93 :: 94 :: 95 :: Содержание

7.2. Организация предметного действия в сфере информационных процессов

Как известно, основными компонентами (составляющими) процесса труда, т. е. предметного действия, являются, с одной стороны, предмет труда, орудия труда, окружающая среда, и, с другой — субъект труда.

Приступая к объяснению организации предметного действия, детализируем, в свою очередь, субъект труда: органы чувств,

93

центральная нервная система (ЦНС), «моторный выход» — мышцы.

Как отмечено в под разд. 7.1, определяющей в предметном действии является цель, на достижение которой оно направлено. Такая цель в сознании человека актуализируется в виде некоторого образа цели. Под воздействием желаемой цели действия и общего мотива деятельности возникает соответствующая настройка ЦНС и органов чувств на восприятие информации, необходимой для достижения цели. Поэтому человек оценивает внешние компоненты процесса труда (предмет труда, его орудия и Среду) с позиции того, что должно появиться в результате выполнения действия. Все эти сведения о существующей внешней обстановке (обстановочную афферентацию) воспринимаются органами чувств человека (по зрительному, тактильному, кинестетическому и другим каналам) и соотносятся в его сознании с указанным выше образом цели.

Если существующая ситуация совпадает с желаемой, то это означает, что потребная цель уже достигнута и, следовательно, в данном действии нет необходимости.

Если между существующим положением вещей и целью имеется расхождение, то в сознании человека формируется новый образ. Поскольку предметное действие (процесс труда) призвано устранить это расхождение и свести существующую ситуацию к той, которая предусмотрена целью, то данный образ определяется как «образ задачи» действия. Итак, образ задачи, сложившийся под влиянием потребной цели действия и общей мотивации деятельности, определяет, что нужно делать.

Толчком к началу действия (так называемой санкционирующей афферентацией) обычно служат соответствующие внешние сигналы, указывающие, когда нужно начинать действие.

На вопрос о том, как выполнять действие, ответ находится в результате нескольких этапов преобразования информации.

На начальном этапе осуществляется подготовка информационной базы. Образ возникающей задачи соотносится с существующими в памяти субъекта представлениями о том, насколько успешно (надежно) подобные задачи решались в прошлом. Исходя из такого соотнесения, складывается представление о степени сложности (неопределенности) данной задачи относительно искомого решения.

94

В соответствии с этим представлением организуется информационное обеспечение задачи: сбор различных сведений о состоянии предмета и орудий труда, окружающей среды и их взаимосвязи, т. е. создается необходимая ориентировочная афферентация. К этим сведениям добавляются извлекаемые из памяти знания об особенностях подобных задач, о правилах и ограничениях, которые налагаются на их разрешение.

После подготовки информационной базы начинается следующий этап поиска ответа на вопрос, как решить задачу, — актуализация в памяти вариантов и выбор подходящего решения. Если избранный вариант принимается к использованию, для его реализации выбирается соответствующее действие, адекватно ему включается моторный выход, при посредстве орудий человек воздействует на предмет труда.

При этом по каналу обратной связи (обратной афферентации) будут поступать сведения о ходе выполнения предметного действия и его результатах. Если полученный результат совпадает с образом ожидаемого, то цель оказывается достигнутой и предметное действие законченным.

Нас, безусловно, должен интересовать вопрос о безопасности выполнения предметного действия. В практике используются различные методы актуализации условий безопасности предметного действия в сфере информационных процессов;

— специальный инструктаж перед выполнением работ повышенной опасности;

— организация контроля выполнения правил безопасности труда;

— установка специальных знаков безопасности, табло, сигнализации и т. д.

При рассмотрении основных информационных процессов, образующих предметное действие, фигурировали отдельные, сдвинутые по времени этапы этого процесса. Предметное действие получается растянутым во времени, если человек только осваивает это действие или задача представляется неопределенной и сложной. При выполнении же хорошо освоенных действий рассмотренные процессы сокращены и свернуты во времени. Это достигается тренировками, опытом и выработкой автоматизма действий.

95

93 :: 94 :: 95 :: Содержание