119 :: 120 :: 121 :: 122 :: 123 :: Содержание

§ 2. Освоение внешнего пространства

Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Вы уже начали формирование этих представлений, выполняя с ребенком упражнения предыдущего раздела. Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутого произвольного действия.

Вспомните, пожалуйста, игру с мячом, которой еще 10 лет назад так увлекались все дети. Били мячом о стену: сначала - обеими ладонями; затем - ударом снизу руками, сложенными в замок; потом - "белочкой": из-за спины мяч бросали о стену и ловили его; затем - из-под ноги... Вспомнили? Ведь в этой игре все этапы чередовались очень строго, а стучать о стену необходимо было условленное число раз. А "Прятки", "Казаки-разбойники"?.. Научите своего подопечного, и вы убедитесь, что забытое старое не так уж нелепо.

37. " Движения в нижней зоне". Сюжетный контекст - "Пустыня".

Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку

119

возможность пролезать сквозь узкий вход в "норку", например между ножек стула или свернутый физкультурный мат и т.п.

"Змея" - перемещения по полу без помощи рук (на животе, спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изображая кобру, ужа или удава. "Скорпион" - переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. Знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями. "Суслики" - перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места. "Перекати-поле" - перекатывания и кувырки в разных направлениях и с разной скоростью. Это упражнение направлено также на осознание границ собственного тела.

38. "Движения в средней зоне". Сюжетный контекст - "Царство животных".

Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.

"Лягушка" - прыжки на месте и в пространстве. "Заяц" - прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения. "Медведь" - медленные, тяжелые, сильные. "Лиса" - плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах. "Лев" ("тигр", "пантера") - сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоции). "Лошадь" - акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.

39. "Движения в верхней зоне". Сюжетный контекст - "Царство птиц". "Синица" - мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.

"Орел" - сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук, движения в широком диапазоне (пространственном и телесном). "Лебедь" - плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики. "Птичий двор" - дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.

В конце каждой волшебной игры-превращения: "Пустыня", "Царство животных" или "Царство птиц" - необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интеграции пережитого опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного. После этого все вместе с психологом садятся в круг для обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникали у них во время превращения в животных.

Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.

40. "Движения в одном направлении". Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления - слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

41. "Что находится справа от меня?". Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: "Что теперь справа от тебя?". Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

42. "Повернись направо, повернись налево". Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон - игроки. Игрок командует водящему: "Направо!" Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует ("Направо!", "Налево!", "Вперед!", "Назад!"). Если играющих не хватает, то водящий ударяет

120

мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).

43. "Кто где стоит?". В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача - обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: "Где стоит Петя относительно тебя?" Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.

44. "Диспетчер и самолет". При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психолога - диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

45. "Робот". Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: "Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.". Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.

После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, усложните программу: "Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т.д.)".

46. "Передай мяч назад". В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.

47. "Мама, поверни направо...". Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: "Мама, поверни направо". Мама: "Поворачиваю, иду". - "Теперь налево". - "Слушаюсь, поворачиваю". Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: "Стой!". Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: "Возьми правее (левее)".

48. "Моя комната". В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: "Если встать лицом к окну, то справа будет что?., а слева?., (и т.д.)". Ему дается инструкция: "Покажи верхний правый угол впереди" и т.д.

После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

49. "Капризный фотограф". Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.

Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: "Посади утку справа от медведя, а птицу - слева от лисы". Модификация задания - ребенок сам говорит: "Я посадил льва справа от медведя". Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

50. "Беги на новое место". Дети встают в колонну. Психолог или ребенок-ведущий говорит: "Я стою перед Петей". Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: "Я стою сзади Вити", и Витя бежит в самое начало колонны, вперед. Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении. Аналогично - стоя в шеренге: "Я стою справа от..." (с передвижением влево и т.д.).

121

51. "Где же я сижу?". Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место: "Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив (и т.д.)". Затем они меняются местами, и игра продолжается.

52. "Собираем урожай". Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые "лежат правее, чем капуста"; "левее, чем морковь".

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, "все наоборот": "Право - где у меня лево, а лево - где право".

А. Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

Б. Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своими, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих напротив друг друга.

53. "Моя рука, твоя рука". Ребенок, стоя лицом к психологу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Поменяться ролями: инструкцию дает ребенок.

54. "Назови часть тела". Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: "Это твое правое колено, это твой левый глаз (и т.д.)".

55. "Найди свою правую руку". Сидя напротив ребенка, дать инструкцию: "Делай своей правой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю правой". Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно - согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).

56. "Найди правый рукав". Попросите ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.

57. "Веселые картинки". Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т.п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.

Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например, дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т.п.

58. "Правильное зеркало". Стоя или сидя с ребенком друг напротив друга, вы отрабатываете схему "зеркало" на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если психолог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую - влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

59. "Неправильное зеркало". И.п. то же, но инструкция изменяется: "То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой рукой, ты - правой (поднимаются

122

правые руки)". Таким образом, если психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т.д.

Далее отрабатываются движения с перешифровкой:

  • одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Например: дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца;
  • движение рук ребенка относительно себя в сторону, противоположную направлению рук психолога. Например: правая рука психолога двигается вправо, а правая рука ребенка - влево относительно себя (соответственно влево - вправо, вверх - вниз, вниз - вверх, к себе - от себя, от себя - к себе, налево вверх - направо вниз и т.д.).

123

119 :: 120 :: 121 :: 122 :: 123 :: Содержание