Административная ответственность за коррупционные деяния по законодательству Украины

реферат: Административное право

Документы: [1]   Word-32679.doc Страницы: Назад 1 Вперед


Административная ответственность за коррупционные деяния



Действительность






На современном этапе формирования и становление Украины как независимого , демократического и правового государства коррупция представляет собой особенно опасное явление . Она подрывает авторитет демократических институтов государства , тормозит ход экономических реформ . Кроме того коррупция попирает законные права и интересы граждан , отрицательно "ияют на моральное состояние общества .


По оценкам специалистов , из числа всех совершаемых    в Украине  преступлений более половины являются латентными , т.е. по различным причинам не регистрируемых в правоохранительных органах и не попадающих в официальную статистику  . Данные средств массовой информации , опросов работников правоохранительных органов и населения  свидетельствуют о том что  в последние годы  наиболее широкое распространение в самых различных сферах общества приобрели взяточничество и другие должностные преступления , связанные с коррупцией . Истинный уровень подобных преступных проявлений правоохранительная система на сегодняшний день определить не в состоянии . На основании некоторых теоретических разработок , с учетом имеющихся данных об уровне латентности некоторых других преступлений , можно предположить , что из всей массы преступлений , связанных с коррупцией , регистрируется не более одного процента .


Официальная статистика подтверждает , что более чем по половине зарегистрированных фактов совершения должностных преступлений органами дознания, предварительного следствия и прокурорами выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а каждое второе возбужденное по указанным фактам уголовное дело прекращается в ходе предварительного расследования по основаниям , которые не могут быть признаны полностью реабилитирующими .


Таким образом с относительной степенью точности можно утверждать что из каждых ста тысяч лиц , совершивших преступления содержащие признаки связанные с коррупцией лишь около 250 лиц предстают перед судом . Отметим , что в отношении 7 из них (2,7%) выносятся оправдательные приговоры1.


Данные Министерства юстиции Украины по судимости за должностные преступления ( ст.165-168 , 171-172 Ук . Украины) за 1991 -95 г.г.  , показывают что в отношении 1,3% процента осужденных обвинительные приговоры выносились без назначения наказания , а наказание, связанное с лишением свободы назначалось лишь 19,5% осужденных ( при этом в 80,9% случаях применялась отсрочка исполнения наказания )  . К подавляющему большинству виновных были применены исправительные работы без лишения свободы ,штраф , условное лишение свободы или общественное порицание , лишь 11,9% лиц , осужденных за совершение должностных преступлений , были лишены права занимать определенные должности . Это наказание как дополнительное применялось судами в отношении лиц , которые в качестве основного наказания назначалось реальное лишение свободы . Таким образом , 9 из 10 осужденных за взяточничество , злоупотребление "астью или служебным положением , превышение "асти или служебных полномочий , служебный подлог даже после осуждения за перечисленные преступления , которые они не смогли бы совершить без использования своего служебного положения , вопреки интересам службы остались  на своих должностях .


Приведенные расчеты  показывают , что из каждых 100000 лиц , совершивших должностные преступления , осуждены с назначением наказания лишь 215 человек , а наказание в виде реального лишения свободы , предусмотренного санкцией статей 165-168 , 171-172 Ук и наиболее полно отвечающим целям общей и специальной превенции , понесли всего 8 человек . При этом не учитывается что определенная часть лиц , привлекавшихся к уголовной ответственности , могла стать жертвой судебной ошибки , однако временно не принимается во внимание и то, что другая более значительная часть осужденных , не отбывало наказание в связи с амнистией или тем что назначенное наказание в виде лишения свободы было заменено более мягким в результате рассмотрения дела в кассационном или надзорном порядке .


Следовало бы упомянуть и о сроках лишения свободы назначаемых судами в случаях когда этот вид наказания ими применяется .  Надо подчеркнуть что не следует говорить о ужесточении наказания , а следует ставить акцент на его неотвратимости и реальности .


Данные судебной статистики показывают , что за такое тяжкое преступление как за получение взятки при квалифицирующих обстоятельствах ( части 2 и 3 статьи 168 УК ) судами в 34,2%  случаев назначалось наказание , не связанное с лишением свободы . В тех случаях когда было назначено лишение свободы , сроки его распределялись таким образом : 28,6 % - до трех лет , 42,5 % - от трех до пяти , 25,0% - от пяти до восьми , 3,2 %- от восьми до десяти и 0,7 % - от десяти до пятнадцати . Кроме того , в 11,5 случаев применялась отсрочка наказания2.


Помимо глобальных социально - экономических факторов , бурный рост коррупционных проявлений , обусловлен прежде всего тем , что на фоне резкого увеличения числа насильственно - корыстных преступлений взяточничество и коррупция в общественном мнении значительно утратили свою общественную опасность . Ведь коррумпированный государственный чиновник не совершает открыто общественно опасные деяния ставившие бы под угрозу жизнь или здоровье людей .

Неоправданная (гуманизация) правоприменительной практики, связанная с освобождением от уголовной ответственности и реального наказания значительного числа лиц , совершивших преступления , в том числе должностные ,- это тоже следствие коррупции , проникшей в правоохранительные органы и в суды .

В этих условиях закон ( О борьбе с коррупцией ) является тем инструментом , который может нейтрализовать или пресечь коррупционные проявления на стадиях , когда они еще не приобрели признаков соответствующих составов оконченных преступлений , а также , когда имеющиеся признаки должностных преступлений очевидны и в силу своей относительно невысокой степени общественной опасности позволяют не прибегать к мерам уголовной ответственности и связанным с ними сложным и громоздким процессом расследования и судебного разрешения дел .


Совершение коррупционного  правонарушения , не имеющего признаков преступления , "ечет ответственность на основании Закона ( О борьбе с коррупцией ) , которая как правило , состоит в применении административного штрафа .


Разумеется вся эта деятельность не должна осуществляться репрессивными методами .


Необходимо нормативно урегулировать многие формы деятельности государственного аппарата, которые сделали бы невозможным или значительно усложнили коррупционные проявления, постепенно сузили сферы чиновничьего произвола, внедрили различные формы эффективного контроля за принятием нормативно-правовых актов, решений и отказов в принятии законных решений,  а так же стимулировали процесс нравственного оздоровления  общества.


Последнее тесно взаимосвязано с кадровой политикой государства. Подбор и расстановка кадров на соответствующие посты должны осуществляться по принципу: Порядочность, Профессионализм, Патриотизм. Несоответствие хотя бы одному из этих принципов должно быть препятствием  для назначения лица на государственную службу.


В таких  условиях усиление борьбы с коррупцией является объективной необходимостью, поэтому борьба с ней , как и с любыми другими общественно-опасными проявлениями должна вестись на основе и в рамках закона. Действовавшее до принятия   Закона (О борьбе с коррупцией) законодательство Украины предусматривало лишь уголовную ответственность за совершение отдельных коррупционных деяний, в частности за взяточничество , либо провозглашало необходимость борьбы с коррупцией , не определяя необходимые правовые и организационные основы для предупреждения , выявления и прекращения ее проявлений , устранение ее негативных последствии3 .


Так , Распоряжением Президента Украины от 28 .09 .92 ( О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплением правопорядка в Украине ) Кабинету Министров Украины , министерствам , и иным центральным органам государственной исполнительной "асти , Совету Министров Республики Крым , местным государственным администрациям было предписано , в частности, рассмотреть материалы о финансовых нарушениях , злоупотреблениях в экономических структурах , возникших в процессе приватизации , изменения форм собственности , лицензировании и квотировании ,  отреагировать надлежащим образом на каждый из таких фактов, устранить недостатки в работе по борьбе с коррупцией и т.д.


Постановлением Верховного Совета Украины от 26 января 1993 г. ( О состоянии выполнения законов и постановлении Верховного Совета Украины по вопросам правопорядка и мерах по усилению борьбы с преступностью ) было признанно необходимым обязать представительские и исполнительные органы государственной "асти включить в программы социального и экономического развития государства специальный раздел, в котором предусмотреть соответствующие административные и иные правовые мероприятия , направленные на устранение причин злоупотреблении служебной "астью .


27 мая 1993 г. Президентом Украины был издан Указ ( О некоторых вопросах  прохождения службы в органах государственной исполнительной "асти ) , который декларативно установил , что должностные лица Администрации Президента Украины , Кабинета Министров Украины , министерств , других центральных органов государственной исполнительной "асти и местных государственных администрации не имеют права использовать служебное положение с корыстной целью в личных интересах или в интересах других лиц ; заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через посредников или быть поверенными третьих лиц в делах государственного органа , где должностные лица работают ; выполняют работу на условиях совместительства ( кроме научной, преподавательской и творческой деятельности ) ; содействовать физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении ими предпринимательской деятельности с целью получения материального вознаграждения , услуг и льгот . Этим же Указом перечисленным должностным лицам было запрещенно занимать руководящие должности и входить в состав органов управления компаний , корпораций , ассоциаций , иных хозяйственных объединений , а также предприятий , кооперативов , занимающихся предпринимательской деятельностью , хозяйственных обществ и т.д.


Формально антикоррупционный , данный Указ фактически не сыграл большой роли в деле борьбы с коррупцией . Любой правовой норме , содержащей какое-нибудь запрещение , должна сопутствовать норма , содержащая указание на санкции, принимаемые в случаях пренебрежения запретами , установленными государством . При этом , чем большую общественную опасность представляет собой деяние , тем строже и определеннее должны быть санкции за его совершение .


Указом Президента Украины от 18 июня 1993 г. образован Координационный комитет пор вопросам борьбы с преступностью, одним из заданий которого организация контроля за исполнением законодательства Украины по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией. .
В соответствии с Указом Президента Украины от 26 ноября 1993г. этот комитет был переименован в Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью .


Некоторые вопросы , имеющие значение для организации борьбы с коррупцией в Украине , впервые нашли отражение в Законе (О государственной службе ), вступившей в силу 5 января 1994г4. В нем были установлены ограничения , связанные с прохождением государственной службы , предусмотрены основные обязанности государственных служащих и этика их поведения . Однако основной проблемы - установление конкретной ответственности за совершение конкретных коррупционных правонарушений этот Закон не разрешил : как и во многих других законодательных актах Украины , в его статье 38 содержалось лишь стандартное декларативное положение - (лица виновные в нарушении законодательства о государственной службе , несут гражданскую , административную или уголовную  ответственность в соответствии с действующим законодательством )5.


Что касается уголовной ответственности ,действительно многие статьи УК Украины вполне применимы для борьбы с коррупцией . Так , статьи 165, 166, 168, 172 , 176, 1761 , 1764 , 1893   УК предусматривают уголовную ответственность за злоупотребление "астью или служебным положением ; превышение "асти или служебных полномочий ; получение взятки ; должностной подлог ; вынесение судьями заведомо неправосудного приговора , решения , определения или постановления ; вмешательства должностного лица в разрешение судебных дел , совершенное с использованием служебного положения ; неисполнение служебного решения ; вмешательство в деятельность работников прокуратуры , органов внутренних дел , безопасности , совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения6 .


Лица совершившие коррупционные деяния , не всегда могут привлекаться к уголовной ответственности . Для этого должно быть определенное основание , которое в уголовном праве называется основанием уголовной ответственности , т.е. состав преступления . Кроме того , уголовная ответственность - это самый строгий вид ответственности , поэтому применятся она должна как крайняя мера . Стандарты морального поведения лиц , уполномоченных на выполнение функций государства , должны поддерживаться постоянно с помощью таких мер воздействия , которые могут быть применены за проступки , не содержащие общественной опасности , характерной для преступлений , а именно : мер административного и абсолютно определенного диiиплинарно воздействия . Такие меры эффективней , чем уголовная ответственность , поскольку их применение сопряжено с более простой процедурой ; не требуют значительных материальных затрат со стороны государства и усилий его правоохранительных органов ; наиболее полно соответствуют одному из основных принципов карательно-воспитательной политики , которого должно поддерживаться государство : наказание тем эффективней , чем быстрее оно применяется .


Кроме того , чем  длительнее процесс применения наказания за совершенное правонарушение , тем больше вероятности , что оно останется безнаказанным . Для этого есть объективные и субъективные причины , что подтверждается правоприменительной практикой . Безнаказанность же служит заразительным примером . Кодекс Украины об административных правонарушениях содержит массу норм , запрещающих те или иные действия . Но , надо откровенно сказать , столь же массовым является в нашем обществе и нарушение этих норм . Массовость нарушений приводит к полному пренебрежению установленными правилами и запретами . Это же относится и к коррупционным деяниям : невозможное по морально-этическим соображениям для определенного государственного служащего становится возможным , если он видит , что так постоянно поступают его коллеги . Причем , чем чаще совершаются такие нарушения , тем меньше колебании при решении их совершить испытывают люди . Рушатся моральные запреты и сфера государственного управления пропитывается коррупцией .





2 Понятие коррупции и коррупционных деяний



Под коррупцией в Законе (О борьбе с коррупцией)  понимается деятельность лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ.

Коррупционными деяниями являются:

А) Незаконное получение лицом , уполномоченным на исполнение функции государства , в связи с исполнением таких функции материальных благ , услуг , льгот или иных преимуществ , в том числе принятие либо получение предметов (услуг) путем их приобретение по цене (тарифу), которая существенно ниже их фактической  (действительной) стоимости ;

Б)    Получение лицом , уполномоченным на исполнение функции государства , кредитов или ссуд , приобретение ценных бумаг , недвижимости  либо иного имущества с использованием при этом льгот или преимуществ , не предусмотренных действующим законодательством .

Коррупция может рассматриваться как философская, социальная или иная категория .Однако в нормативно-правовых актах она определена как категория правовая ,  т.е. коррупция рассматривается не как явление , а как деятельность определенных физических лиц, имеющая определенные правовые последствия . Такое понятие коррупции дает возможность законодательно определить правовые и организационные основы предупреждения коррупции , выявление и пресечение ее проявлений , а также устранение ее вредных последствий .


Из законодательного определение коррупции можно выделить такие основные ее признаки :


  1. коррупционная деятельность может осуществляться лишь лицами , уполномоченными на выполнение функции государства ;


  1. данная деятельность связана с противоправным использованием предоставленных указанным лицам полномочий ;
  2. специальной целью такой деятельности является получение материальных благ , услуг , льгот и иных преимуществ.


Эти признаки взаимосвязаны и взаимообусловлены.

К лицам , уполномоченным на выполнение функций государства относятся : государственные служащие , а также народные депутаты Украины , народные депутаты Автономной Республики Крым , депутатов и председателей местных советов.

Полномочия , предоставленные лицам , уполномоченным на выполнение функций государства  ,- это те конкретные обязанности , которые они должны выполнять , а также права , предоставленные для им для наиболее полного и эффективного выполнения своих обязанностей . Противоправное использование полномочий предполагает их превышение , а равно иное умышленное злоупотребление ими .


В законодательном определении коррупции подчеркнуто , что обязательной целью коррупционной деятельностью является корыстная цель , а сама эта деятельность , таким образом, обусловливается корыстными мотивами . Не исключено , что в отдельных ситуациях при совершении коррупционных деяний или иных других правонарушениях , связанных с коррупцией , на первый план могут выступать другие мотивы , например желание оказать поддержку родственнику или знакомому , трусость , карьеризм , желание отомстить , зависть и т.д., но при этом корыстный мотив тоже должен присутствовать в психическом отношении субъекта к совершаемому коррупционному правонарушению .


Также предусмотрено в качестве коррупционного деяния незаконное получение лицом , уполномоченным на выполнение функций государства , в связи с выполнением таких функций материальных благ , услуг , льгот и иных преимуществ 7.


Под материальными благами следует  понимать вещи , предметы , способные дать достаток , материальное благополучие , удовлетворить меркантильные интересы .


Материальные услуги - это деятельность по предоставлению бытовых удобств (ремонт квартиры , строительство дачи , пошив одежд и т.д.) , требующая материальных затрат .


Льготы - это выгода , облегчения , предоставляемые лицам , уполномоченным на выполнение функций государства , как исключение из общих правил , связанных с возможностью получить материальные блага или услуги , либо с возможностью избежать материальных затрат .





2. Состав коррупционного правонарушения

предполагает / наличие четырёх взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов: объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Специальным объектом всех коррупционных правонаруВншений, как уже отмечалось, является установленный порядок осуществления служебных полномочий лицами, уполномоченВнными на выполнение функций государства. Кроме того, каждоВнму конкретному коррупционному правонарушению, в зависиВнмости от выполняемых уполномоченными на то лицами функВнций государства, присущ его непосредственный объект. НаприВнмер, установленный порядок предоставления лицами, уполноВнмоченными на выполнение функций государства, информации юридическим и физическим лицам; установленный порядок окаВнзания этими же лицами содействия в осуществлении предприВннимательской деятельности иными лицами и т.д.

Объективная сторона всех коррупционных правонаруВншений характеризуется действием (например, осуществление функций поверенного третьих лиц) либо бездействием (несоставВнление протокола о совершении коррупционного правонарушеВнния).

Последствия совершения коррупционного правонарушения в диспозициях конкретных норм Закона не предусмотрены и значения для квалификации указанных действий (бездействий) как                                     

коррупционных правонарушений не имеют.

Кроме того, для ряда коррупционных правонарушений харакВнтерен такой признак объективной стороны, как способ его соверВншения (например, получение кредита путём использования льгот, не предусмотренных действующим законодательством).

Субъективная сторона коррупционных правонарушений характеризуется прямым умыслом: виновное лицо осознаёт обВнщественную опасность и противоправность совершаемого им дейВнствия или бездействия, и желает его совершить. I'  Для некоторых составов коррупционных правонарушений хаВнрактерны цель и мотив. Ни одно из коррупционных правонаруВншений не совершается по неосторожности.

Субъект.

Все коррупционные деяния предполагают их совершение специальным субъектом - лицом уполномоченным на выполнение функций государства.

Понятие государственных служащих вытекает из статьи 1 Закона Украины "О государственной службе», где указано, что "государственная служба в Украине тАФ это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственВнных органах и их аппарате по практическому выполнению заВндач и функций государства и получают заработную плату за счёт государственных средств. Эти лица являются государственВнными служащими и имеют соответствующие служебные полВнномочия».

Таким образом, к государственным служащим можно отнесВнти лиц, которые:

тАФ занимают должности в государственных органах и их апВнпарате;                                                

тАФ профессионально занимаются деятельностью по практическому выполнению задач и функций государства;         

тАФ получают за это заработную плату за счёт государственных средств.

Понятие должности сформулировано в статье 2 Закона "О государственной службе». Под ней понимается определенВнная структурой и штатным расписанием первичная структурВнная единица государственного органа и его аппарата, на котоВнрую возложен установленный нормативными актами круг слуВнжебных полномочий.

Должности могут быть выборными или такими, на которые государственные служащие назначаются. При этом избранию или назначению может предшествовать согласование и сопутВнствовать утверждение на должность. Последние бывают постоВнянными или временными (например, должность председателя окружной избирательной комиссии по выборам народных депуВнтатов Украины учреждаются только на период избирательной кампании).

Основной признак должности как служебного места, занима-


емого государственным служащим тАФ это присущие ей юридиВнчески "астные полномочия, включающие право на приём (увольнение) работников, издание обязательных актов правовоВнго характера; осуществление контроля за их выполнением; стиВнмулирование реализации соответствующих предписаний закоВннодательных актов экономическими, организационными и юриВндическими принудительными мерами, а также совершение слуВнжебных действий, "екущих юридические последствия тАФ соВнставление протоколов, актов ревизии, служебных и докладных записок, справок, проектов нормативных актов. Служебными действиями государственных служащих являются не только "астные распоряжения, но и их реальное осуществление.

Должность как служебное место отличается от должности как рабочего места, которое занимают служащие, выполняющие фунВнкции по обеспечению технических, производственных, инфорВнмационных и иных процессов (машинистки, операторы ЭВМ, технички и т.д.), в том числе обслуживающий персонал.

Необходимо отметить, что к государственным служащим не могут быть отнесены лица, проходящие стажировку в соотВнветствии с Положением о порядке стажировки в государственВнных органах, утверждённым постановлением Кабинета МинистВнров Украины от 1 декабря 1994 г., поскольку они не занимают должностей в государственных органах, а лишь претендуют на это.

Как следует из статьи 4 Закона "О государственной службе», государственными служащими не могут быть иностранцы и лица без гражданства.

Под органами государства следует понимать отдельных государственных служащих (как правило, высших должностных лиц государства) или структурно-организованные коллективы государственных служащих, которые наделены "астными полномочиями, т.е. полномочиями устанавливать обязательные правила поведения и обеспечивать их соблюдение.

Все органы государства (или государственные органы) можВнно разделить на следующие группы:

1) органы законодательной "асти тАФ Верховный Совет УкВнраины, Верховный Совет Автономной Республики Крым;

2) органы исполнительной "асти:

а) высшие тАФ Президент Украины, Администрация ПрезиВндента Украины, Кабинет Министров Украины, Совет МинистВнров Автономной Республики Крым, Постоянный Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым;

б) центральные тАФ министерства, государственные комитеВнты, другие ведомства (Лицензионная палата при Министерстве экономики Украины, Высшая аттестационная комиссия УкраиВнны и др.);

в) местные тАФ областные. Киевская и Севастопольская городВнские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации и председатели этих государственВнных администраций, председатели сельских и поселковых СоВнветов;

3) органы судебной "асти:

а) высшие тАФ Конституционный суд Украины, Верховный Суд Украины, Высший арбитражный суд Украины;

б) местные тАФ Верховный Суд Автономной Республики Крым, Арбитражный суд Автономной Республики Крым, областные, меВнжобластные, межрайонные, районные, городские и военные суды, областные арбитражные суды, арбитражные суды городов КиеВнва и Севастополя;

4)органы прокуратуры:

а) высшие тАФ Генеральная прокуратура Украины;

б) местные тАФ прокуратура Автономной Республики Крым, областные, районные, городские, межрайонные, транспортные, военные и другие прокуратуры;

5) контрольные и другие надзорные органы тАФ НациональВнный банк Украины, Антимонопольный комитет. Фонд государВнственного имущества, органы государственного пожарного надВнзора, Государственного комитета Украины по надзору за охраВнной труда. Государственной налоговой службы. Государственной контрольно-ревизионной службы, государственного санитарноВнго надзора, государственного ветеринарного надзора, рыбоохраВнны, Государственной инспекции электросвязи, ГосударственноВнго комитета по делам защиты прав потребителей, таможенные органы и другие, перечисленные в статьях 222тАФ2447, 255 КоВндекса Украины об административных правонарушениях, в статье 18 Закона "Об организационно-правовых основах борьбы с оргаВннизованной преступностью» тАФ центральные и местные;

6) органы местного самоуправления (сельские, поселковые, городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе, областные Советы);

7) государственные предприятия и их объединения, госуВндарственные учреждения и организации, например, издательВнства газет "Голос Украини», "Урядовий кур'ер», другие госуВндарственные издательства, научно-исследовательские институВнты, учебно-воспитательные заведения, лечебные учреждения, муВнзеи, театры, центры, фонды и т.д.

Государство является организацией, состоящей из оргаВннов, каждый из которых определённым образом связан с госуВндарством вообще и с другими государственными органами в частности. Основу внутренних связей государства составляет ориентация отдельных государственных органов на государство в целом, на его внутреннюю и внешнюю политику.

Каждый государственный орган, который является элеменВнтом структуры государства, в свою очередь имеет свою струкВнтуру. Таким образом, государство представляет собой иерархию структур, взаимодействующих между собой; координируют их

Согласно статье 12коАП, административной ответственВнности подлежат лица, достигшие к моменту совершения адмиВннистративного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Данное положение в принципе применимо и к субъектам корВнрупционных правонарушений, однако законодательство УкраиВнны не предусматривает возможности занятия должностей в гоВнсударственных органах и их аппарате лицами, которым не исВнполнилось 16 лет, поэтому речь не идет о привлечении к ответВнственности за коррупционные правонарушения таких лиц.

Согласно статье 20 КоАП, не подлежит административВнной ответственности лицо, которое во время совершения протиВнвоправного действия или бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать отчёт в своих дейВнствиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слаВнбоумия или иного болезненного состояния.

Следует отметить, что хотя, в силу специфики субъектов коррупционных правонарушений, случаи, когда они могут быть больВнны хронической душевной болезнью, а тем более слабоумием, на практике встречаться не должны, иные проявления расВнстройств душевной деятельности не исключены. При этом меВндицинский (болезненное состояние) и юридический (невозможность давать отчёт в своих действиях и руководить ими) критеВнрии невменяемости должны присутствовать одновременно, посВнкольку факт болезненного состояния души не всегда свидетельВнствует о невозможности давать отчёт своим действиям (в стаВндии ремиссии болезни человек действительно ведёт себя как полностью здоровый), и наоборот, факт невозможности руковоВндить своими действиями не всегда свидетельствует о психичесВнкой болезни (при клептомании, например, когда лицо психолоВнгически не может удержать себя от мелких краж). Впрочем, вопрос разграничения клептоманов, а также так называемых "несунов» и прочих расхитителей ещё требует своего изучения:

психология определённых групп и даже масс людей, видимо, может становиться болезненной. По данным пресс-службы КаВнбинета Министров Украины, за девять месяцев 1995 г. выявлено 60,5 тыс. преступлений в сфере экономики, из них каждое пяВнтое связано с хищением государственного имущества и соверВншено государственными служащими (см.: Урядовий кур'ер.тАФ 1995.тАФ 23 ноября).

Основанием для освобождения лица, совершившего корруп-ционное правонарушение, от административной и иной предВнусмотренной Законом ответственности ввиду его невменяемоВнсти может быть только заключение судебно-психиатрической экспертизы. В случае установления невменяемости лица, проВнизводство по делу о коорупционном правонарушении не может быть начато или, если оно было начато, подлежит прекращеВннию.




.




Ответственность

Субъекты, указаные в статье 2 Закона, за совершение корВнрупционных деяний и иных правонарушений, связанных с корВнрупцией, несут административную м диiиплинарную ответВнственность на основании настоящего Закона. Вопросы об уго


ловной, гражданско-правовой и материальной ответственносВнти за коррупционные деяния и правонарушения, связанные с коррупцией, решаются в соответствии с требованиями действуВнющего законодательства.

Военнослужащие и другие лица, которые согласно действуВнющему законодательству привлекаются к ответственности за административные правонарушения в соответствии с диiипВнлинарными уставами, в случае совершения коррупционных деВняний и иных правонарушений, связанных с коррупцией, несут ответственность, предусмотренную настоящим Законом.

1. При определённых условиях коррупционные деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией, приобретают характер преступлений и "екут уголовную ответственность в соответствии с нормами Уголовного кодекса Украины, что укаВнзывалось выше (см. комментарий к статье 1 Закона).

В отношении административной и диiиплинарной ответственВнности субъектов коррупционных правонарушений этот Закон явВнляется актом прямого действия: он предусматривает специальВнные составы указанных правонарушений, специальный механизм привлечения виновных лиц к административной и диiиплиВннарной ответственности (см. комментарий к статьям 1, 5тАФ12 ЗаВнкона), регламентирует другие связанные с этим вопросы.

2. Положение части 1 статьи 3 настоящего Закона о том, что субъекты коррупционных деяний и иных правонарушений, свяВнзанных с коррупцией, несут административную и диiиплиВннарную ответственность на основании этого Закона, следует поВннимать так, что иные законодательные акты Украины и их отВндельные нормы, предусматривающие основания и порядок приВнвлечения указанных лиц к административной и диiиплинарВнной ответственности, могут применяться лишь в той мере, в коВнторой они не противоречат требованиям этого Закона. Иное полВножение вещей внесло бы такой беспорядок в вопросы применеВнния Закона "О борьбе с коррупцией», при котором его дей-ствие оказалось бы невозможным.

3. В части 3 статьи 2 Кодекса Украины об административВнных правонарушениях (КоАП) подчёркивается, что положения Кодекса распространяются и на административные правонаруВншения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, ещё не включенным в Кодекс. Слово "ещё» в данном контексте может означать лишь то, что авторы КоАП являются приверженцами концепции кодифицирования всех норм, предусматривающих административную ответственность. Полностью разделяя требование части 3 статьи 2 данного КоВндекса, не можем согласиться лишь с необходимостью включеВнния норм Закона "О борьбе с коррупцией» в КоАП хотя бы потоВнму, что ответственность за коррупционные деяния и другие правонарушения, связанные с коррупцией, как правило, является одновременно


административной и диiиплинарной, кроВнме того, в отдельных случаях предусматривает дополнительные ограничения. Для Кодекса Украины об административных праВнвонарушениях это явно не характерно.

4. Если говорить об административной ответственности, коВнторая применяется за совершение коррупционных деяний и иных правонарушений, связанных с коррупцией, следует приВнзнать, что при её применении действуют все общие и процессуВнальные нормы, содержащиеся в главах 1тАФ4, 18тАФ33, а также в статье 221 Кодекса Украины об административных правонаруВншениях, не противоречащие Закону "О борьбе с коррупцией», а также конкретные нормы указанного Закона, прежде всего устаВннавливающие вид и меру ответственности. \

Так, в соответствии со статьями 7, 8 КоАП:

тАФ никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниВнях и в порядке, установленных законодательством;

тАФ применение уполномоченными органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в преВнделах их компетенции, в соответствии с законодательством;

тАФтАФ соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспеВнчивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством споВнсобами;

тАФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, дейВнствующего во время и по месту совершения правонарушения;

тАФ акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушения, совершённые до издаВнния этих актов;

тАФ акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют;

тАФ производство по делам об административных правонаруВншениях ведётся на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении,   п

Перечисленные общие положения имеют значение и для при- | менения Закона "О борьбе с коррупцией». При этом следует учитывать, что основания для применения мер воздействия за коррупционные правонарушения содержатся только в указанВнном Законе; применять эти меры воздействия может только суд,/ решения которого обжалованию не подлежат, но могут быть опротестованы; Закон "О борьбе с коррупцией» как акт, устанавВнливающий ответственность за коррупционные правонарушения, обратной силы не имеет.                                 1

5. В соответствии со статьей 9 КоАП административным пра-^


вонарушением признаётся посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы гражВндан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездейВнствие, за которое законодательством предусмотрена админисВнтративная ответственность.

тАв По аналогии конструкции данного определения, коррупци-онным правонарушением следует признавать общественно-опасВнное, посягающее на установленный порядок осуществления лиВнцами, уполномоченными на выполнение функций государства, предоставленных им полномочий, противоправное, умышленное действие или бездействие, за которое Законом Украины "О борьбе с коррупцией» предусмотрена административная и иные виды ответственности.

Данное понятие раскрывает материальное содержание, юриВндическую природу и социальную сущность коррупционного праВнвонарушения и тем самым определяет такие его признаки, как общественная опасность, противоправность, наказуемость, виновВнность и объект посягательства.

Конкретные составы коррупционных правонарушений преВндусмотрены в статьях 1, 5тАФ11 Закона "О борьбе с коррупцией», в которых описываются конкретные проявления противоправноВнго поведения, включающие объективные и субъективные приВнзнаки, а также пределы наказуемости. Поведение субъектов, уполномоченных на выполнение функций государства, не ограВнничено запретами, изложенными в указанных статьях Закона, не имеет юридического значения при его применении.

(-->. 6. В отличие от общих принципов законодательства об ответВнственности за административные правонарушения, в соответстВнвии с которыми создание условий для административного праВнвонарушения не является основанием для привлечения к ответВнственности, в Законе "О борьбе с коррупцией» предусмотрена ответственность за совершение не только коррупционных деяВнний, но и нарушение определённых ограничений, направленных на предупреждение коррупционных деяний, которые сами по себе, в отрыве от общего смысла и содержания Закона, выгляВндят как виды подготовительных действий или способы покушеВнний на совершение коррупционных деяний.

^^ 7. Принципы законодательства об административных правоВннарушениях не исключают того, что за определённые админисВнтративные правонарушения можно понести также диiиплинарВнную, гражданско-правовую, материальную и иную ответственВнность. Взаимоисключающими являются лишь административВнная и уголовная ответственности за совершение одного и того же деяния.

|8. В отличие от административных правонарушений, многие из которых не носят общественно-опасный характер, хотя и явВнляются антиобщественными проявлениями, коррупционные пра-


вонарушения, в каких бы конкретных деяниях они не выражаВнлись, всегда представляют общественную опасность, поскольВнку они объективно способны причинять или создавать угрозу причинения вреда государству и обществу, а именно установВнленному порядку осуществления служебных полномочий лицаВнми, уполномоченными на выполнение функции государства.

9. Признак противоправности отражает запрещённость опВнределённого поведения как причиняющего или создающего угВнрозу причинения вреда.

10. Признак наказуемости является обязательным для корВнрупционных правонарушений, поэтому нормы, предусматриваВнющие их, выгодно отличаются от некоторых других. НаприВнмер, в соответствии со статьей 5 Закона "О статусе депутатов местных ^Советов народных депутатов» депутат не может испольВнзовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с депуВнтатской деятельностью. Однако случаи нарушения этого запреВнта неединичны, хотя ответственности за это виновные депутаты практически не несут благодаря тому, что для приведенной норВнмы, содержащей признаки противоправности и виновности, приВнзнак наказуемости не характерен.

11. Виновность как признак коррупционных правонарушеВнний предполагает наличие у лица соответствующего психичесВнкого отношения к совершённому действию или бездействию, а именно умысла, о чем свидетельствует проведенный анализ норм Закона "О борьбе с коррупцией»                     

Целью административного взыскания в виде штрафа, который, согласно статьям 7тАФ11 Закона "О борьбе с корруп-щией», налагается на правонарушителей, является, как целью тАвлюбого другого административного взыскания, воспитания лица в духе соблюдения законов, так и предупреждением подобных нарушений как самим правонарушителем, так и другими лиВнцами, уполномоченными на выполнение функций государства (по аналогии со статьей 23 КоАП).

г-\ 24. Статьями 24тАФ32 КоАП предусмотрены различные виды ,' административных взысканий. При этом, как следует из смыс-' ла статьи 24 КоАП, за конкретное правонарушение может быть ' применено лишь такое взыскание, которое прямо предусмотреВнно в норме, предусматривающей ответственность за это правоВннарушение. Из всех видов административных взысканий ЗакоВнном "О борьбе с коррупцией» предусмотрен лишь штраф, котоВнрый является основным видом наказания и может взыскиваться только в денежной форме в тех относительно-определённых разВнмерах, которые установлены нормами указанного Закона.

Дополнительными видами административных взысканий, соВнгласно статье 25 КоАП, являются конфискация и возмездное изъятие предметов, однако они, наряду со штрафом, по делам о коррупционных правонарушениях применяться не могут, посВнкольку в санкциях статей 7тАФ11 Закона "О борьбе с коррупцией» не предусмотрены. Часть 3 статьи 1 этого Закона предполагает специфический порядок взыскания (возмещения) предметов корВнрупционных правонарушений, который, согласно пункту 4 посВнтановления Верховного Совета Украины от 5 октября 1995 г. "О порядке введения в действие Закона Украины "О борьбе с коррупцией», регулируется специальным Положением, приняВнтым Кабинетом Министров Украины.

