

3


Содержание
Английская пресса	3
1. Первые шаги на пути становления и развития английской прессы	3
2. Особенности английской прессы	4
3. Сходство с германской прессой	7
4. Выход в свет первой ежедневной газеты «Daily Courant»	9
5. Моральные еженедельники как отдельная отрасль английской журналистики	10
6. Появление многочисленных газет крупного стиля	12
7. Появление полупенсовых листков	17
Список использованных источников	20
[bookmark: _Toc261385877]
Английская пресса
[bookmark: _Toc261385878]1. Первые шаги на пути становления и развития английской прессы
В первое время английская печать развивалась гораздо медленнее германской, но впоследствии она быстро обогнала последнюю и до сих пор еще оставляет ее позади себя. Это превосходство зависит от того, что, во-первых, Англия сравнительно рано завоевала себе крупное политическое значение, во-вторых, внутренние государственные отношения слагалась в ней более благоприятным образом для развития печати, чем в Германии, в-третьих, в распоряжении английских издателей находились значительные материальные средства, и наконец, это преуспевание английской печати объясняется еще и тем, что Лондон, являющийся центром английской журналистики, концентрируя к себе всю духовную и материальную жизнь страны, далеко превосходит в этом отношение значение Парижа для Франции и Берлина для Германии.  Благодаря таким счастливым обстоятельствам, в Англии печать получила значительную свободу гораздо ранее, чем в других странах. Уже непосредственно вслед за окончательным устранением Стюартов, приверженцев абсолютизма, когда с Вильгельмом Оранским наступила новая эпоха, парламенту в феврале 1689 г. удалось провести знаменитый Bill of rights[3] (составляющий и поныне основу английских народных вольностей), в котором, между прочим, содержится и признание за каждым гражданином права изустного и печатного выражения мысли. В XIX же веке пали последние преграды, сдерживавшие развитие английской прессы. В 1851 г. были отменены налоги на публикации и объявления, в 1855 г. вышел закон о газетном штемпеле, в 1861 г. был уничтожен налог на газетную бумагу и в 1881 г. устранены стеснительные правила об ответственности за диффамацию в печати и за сообщение неточных сведений. До этого времени издатели, редакторы и наборщики были ответственны за всякое сообщение, а после законодательного постановления 1881 г. не может быть обжалован ни один правдивый отчет о публичных собраниях и судебных и других заседаниях. За ложные утверждения, оскорбительные замечания и догадки могут быть привлечены к судебной ответственности исключительно только сами ораторы.
Таким образом, английская печать вылилась во вполне законченные формы могущественной общественной организации. Ее влияние на национальную жизнь по сравнению с тем, что мы видим в других странах, беспримерно: большие «ответственные», как они с гордостью называют себя, газеты выражают общественное мнение с большой точностью и отчетливостью, что заставило однажды лорда Росберри без колебаний признать, что «...английская пресса служит нам, политическим деятелям, надежным руководителем; через ее посредство мы узнаем о желаниях и идеях нации. Если бы пресса не исполняла этих двух ответственных функций, она бы не заслуживала нашего уважения. Пусть будет лозунгом наших журналистов: «Be just and fear not!» (правдиво и бесстрашно!), так как благодаря лишь этим редким качествам английские газеты стоят так высоко по сравнению со всеми остальными». Отметим при этом, что в Англии не существует официозной прессы. Благодаря своему высокому положению в обществе, редакторы больших газет располагают всеми средствами для того, чтобы быть всегда прекрасно осведомленными; они находятся в самом центре общественной жизни и поэтому прекрасно знают, что происходит и что подготовляется. Они избегают даже всяких столкновений с администрацией, не желая подпадать под ее влияние, а с другой стороны, согласно старой традиции, «Foreign Office», в свою очередь, совершенно игнорирует печать.
[bookmark: _Toc261385879]2. Особенности английской прессы
Тем не менее английская пресса есть только представительница общественного мнения, а никак не его руководительница. Монталамбер в своей книге «Die politische Zukunft Englands» уже 50 лет тому назад совершенно верно заметил: «Английская публика считает себя верховным судом, и газеты из уважения к суверенитету общественного мнения должны согласиться на роль подчиненных судей, которым англосаксонское чувство безусловно запрещает невежливо и грубо обращаться с подсудимым или сбивать его с толку».
