Главная Менеджмент Административный менеджмент
<< Предыдушая Следующая >>
Административный менеджмент. Лекции., 2011 - перейти к содержанию учебника

4.2.5. Регулирование

Регулирование - это систему отношений, обеспечивающих поддержание или изменение экономических явлений и их связей.

Регулирование как явление присуще любой коллективной человеческой деятельности. Оно возникает вместе с производственной кооперацией и прогрессирует по мере углубления функционального разделения труда.

Потребность в регулировании является объективным фактором, так как не зависит от характера осуществляемой деятельности и специфики межличностных взаимоотношений.

Основной задачей процесса регулирования является устранение отклонений от заданного режима функционирования организации.

В системе осуществления функции регулирования можно выделить две постоянно взаимодействующие подсистемы:

• систему саморегулирования;

• систему сознательного, целенаправленного регулирования.

Если действие первой подсистемы основано на инициативе работников организации, то вторая представляет собой следствие выражения воли руководителей.

Схема взаимодействия системы саморегулирования и системы сознательного, целенаправленного регулирования представлена на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Система регулирования деятельности организации

При осуществлении подобной оценки основная задача менеджера — определить, конструктивна или деструктивна поставленная перед организацией цель.

Конструктивные (или позитивные) цели характеризуются тем, что их достижение способствует комплексному, интегрированному и гармоничному развитию всех элементов организационной системы. Деструктивные (или негативные) цели, напротив, направлены на расчленение организации, т. е. на ликвидацию отдельных ее элементов или наделение таких элементов полномочиями и функциями, противоречащими целям и задачам всей организации.

Ставя перед подчиненными деструктивные цели, руководитель заранее закладывает в программу их действий потенциальную возможность причинения вреда организации. И чем больше ставится деструктивных целей перед работниками, тем чаще требуется регулирующее вмешательство руководителя в процесс выполнения производственных заданий.

Если эффективность системы саморегулирования определяется качеством формулировки цели, то для нормального функционирования системы сознательного целенаправленного регулирования необходимо наличие хорошо налаженной обратной связи. Благодаря наличию обратной связи субъект управления может всегда располагать полной и достоверной информацией о ходе исполнения его указаний и своевременно вносить необходимые коррективы, как в процесс функционирования, так и в содержание производственных заданий.

Рис. 4.5. Система сознательного целенаправленного регулирования деятельности организации

На схеме цифрами обозначены:

1. Прямая связь.

2. Обратная связь.

3. Корректирующее воздействие (регулирование).

Процесс функционирования системы сознательного целенаправленного регулирования деятельности организации включает в себя три основных этапа.

Первый этап состоит в формулировании производственного (рабочего) задания и доведении его содержания до исполнителей. На втором этапе осуществляется выполнение полученного задания и составляется отчет (или регулярные отчеты) о ходе выполняемых работ и возникающих при этом отклонениях. Сущность третьего этапа заключается в анализе субъектом управления полученной в отчетах информации, разработке на основе указанного анализа программ регулирующего воздействия и доведении содержания этих программ до исполнителей.

<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Похожие материалы: "4.2.5. Регулирование"
  1. Ю.П.Орловский, А.Ф.Нуртдинова, Л.А.Чиканова . 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу российской федерации: комментарии и разъяснения, 2007
    регулирования труда отдельных категорий работников" и части пятой "Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового
  2. 3. Органы власти
    регулированию социально-трудовых отношений РФ - Российская Федерация СНГ - Содружество Независимых Государств СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита СССР - Союз Советских Социалистических Республик ст. - статья ст. ст. - статьи т - тонна(ы) утв. - утвержден(о) (ы) ЦК КПСС - Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза ч. -
  3. ПРЕДИСЛОВИЕ
    регулирования труда отдельных категорий работников" и части пятой "Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права". Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., не оставался все время неизменным. После принятия в него были внесены
  4. 4. Как следует понимать трудовое законодательство, на которое имеются ссылки в конкретных статьях ТК?
    регулирования трудовых отношений источник права: нормативные соглашения. К ним относятся коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по договоренности работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной
  5. 5. Может ли субъект РФ принять закон в сфере трудовых отношений по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти?
    регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); порядок
  6. 24. Что такое обособленное структурное подразделение, в котором может заключаться коллективный договор?
    регулирования трудового и иных непосредственно связанных с ним отношений, либо базироваться на цивилистических представлениях, так как нормы гражданского законодательства о правовом положении юридических лиц имеют межотраслевое значение (в соответствии со ст. 2 ГК гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, в том числе юридических
  7. 27. Каково правовое положение объединения работодателей?
    регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления. Полномочия второй группы носят более конкретный характер и касаются определенных форм социального партнерства. Одним из важнейших прав организаций
  8. 43. Что представляет собой система социального партнерства?
    регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ; региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда на уровне субъекта РФ; отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере
  9. 44. Каковы основные формы социального партнерства?
    регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участие работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
  10. 45. Чем комиссии по регулированию социально-трудовых отношений отличаются от комиссий по ведению коллективных переговоров?
    регулированию социально-трудовых отношений. Комиссии по ведению коллективных переговоров образуются по решению сторон на равноправной основе. Они состоят из наделенных надлежащими полномочиями представителей каждой стороны. Такие комиссии создаются на локальном уровне. Основным назначением комиссии является проведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора. Ее