Правила наложения административного взыскания за коррупционные правонарушения регулируются главой 4 КоАП. В соответствии с ними:

тАФ взыскание за коррупционное правонарушение налагается судом в пределах, установленных в санкциях статей 7тАФ11 ЗаВнкона "О борьбе с коррупцией»;

тАФ при наложении взыскания учитываются характер соверВншённого правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

тАФ при совершении лицом двух и более коррупционных праВнвонарушений административное взыскание налагается в предВнелах санкции, установленной за более серьёзное правонарушеВнние из числа совершённых. При этом могут применяться также иные виды дополнительной ответственности, предусмотренные санкциями этих норм (см. комментарий к статье 7 Закона);

тАФ административное взыскание может быть наложено не позВнднее двух месяцев со дня совершения коррупционного правонаВнрушения, при длящемся правонарушении тАФ двух месяцев со дня его обнаружения, а в случае отказа в возбуждении уголовВнного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков коррупционного правонарушения тАФ не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждеВннии уголовного дела либо о его прекращении (при этом давнос-тный срок завершается в 12 часов ночи последних суток устаВнновленного срока).                                 тАФ----

Срок, по истечении которого лицо считается не подверВнгавшимся административному взысканию, в сатьях 7 и 8 ЗаВнкона "р борьбе о. коррупцией» устанавливается иначе, чем Э10\ определено в статье 39 КоАП Украины, где такой срок равен году со дня окончания исполнения взыскания. Анализ норм, изложенных в указанных статьях, показывает, что лицо считаВнется не подвергавшимся административному взысканию лишь после того, как пройдёт три года со дня его увольнения с долВнжности или иного отстранения от выполнения функций госуВндарства, связанного с совершением им коррупционного деяния;

если речь идёт о народном депутате Украины, народном депутаВнте Автономной Республики Крым, депутате или председателе местного Совета народных депутатов тАФ пять лет с момента преВнкращения депутатских полномочий, связанного с совершением/ такого деяния. В случае, когда лицо уволено с должности или иным образом отстранено от выполнения функций государства за нарушение им специальных ограничений, предусмотренных статьей 5 Закона, такой срок составляет один год со дня его увольВннения (иного отстранения от выполнения функций государстВнва). В случае совершения иных правонарушений, связанных с 1 коррупцией, предусмотренных статьями 6, 9тАФ11 Закона, срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся адВнминистративному взысканию, законодательством Украины не установлен. Его следовало бы установить в пределах, предусВнмотренных статьей 39 КоАП Украины.

Диiиплинарная ответственность за совершение коррупВнционного деяния и иного правонарушения, связанного с кор-1) рупцией, является производной от административной ответствен-1 нести за такие же правонарушения. Она применяется на основа-! нии постановления суда о привлечении к административной отВнветственности за эти правонарушения и в случаях, предусмотВнренных частями 1 и 2 статьи 7, частью 2 статей 8 и 9, частью 3 статей 10 и 11 Закона "О борьбе с коррупцией».              ,

28. Основания и порядок привлечения лица к диiиплинарной ответственности за совершение коррупционного деяния или ;

иного правонарушения, связанного с коррупцией, определяютВнся нормами иных законодательных актов Украины в части, не противоречащей Закону "О борьбе с коррупцией».

раины предусматривают обязательное получение письменного объяснения от лица, совершившего диiиплинарный простуВнпок, а в случае необходимости тАФ проведение служебной проверВнки, срок который не может превышать двух месяцев. О наложеВннии диiиплинарного взыскания издаётся приказ прокурора, с которым работник ознакамливается под роспись. С приказом могут быть ознакомлены работники соответствующей прокураВнтуры, а также, при необходимости, личный состав органов проВнкуратуры Украины.

54. Диiиплинарным уставом органов внутренних дел УкраВнины каких-либо особенностей диiиплинарного производства, по сравнению с положениями КЗоТ Украины и Закона "О госуВндарственной службе» не установлено.

55. Во Временном диiиплинарном уставе Вооружённых Сил Украины данный порядок регламентируется достаточно подробВнно. Статьями 87тАФ111 устава предусмотрено проведение диiипВнлинарного расследования, установлен срок его проведения (5 суток), определены лица, которым можно или нельзя поручить его проведение, указаны порядок принятия решения о наложеВннии диiиплинарного взыскания и его оглашения.

56. Как следует из статей 222, 232 КЗоТ Украины, обжалоВнвание диiиплинарного взыскания в виде увольнения с долВнжности любого государственного служащего, кроме судей, прокурорско-следственных работников и имеющих классные чины работников учебных, научных и других учреждений прокуратуВнры, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующеВнго составов органов внутренних дел, производится в районном (городском) суде в порядке, установленном статьями 233тАФ241' КЗоТ Украины.

57. Согласно пункту 5 статьи 35 Закона "О статусе судей», судьями обжалуется не сам факт увольнения с должности, а лишь решение квалификационной комиссии о наложении диiиплиВннарного взыскания. Обжалование производится в течение 10 дней в Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

58. Работником прокуратуры Украины приказ об увольнении его с должности может быть обжалован в Верховный Суд УкраиВнны в месячный срок со дня ознакомления с приказом, как укаВнзано в части 2 статьи 16 Диiиплинарного устава прокуратуры Украины.

59. В соответствии со статьями 40, 43 Диiиплинарного усВнтава органов внутренних дел Украины, при увольнении со служВнбы по инициативе администрации работник милиции обжалуВнет неправомерные действия начальников у вышестоящих долВнжностных лиц, а в случае отклонения ими его жалобы тАФ обраВнщается в суд. В органах внутренних дел жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца; в случае необходимости проведения специальной проверки этот срок может быть продВнлён ещё на один месяц.


60. Согласно действующему порядку, установленному в статьВнях 118тАФ122 Временного диiиплинарного устава Вооружённых Сил Украины, военнослужащий подаёт жалобу о его незаконном увольнении со службы непосредственному начальнику того лица, чьим решением он был уволен, а в случае отклонения им жалоВнбы тАФ в военный суд.

61. В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона "О борьбе с коррупцией» государственный или выборный орган, после поВнлучения постановления суда о наложении административного взыскания на лицо, совершившее правонарушение, связанное с коррупцией, вправе самостоятельно решать вопрос об увольнеВннии виновного с должности или об ином его отстранении от выВнполнения функций государства. При этом факт совершения укаВнзанного правонарушения считается установленным.

Служебным расследованием (проверкой) могут устанавливатьВнся лишь отдельные обстоятельства совершения коррупционного правонарушения, связанные с нарушением служебных (трудоВнвых) обязанностей лица, причины совершения правонарушения и условия, ему способствовавшие. По окончании расследования соответствующим государственным органом (должностным лиВнцом) не может быть принято решение о Применении к виновноВнму другого вида диiиплинарного взыскания, кроме увольнеВнния с должности, поскольку последнее предусмотрено как единВнственно возможный вид диiиплинарного взыскания за корруп-

ционные правонарушения.

Если решение суда о наложении административного взыскаВнния за коррупционное правонарушение опротестовано в установВнленном законом порядке, то государственный орган (должностВнное лицо) обязан приостановить принятие решения об увольнеВннии с должности до вступления в силу постановления суда.

62. Увольнение лица с должности за совершение коррупциВнонного правонарушения должно производиться на основании статьи 41 КЗоТ Украины.

63. Согласно части 7 статьи 32 Закона "О статусе народного депутата Украины», народный депутат Украины в течение пяти лет после окончания его полномочий не может быть в порядке дисВнциплинарного взыскания уволен с работы по инициативе "адельВнца предприятия, организации, учреждения или уполномоченного им органа; с воинской службы, службы в органах Министерства внутренних дел. Службы безопасности Украины тАФ по инициатиВнве командования, исключён из колхоза другого кооператива, учебВнного заведения, понижен в должности или в звании без предвариВнтельного согласия Верховного Совета Украины.

Аналогичное положение в отношении действующего народного депутата Украины законодательством не установлено и установВнлено быть не может, поскольку, согласно статье 4 Закона "О стаВнтусе народного депутата Украины», народный депутат Украины осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не имеет

         права занимать другие должности в государственных органах и, их аппарате. В этой связи следует признать, что в том случае, если народный депутат Украины, в нарушение действующего законодательства, всё же занимает должность государственного служащего, к нему как к государственному служащему могут применяться любые меры диiиплинарного взыскания, в том числе увольнение с должности без предварительного согласия на это Верховного Совета.

64. Законом "О статусе депутатов местных Советов народных депутатов» не запрещено привлекать депутатов местных СовеВнтов к диiиплинарной ответственности за нарушения, допущенВнные ими по месту их основной работы (депутаты местных СовеВнтов, согласно статье 5 данного Закона, не имеют права занимать должности глав местных государственных администраций, их заместителей, руководителей их структурных подразделений, а также являться прокурорами, судьями и арбитрами, но, соВнгласно статье 4 этого же Закона, осуществляют свои полномоВнчия, не порывая с другой служебной деятельностью).

Следовательно, руководители депутатов местных Советов, работающих постоянно в других государственных органах, вправе привлекать их к диiиплинарной ответственности за совершение любых диiиплинарных правонарушений, в том числе и содержащих признаки коррупционных, независимо от привлечения или непривлечения таких депутатов к адмиВннистративной ответственности за коррупционные правонаруВншения.

65. Невозможность привлечь к административной ответственВнности за совершение коррупционных правонарушений других лиц, которые пользуются так называемым правом неприкосноВнвенности (например, судей), в случаях, когда, скажем, установВнленный законодательством двухмесячный срок для привлечеВнния лица к административной ответственности истёк, не исклюВнчает их привлечения к диiиплинарной ответственности в обВнщем порядке, поскольку коррупционное правонарушение всегВнда содержит в себе признаки диiиплинарного, а установленВнный Законом "О борьбе с коррупцией» порядок привлечения лица к ответственности за коррупционное правонарушение предусВнматривает диiиплинарную ответственность не как основную, а как производную.

66. Закон "О борьбе с коррупцией» не исключает возможносВнти привлечения государственного служащего к диiиплинарной ответственности до возбуждения административного производВнства по факту совершения коррупционного правонарушения, когда руководитель принимает меры диiиплинарного воздействия вплоть до увольнения с должности на основании проведенного внутреннего расследования. Кроме того, принятие таких мер не освобождает руководителя от других его обязанностей, предусВнмотренных статьей 10 Закона "О борьбе с коррупцией».


