96 :: 97 :: 98 :: Содержание

7.3. Организация предметного действия в сфере энергетических процессов

А как же эмоциональная сторона смысла предметного действия влияет на его организацию?

Поскольку с помощью отдельных предметных действий человек стремится достичь цели деятельности и это позволяет ему удовлетворять потребности, соответствует его мотивам, то, очевидно, он не может равнодушно относиться к прогрессу их выполнения. Уже сам факт, что человек не всегда уверен в полном успехе выполнения предстоящих действий, И. П. Павлов расценивал как причину возникновения определенных эмоций.

Эти эмоции, с одной стороны, будут возрастать, если от выполняемых действий будет, непосредственно зависеть успех всей данной деятельности. С другой стороны, данные эмоции будут увеличиваться тем больше, чем более нежелательными могут оказаться последствия в случае невыполнения этого действия. При этом, чем большей будет представляться рабочему такая опасность, тем более сильные эмоции будут заключаться в смысле данного действия и будут связаны с его выполнением.

Как же все эти эмоции отразятся на организации и течении предметного действия?

Установлено, что в сложных ситуациях, требующих быстрых и решительных действий, у человека возникают эмоциональные реакции, выраженные в эндокринных, вегетативных, двигательных и других изменениях функций, которые порождают энергетическую мобилизацию организма, направленную на приведение его в состояние готовности к интенсивной трате сил и преодолений трудностей и опасностей на пути к цели.

В ситуации опасности, угрозы у человека порождается защитная деятельность, направленная на предвосхищение данной категории опасности, на устранение или уменьшение ее нежелательного воздействия. При угрозе активизируются, способствуя быстрому поиску решения, различные психические сферы индивида — процессы мышления, памяти

Итак, то действие, которое представляется человеку сложным и опасным, от выполнения которого зависит успех Данной деятельности, порождает у него эмоции и связанную с Ними энергетическую мобилизацию организма, что способствует успеху выполнения некого действий.

96

В результате многократных появлений в деятельности рабочего примерно одних и тех же действий и связанных с ними эмоций у него формируется соответствующая установка к выполнению данного действия, выраженная в неосознанной перенастройке чувствительных и мышечных структур организма к его выполнению и соответствующему эмоциональному (энергетическому) подкреплению.

Поэтому всякий раз, когда рабочему предстоит выполнить действие определенной степени сложности и опасности, в его организме создается соответствующая готовность нервных структур такого энергетического уровня, который адекватен сложности, важности и опасности предметного действия.

Следует отметить, что сложившееся у рабочего и закрепленное в установках отношение к отдельным предметным действиям может проникать в орудийную сферу его деятельности и распространяться на его орудия труда .и средства (так, например, у летчика сложилось ярко выраженное эмоциональное отношение к ручке катапультирования).

Если объединять все сказанное об эмоциональной стороне смысла предметного действия, то легко заметить взаимосвязь между рядом упомянутых выше факторов. Здесь образуется замкнутый контур следующих связанных между собой событий:

имеется задача — выполнить предметное действие;

представление об этой задаче соотносится с представлением о том, как решались эти задачи в прошлом (с надежностью их решения; с опасностями, имевшими место при их решении; последствиями, возникавшими в случае неудачи т. п.);

на основе такого сопоставления создается представление о степени значимости возникшей задачи.

Чем более значимой задача представляется индивиду, тем более высокие уровни эмоций, а следовательно, и энергетической мобилизации она порождает, что, в свою очередь, способствует успешности ее разрешения.

Из взаимосвязи названных факторов образуется схема саморегуляции с отрицательной обратной связью. Активация нервной системы и энергетическая мобилизация организма возникает непроизвольно: достаточно человеку только осознать важность, опасность действия, чтобы в его организме сама собой возникла готовность к преодолению ожидаемых трудностей и опасностей.

97

Очевидно, нецелесообразно перед выполнением ответственных и опасных действий говорить рабочему: «будь внимателен», «будь осторожен». Значительно целесообразнее и проще доводить до сознания рабочего всю важность и опасность задачи. Значимость будет вызывать активизации» нервной системы и мобилизацию энергетических ресурсов человека и тем самым способствовать успешности и безопасности выполнения действия.

Как показывает анализ аварий и несчастных случаев, их основной причиной являлась недооценка человеком степени значимости возникшей задачи, а, следовательно, и неиспользование собственных возможностей по избежанию указанных ситуаций.

Саморегуляция непосредственно предусматривает наличие у человека необходимой подготовки и соответствующих профессиональных качеств.

таким образом, мы рассмотрели две схемы организации (саморегуляции) предметного действия, отражающие два аспекта заключенного в нем смысла: его информационную и эмоциональную стороны. Это разделение единого процесса предметного действия чисто условное.

Фактически, при совмещении этих двух схем выявляется общность и взаимосвязь процессов и механизмов саморегуляции на следующих этапах:

на I — возникшая задача соотносится с представлением о надежности решения подобных задач в прошлом;

на II — складывается суждение о сложности, опасности этой задачи, что выражается в ее неопределенности и значимости;

III этап регуляции состоит в ответных реакциях организма на данную задачу: а) в сфере информационных процессов неопределенность задачи компенсируется за счет интенсификации этих процессов; б) в сфере эмоциональных проявлений — за счет активизации нервной системы и мобилизации энергетических ресурсов организма.

В заключение анализа механизмов организации предметного действия нужно отметить, что рассмотренные схемы саморегуляции в значительной мере обуславливают протекание всей предметной деятельности. Если цель и мотивы предопределяют общее направление устремлений человека, то значимость и степень неопределенности отдельных действий определяют распределение его энергии и информационной нагрузки между отдельными действиями этой деятельности.

98

96 :: 97 :: 98 :: Содержание