17 :: 18 :: Содержание

§ 2. Тактильные и соматогностические функции

1. Локализация прикосновения.

A. И.: "Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась". Прикасаясь к какому-либо месту на теле ребенка, вы просите показать, куда вы дотронулись. В данном случае важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон.

Б. И.: "Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)". Далее, как в пункте А.

B. Проба Тойбера.

В ходе проведения предыдущих проб вы несколько раз прикасаетесь одновременно к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись. В данном случае важен учет обоих прикосновений,

17

поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

2. Проба Ферстера. И.: "Что я нарисовала (написала) у тебя на руке?" Эксп. рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка

фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.

Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.

3. Проекция локализации прикосновения. И.: "Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человечке"" ("Альбом", с. 34).

Так же как и в предыдущем задании, вы дотрагиваетесь до нескольких частей тела ребенка и просите его обозначить точки прикосновения на модели человека, нарисованной в альбоме.

4. Называние частей тела. И.: "Назови часть тела, до которой я дотронусь". Вы прикасаетесь к различным частям тела ребенка и просите его называть их. Данная часть исследования направлена также на оценку номинативного уровня схемы тела, а не только соматогнозиса.

Помимо этого при необходимости можно исследовать различные виды соматосенсорного и тактильного восприятия: дермолексию не только фигур, но букв, цифр, сложных по начертанию (например, 7); тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т.п.

5. Проба Сегена. Широко известный тест "Доска Сегена" используется в модифицированном варианте, который предусматривает 4 этапа: 1) тест выполняется в свободном режиме; 2) ощупывание фигур, поиск гнезда и вкладывание фигуры в гнездо только одной (правой или левой) рукой; 3) левая рука "опознает" фигуру, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая - вкладывает фигуру в гнездо; 4) правая рука манипулирует с фигурами, левая - с гнездами на доске. Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребенка в ходе выполнения заданий. Такой вариант использования методики Сегена позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностичес-кой деятельности.

18

17 :: 18 :: Содержание