Рембрандт

М.: Директ-Медиа, 2010. — 48 с. (Сер. "Великие художники")

Выдающийся голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) создал замечательные произведения почти во всех жанрах. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи на основе особой передачи светотени, Рембрандт писал портреты, пейзажи, религиозные, мифологические и исторические композиции. Его полотна отличает неповторимая эмоциональная насыщенность, создаваемая колоритом картин, который построен на сочетании тёплых сближенных тонов и тончайшими оттенками цвета.

Испытав сильное влияние караваджизма, уже в ранних, небольших по формату работах («Принесение во храм», «Симеон во храме») художник уделяет особое внимание эмоционально-психологическим возможностям светотени. Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта становится портрет. Старательно изучая мимику, фиксируя в ту пору даже резкие, гротескные гримасы, он делает портретные образы (в том числе автопортреты, а также изображения близких ему людей) постоянным аккомпанементом своих творческих исканий, придавая им тем самым беспрецедентную по искренности человечность. Рембрандт увлеченно воспринимает опыт итальянского Возрождения и барокко, но в то же время бросает вызов классическому ренессансному канону - в особенности в картинах на темы античной мифологии. Например, образ Данаи (Эрмитаж), как и рембрандтовские ню вообще, полон интимной, домашней эротики и совершенно антиклассичен. С 1640-х годов, тяжело перенеся смерть любимой жены и модели Саскии, Рембрандт постепенно отказывается от бравурных внешних эффектов, в его работах усиливаются черты созерцательности, мистического самоуглубления. Библейско-евангельские композиции принимают теперь характер бытовых сцен, где божественное начало как бы просвечивает изнутри, в мерцающих золотисто-коричневых красочных гаммах. Таковы, например, «Святое семейство», «Христос в Эммаусе». В эту пору создаются многие из лучших автопортретов, а также замечательные пейзажи, где природа и деяния человеческих рук, природа и история сливаются в единую почвенно-землистую массу, согретую теплым сиянием и живущую своим мерным, величавым ритмом. В последние годы жизни, несмотря на трудное материальное положение, художник продолжал напряжённо и плодотворно работать. Он пишет групповой портрет старейшин суконного цеха («Синдики»), добиваясь внешней простоты и эмоциональной непринужденности образа. Фактура его картин превращается в подлинную материю света: свободные лессировки усиливают до предела эффект сияния, которое как бы озаряет красочную массу изнутри, акцентируя психологические узлы композиции. Таковы же «Ассур, Аман и Эсфирь», «Отречение Петра», «Возвращение Блудного сына», другие сюжетные картины и портреты этого периода, в том числе созданные в последний год жизни автопортреты.

Формат: djvu / zip

Размер: 9,8 Мб

Скачать: ifolder.ru

Onlinedisk


>