21 :: 22 :: 23 :: Содержание

§ 6. Память

Слухоречевая память

Эталоны для исследования слухоречевой памяти представлены на с. 44 ("2 группы по 3 слова" и "6 слов") и на с. 47 - 49 ("Галка и голуби" и т.д.). Ясно, что Эксп. должен использовать один из наборов, а другие применить, например, для отслеживания ребенка в динамике.

1. "2 группы по 3 слова". (Тест на запоминание двух конкурирующих групп, т.е. исследование влияния гомогенной интерференции.) И.: "Повтори за мной: дом, лес, кот". Ребенок повторяет. "Повтори еще слова: ночь, игла, пирог". Ребенок повторяет.

Затем Эксп. спрашивает: "Какие слова были в первой группе?". Ребенок отвечает. "Какие слова были во второй группе?" Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: "Какие вообще были слова?"

При неполноценном выполнении задания, оно воспроизводится до 4 раз.

После этого проводится гетерогенная интерференция (3 - 5 мин). Таковой может служить, например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; для ребенка старше 10 лет - серийный счет "100 - 7" и т.д. По окончании интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были даны в первой и во второй группах, без их предъявления.

Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, либо произведены 1-2 замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам).

2. "6 слов".

21

И.: "Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком". Ребенок повторяет.

При неудачном воспроизведении тест повторяется до 4 раз.

Затем проводится гетерогенная интерференция (3 - 5 мин). Таковой может служить таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте (с. 29) или попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д.

Далее без предъявления Эксп. спрашивает: "Какие слова мы запоминали?" Ребенок отвечает.

Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в пункте 1, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов.

3. "Рассказ" (с. 47 - 49). И.: "Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее". Эксп. рассказывает один из предложенных в "Альбоме" рассказов. Ребенок повторяет. При неполном пересказе обязательны наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.

4. Пиктограмма (с. 44).

Зрительная память

Эталоны для исследования зрительной памяти представлены на с. 35 ("6 фигур") и с. 16 ("Лето"). Хотя понятно, что можно использовать и тот материал, который содержится в "Альбоме" для исследования лицевого и эмоционального гнозиса.

1. "6 фигур" (с. 35). Очевидно, что используется только один ряд, остальные - для динамического наблюдения (ретеста).

А. Перед ребенком на 10-15 с выкладывается набор из 6 фигур. И.: "Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее".

Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза.

Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20 - 25 мин (заполненных другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона. И.: "Помнишь, мы запоминали с тобой фигуры? Нарисуй их еще раз".

Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка).

Б. Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой.

После этого через 20 - 25 мин исследуется прочность их запоминания, как и в пункте А.

Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти.

2. "6 букв".

Инструкция и условия проведения теста, как и в пункте 1 А, Б. Эталоны для исследования запоминания букв (используется один из предложенных ниже вариантов):

1) ЕИРКГУ; 2) ДЯВСРЛ; 3) НЮБКИЬ; 4) ОУЗТЩЧ.

3. Сюжетная картинка "Лето" (с. 16).

22

Перед ребенком на 20 с кладется картинка "Лето". И.: "Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее".

После чего эталон убирается и ребенку задаются вопросы:

Какое время года на картинке? Сколько там человек?

Что происходит здесь? (Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.)

Что находится в пруду и рядом с ним?

Какие еще животные и растения есть на картинке?

Кто чем занимается?

Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Отмечается крестиком на чистом листе бумаги.)

Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20 - 25 мин. Перед ребенком кладется чистый лист. И.: "Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно более схематически, можно просто ставить крестики и очерчивать границы той или иной фигуры или фрагмента".

23

21 :: 22 :: 23 :: Содержание