Органы государственного управления как объект административного права

реферат: Административное право

Документы: [1]   Word-84362.doc Страницы: Назад 1 Вперед

Содержание:

Введение

1.        Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной "асти

2.        Виды органов исполнительной "асти

3.        Система органов исполнительной "асти

4.        Место ОВД в системе исполнительной "асти

Заключение

Список использованной литературы





Введение

Конституция РФ 1993 года отказалась от термина "государственное управление". Вместо него внедрен в оборот новый термин - исполнительная "асть. Согласно статьям 10 и 11 Конституции, к числу государственных органов относятся органы трех ветвей "асти - законодательной, исполнительной, судебной - как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, согласно статье 12 Конституции, не входят в систему органов государственной "асти.

К числу "иных" государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся:

1)        Центральный банк Российской Федерации;

2)        Совет Безопасности Российской Федерации;

3)        Администрация Президента Российской Федерации;

4)        полномочные представители Президента Российской;

5)        дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях;

6)        Счетная палата РФ;

7)        Прокуратура РФ;

8)        Аппарат правительства РФ;

9)        Председатель, зам. председателя, секретарь Центризбиркома РФ.

Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной "асти. И главное в управляющем воздействии состоит не столько в принятии соответствующих законов, а в их реализации, т. е. в строгом проведении в жизнь содержавшихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс исполнения. Законодатель не в состоянии взять на себя функцию исполнения принятых им законов и, вообще, недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому возникает необходимость в специальном управленческом звене государственного аппарата, которое осуществляет исполнительно-распорядительные функции. Исполнение - это и есть непосредственная государственно-управленческая деятельность, т. е. управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы.

Исполнительная "асть характерна следующим:

1.        Это относительно самостоятельная ветвь единой государственной "асти РФ, тесно взаимодействующая с законодательной и судебной ее ветвями;

2.        Ее функции связаны с практической реализацией законов а общегосударственном масштабе, т. е. она является подсистемой единой государственной "асти или ее механизма.

3.        Это непременный атрибут государственно-властного механизма, существующий наряду с законодательной и судебной "астями.

4.        Она способна оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение; право и возможность подчинять других своей воле.

5.        Для нее характерно правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы объектов экономики, культуры и т. п.

6.        Она олицетворяется с деятельностью специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, т. е. представлена органами исполнительной "асти, которые не могут быть ни законодательными, ни судебными. Ст. 77 Конституции РФ гласит: "Федеральные органы исполнительной "асти и органы исполнительной "асти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной "асти в РФ".

7.        Она организована и осуществляется на началах федерализма.

8.        Она непосредственно распоряжается такими атрибутами государственной "асти как финансами, важнейшими средствами коммуникаций, армией и иными воинскими формированиями, милицией, службой внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовыми учреждениями и т.п.

Государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная "асть.

Органы государственного управления - это субъекты исполнительной "асти и иные звенья, осуществляющие в каком-то объеме государственно-управленческую деятельность.

В данной работе мы хотим раскрыть проблему органов государственного управления как субъектов административного права через их  адиминистративно-правовой статус, виды и систему органов исполнительной "асти и место органов внутренних дел в этой системе.


1. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной "асти



Понятие органа исполнительной "асти. Специфику любого органа государственной "асти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными "астными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Исполнительные органы (органы государственного управления, администрации), являясь одним из видов органов государственной "асти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Исполнительные органы осуществляют функции общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.

Органы исполнительной "асти, государственного управления образуются в установленном законодательством порядке тАФ путем избрания или назначения.

Органы исполнительной "асти, государственного управления, администрация являются в пределах своих полномочий самостоятельными коллективными образованиями, выполняющими определенным штатом людей (государственных служащих) функции целенаправленного воздействия на управляемые объекты.

В структуру органа, т.е. во внутреннее его построение, входят: руководство (начальник, его заместители, коллегия, если имеется); подразделения (штабы, аппараты), осуществляющие функции общего управления, отраслевые, функциональные, вспомогательные подразделения и службы. Структура может быть принтерной, типовой и индивидуальной. Она отражается в штатном расписании тАФ перечне структурных подразделений и должностей.

Понятие органа исполнительной "асти (органа государственного управления, администрации) может быть определено как целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

Административно-правовой статус органов исполнительной "асти (органов государственного управления, администрации) определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами, положениями об органах (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). Все органы исполнительной "асти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной "асти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

тАФ подзаконный характер деятельности органов исполнительной "асти;

тАФ наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

тАФ подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения тАФ вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управление оборонной, железнодорожным транспортом и др.). Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

тАФ оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

Компетенция органа исполнительной "асти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, т.е. направления деятельности, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности и структуру органа.





2. Виды органов исполнительной "асти



В административно-правовой литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной "асти, государственного управления и сведения их в определенные видовые группы.

По основаниям образования все органы исполнительной "асти, государственного управления подразделяются на органы:

тАФ образование которых предусмотрено конституциями (президентуры тАФ президенты и их администрация, правительства);

тАФ создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).

По порядку образования. Этот критерий позволяет свести все органы исполнительной "асти в две родовые группы:

тАФ избираемые (президенты, главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, если они занимают эту должность в результате выборов населением);

тАФ создаваемые путем распоряжения, указа, исходящего от уполномоченных органов исполнительной "асти (министерства, государственные комитеты, комитеты, ведомства, отделы, управления, администрация и др.).

По характеру компетенции. По данному критерию органы исполнительной "асти подразделяются на органы:

тАФ общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (президентуры, правительства, администрация краев, областей, городов федерального значения, автономных образований);

тАФ отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);

тАФ межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов. Классификация по данному критерию позволяет выделить две группы органов исполнительной "асти:

тАФ коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение, коллегиально (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);

тАФ единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной "асти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрация и др.).

Однако в единоначальных органах исполнительной "асти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью, сферой и т.п. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.

По территории деятельности. Этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. По территориальным масштабам деятельности различаются:

тАФ федеральные органы исполнительной "асти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент России и его Администрация, Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной "асти);

тАФ региональные федеральные органы исполнительной "асти, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными). Федеральные органы могут осуществлять свою деятельность и в пределах одной административно (государственно)-территориальной единицы (налоговые инспекции, военные комиссариаты и др.). Образование, реорганизация и ликвидация территориальных органов

производятся соответствующими вышестоящими федеральными органами исполнительной "асти по согласованию с субъектами федерации, на территории которых они действуют. В таком же порядке производится назначение руководителей региональных (территориальных) органов, а их финансирование, как правило, осуществляется за счет средств федерального бюджета;

тАФ органы исполнительной "асти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром). Администрации подчинены управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, городские, окружные органы отраслевой и специальной компетенции.

По источнику финансирования. Органы исполнительной "асти по данному критерию можно сгруппировать следующим образом:

тАФ бюджетные, не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта федерации;

тАФ осуществляющие хозяйственную, коммерческую и иную деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получающих прибыль.










3. Система органов исполнительной "асти



Система органов исполнительной "асти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами.

В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной "асти состоит из следующих звеньев:

тАФ федеральные органы исполнительной "асти Российской Федерации;

тАФ органы исполнительной "асти субъектов Российской Федерации тАФ республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Представляя единую систему исполнительной "асти в Российской Федерации, федеральные органы и органы субъектов федерации в пределах своих полномочий призваны проводить в жизнь социально-экономические преобразования в России в целом, осуществлять эффективную региональную политику, защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать правопорядок.

Единство системы исполнительной "асти юридически выражается в том, что акты федеральных органов исполнительной "асти обязательны для соответствующих органов исполнительной "асти субъектов федерации, а акты последних подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной "асти. Федеральные органы исполнительной "асти по согласованию с

органами исполнительной "асти субъектов федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной "асти субъектов федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной "асти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В то же время органы исполнительной "асти субъектов федерации в пределах своей компетенции самостоятельны. В случае расхождения между федеральным законом и иным нормативным актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения России и ее совместного ведения с субъектами федерации, действует акт субъекта федерации.

К федеральным органам исполнительной "асти относятся:

Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной "асти.

Президент Российской Федерации. На должность Президента тАФ главы государства тАФ может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Президент избирается сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Порядок избрания Президента определяется федеральным законом.

Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями:

тАФ определяет внутреннюю и внешнюю политику России в соответствии с Конституцией и федеральными законами, его полномочия распространяются и на сферу государственного управления;

тАФ создает органы исполнительной "асти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы;

тАФ формирует Правительство Российской Федерации (назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, принимает решение об отставке Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров);

тАФ имеет право председательствовать на заседании Правительства Российской Федерации;

тАФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России;

тАФ вправе отменять акты Правительства Российской Федерации и приостанавливать действие актов органов исполнительной "асти субъектов федерации;

тАФ формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, формирует Администрацию Президента;

тАФ назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов в целях обеспечения единства государственной политики в деятельности органов исполнительной "асти России, повышения эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной "асти с органами субъектов федерации;

тАФ назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

тАФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России;

тАФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение, а при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных конституционным законом, вводит чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. В случае прекращения полномочий Президентом их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Президент, Администрация Президента, многочисленные советы и иные службы, состоящие при них, образуют самостоятельный орган управления (президентуру). Этот орган возглавляет Президент. Он определяет полномочия главы Администрации Президента, советников и других должностных лиц.

Правительство Российской Федерации. Федеральным органом общей компетенции, осуществляющим исполнительную "асть в России, является Правительство Российской Федерации. Оно обеспечивает согласованную деятельность органов исполнительной "асти и правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению России.

Правовое положение Правительства, его состав, порядок формирования определяются Конституцией и федеральными законами. В своей деятельности Правительство руководствуется также указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, которому оно подотчетно. Порядок деятельности Правительства регулируется федеральным конституционным законом.

Правительство Российской Федерации тАФ коллегиальный орган. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы России. Другие члены Правительства тАФ заместители и федеральные министры тАФ также

назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства.

Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной "асти. В соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Правительство Российской Федерации согласно Конституции обладает широкими полномочиями во всех сферах жизнедеятельности государства:

тАФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

тАФ отчитывается перед Государственной Думой об исполнении федерального бюджета;

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

тАФ управляет федеральной собственностью;

тАФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

тАФ воплощает в жизнь меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство осуществляет и иные полномочия, функции, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента России. В частности, в сфере экономики Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм

собственности.

Правовыми формами осуществления Правительством свежих полномочий являются постановления и распоряжения, принимаемые на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Оно же обеспечивает организацию и исполнение принимаемых им актов. Последние обязательны к исполнению на всей территории России. Акты Правительства вступают в силу со дня их принятия, если в них не предусмотрено иное.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, указам Президента России могут быть отменены Президентом.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Оно может подать в отставку и до истечения срока своих полномочий. Отставка принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Правительству может быть выражено недоверие Государственной Думой, которая выносит по этому вопросу постановление, принимаемое большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству Президент России вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверни Правительству. При отказе в доверии Президент принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной "асти. К организационно-правовым формам органов федеральной исполнительной "асти относятся:

тАФ министерство Российской Федерации;

тАФ государственный комитет Российской Федерации;

тАФ федеральная служба России;

тАФ российское агентство, федеральный надзор России и другие федеральные органы исполнительной "асти.

Министерство Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной "асти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности; образуется на основании указа Президента Российской Федерации; возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России. Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и положением о министерстве, утверждаемом Президентом или Правительством России.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной "асти).

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. В министерстве образуется совещательный орган тАФ коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Персональный состав коллегии утверждается Правительством России. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), главные управления, управления, департаменты, отделы и иные подразделения. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром. Министерство является юридическим лицом, имеет

самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Федеральными министерствами являются:

тАФ Министерство Российской Федерации по атомной энергии;

тАФ Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации;

тАФ Министерство внутренних дел Российской Федерации;

тАФ Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

тАФ Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям;

тАФ Министерство здравоохранения Российской Федерации;

тАФ Министерство иностранных дел Российской Федерации;

тАФ Министерство культуры Российской Федерации;

тАФ Министерство науки и технологий Российской Федерации;

тАФ Министерство обороны Российской Федерации;

тАФ Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации;

тАФ Министерство природных ресурсов Российской Федерации;

тАФ Министерство путей сообщения Российской Федерации;

тАФ Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

тАФ Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами тАФ участниками Содружества Независимых Государств;

тАФ Министерство топлива и энергетики Российской Федерации;

тАФ Министерство транспорта Российской Федерации;

тАФ Министерство труда и социального развития Российской Федерации;

  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Министерство топлива и энергетики Российской Федерации;

тАФ Министерство экономики Российской Федерации;

тАФ Министерство юстиции Российской Федерации;

Государственный комитет Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной "асти, осуществляющим на основе коллегиальности межотраслевые регулирование. Образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом России. Кроме председателя в состав государственного комитета входят заместители председателя и члены комитета. Заместители председателя и члены государственного комитета, соответственно, назначаются, утверждаются и освобождаются Правительством Российской Федерации.

Государственный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и положением о государственном комитете, утверждаемом Президентом или Правительством России.

Председатель государственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления.

В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета (председатель коллегии), заместителей председателя по должности, руководящих работников комитета и других организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами председателя государственного комитета. Количество членов комитета и коллегии комитета определяется Правительством Российской Федерации. Им же утверждается персональный состав членов комитета и коллегии.

Структуру государственного комитета составляют руководство (председатель комитета, его заместители, коллегия), главные управления, управления, отделы и иные подразделения и службы. Структуру центрального аппарата, штатное расписание и положения о подразделениях утверждает председатель государственного комитета. Государственный комитет является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

К рассматриваемым федеральным органам исполнительной "асти относятся:

тАФ Государственный антимонопольный комитет;

тАФ Государственный комитет по вопросам развития Севера;

тАФ Государственный высший аттестационный комитет;

тАФ Государственный комитет по государственным резервам;

тАФ Государственный комитет по делам молодежи;

тАФ Государственный комитет по жилищной и строительной политике;

тАФ Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству;

тАФ Государственный комитет по кинематографии;

тАФ Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства;

тАФ Государственный комитет по охране окружающей среды;

тАФ Государственный комитет по печати;

тАФ Государственный комитет по связи и информатизации;

тАФ Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;

тАФ Государственный комитет по статистике;

тАФ Государственный таможенный комитет;

тАФ Государственный комитет по физической культуре и туризму.

Из данного перечня видно, что государственные комитеты функционируют в различных сферах управления.

Функции большинства государственных комитетов носят межотраслевой, надведомственный характер. В связи с этим их полномочия отличаются от отраслевых министерств. Государственные комитеты формируют и реализуют единую государственную политику в смежных сферах и отраслях, осуществляют методическое руководство, организацию и координацию при формировании государственной политики; определяют приоритетные направления развития отраслей управления; организуют работу по решению важнейших межотраслевых научно-технических и иных проблем.

Государственные комитеты в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением установленных правил. Так, например. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госкомстандарт России) осуществляет надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, метрологических правил и контроль за правильностью проведения сертификации. Госкомстандарт России применяет в пределах своей компетенции санкции за несоблюдение правил, норм и стандартов, направляет предписания об устранении нарушений обязательных требований стандартов к товарам, снятии с производства, прекращения выпуска и реализации таких товаров, отзыве их от потребителя; налагать штраф на изготовителей (исполнителей, продавцов) товаров, руководителей предприятий и органов по сертификации в случаях, предусмотренных законодательством.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России и другие федеральные органы исполнительной "асти осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации. Руководители указанных органов назначаются Президентом, а их заместители тАФ Правительством Российской Федерации.

Федеральные службы, агентства и другие органы руководствуются в своей деятельности Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, положениями о них, которые утверждаются Президентом или Правительством России.

Руководители рассматриваемых органов несут персональную ответственность за выполнение возложенных на органы задач и функций, утверждают структуру и штатное расписание аппарата и положения о подразделениях и службах соответствующих органов, издают приказы, дают указания, организуют контроль их исполнения.

В федеральной службе и других органах образуются коллегии, утверждаемые Правительством России. Коллегия является совещательным органом. Ее решения оформляются приказами руководителя органа.

Рассматриваемые органы являются юридическими лицами, имеют расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

К указанным органам, например, относятся:

тАФ Государственная архивная служба России;

тАФ Государственная налоговая служба Российской Федерации;

тАФ Федеральная миграционная служба России;

тАФ Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

тАФ Служба внешней разведки Российской Федерации;

тАФ Федеральная пограничная служба Российской Федерации;

тАФ Российское космическое агентство;

тАФ Департамент налоговой полиции;

  • Главное управление охраны Российской Федерации.

Территориальные (региональные) федеральные органы. К ним относятся действующие в пределах края, области: Государственная налоговая инспекция, управление статистики, миграционная служба, военкоматы и др. К региональным федеральным органам относятся: командование военного округа, командование пограничного округа, управление железной дороги, региональный орган Госгортехнадзора России и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной "асти.

Органы исполнительной "асти субъектов Российской Федерации. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий России по предметам совместного ведения России и ее субъектов органы исполнительной "асти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной "асти в Российской Федерации. Вместе с тем по предметам ведения субъектов Российской Федерации последние образуют свои органы исполнительной "асти, руководствуясь нормативно-правовыми актами, устанавливающими общие принципы организации органов государственной "асти субъектов федерации. Системы органов исполнительной "асти различных субъектов федерации неодинаковы. Имеются различия в количестве и организационно-правовых формах составляющих их органов. Однако несмотря на различия форм (названий) органов в субъектах Российской Федерации, функционируют органы исполнительной "асти общей, отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции.

Система и организационно-правовые формы органов исполнительной "асти в республиках определяются их конституциями, законами и иными актами: других субъектов тАФ краев, областей, городов федерального значения и автономных образований тАФ их уставами, принимаемыми в соответствий с законами и указами Президента России.

К органам общей компетенции относятся:

тАФ правительства республик и других субъектов федерации, образуемые либо представительными органами государственной "асти, либо президентами, либо на основе сочетаний выборности глав правительств и назначения на должности других членов правительств;

тАФ администрация краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Руководство администрацией осуществляет глава администрации (губернатор), который является высшим должностным лицом соответствующего государственно-территориального, автономного образования. Глава администрации, если он не занял эту должность в результате выборов, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России. Глава администрации является членом постоянно действующего координационно-консультативного Совета глав Администрации при Президенте Российской Федерации.

Глава Администрации:

тАФ взаимодействует с органами законодательной (представительной) "асти соответствующего субъекта федерация согласно с принципом разделения "астей;

тАФ обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе края, области, города федерального значения, автономного образования;

тАФ подписывает и обнародует законы, принятые законодательным (представительным) органом;

тАФ вправе опротестовать решение законодательного (представительного) органа в судебном порядке.

Глава администрации входит в единую систему исполнительной "асти России, образуемую федеральными органами исполнительной "асти и органами исполнительней "асти субъектов федерации, в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а равно в рамках реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной "асти органам исполнительной "асти субъектов федерации; подчиняется Президенту России и Правительству России по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации, по предметам совместного ведения России и субъектов федерации.

Законодательное (представительное) собрание вправе обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной "асти или их отмене в случае противоречия актов законам субъекта федерации. Законодательный (представительный) орган вправе заслушать главу администрации по вопросам исполнения законов субъекта федерации, бюджета, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития соответствующей территории.

Правовой статус главы, администрации. В своей деятельности глава администрации руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, уставом и законодательством субъекта федерации.

Глава администрации обладает следующими основными полномочиями:

тАФ представляет интересы соответствующего субъекта федерации в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной "асти, в отношениях с другими субъектами федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств;

тАФ разрабатывает и представляет на утверждение законодательного (представительного) органа субъекта федерации бюджет и обеспечивает его исполнение;

тАФ формирует органы исполнительной "асти субъекта федерации в соответствии с законодательством субъекта федерации;

тАФ назначает на должность и освобождает от должности глав администраций городов и районов, а также решает вопросы применения к ним мер диiиплинарной ответственности, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, они не отнесены к органам местного самоуправления;

тАФ решает вопросы о представительстве органов исполнительной "асти субъектов федерации при Президенте Российской Федерации, Правительстве России и органах исполнительной "асти других субъектов федерации.

Глава администрации осуществляет и иные полномочия, установленные законодательством России и законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Принимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено в самом акте. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Имеет право обращаться в федеральные органы, органы государственной "асти субъектов федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации и получать ответы на соответствующие обращения.

Споры и конфликты главы администрации с федеральными органами государственной "асти, органами государственной "асти соответствующего субъекта федерации и органами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке.

Несет ответственность за деятельность руководимых им органов исполнительной "асти.

К органам отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции в республиках, входящих в состав Российской Федерации, относятся министерства, государственные комитеты, главные управления, управления и др.

В других субъектах Российской Федерации функционируют главные управления, управления, комитеты, отделы, департаменты и др.

К органам краевой, областной администрации, например, относятся:

тАФ управление юстиции;

тАФ управление (главное управление) внутренних дел;

тАФ финансовое управление;

тАФ управление по вопросам инвестиций;

тАФ управление сельского хозяйства;

тАФ комитет по архитектуре и строительству;

тАФ комитет по экономике и прогнозированию;

тАФ комитет по управлению государственным имуществом;

тАФ комитет по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и ликвидации последствий стихийных бедствий;

тАФ комитет по промышленности;

тАФ комитет по торговле;

тАФ комитет по внешнеэкономическим связям;

тАФ комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности;

тАФ комитет по поддержке предпринимательства;

тАФ комитет по земельным ресурсам и землеустройству;

тАФ комитет по использованию и охране недр и экологии;

тАФ комитет по жилищному и коммунальному хозяйству;

тАФ комитет по транспорту, связи и дорожному строительству;

тАФ комитет по образованию;

тАФ комитет по научно-технической политике;

тАФ комитет по культуре;

тАФ комитет по туризму;

тАФ комитет по здравоохранению;

тАФ комитет по вопросам женщин, семьи и демографической политики;

тАФ комитет по физической культуре и спорту;

тАФ комитет по делам молодежи;

тАФ комитет по национальным вопросам;

тАФ комитет по социальной защите населения;

тАФ комитет по труду и занятости населения;

тАФ комитет по печати и информации;

тАФ комитет по кинофикации;

тАФ отдел записи актов гражданского состояния;

тАФ архивный отдел.

Порядок образования, преобразования и ликвидации, правовой статус указанных органов и организация их работы определяются уставами и положениями субъектов федерации. Руководители органов и другие должностные лица назначаются на должность и освобождаются от должности главой администрации. Исключения могут предусматриваться законодательством Российской Федерации. Например, министром внутренних дел России назначается начальник управления (главного управления) внутренних дел по согласованию с главой администрации.

В городах федерального значения (в Москве и Санкт-Петербурге) в организации исполнительной "асти имеются особенности. В систему органов исполнительной "асти Москвы входят:

мэрия, Правительство Москвы, отраслевые, межотраслевые и территориальные органы.

Управления (главные управления), отделы, комитеты, департаменты и другие органы отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции подчиняются главе администрации, а органы, ведающие вопросами совместной компетенции Российской Федерации и субъектов федерации, подчиняются также соответствующим федеральным органам исполнительной "асти России.

Рассматриваемые органы являются юридическими лицами имеют расчетные и иные счета в учреждениях банков и печать со своим наименованием.
















4. Место органов внутренних дел в системе

исполнительной "асти

Специфическое место в системе органов исполнительной "асти занимают органы внутренних дел (ОВД), являющиеся подсистемой единой системы исполнительной "асти Российской Федерации.

Для ОВД характерно сочетание внутренней и внешней сфер управленческой деятельности.

Внутреннее управление сводится в рамках их подсистемы преимущественно к решению вопросов организационного порядка (взаимодействие структурных единиц подсистемы, подбор и расстановка кадров, выработка и проведение в жизнь управленческих решений и т.п.).

Внешнее управление ОВД проявляет себя при осуществлении деятельности по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью.

Место ОВД в системе органов исполнительной "асти, органов государственного управления определяется задачами и функциями, которые они выполняют. При осуществлении во внешней сфере административной (исполнительной), оперативно-розыскной, дознавательской и иной деятельности они взаимодействуют с различными органами государственной "асти, выполняя при этом свои специфические задачи по обеспечению правопорядка.

Выполнение указанных задач обусловливает особенности исполнительной деятельности ОВД, которые проявляются в "межотраслевом" характере их деятельности (внешнее функционирование органов внутренних дел выходит за пределы собственной отрасли).

Сотрудники ОВД, постоянно общаясь с внешней средой, вступают в различные отношения с должностными лицами, представляющими все сферы социального регулирования: экономическую, социально-культурную, социально-политическую, ибо они не только организуют, но и практически осуществляют охрану правопорядка.

В целях выполнения возложенных на них задач и функций ОВД наделены государственно-властными полномочиями, выступают от имени государства, функционируют в границах отведенной им компетенции, имеют свою систему, структуру, штаты, организационную особенность, осуществляют деятельность под руководством вышестоящих органов государственной "асти.


Заключение



Органы исполнительной "асти тАФ это разновидность органов государственной "асти. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность тАФ государственное управление. Орган исполнительной "асти тАФ всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления является органом исполнительной "асти. Эта "асть имеет разветвленный организационный механизм.

Правовое положение органов исполнительной "асти во многом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно федеральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах.

Положения Конституции РФ относительно органов исполнительной "асти не дают полного представления об их сущности, основах правового статуса и системе. Эти вопросы решаются с помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному числу нормативно-правовых актов и, пока еще, с ненадлежащей полнотой.

По Конституция РФ 1993 года ослаблено прямое организационно-распорядительное "ияние представительной "асти на органы исполнительной "асти. В своем большинстве они формируются при решающем участии Президента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной "асти, не подотчетны и не подконтрольны органам представительной "асти. Издание правовых актов в пределах представленной компетенции тАФ основное средство направляющего воздействия этих органов на функционирование исполнительной "асти.

Органы исполнительной "асти получили значительные возможности "иять на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов. Взаимодействие органов исполнительной "асти с представительными (законодательными) и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государства. В палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде РФ имеются полномочные представители Президента Российской Федерации , а в указанных палатах тАФ также представители Правительства .

Достаточно обширны и разнообразны отношения органов исполнительной "асти с представительными (законодательными) и судебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими конституционных функций, например, по вопросам материально-технического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и судебных органов.

Однако органы исполнительной "асти самостоятельны, осуществляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством эти органы обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но они самостоятельны только в пределах, очерченных правом. К ним не применяется принцип "разрешено все, что не запрещено".

Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной "асти действует в пределах установленной ему компетенции, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.

Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.

Органы исполнительной "асти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.

Права органов исполнительной "асти гарантируются Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами ее субъектов, другими нормативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. В качестве их организационных гарантов являются Президенты, органы, решающие вопросы образования соответствующих органов, органы прокуратуры. Защита прав органов исполнительной "асти может быть предметом разбирательства судебных органов.

Слабым местом в статусе органов исполнительной "асти является неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности.













Список использованной литературы:


1.        Конституция РФ.

2.        Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1997. - 672 с.

3.        Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. - М.: МЮИ МВД России. Изд-во "Щит - М", 1997. - 280 с.

4.        Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 4.

Страницы: Назад 1 Вперед