Поэтому типичной чертой английской прессы является ее националистический характер. Для нее на первом плане стоит величие, мощь и благополучие Англии. Это чувство собственного превосходства, заставляющее считать Англию первой и богатейшей страной в мире, принимает у англичан иногда смехотворные формы, доходит иногда до слепого самовосхваления, до несправедливой ненависти и беззастенчивого презрения к другим нациям, особенно если их интересы противоречат английским. Для иллюстрации сказанного можно было бы привести многочисленные примеры. Поэтому девиз «Be just and fear not!» может быть применен исключительно лишь для характеристики отношения английской прессы к внутренним делам, и Сидней Уитмен в своей книге «Le pays du Cant» имел полное право сказать: «Требования гуманности утрачивают свою обязательность, как только они противоречат интересам англичан; это, впрочем, не мешает последним ссылаться на эти требования в тех случаях, когда это им выгодно».
Высокой степени совершенства английские газеты достигли прежде всего благодаря прекрасной организации осведомительных бюро, дающим лондонским утренним газетам возможность развертывать перед читателем верную до мельчайших деталей картину общего положения дел во всем мире, а также благодаря блестящему штату сотрудников, которым располагает каждая большая английская газета. Ученые и политики охотно помещают свои статьи в газетах, благодаря чему эти последние держатся на высоком умственном уровне. В особенности передовицы «лидеров» являются часто шедеврами ясной политической концепции. Полемика почти совершенно отсутствует, так как бесполезность ее давно уже признана английской печатью. Особого внимания заслуживает отдел общеполитического обозрения в английских газетах, в которых дебатируются вопросы крупного политического значения. В указанном отделе газеты «Times» помещаются сплошь и рядом чрезвычайно важные корреспонденции консервативных и либеральных государственных деятелей, часто придающие вопросам дня совершенно новое направление. Сэр Вилльям Гаркур, лорд Росберри и многие другие в свое время охотно выступали в этом отделе со своими разъяснениями.
Наконец, следует отметить еще одну особенность английской прессы, обращающую на себя внимание каждого иностранца, — культ личностей, господствующий во всех газетах. Культ этот относится как к членам королевского дома, так и к каким-нибудь мелким кафешантанным певичкам. Ежедневно газеты всех направлений обстоятельно описывают туалет его величества, фасон его шляпы, цвет его галстука, вид ее величества на корсо, ее карету, ее манеру держать молитвенник, опускать глаза и прочее; все придворные происшествия пространно комментируются. Рассказываются подробности из частной жизни и привычек министров, спортсменов, аристократии, артистов и артисток всех оттенков и, наконец, даже преступников и мошенников, занимающих в данный момент внимание столичного общества; и все это изображается с добросовестностью и серьезностью, заслуживающих лучшего применения.
Ежедневные выпуски крупных газет Лондона в среднем весьма значительны, некоторые доходят до миллиона экземпляров, но доходы с подписчиков и с розничной продажи далеко не в состоянии покрыть издержек на издание. Цены всех газет чрезвычайно низки. Номер «Times'a» стоит, правда, три пенса (12 коп.), но утренние газеты: «Daily Graphic», «Daily Telegraph», «Financial News», «Financial Times», «Morning Advertiser», «Morning Post», «Standard» — и вечерние: «Evening Standard», «Globe», «Pall Mall Gazette», «St. James's Gazette» и «Westminster Gazette» — довели цену отдельного номера до одного пенни; кроме того, имеются утренние газеты и за полпенни: «Daily Chronicle», «Daily Express», «Daily Mail», «Daily Mirror», «Daily News» и «Morning Leader» и вечерние по той же цене: «Echo», «Evening News», «Star» и «Sun». Руководящие газеты провинциальной прессы все утренние газеты — «Birmingham Post», «Dundee Advertiser», «Eastern Morning News» (в Гулле), «Freemans's Journal» (Дублин), «Glasgow Herald», «Liverpool Curier», «Manchester Guardian», «Newcastle Daily Chronicle», «Scotsman» (Эдинбург), «Sheffield Daily Independent», «Western Mail» (Кардиф) и «Yorkshire Post» (Лейд) стоят по одному пенни. Крупные доходы дают газетам бесчисленные публикации. При высокоразвитой рекламе, огромном рынке труда и целых столбцах анонсов об увеселительных местах газеты иногда не могут вместить все публикации, несмотря на добавочные листы. Деньги притекают в изобилии. В книге «England: Its people, Polity and Pursuits» приводится бюджет крупной лондонской газеты («Standard»), в котором сумма годовых издержек исчисляется в 5,5 млн марок, при годовой прибыли в 1 200 000 марок, сумма ежедневных расходов — в 17 500 марок при чистой прибыли в 4000 марок. Чистый годовой доход «Daily News» достигает 800 000 марок, «Daily Telegraph» около 5,5 млн. марок. Баланс гармсуортских предприятий («Daily Mail», «Daily Mirror», «Answers», «Evening News» и др.) за отчетный год с 1 октября 1904 г. по 1 октября 1905 г. был сведен с чистой прибылью в 256 615 фунтов стерлингов (5 132 300 марок). При этом 25 000 фунтов стерлингов, отчисленные на усовершенствование технических средств и приблизительно та же сумма на увеличение резервного фонда, не были включены в расчет.