67. Административная и уголовная ответственности за коррупционные правонарушения являются взаимоисключающими видами, при этом к административной лицо может быть приВнвлечено лишь в том случае, если не имеется оснований для его привлечения к уголовной ответственности. Основанием уголовВнной ответственности за коррупционные правонарушения может явиться лишь наличие в деянии лица состава преступления, предусмотренного определёнными статьями УК Украины. Это могут быть статьи 165, 166, 168, 172, 176, 176», 254, 2542, 2543, предусматривающие ответственность за злоупотребление "астью или служебным положением, превышение "асти или служебных полномочий, получение взятки, вынесение судьями заведомо неправосудного решения, приговора, постановления или определения, вмешательство в разрешение судебных дел, а такВнже ряд других статей УК Украины.

68. Гражданско-правовая и материальная ответственности за коррупционные правонарушения являются дополнительными видами ответственности и могут применяться лишь при наличии | соответствующих оснований. Основания гражданско-правовой ответственности предусмотрены Гражданским и Гражданским процессуальным кодексами Украины, законами "О собственности», "О залоге», "Об авторском праве и смежных правах», "Об охране прав на промышленные образцы», "Об охране прав на изобретеВнния и полезные модели», "Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Декретом Кабинета Министров Украины "О страховании», другими законодательными актами Украины, основания матеВнриальной ответственности тАФ главой 9 КЗоТ Украины и ПоложеВннием о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причинённый государству, утверждённым Постановлением ВерВнховного Совета Украины от 23 июня 1995 года.

Гражданско-правовую ответственность при совершении корВнрупционных правонарушений государственный служащий или иное лицо, уполномоченное на выполнение функций государств ва, обязано нести, например, в случае причинения им физичесВнкого, морального или имущественного вреда физическим и юриВндическим лицам и в других случаях (см. комментарий к ст-ям 13 и 15 Закона).

69. Материальную ответственность лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, в случае совершения им кор рупционного правонарушения, может нести в случае, если, на пример, это правонарушение связано с причинением вреда учреждению излишними денежными выплатами, или с неприняВнтием руководителем мер по предупреждению расхищений и т.п. (статья 133 КЗоТ Украины), с незаконным увольнением подчиВннённого (пункт 8 статьи 134 КЗоТ Украины), с нарушением воВненным начальником установленного порядка учёта, сохранения, использования и перевозки военного имущества (статья 11 ПолоВнжения о материальной ответственности военнослужащих за                                                                       

ущерб, причинённый государству) и в других случаях, предусВнмотренных законодательством (см. комментарий к статьям 13, 15 Закона).

70. Частью 1 статьи 15 Кодекса Украины об административВнных правонарушениях установлено общее правило, согласно коВнторому военнослужащие и призванные на сборы военнообязанВнные, а также лица рядового и начальствующего составов оргаВннов внутренних дел несут ответственность за административВнные правонарушения в соответствии с диiиплинарными устаВнвами. Эта же статья предусматривает, что на общих основаниях указанные лица несут ответственность лишь за нарушение праВнвил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, за совершение корруп-ционных деяний и иных правонарушений, связанных с коррупВнцией, неправомерное использование государственного имущестВнва, непринятие мер по частному определению суда или частноВнму постановлению судьи, по представлению органа дознания, следователя или протесту, предписанию или представлению проВнкурора, за уклонение от исполнения законных требований прокуВнрора и контрабанду.

В части 2 статьи 3 Закона "О борьбе с коррупцией» подчёрВнкнуто, что военнослужащие и призванные на сборы военнообяВнзанные, а также лица рядового и начальствующего составов орВнганов внутренних дел, за совершённые коррупционные деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией, несут адмиВннистративную ответственность на основаниях и в порядке, предВнусмотренных этим Законом, а также диiиплинарную, гражВнданско-правовую и материальную ответственности в соответстВнвии с требованиями действующего законодательства, если эти виды ответственности подлежат применению в связи с соверВншёнными ими правонарушениями.

Таким образом, никаких исключений в порядке привлечеВнния к ответственности и в выборе видов и мер ответственности при совершении коррупционных правонарушений для военноВнслужащих, призванных на сборы военнообязанных и лиц рядоВнвого и начальствующего составов органов внутренних дел, закоВннодательство Украины не предусматривает.

71. В части 3 статьи 15 КоАП содержится положение о том, что в случае нарушения военнослужащими, военнообязанными во время прохождения сборов, а также лицами рядового и наВнчальствующего составов органов внутренних дел правил дороВнжного движения, охоты и рыболовства и других правонарушеВнний, предусмотренных частью 1 статьи 15 КоАП (в том числе коррупционного правонарушения), органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административное взысВнкание, могут передавать материалы о правонарушении соответВнствующим органам для привлечения виновных к диiиплинарВнной ответственности.


Создается впечатление, что указанное положение составляет коллизию с положением, содержащимся в части 2 статьи 3 ЗаВнкона "О борьбе с коррупцией», однако к коррупционным правоВннарушениям оно не применяется, поскольку, согласно правиВнлам разрешения коллизий, должны применяться нормы, катеВнгорически устанавливающие определённые правила обязательВнные для исполнения, т.е. нормы части 2 статьи 3, статей 7тАФ12 Закона "О борьбе с коррупцией», а не нормы, предусматриваюВнщие не обязательность, а лишь возможность определённого поВнведения.

Кроме того, не может действовать норма части 1 статьи 15 КоАП, в соответствии с которой на военнослужащих и иных пеВнречисленных в этой статье лиц штраф не налагается, поскольку Законом "О борьбе с коррупцией» штраф предусмотрен в качесВнтве единственно возможного административного взыскания, в том числе в отношении указанных лиц.

72. В части 2 статьи 15 КоАП предусмотрено, что другие, кроме указанных в части 1 этой статьи, лица, на которых расВнпространяется действие диiиплинарных уставов или специВнальных положений о диiиплине, в случаях, предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений диiиплинарную ответственность, а в остальных случаях тАФ адВнминистративную ответственность на общих основаниях.

Например, судьи и прокурорско-следственные работники несут диiиплинарную ответственность не только за нарушеВнние государственной трудовой диiиплины, но и за совершение любых действий, порочащих звание работников суда или проВнкуратуры (мелкое хулиганство, мелкое хищение государственВнного или коллективного имущества и т.д.).

Подобное положение может быть установлено и для работниВнков других государственных органов. Так, согласно Закону "О связи». Кодекса торгового мореплавания Украины, Лесного кодекса Украины, работники государственной связи, члены экиВнпажей морских судов Министерства транспорта Украины и рыВнболовецких судов Министерства рыбного хозяйства Украины, работники государственной лесной охраны несут диiиплинарВнную ответственность на основании ведомственных уставов (полВножений) о диiиплине. Следовательно, они могут нести дисВнциплинарную ответственность за такие административные праВнвонарушения, как, скажем, нарушение правил охраны водных ресурсов, незаконное использование земель государственного лесВнного фонда, нарушение правил китобойного промысла, наруше-ние правил охраны линий и вооружений связи и другие.     тАФ

Однако это не означает, что распространение на каких-либо лиц действия специальных уставов (положений) о диiиплине "ечёт их ответственность за совершение коррупционных праВнвонарушений на основании этих уставов (уоложений) либо друВнгих нормативно-правовых актов. Статья 3 Закона "О борьбе с коррупцией» исключает возможность иного порядка привлечеВнния к административной ответственности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, за совершение ими кор-рупцйонных правонарушений, кроме того, который установВнлен этим Законом.



I

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЯНИЯ И ИНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Статья 7. Ответственность за совершение коррупционных деяний

Совершение лицом, уполномоченным на исполнение функВнций государства, какого-либо из указанных в статье 1 настояВнщего Закона коррупционных деяний, если оно не содержит состава преступления, "ечет административную ответственВнность в виде штрафа от двадцати пяти до пятидесяти необлаВнгаемых налогом минимумов доходов граждан и увольнение с должности или иное отстранение от исполнения функций госуВндарства. Таким лицам запрещается занимать должности в гоВнсударственных органах и их аппарате в течение трех лет со дня их увольнения.

Совершение коррупционных деяний, предусмотренных наВнстоящим Законом, народным депутатом Украины, народным депутатом Автономной Республики Крым, депутатом или предВнседателем местного Совета народных депутатов "ечет адмиВннистративную ответственность в виде штрафа от двадцати пяти до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и досрочное прекращение депутатских полномочий или увольнение с выборной должности. Решение о даче соглаВнсия на привлечение их к административной ответственности за совершение коррупционных деяний и досрочное прекращеВнние депутатских полномочий или увольнение с выборной долВнжности принимается соответствующим Советом на пленарном заседании. Порядок привлечения народного депутата УкраиВнны к ответственности в этих случаях определяется Законом Украины "О статусе народного депутата Украины*. Таким лиВнцам запрещается баллотироваться в депутаты или на выборВнные должности в государственные органы в течение пяти лет со дня прекращения депутатских полномочий или увольнения с должности и занимать должности в государственных оргаВннах и их аппарате в течение трех лет со дня прекращения депуВнтатских полномочий или увольнения с должности.

