Особенности регулирования естественных монополий — страница 35-36

Заключение

Современные тенденции развития экономики России отличаются крайней сложностью, противоречивостью и нестабильностью. После тяжелого этапа перехода к рыночной экономике Российское государство постепенно начинает укреплять свои позиции в регулировании рыночных отношений. Рыночные условия потребовали пересмотра системы государственного регулирования ценообразования, замены административных мер воздействия на преимущественно экономические. Вместе с тем рыночные механизмы регулирования экономики предполагают также применение административных мер в тех случаях, когда экономические не могут достигнуть поставленных целей.

В экономике каждой страны есть области производства и распределения, где рыночное ценообразование не является оптимальным, развитие конкуренции или невозможно, или малоэффективно. К ним относятся естественные монополии, для развития и функционирования которых необходимо целенаправленное воздействие путем государственного регулирования. В отношении таких отраслей и видов деятельности задачей государства является не пресечение монополизма, а создание условий для регулирования их деятельности и защиты интересов потребителя.

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров

Деятельность естественных монополий контролируется со стороны государства, к ним могут быть применены санкции за злоупотребление своим доминирующим положением и ущемление интересов потребителей, но так как потребители не могут в связи с естественным технологическим процессом отказаться от их услуг, то рынок сбыта им обеспечен. Более того, государство, осуществляя регулирование цен на услуги естественных монополий более или менее гарантированно обеспечивает их существование за счет учета в цене на услуги их затрат и обеспечивает их существование как субъекта хозяйственной деятельности. Отсутствие конкуренции приводит к естественному и планомерному росту цен на услуги естественных монополий, и данный процесс не может быть остановлен ничем иным, как созданием конкуренции на данном рынке.

Российская тарифная политика отличается от мировой, потому что основные поставщики энергии — государственные монополии. Россия — единственная страна, в которой 20 лет подряд тарифы изменялись только в одну сторону, в сторону повышения.

Государственным монополиям нет нужды заботиться об оптимизации издержек. Интересы малого, среднего, перерабатывающего бизнеса в России традиционно приносятся в жертву интересам государственных монополий.

Но даже в условиях кризиса направление тарифной политики не изменилось.

Естественные монополисты оправдывают повышение тарифов необходимостью инвестиционных вложений в свои предприятия. И правительство вынуждено соглашаться еще и потому, что естественные монополии — заодно и крупнейшие налогоплательщики.

Важнейший аспект доминирования естественных монополий в экономике России — с повышением тарифов связано не только снижение конкурентоспособности бизнеса. Эта проблема довольно жестко ограничивает возможность создания новых предприятий, особенно средних и малых. То есть теоретически вступает в прямое противоречие с экономической политикой государства, принятой на высшем уровне.

Однако и производители электроэнергии, и «Газпром» предпочитают кредитованию повышение тарифов, и если какие-то инвестиции и делаются, то, во-первых, из внутренних денег, получаемых компаниями, а во-вторых, про это никто не знает. Таким образом, у естественных монополистов, пока у них есть возможность ежегодно пересматривать тарифы, на самом деле отсутствует стимул к инвестированию в развитие энергоэффективных технологий.

То есть отказ от ежегодной индексации тарифов в пользу долгосрочного планирования тоже может положительно сказаться на стоимости услуг естественных монополий.