[bookmark: _Toc261385880]3. Сходство с германской прессой
Первые шаги развития английской печати имеют большое сходство с начальными моментами германской прессы. И здесь появились сперва писанные газеты, и лишь особенно важные известия печатались на отдельных листках. Составление первых печатных сообщений приписывается лорду Бурлей в 1588 г., когда испанская армада появилась у английских берегов. Они имели характерные признаки газет и выходили под названием «Английский Меркур». Но достоверность этих данных весьма спорна, так как более точные сведения об «Английском Меркуре» до нас не дошли, а семь газет, четыре печатных и три писанных, находящиеся в Британском музее и долгое время считавшиеся подлинными экземплярами «Английского Меркура», в 1839 г. были признаны подложными благодаря исследованиям мистера Уаттса, библиотекаря Британского музея. Старший Дизраэли замечает по этому поводу в предисловии к двенадцатому изданию своих «Достопримечательностей Литературы»: «Все экземпляры сравнительно недавнего происхождения (около 1740 г.) и несомненно являются подлогом, — доктор Бирч владелец этого собрания. Я склонен думать, что это не более, как остроумная мистификация сведущих исследовате­лей, возникшая при ближайшем участии доктора Бирча вкупе совершенно не объясняется друзьями Йорками».
В начале XVII в. печатанные летучие листки, по-видимому, значительно размножились, а в 1622 г. появилась первая настоящая газета в Лондоне, основанная составителем писем-ведомостей Натаниелем Буттер, под названием «The Certain of this Present Week». Но при господствовавшем в последние годы правления Иакова I всеобщем возбуждении, сказавшемся и на хозяйственной жизни, правильный выход газеты был невозможен; лишь появившемуся позднее «The Weekly Courant» удалось выходить еженедельно без перерывов. В непродолжительном времени вырастали все новые листки, носившие в большинстве случаев несколько странные названия, как, например: «Таинственный филин», «Дракон парламента», «Человек с луны», «Еженедельный изобретатель», но весьма скудные по содержанию.
Принужденные совершенно молчать о политических делах и парламентских заседаниях, да и по остальным вопросам постоянно подвергающиеся цензурным репрессиям, газеты должны были писать о несчастных случаях, убийствах, «чудесных происшествиях», в которых немалую роль играли русалки, ведьмы и прочие; при недостатке же материала они обращались к перепечатке рассказов из Библии. Издатели тщательно соблюдали цензурные правила, так как деспотический Карл I за нарушение их наказывал виновных розгами, заключением под стражу, увечиями, нередко даже смертной казнью. При Кромвеле репрессии были несколько смягчены. «Мое правительство было бы недостойно существовать, — сказал однажды Лорд Протектор, — если б оно не было в силах устоять под бумажной картечью», но при Карле II снова началось систематическое преследование всякой свободной мысли; по мнению короля, он один имел право опубликовывать политические новости; на этом основании были воспрещены все газеты, за исключением основанного цензором Роже Л'Эстранжем в 1663 г. «Intelligencer», выходившего впоследствии два раза в неделю под названием «Лондонской газеты». Но содержание и этого листка чрезвычайно скудно. Две страницы, из которых состоял каждый номер, содержали: известия о двух-трех назначениях, сообщение о какой-нибудь стычке, описание вооруженного нападения на большой дороге, объявление о петушином бое и публикации: о потерянной собаке, о найме прислуги и пр. О парламентских дебатах и государственных процессах, волновавших всю Англию, не упоминалось ни единым словом.

[bookmark: _Toc261385881]4. Выход в свет первой ежедневной газеты «Daily Courant»
С низложением Иакова II (1689) и вступлением на престол Вильгельма III наступил конец этому жалкому состоянию печати, и в 1702 г. в Лондоне вышла в свет первая ежедневная газета «Daily Courant». Новое затруднение для печати, значительно затормозившее ее развитие, возникло в царствование королевы Анны в 1712 г., когда был введен штемпельный налог в размере полпенни с листа и одного пенни с 11/2 листа; вскоре, впрочем, были найдены средства для полного обхода этого закона или, по меньшей мере, некоторого ослабления его обременительности, благодаря чему в Лондоне постепенно появился целый ряд новых газет[4]. С 1715г. стала выходить «London Post», основанная мистером Гаррисом и стяжавшая себе бессмертную славу благодаря напечатанию романа Дефо «Робинзон Крузо»; с 1726 г. выходила «Craftsman» в издании Николая Анхерста, сыгравшая видную роль в тогдашних спорах о формах правления и государственного устройства и доведшая ежедневный выпуск до 10 000 экземпляров; во второй половине XVIII в. возникли: в 1760 г. «Middlesex Journal», оппозиционная газета, прямо отстаивавшая начало всеобщего избирательного права, и «Public Advertiser» в издании мистера Вудфэлла, с 1769 г. до января 1772 г. печатавшая знаменитые 69 «Писем Юниуса», в которых с неслыханной смелостью высмеивалось правительство Георга II, причем личность автора, несмотря на все старания властей, оставалась неизвестной. И впоследствии этот вопрос долгое время вызывал разногласия среди историков. Вероятнее всего, что автором этой блестящей апологии свободы был сэр Филипп Франсис (родился в 1740 г., умер в 1778 г.). Благодаря опубликованию «Писем Юниуса», выпуск «Public Advertiser» увеличился на 3500 экземпляров, достигнув количества 7000 экземпляров ежедневно.
[bookmark: _Toc261385882]5. Моральные еженедельники как отдельная отрасль английской журналистики
Наряду с политическими газетами, в самом начале XVIII столетия зародилась и другая отрасль английской журналистики в виде так называемых моральных еженедельников, занимавшихся на первых порах вопросами культуры, бичеванием извращенных нравов и вкусов и охотно предававшихся философским рассуждениям о Боге и бессмертии души. Впоследствии эти еженедельники сделали попытку сообщать отчеты о заседаниях парламента и пробили таким образом брешь в устаревшем запрещении обнародования парламентских прений. Первый из этих еженедельников «The Tatler» («Собеседник») появился в 1709 г. под редакцией Ричарда Стиля. Вымышленное Свифтом лицо, «Исаак Бикерстаф, эсквайр», рассуждало здесь обо всех вопросах, пользовавшихся вниманием общества: о чудовищных кринолинах дам, военных приключениях герцога Мальборо, сердечных тайнах госпожи Дженни Дистаф, единоутробной сестры мистера Исаака, миросозерцании Ньютона и т.п.
Статьи мистера Исаака Бикерстафа, эсквайра, отличались большим юмором, сразу обеспечившим журналу многочисленных подписчиков. Со вступлением в состав сотрудников Эдисона успех его еще увеличился. Элегантный стиль Эдисона и его остроумная манера развивать тему сделали «Tatler'a» самым популярным журналом. Но при этом изменился первоначальный характер журнала, что побудило Стиля и Эдисона прекратить его и вслед за тем основать новый журнал под названием «The Spectator» («Зритель»). Умственный уровень этого журнала был значительно выше, чем у его предшественника, и преемником мистера Бикерстафа выступил здесь молодой высокообразованный джентльмен, с одинаковым умением и знанием дела беседовавший как о восточной литературе и о переселении душ, так и о комических сторонах повсед­невной жизни, родимых пятнышках и французских башмачках. Душой предприятия был неутомимый Эдисон, напечатавший в «Spectator'e» около 274 статей. Герман Геттнер справедливо замечает, что статьи Эдисона до сих пор являются образцами журнальной литературы этого рода. И «Spectator» имел огромный успех, но тем не менее Стиль и Эдисон в декабре 1712 г. прекратили его и в марте 1713 г. приступили к изданию «The Guardian» («Блюститель»), который вскоре встал на политическую почву. «The Guardian» примкнул к вигам[5] и стал вести вместе с ними ожесточенную борьбу с ториями[6], но уже осенью того же года он погиб в водовороте политических событий. Многочисленные еженедельники, возникшие в этом периоде, не выходили из границ трезвой морали и мелкобуржуазного юмора и не заслуживают особого внимания; следует упомянуть лишь об основанном в 1731 г. «Gentleman's Magazine», осмелившемся с 1733 г. печатать парламентские отчеты, что впоследствии снова было воспрещено законом. Но эти отчеты появлялись лишь после закрытия сессии, причем имена ораторов оставались неизвестными читателями, и для вящей предосторожности редакция оговаривалась, что сообщенные прения происходили в волшебном царстве лилипутов. Тем не менее возникали конфликты; издатель Каве подвергся административному взысканию, что, впрочем, не удержало его от продолжения публикации отчетов. Он снискал себе этим столь прочные симпатии в обществе, что палата общин решилась отказаться от своей старинной привилегии — заседать при закрытых дверях. «Gentleman's Magazine» завоевал таким образом английской прессе доступ в парламент.
