АГРЕССИЯ И РЕАКЦИЯ НА НЕЕ В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

дипломные работы, Русский язык

Объем работы: 73 стр.

Год сдачи: 2006

Стоимость: Договорная

 
Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Речевые жанры. Жанр агрессии и реакция на него в устной речи ….6
I.1. Общие проблемы теории речевых жанров …………………………..6
I.2. Понятие разговорная речь и ее основные признаки ………………15
I.3. Жанр агрессии в современном речеведении ……………………….17
I.4. Ответная реакция на речевую агрессию ……………………………28
Краткие выводы по I главе ……………………………………………..……29
Глава II. Реакция на агрессию в разговорной речи…………………………..31
II.1. Гендерные различия в агрессивном поведении …………………..32
II.2. Возрастные особенности адресата и адресанта …………………..37
II.3. Направленность речевой агрессии ………………………………...42
II.4. Отношения коммуникантов ………………………………………..43
II.5. Формы «ты» - «вы» общения ……………………………………....46
II.6. Тип реакции на речевую агрессию ………………………………...50
Краткие выводы по II главе ………………………………………………….53
Глава III. Изучение речевого жанра агрессии в школе ……………………...57
Заключение ……………………………………………………………………..67
Список литературы ……………………………………………………………70

В последнее время исследователи общественной жизни в нашей стране стали увереннее говорить о проблеме воспитания морально-нравственных ценностей и речевой культуры современного человека. Данная проблема непосредственно связана с исследованием и описанием речевых жанров, в том числе и жанра агрессии.
Речевой жанр агрессии представляет интерес с разных сторон. Прежде всего обращает на себя внимание недостаточная изученность данной проблемы по сравнению, например, с речевыми жанрами приветствия, прощания, просьбы, совета и т.д. Хотя нельзя не отметить тот факт, что агрессия как явление социальной психологии довольно плодотворно исследуется в отечественной и зарубежной науке. Однако с лингвистической точки зрения эта проблема является достаточно новой.
Речевой жанр агрессия широко представлен в самых различных сферах общения: от неофициальной обиходно-бытовой разговорной речи до официально судебной. Следует сразу отметить, что проблема агрессивного поведения школьников и учителей в настоящее время становится особенно актуальной. Таким образом, в общем массиве речевых жанров исследование агрессии в школьной практике занимает большое место. Поэтому при решении этой задачи филологическая теория речевого жанра агрессии, в том числе и всей системы речевых жанров, окажется надежной основой успеха в этой области педагогической работы. Разумеется, все это достижимо лишь при общей установке на усиленное внимание по всей системе образования.
В нашем исследовании предпринята попытка проанализировать и описать теоретический и практический материал по речевым жанрам, в частности, - по речевому жанру агрессии, что имеет практическое значение: во-первых, наблюдение за проявлением агрессии можно использовать при разработке и организации внеклассных мероприятий, на уроках риторики и развития речи, во-вторых, - при изучении культуры общения на уроках этики в школе.