Примечание. Под иным отстранением от исполнения функВнций государства в настоящем Законе понимается досрочное преВнкращение депутатских полномочий или увольнение с выборной



должности, а равно увольнение с военной службы военного долВнжностного лица (кроме военнослужащих срочной службы).

1. В данной статье установлены административные и дисВнциплинарные санкции за совершение коррупционных деяний, предусмотренных статьей 1 Закона "О борьбе с коррупцией», если эти деяния не содержат состава преступления, и порядок применения этих санкций к некоторым специальным субъекВнтам коррупционных деяний.

2. Специфика двойной (административной и диiиплинарВнной) ответственности государственных служащих и иных лиц, выполняющих функции государства, обусловлена тем, что выВнполнение общеобязательных правил, охраняемых нормами ЗаВнкона "О борьбе с коррупцией» входит одновременно в круг их служебных (трудовых) обязанностей. Невыполнением (нарушеВннием) этих правил они совершают одновременно и администраВнтивный, и диiиплинарный проступок, в связи с чем возникает основание для одновременного наложения административного |аи диiиплинарного взысканий.                          ,..-. ^ 3. Административная ответственность за совершение кор *рупционных деяний состоит в применении к лицам, их совер- ! [г шившим, штрафа в размере от 25 до 60 необлагаемых налогом тАФ

минимумов доходов граждан... В соответствии с Указом ПрезиВндента Украины от 3 февраля 1995 г. "О внесении изменений в Указ Президента Украины от 13 сентября 1994 года № 519», необлагаемый минимум доходов граждан с 1 февраля 1995 года составлял 1 млн 400 тыс.карбованцев в месяц.

С 1 октября 1995 г. необлагаемый минимум доходов гражВндан, согласно Указу Президента Украины от 21 ноября 1995 года "О внесении изменений в Указ Президента Украины от 13 сентября 1994 года № 519», составляет 1 млн 700 тыс.карбованВнцев в месяц (т.е. в настоящее время размер указанного штрафа вен 42,5тАФ85 млн крб.).

4. Штраф является одним из традиционных видов администраВнтивного взыскания, которые рассчитаны прежде всего на сдерживаВнющий эффект тАФ предупреждение в будущем новых подобных праВнвонарушений как со стороны данного лица, уполномоченного на выполнение функций государства (специальное предупреждение), , так и иных лиц данной категории (групповое предупреждение). ._1

Штраф как административное взыскание является мерой возВндействия на психический статус и имущественное положение I правонарушителя. Его следует отличать от штрафа, как одного 1из видов гражданско-правовых санкций, которые направлены на обеспечение исполнения договорных обязательств, а также от .штрафа как одного из видов уголовного наказания, отличающегося специфическим порядком установления и применения.

5. В данной статье штраф определяется в относительно-определённом размере, т.е. с указанием минимально и максималь

                                                          

но возможных сумм взыскания. При наложении штрафа на конВнкретного нарушителя суду, таким образом, предоставляется возВнможность учесть характер совершённого коррупционного деяВнния, личность лица, его совершившего, степень его вины, имуВнщественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчаВнющие ответственность.

Характер коррупционного деяния определяется наступивВншими последствиями, размером и'спецификой причинённого государству, государственному органу, каким-либо юридичесВнким и физическим лицам вреда, особенностями способа соверВншения этого деяния и т.д.

Учёт сведений о личности тАФ лице, совершившем корруп-ционное деяние, и степени его вины тАФ предполагает установлеВнние случайности или преднамеренности поведения этого лица;

выяснение, является ли такое поведение определяющим его антиВнобщественную поведенческую установку, образ жизни; выяснеВнние мотивов и целей такого поведения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, соВнвершившего коррупционное деяние, суд может признать чистоВнсердечное раскаяние виновного; предотвращение им вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерВнба или устранение причинённого вреда; совершение правонаруВншения при стечении тяжёлых личных или семейных обстояВнтельств, т.е. смягчающие обстоятельства, которые признаются таковыми статьёй 34 Кодекса Украины об административных правонарушениях, а также иные (например, совершение корВнрупционного деяния впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, под "иянием принуждения или в силу служебной зависимости и т.д.).

Обстоятельства, отягчающие ответственность лица, соверВншившего коррупционное деяние, исчерпывающе перечислены в статье 35 Кодекса Украины об административных правонаруВншениях. К ним относится, например, совершение коррупционВнного деяния группой государственных служащих и др.

6. При совершении лицом двух коррупционных деяний, предВнусмотренных одним или обоими пунктами части 2 статьи 1 ЗаВнкона, административный штраф должен налагаться в пределах, предусмотренных статьей 7 Закона. Данное положение вытекает из статьи 36 Кодекса Украины об административных правонаВнрушениях, в соответствии с которой, если лицо совершило неВнсколько административных правонарушений, дела о которых расВнсматриваются одним и тем же органом (в данном случае тАФ суВндом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьёзное правонарушение из числа совершённых (в данном случае санкции равны).

7. В соответствии со статьей 27 Закона "О статусе народного депутата Украины» народный депутат Украины не может быть подвержен мерам административного взыскания, налагаемым в


судебном порядке, без его письменного согласия либо согласия Верховного Совета Украины, а в период между сессиями Вер-

' ховного Совета Украины тАФ Президиума Верховного Совета УкВнраины с последующим утверждением Верховным Советом Ук-

I раины. По окончании срока полномочий бывший народный деВнпутат Украины может быть привлечён к административной отВнветственности за нарушение закона, совершённое им в период исполнения депутатских полномочий в том же порядке, что и действующий народный депутат Украины.

Согласно статье 29 Закона "О статусе депутатов местных СоВнветов народных депутатов», депутат местного Совета не может быть привлечён к мерам административного взыскания, налаВнгаемым в судебном-порядке, без предварительного согласия соВнответствующего Совета.

8. Порядок применения к народному депутату Украины, наВнродному депутату Автономной Республики Крым, депутату или председателю местного Совета мер административного взыскаВнния, налагаемых в судебном порядке, установлен Законом "О   ;

порядке получения согласия Совета народных депутатов на при-'  | "ечение депутата к ответственности». Данный порядок статьёй   | 7 Закона "О борьбе с коррупцией» не отменяется.

Решение о даче согласия на привлечение депутатов к" адмиВннистративной ответственности за совершение коррупционных деВняний принимается соответствующим Советом на пленарном заВнседании. Рассмотрение этого вопроса вносится в повестку дня сессии Совета на основании представления соответствующего прокурора по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преВнступностью. Такое представление может быть внесено прокуроВнром по надзору за исполнением законов специальными подразВнделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступВнностью высшего уровня или Генеральным прокурором УкраиВнны. Эти же лица имеют право отозвать внесенное таким же проВнкурором низшего уровня представление. Совет рассматривает указанное представление не позднее, чем в месячный срок. В этот период при необходимости могут быть истребованы у проВнкурора дополнительные материалы. Мотивированное решение об отказе в даче согласия или о даче согласия на привлечение депутата к административной ответственности соответствующий Совет принимает квалифицированным (двумя третями) большинВнством голосов, о чём в трёхдневный срок уведомляет прокурора, направлявшего представление.

В случае поэтапных отказов сельского, поселкового, городскоВнго (города районного значения), районного в городе Совета в даче согласия на привлечение депутата такого Совета к администраВнтивной ответственности за коррупционное деяние, соответствуюВнщий прокурор входит с представлением в районный или городВнской Совет, затем тАФ в Верховный Совет Автономной Республики

Крым или областной Совет, и, наконец. Генеральный прокурор Украины тАФ в Верховный Совет Украины.

В случае дачи соответствующим Советом согласия на приВнвлечение депутата к административной ответственности послеВндующее административное производство осуществляется в обВнщем порядке, предусмотренном статьей 12 Закона "О борьбе с коррупцией». О результатах рассмотрения дела об администра-

^тивном правонарушении судьёй соответствующий прокурор в трёхдневный срок обязан проинформировать Совет, давший соВнгласие на привлечение депутата к такой ответственности. 9. Подобной неприкосновенностью обладают не только депутаты.

- В соответствии со статьей 30 Закона "О Конституционном Суде Украины» на судей Конституционного Суда распространяВнются гарантии неприкосновенности, установленные для народВнных депутатов Украины. Они могут быть лишены её только с согласия Верховного Совета Украины. Судьи Конституционного Суда не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвержены каким-либо иным мерам, которые

тАвограничивают их права и свободу, а также мерам администраВнтивного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без предВнварительного согласия Верховного Совета Украины.

Как следует из статьи 13 Закона "О статусе судей», судьи не могут быть подвержены мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия органа, избравВншего судью на должность. Согласно статье 22 Закона "Об арбитВнражном суде», арбитры не могут быть подвержены таким же мерам без согласия Верховного Совета Украины, а в период межВнду сессиями тАФ Президиума Верховного Совета Украины.

10. Кроме того, невозможность привлечения перечисленных лиц к административной ответственности за совершённое кор-рупционное деяние не исключает их привлечения к диiиплиВннарной ответственности за это деяние, если такие лица являютВнся субъектами диiиплинарной ответственности (см. комменВнтарий к статье 3 Закона).