[bookmark: _Toc261385883]6. Появление многочисленных газет крупного стиля
Тем временем общественная жизнь пошла ускоренным темпом, так что во второй половине XVIII в. могла развиться богатейшая национальная печать. В Лондоне возникли многочисленные газеты в крупном стиле, придавшие английской журналистике ее основательный характер. Первой из них была «Morning Chronicle», основанная «Memory» Вудфэллом (прозванным так за свою феноменальную память, в отличие от своего брата, издателя «Public Advertiser»), но лишь с 1779 г. получившая руководящее влияние, когда редакция перешла в руки мистера Перри, при котором, благодаря привлечению к делу стенографистов, были введены подробнейшие отчеты о заседаниях палат. В это время газета была ор­ганом партии вигов. Мало-помалу она получила столь широкое распространение, что во время смерти Перри (1821) она приносила чистый доход в 240 000 марок ежегодно. Из последующих редакторов газеты замечателен шотландец Джон Блэк, под редакцией которого в 1835 г. начал свою писательскую карьеру в качестве парламентского репортера Чарльз Диккенс. После удаления Блэка от редакции, в 1843 г., газета перешла в лагерь партии Пилля, но дела ее постепенно шли на убыль, и окончательно подорвав свою репутацию благодаря поддержке политики Наполеона III, она в середине 1850-х гг. должна была сойти со сцены.
Большей приспособляемостью к изменчивым условиям времени отличалась выходящая и поныне «Morning Post». Основатель ее, священник Генри Бэр, человек с весьма бурным прошлым, несмотря на свои недюжинные дарования, не мог поставить ее на ноги, так как его неспокойный образ жизни, его многочисленные дуэли, судебные тяжбы и прочее отвлекали его от дел. Несколько лет спустя он продал газету с ничтожным выпуском в 350 экземпляров шотландцам Даниэлю и Петру Стюартам, из которых первый обладал большой деловой сноровкой. Он сумел навербовать талантливых сотрудников и придать газете серьезный характер. Много потрудился над ее реорганизацией остроумный писатель Кольридж, статьи которого производили сенсацию в публике, как, между прочим, его статья о характере Питта-старшего. Но Даниэль Стюарт оплачивал Кольриджа весьма скудно, так что последний в злобе покинул его. Из других сотрудников заслуживают внимания Чарльз Ламб и Мэкинтош. В 1804 г. Стюарт продал «Morning Post», доведя ее ежедневный выпуск до 4500 экземпляров, после чего газета некоторое время переходила из рук в руки; ныне она принадлежит лорду Гленеску. От своих либеральных воззрений газета мало-помалу совершенно отступилась, склонившись на сторону консерватизма. Во времена Пальмерстона она была его лейб-органом. Ныне она обслуживает интересы аристократических кругов столицы, которым она весьма добросовестно сообщает обо всех вечеринках, балах и раутах высшего общества.
В лице «Daily Universal Register» в 1785 г. появился серьезный соперник «Morning Post», оставивший его далеко за собой. В 1788 г. газета получила свое теперешнее название «Times» и в короткое время заняла место «руководящего органа нации». И поныне она, вопреки уверениям злых языков, сохранила за собой значение крупнейшей и влиятельнейшей газеты мира. Она не служит интересам отдельной партии или определенных слоев населения, напротив, в качестве «leading organ'a»[7] она внепартийна и «руководит общественным мнением Англии», т.е. высказывает в своих передовицах решающее среднее мнение народа, являющееся равнодействующей всех существующих течений. Она составляет в политическом отношении ту грань, которая размежевывает левых и правых. Если ей иногда и случалось изменять своей лояльной выдержанности и увлекаться шовинистическими планами или, несмотря на всю осторожность, наткнуться на крупную неприятность, вроде инци­дента с поддельными письмами Парнелля, то ее репутация и влияние в Англии от этого ничуть не пострадали и правительство с неослабным вниманием продолжает прислушиваться к ее суждениям, в лице ее отводя прессе крупную долю участия в государственной жизни. Трудно себе представить, какое количество умственного и механического труда затрачивается ежедневно на составление каждого номера «Times'a».
