39 :: 40 :: 41 :: 42 :: 43 :: 44 :: 45 :: 46 :: 47 :: 48 :: 49 :: 50 :: 51 :: 52 :: 53 :: 54 :: 55 :: 56 :: 57 :: Содержание

Тема V

ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ

Задача 78○. Выберите из приведенного списка функции, которые имеет право осуществлять практикующий психолог. Объясните, почему некоторые функции он выполнять не может.

Оказывать людям помощь в ситуациях стресса; лечить психическое заболевание; оказывать помощь в неразрешимых для человека (или кажущихся таковыми) проблемах; ставить медико-психиатрический диагноз; оказывать помощь в случаях переживания эмоционально-личностного дискомфорта; выводить из депрессии и суицидальных состояний; наталкивать на самостоятельное решение в ситуациях выбора; помогать адаптироваться после жизненных кризисов; заниматься профилактикой возникновения психологического неблагополучия; помогать людям в максимальном раскрытии своих качеств и возможностей; учить клиентов самопознанию, использованию резервов своей психики и методам защиты своего психического здоровья; учить навыкам психогигиены; проводить судебно-медицинскую экспертизу.

Задача 79○. Дайте аргументированный ответ, чем, по-вашему, является и не является психотерапия:

а) системой лечебных мероприятий;

б) системой мероприятий, направленных на решение эмоциональных проблем клиента;

в) системой мероприятий, направленных на повышение личностной компетенции участников;

г) системой мероприятий, расширяющих сознание клиента;

д) системой мер, способствующих личностному росту;

е) гипнотической и суггестивной практикой;

ж) формой общения клиента и психолога;

з) исповедальной практикой;

и) групповой психологической игрой;

к) системой пропедевтических и реабилитационных мероприятий.

Задача 80○. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

39

  1. Профессиональное сознание психолога отличается... а) гуманным, эмпатическим отношением к людям; б) нравственной ответственностью в принятии профессиональных решений; в) высокой степенью рефлексивности по отношению к людям; г) отстраненностью от проблем клиента; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  2. Человек для психолога - это, в первую очередь, ... а) объект профессиональных воздействий; б) партнер профессиональных воздействий; в) субъект общения и совместной деятельности; г) предмет исследования и преобразования; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Работа психолога чаще ... а) интуитивная; б) творческая; в) алгоритмизированная; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  4. Принцип системности в психологическом консультировании означает... а) отказ от конкретных рекомендаций и советов клиенту; б) центрацию не только на личности клиента, но и на его семье, ближайшем окружении как целом; в) привлечение к процессу консультирования врачей, социальных работников, родителей и членов семьи и т.д.; г) беспристрастность в формировании суждений о клиенте; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  5. Работа психолога это, скорее, ... а) ремесло, реализация профессиональных навыков; б) процесс психологического манипулирования клиентом; в) магия, внушение, суггестия; г) личностное искусство; д) интуитивная деятельность, ворожба; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
  6. Надежность диагностической методики - это ... а) соответствие методики измеряемому параметру; б) независимость процедуры измерения от случайных факторов; в) соответствие тестовых норм выработки стандартизации нормам популяции, на которой применяется тест; г) адекватность психологической теории, с которой работает психолог; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  7. Правила тестирования включают требования... а) строго соблюдать инструкцию; б) не хвалить и не порицать клиента в процессе выполнения заданий теста; в) наблюдать за эмоциональным и физическим состоянием клиента в процессе выполнения теста; г) не вмешиваться в ход выполнения теста; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  8. