов сосредоточивала свое внимание по преимуществу на изучении рас. В эти же годы усиленно разрабатываются вопросы методики антропометрии (Брока, Бэр, Велькер, Богданов), а позднее тАФ приемы вариационно-статистического исследования, позволяющие путем учета статистической достоверности результатов устанавливать или отвергать различия между средними арифметическими сопоставляемых групп.

Однако уже в конце прошлого столетия проблема антропогенеза делается неотъемлемой частью антропологической науки. Вместе с этим естественно рождался вопрос о взаимоотношении между расоведением, с одной стороны, и учением о возникновении и развитии человека тАФ с другой. Идеологи реакции перенесли закономерности естественного отбора в человеческое общество. Так возникли тенденциозные, глубоко ошибочные направления тАФ "антропосоциологиятАЭ, "социальный дарвинизмтАЭ, "расистская евгеникатАЭ и другие лжетеории, призванные оправдать эксплуатацию и истребление колониальных народов. Всем этим построениям противостоит подлинная наука и, прежде всего, огромная масса фактического материала, собранная учеными многих стран мира.

Литература


1. Рогинский, Левин. Основы антропологии.

2. Рогинский, Левин. Антропология.

3. Гинзбург. Элементы антропологии для медиков.

4. Хрисанфова. Перевозчиков. Антропология.

Страницы: Назад 1 Вперед