Выходя уже в 5 часов утра в огромном размере (60 см длины и 45 ширины), газета, благодаря своим превосходным осведомительным средствам, сообщает обо всех событиях на земном шаре за истекшие сутки, содержит подробнейшие отчеты о заседаниях палат, хотя последние нередко затягиваются далеко за полночь, и дает передовые статьи, уже согласованные с новейшими известиями. Все статьи анонимны, и редакция строго соблюдает авторскую тайну, хотя всякому известно, что статьи принадлежат перу крупных общественных и государственных деятелей. Так, Веньямин Дизраэли, лорд Шербрук, Вильям Гаркур, Джон Стерлинг и многие другие долгое время были деятельными сотрудниками «Times'a». В эпоху его расцвета, в пятидесятых и шестидесятых годах прошлого столетия, ежедневный выпуск «Times'a» достигал 500 000 экземпляров; в следующие десятилетия эта цифра значительно понизилась, но в 1905 г., когда редакция сократила подписную цену за год на 33,5%, одновременно предоставив в безвозмездное пользование годовым подписчикам свою грандиозную библиотеку, дела ее снова приняли блестящий оборот. Основателем «Times'a» был книгоиздатель Джон Вальтер, создавший образцовую техническую организацию газеты. Его сын, Джон Вальтер, редактировавший газету с 1803 г., был не только прекрасным редактором, но и дальновидным политиком. В 1814 г. он доставил «Times'y» крупное преимущество перед остальными газетами, впервые применив на деле скоропечатни в усовершенствованной конструкции Кенига и Бауэра. С этого времени газета быстро пошла в гору, и к смерти Джона Вальтера в 1847 г. ее ежегодный доход не уступал доходу среднего немецкого герцогства. Из ответственных редакторов «Times'a» назовем доктора Штодларта, руководившего газетой в критические 1813-1815 гг. Это был высокоталантливый публицист, преисполненный жгучей ненавистью к Наполеону, применявший к нему самые нелестные эпитеты. «Корсиканский мерзавец» было его любимейшим выражением. Вальтер находил этот тон несоответствующим достоинству газеты и требовал более приличного языка, но доктор Штодларт не желал подчиниться этому требованию и должен был вследствие этого покинуть свой пост. Его преемником был Барнес, долгое время находившийся во главе редакции и отличавшийся редкой способностью выбирать талантливых сотрудников. Ныне главным редактором «Times'a» состоит Г. Э. Бокль; владельцами газеты являются и поныне все еще члены фамилии Вальтер.
Две газеты, возникшие в следующие десятилетия после основания «Times'a», «Morning Advertiser» (1794) и «Globe» (1803), не представляли для него опасной конкуренции, так как первая из них посвящалась интересам владельцев отелей и кафе, а вторая — интересам книготорговцев. Лишь впоследствии «Morning Advertiser» разросся до размеров большой политической газеты с либеральной тенденцией, a «Globe», расширив свои технические средства, сделался его политическим противником.
В 1846 г., на началах акционерной компании с крупным запасным капиталом, были основаны «Daily News». Должность ответственного редактора была поручена знаменитому романисту Чарльзу Диккенсу, в состав сотрудников вошли Джон Форстер, мисс Гарриэт Мартино, член палаты общин М'Колледж Торренс и др. В своей программе газета требовала осуществления гражданского равенства и свободы совести, демократического законодательства, реформы школы и горячо отстаивала все кардинальные пункты английского либерализма. Но возложенные на нее надежды не оправдались. Диккенс не обнаруживал должной проницательности и находчивости в вопросах политики, и, как редактор, он не оказался на высоте своего положения. Вскоре он передал газету в другие руки. После этого Джон Форстер, Эвене Кров, Найт Гунт, Валькер и другие поочередно старались поднять газету; но лишь после огромных убытков, составлявших в общей сложности 200 000 фунтов стерлингов, эти старания увенчались успехом. Дела газеты поправились, когда Гладстон сделал ее своим органом и когда впоследствии, во время франко-германской войны, газета оказалась прекрасно осведомленной о положении дел на театре военных действий. Живейший интерес вызывали инструктивные письма Лабушера о восстании в Париже. В это время выпуск «Daily News» доходил до 90 000 экземпляров. Но она не удержалась на этой высоте, благодаря неустойчивости своих политических убеждений, и в 1904 г. опустилась до уровня второразрядных газет. В наше время она принадлежит миллионерам Кадберри и Т. П. Рицема, ежегодно отпускающим на ее издание крупные добавочные суммы.