Диiиплинарная ответственность за совершение корруп-щионных деяний заключается в увольнении лица, уполномоченВнного на выполнение функций государства, с должности либо в /ином отстранении его от выполнения функций государства. |   12. Правовыми основаниями увольнения государственного | служащего с должности за совершение коррупционных деяний, | а также иных правонарушений, связанных с коррупцией, явля-' ются положения статьи 147 КЗоТ Украины, статьи 16 и пункта 1 2 статьи 30 Закона "О государственной службе». /

В соответствии со статьей 147 КЗоТ Украины за нарушение трудовой диiиплины (которая, вообще, согласно статье 139 КЗоТ включает в себя обязанность работать честно и добросовестно, соблюдать диiиплину труда, своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа,


беречь собственность и т.д.) к работнику могут быть применены лишь такие виды взысканий, как выговор и увольнение (для отдельных категорий работников тАФ некоторые иные, если они предусмотрены специальными уставами или положениями о дисВнциплине). На основании пункта 2 статьи 30 Закона "О государВнственной службе» государственный служащий увольняется с долВнжности в случае несоблюдения им связанных с прохождением государственной службы требований, предусмотренных статьей 16 этого же Закона. В соответствии с этой статьей государственВнный служащий не имеет права совершать действия, предусмотВнренные статьями 1 и 5 Закона "О борьбе с коррупцией», а также иные действия, препятствующие нормальному функционироваВннию государственного органа, в котором он работает.

13. Статьёй 14 Закона "О государственной службе» установВнлены особенности диiиплинарной ответственности государственВнных служащих. Диiиплинарные взыскания к ним применяВнются за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебВнных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной служВнбы, а также за поступки, которые порочат их как государственВнных служащих или дискредитируют государственные органы, в которых они работают.

14. В соответствии с Законом "О государственной службе» и ,' статьями 41, 43 и 43' КЗоТ Украины, согласие профсоюзного I органа на увольнение государственного служащего с должности по указанным выше основаниям не требуется.            '\

15. Диiиплинарное взыскание в виде увольнения с должносВнти, как предусмотрено статьями 147' и 148 КЗоТ Украины, при- / меняется органом, которому предоставлено право принятия на ^ работу (избрания, утверждения и назначения на должность) данного государственного служащего, а также вышестоящим оргаВнном. Такое диiиплинарное взыскание должно быть применено непосредственно после поступления в данный государственный орган постановления судьи о наложении административного штрафа за коррупционное деяние (см.комментарий к статье 12 Закона), но не позднее одного месяца со дня поступления такого постановления, не считая времени-освобождения государственВнного служащего от работы в свлучае временной нетрудоспособВнностью или нахождения его в отпуске.

При этом, согласно пункту^ статьи 40 КЗоТ Украины, госуВндарственный служащий можетбьггь уволен с работы по инициВнативе администрации в случае неявки его на работу в течение более четырёх месяцев подряд вследствие временной нетрудоВнспособности (не считая отпуска по беременности и родам, а так/'' же случаев утраты трудоспособности в связи с трудовым увечьВнем или профессиональным заболеванием, когда должность соВнхраняется до восстановления трудоспособности или установлеВнния инвалидности).

народных депутатов, т.е. не могут являться субъектами корруп-ционных деяний и иных правонарушений, связанных с коррупВнцией, и, соответственно, быть отстранёнными от выполнения функций государства (см. комментарий к статье 2 Закона).

22. В примечании к статье 7 Закона "О борьбе с коррупцией» говорится об увольнении с военной службы военных должностВнных лиц тАФ военных начальников, а также иных военнослужаВнщих, которые занимают штатные должности в аппарате органов управления воинских формирований, профессионально занимаВнются деятельностью по практическому выполнению функций государства, связанных с охраной и защитой государственного строя, законности и правопорядка, обороны Украины от внешВнней агрессии, участием в борьбе с нарушениями международВнного правопорядка, помощью населению в случаях стихийных бедствий, кризисных ситуаций и т.п., и получают за это вознаВнграждение (содержание) в денежной и натуральной форме (см. комментарий к статье 2 Закона).

23. В случае привлечения народных депутатов Украины, наВнродных депутатов Автономной Республики Крым, депутатов и председателей местных Советов народных депутатов к админисВнтративной и диiиплинарной ответственности за совершение кор-рупционных деяний, повлекших их отстранение от выполнения функций государства, им запрещается баллотироваться в депуВнтаты или на перечисленные выше выборные должности в госуВндарственные органы в течение пяти лет со дня прекращения депутатских полномочий (освобождения от должности предсеВндателя местного Совета), а также занимать должности в других государственных органах и их аппарате в течение трёх лет со дня прекращения депутатских полномочий (освобождения от должности председателя местного Совета).

24. Отстранение от выполнения функций государства не слеВндует путать с отстранением от выполнения полномочий по долВнжности, предусмотренным статьей 22 Закона "О государственной службе». Последнее применяется только по единоличному решеВннию руководителя государственного органа, в котором работает государственный служащий, как временная мера (срок такого отстранения не может превышать времени, необходимого для проведения служебного расследования, но не более двух месяВнцев), которая может быть отменена, и лишь при невыполнении служебных обязанностей, которое повлекло отрицательные посВнледствия, предусмотренные статьей 22 указанного Закона.

Кроме того, статьёй 147 УПК Украины предусмотрена такая мера, как отстранение обвиняемого от должности, которая приВнменяется руководителем государственного органа (иным долВнжностным лицом) во исполнение постановления следователя, санВнкционированного прокурором или его заместителем, может быть отменена только постановлением следователя (прокурора) и приВнменяется лишь в случае привлечения должностного лица к уголовной ответственности за должностное преступление или за иное преступление, когда это лицо может негативно "иять на ход предварительного или судебного следствия.

25. Ответственность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, за совершение коррупционных деяний, не содержащих признаков преступления и не "екущих уголовВнной ответственности, не ограничивается административной и свяВнзанной с ней диiиплинарной ответственностью, установленныВнми настоящей статьёй.

Как известно, гражданско-правовая и материальная ответственВнность являются, применительно к коррупционным деяниям и иным правонарушениям, связанным с коррупцией, самостояВнтельными видами ответственности и вопрос о привлечении к ним виновны» лиц при' наличии для этого оснований разрешаВнется в соответствии с действующим законодательством.    --тАФтАв

Кроме того, законодательством Украины предусмотрены доВнполнительные неблагоприятные последствия для лиц, соверВншивших коррупционные деяния, которые можно признать спеВнцифическим видом юридической ответственности, поскольку они предполагают обеспечиваемую государством юридическую обязанность правонарушителя испытать принудительное лишеВнние определённых ценностей. Согласно части 5 статьи 37 ЗакоВнна "О государственной службе», части 16 статьи 32 Закона "О статусе народного депутата Украины», пункту 4 статьи 43 ЗаВнкона "О статусе судей», части 10 статьи 50' Закона "О прокуВнратуре», части 2 статьи 5 Закона "О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового составов органов внутренних дел», государственные служащие, нароВндные депутаты Украины, судьи, прокуроры и следователи проВнкуратуры, военнослужащие и лица начальствующего и рядоВнвого составов органов внутренних дел, отстранённые от выполВннения функций государства в связи с осуждением за умышВнленное преступление, совершённое с использованием своего слуВнжебного положения, либо в связи с совершением коррупцией -ного деяния (именно коррупционного деяния, а не любого праВнвонарушения, связанного с коррупцией), и члены их семей лиВншаются права на получение льготных пенсий, предусмотренВнных перечисленными законами, и пенсии им назначаются на общих основаниях, предусмотренных Законом "О пенсионном обеспечении».





Заключение .

Исследовав законодательство Украины на тему коррупции можно сделать вывод что оно не совершенно . Некоторые моменты требуют значительных доработок . По моему мнению ответственность за совершения коррупционного деяния слишком мягкая , что соответственно и толкает государственных служащих на совершение их . Также на мой взгляд проблема существует в корне, т.е. лицо обвиненное в совершении коррупционного деяния с легкостью может найти (своего человека) в органах рассматривающих его дело , который соответственно постарается сделать все чтобы дело было прекращено.

На мой взгляд должен быть создан орган по борьбе с коррупцией непосредственно подчиненный  Министру Внутренних Дел ( на первом этапе ) .

Сотрудники данного органа должны быть социально защищены , они должны получать должное денежное вознаграждение чтобы коррупции было сложнее пробраться в их ряды . Соответственно они должны иметь ряд широких полномочий для того чтобы исполнять свои функций. На самом деле коррупция очень страшная вещь которая тормозит развитие общества государства и отдельны лиц .

Хотя размышления по поводу силового органа, имеющего широкие права для борьбы с коррупцией , непосредственно подчиненному  МВД весьма не реальны  ,так как будут существовать масса причин для его (не существования).             




















1 Комментированный Закон Укр. "О борьбе с коррупцией»

11 Уч. Пособие "Уголовное право Украины» Коржанский. К.1998г.

11 Комментированный Закон Укр. "О борьбе с коррупцией»

11 Закон Украины "О гос. Службе» от 1994г.

22 Гражданский Кодекс Украины.

11 "Научно -практический комментарий Уголовного Кодекса Украины» К.1994г.

11 Закон Украины "Об административной ответственности» изд. К.1997г.

Страницы: Назад 1 Вперед