Антропонимы в творчестве М.М. Зощенко (на материале «Голубой книги»)

дипломные работы, Русский язык

Объем работы: 67+приложения

Год сдачи: 2009

Стоимость: Договорная

 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….…..3
Глава I. Проблемы изучения имени собственного …...………………. 5
1.1. Ономастика и антропонимика, их место в языкознании ……………. 5
1.2. Имя собственное как единица ономастики ……………..……...…….. 9
1.3. Лингвистический статус имени собственного …………………….… 10
1.4. Литературная антропонимика как особый раздел антропонимики .... 15
1.5. Функционирование имени собственного в художественном тексте ...17
Глава II. Антропонимы в «Голубой книге» М.М. Зощенко ...………… 22
2.1. Характеристика имен собственных исторических лиц ........……….... 23
2.2. Структурная характеристика имен собственных вымышленных персонажей ………….……………………………………………….. ... 31
2.3. Лексико-семантическая и стилистическая характеристика антропонимов «Голубой книги» М. Зощенко ……………………...…. 35
Глава III. Изучение антропонимики в школе …………………………… 46
3.1. Обзор основных и факультативных программ по русскому языку ..... 46
3.2. План-конспект урока русской словесности в 11-м классе ……...…… 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 58
Список литературы ……………………………………………………...…… 61
Приложение 1. Имена исторических лиц ………………………………….....68
Приложение 2. Имена вымышленных героев …………………………….... 72
Приложение 3. Таблица антропонимических моделей ………………… … 74
Приложение 4. Вариативность антропонимов исторических лиц ………… 75
Приложение 5. Вариативность антропонимов вымышленных героев …… 76

ВВЕДЕНИЕ

Имена собственные были и являются объектом изучения самых разных научных дисциплин: истории, географии, литературоведения, этнографии, психологии, астрономии и др. Однако в первую очередь и совершенно справедливо онимы являются объектом лингвистического изучения. Говоря о языковой природе имен собственных, В.А. Никонов, один из основоположников ономастики в России, подчеркивает, что «имя – это слово и, как все слова, подчиняется законам языка, то есть подлежит ведению языкознания» [Никонов 1974: 6].
Несмотря на то, что первые работы по изучению имени собственного появились еще в середине XIX в., перед антропонимикой по-прежнему стоит широкий круг вопросов, нуждающихся в тщательном и подробном изучении. «Прежде всего, еще не собран и не исследован огромный антропонимический материал, накопленный в большом количестве печатных и архивных источников в разных регионах нашей страны, недостаточно исследована антропонимия не только отдельных территорий, но и отдельных периодов, без которых невозможно восстановление древнерусской антропонимической системы во всей ее полноте» [Голомидова 2001: 11].
Имена и названия являются неотъемлемой частью художественного произведения, слагаемым стиля писателя, средством, создающим художественный образ. Они могут нести ярко выраженную смысловую нагрузку, обладать социальной характеристикой. В структуре произведения имена собственные занимают одно из важнейших мест, представляя собой немаловажную часть сюжетной, тематической и стилистической линии произведения.
В последние десятилетия ХХв. выделился новый раздел антропонимики – литературная антропонимика. Однако на современном этапе развития лингвистики нет достаточного количества исследований ономастики художественного текста, чтобы привести их впоследствии в систему. Этим определяется актуальность выбранной нами темы.
Предмет исследования – ономастикон «Голубой книги» М.М. Зощенко.
Объект исследования - личные имена, фамилии, отчества, выявленные методом сплошной...