Крупные финансовые успехи выпали на долю «Daile Telegraph'a» и «Standard'a». «Daily Telegraph», основанный в 1855 г. мистером Сленгом, после первых тощих годов быстро оправился и с переходом ко второму владельцу — мистеру Леви, понизившему его цену до одного пенни, получил доступ в широкие слои общества. Политическая платформа «Daily Telegraph'a» сочетает принципы всесветного либерализма с явным тяготением в сторону английского империализма. Эта позиция, рассчитанная на вкусы средних буржуазных слоев, обеспечила за газетой большие симпатии, сделав ее локальным листком Лондона. Несмотря на то что огромное большинство подписчиков состоит из городских жителей, выпуск газеты доведен до 240 000 экземпляров. Некоторое время «Daily Telegraph» привлекал к себе всеобщее внимание благодаря интересным сообщениям о снаряженных им научных экспедициях. Между прочим, он вместе с «New York Herald» снарядил вторую экспедицию Стенли в Африку, результатом которой было точное определение течения реки Конго. Появление многочисленных полупенсовых листков нанесло газете значительный материальный ущерб. Нынешним ее владельцем является лорд Бурнгэм. Что касается «Standard'a», то в своей нынешней форме и со своим реакционным характером он существует с 1857 г. Он был основан в качестве вечерней газеты для борьбы с эмансипацией католиков и пользовался поэтому поддержкой со стороны ортодоксальных членов торийской партии, но стал развиваться лишь с переходом во владение Джемса Джонстона, выходя в увеличенном формате как утренняя газета[8]. В 1904 г. Джонстон продал газету за 700 000 фунтов стерлингов К. А. Пирсону (500 000 фунтов стерлингов за газету, 200 000 фунтов стерлингов за помещения и пр.). Из утренних газет отметим еще «Daily Graphic», первую иллюстрированную газету в Англии. Она была основана в 1890 г. Г. Р. Бэном и К°, но не имеет никакого политического значения.
Наряду с этими утренними газетами вечерние газеты в Лондоне имеют гораздо меньшее значение, но за последнее время среди них выдвинулась либеральная «Westminster Gazette», основанная в 1893 г., собственность сэра Георга Ньюна и прекрасно редактируемая И. А. Спендером. Крупными симпатиями пользуется также появившаяся в 1865 г. в издании Георга Смита либеральная «Pall Mall Gazette», принадлежащая ныне В. В. Астору. Консервативная «St. James's Gazette» (основанная в 1880 г.) до сих пор занимает весьма скромное место.
[bookmark: _Toc261385884]7. Появление полупенсовых листков
Сильный удар был нанесен всем этим большим газетам появлением в начале 90-х гг. прошлого столетия полупенсовых листков. Эти, в большинстве случаев в вульгарном тоне написанные, выезжающие на падкой до сенсационных слухов и скандалов массе, политически совершенно бесцветные газеты, идущие всегда по течению и никогда не имеющие собственного мнения, получили в короткое время широкое распространение и значительно повредили репутации прессы. Из них крупнейшим выпуском отличаются «Daily Express», основанная в 1900 г. и принадлежащая К. А. Пирсну, и «Daily Mail», основанная в 1896 г. и принадлежащая Альфреду Гармсвуорту. Последняя имеет около миллиона постоянных читателей. Она отличается тем, что ведет неутомимую травлю Германии и действует при этом в духе своего владельца, непримиримого врага немцев: «Я не потерплю, — сказал он недавно в беседе с главным редактором парижского «Matin», — чтобы в моих газетах (с 1903 г. он издает еще «Daily Mirror») нашел себе место хотя бы один сочувственный отзыв о Германии». Крупный успех этих дешевых газет побудил и либеральную «Daily Chronicle», основанную в 1855 г. в стиле однопенсового листка и выходившую в издании Ллойда и сыновей, в 1904 г. преобразоваться в полупенсовую газету. К сожалению, немецкая печать до сих пор недостаточно ясно сознает, что полупенсовые листки настолько же не авторитетны в своих суждениях, насколько они ненадежны в передаче сообщений, и пользуясь ими, как источником, нередко дает совершенно неверное изображение настроения в Англии, в особенности относительно ее симпатий к Германии.
