Выявление и коррекция нарушений связного речевого высказывания у детей младшего школьного возраста с ОНР

дипломные работы, логопедия

Объем работы: 92 стр.

Год сдачи: 2007

Стоимость: Договорная

 
Введение 3
Глава 1. Актуальные аспекты изучения проблем связного речевого высказывания на современном этапе 10
1.1 Лингвистические аспекты исследования связной речи 10
1.2 Психологический и психолингвистический анализ связной речи 17
1.3 Постановка проблемы в современной логопедии 21
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное изучение связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР 26
2.1Определение методов исследования 26
2.2Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 27
Выводы по главе 2 41
Глава 3. Содержание методической работы, направленной на формирование связного речевого высказывания 42
3.1 Цели, задачи, организация формирующего эксперимента 42
3.2Особенности коррекционной работы по формированию связного речевого высказывания у детей с ОНР 46
3.3Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов 57
Выводы по главе 3 63
Заключение 64
Список литературы 68
Приложения 72

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе, так как речь — это средство общения с учителем, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций.
Существуют определенные требования, предъявляющиеся к речи учащихся с начала обучения в школе. Они составляют одновременно конечную цель обучения в рамках таких учебных предметов, как русский язык и родная речь: содержательность речи (выделение главного, расположение фактического материала в высказывании в нужной последовательности); логика речи (последовательность, обоснованность изложения); точность речи (умение выбрать для передачи информации наилучшие языковые средства, обусловленные целью высказывания); богатство языковых средств, их разнообразие; ясность речи (доступность, ориентированность на восприятие ее адресатом); выразительность, правильность (соответствие литературной норме).
Эти требования предъявляются в первую очередь к устной речи учащихся, на основе которой строится процесс общения учителя и ученика; уровень их довольно высок. Между тем определить уровень развития речи с достаточной точностью не всегда просто. Трудности состоят прежде всего в том, что существующие в настоящее время диагностические речевые методики созданы главным образом с целью диагностики патологии речи.
Поиск наиболее оптимальных путей коррекции нарушений связного речевого высказывания детей с общим...

Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л.С.Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А.Люблинская, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи. Она формируется в онтогенезе позже, чем диалогическая речь, и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Исследования связной речи (Н.Ю.Борякова, Е.С.Слепович, Р.И.Лалаева, Д.Ю.Бойков) показали,...