Центральным телеграфным осведомительным органом для английской печати является агентство Рейтера, основанное в 1851 г. Юлием Рейтером (родился в 1821 г., умер в 1899 г.). Оно значительно превосходит все существующие учреждения этого рода, содержит 600 служащих и обслуживает телеграммами около 4000 газет. В 1864 г. «Reuters Agency» было преобразовано в акционерную компанию с капиталом в 250 000 фунтов стерлингов.
При необозримой газетной литературе в Англии и журналы получили широкое развитие. Обозрение «Athenaum» (основанное в 1828 г.), «Spectator» (основанное в 1829 г.), «Saturday Review» (основанное в 1855 г.), «Academy» (основанное в 1869 г.), «Speaker (основанное в 1890 г.), «Review of Reviews», в издании известного Вильяма Стэда, «Monthly Review», «National Review» и другие охватывают литературу, искусство и политику и отличаются большой тщательностью в исполнении и законченностью формы. Иллюстрированные журналы «Illustrated London News», основанный в 1842 г. Гербертом Ингрэмом, первый иллюстрированный журнал в мире, и «Graphic» (основанный в 1869 г.) с большой быстротой набрасывают картины современных событий и сделали блестящие успехи в области политипажной техники. Выпуск этих иллюстрированных изданий чрезвычайно высок; в 1851 г. первое из них выходило в количестве 130 000 экземпляров. Цена отдельного номера обоих журналов равняется шести пенсам. Невероятно велико множество еженедельников, занимающихся резюмирующими обозрениями. Наибольшей популярностью пользуются среди них «Lloyds Weekly Newspaper» (основан в 1843 г.), «Reynold Newspaper» (1850) и «Weekly Sun» (1891). Особый вид журнальной литературы составляют «society journals»[9], сообщающие о жизни аристократических кругов, описывающие балы и обеды upper-ten-thousand'a[10] и охотно распространяющиеся о скандальных историях с неизбежными лордом X. и леди Y. в роли действующих лиц. Всякий осуждает эти сплетни, тем не менее светские круги зачитываются ими. Наиболее распространенными из этих журналов считаются «The World», основанный в 1874 г. новеллистом Эдмондом Ятом, сразу сделавшимся богатым человеком, и «Truth», основанный в 1874 г. радикальным депутатом Генри Лабушером, в своих сатирах нередко перехватывающий через край. Среди многочисленных юмористических журналов первое место до сих пор принадлежит основанному в 1840 г. по инициативе известного юмориста Теккерея «Punch». После того как тридцать лет сряду его редактировал остроумный Марк Лемон, он выходит ныне под редакцией Ф. К. Бурнанда; выдающимися рисовальщиками журнала являются Б. Партридж, Л. Равен-Гилль, Е. Т. Рейт, Г. Д. Аршурм, Оден Зэмен и Г. В. Леси. В общей сложности в соединенном королевстве в наше время (1906 г.) выходит 2461 газета и журнал. На долю Англии приходится 1881 газета, 430 выходящих в Лондоне и 1445 в провинциях: в Уэльсе выходит 111 газет, в Шотландии 261, в Ирландии 191, на островах 17. Дневных газет в Англии 184, в Уэльсе 8, в Шотландии 18, в Ирландии 18 и на островах 4.
[bookmark: _Toc261385885]
Список использованных источников
Власов Ю.М. Основные черты буржуазной журналистики: Лекции / М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 343 с.
Ворошилов В.В. История журналистики зарубежных стран. - СПб., 2000. – 250с.
Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика. - М., 1989. – 256с.
Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации, 
Учебное пособие, Ульяновск, 2000. – 350 стр.
Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. по-собие. - Краснодар, 1996. – 430с.
Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Анг-лии и России. - СПб., 1906. – 345 с.
Саламон Л. Всеобщая история прессы. - СПб., 1909. – 456с.
[bookmark: _GoBack]Трубицина И.В. Английская журналистика XVII века – от рукописных листков к печатной газете. // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 1978. - № 2. – 60с.
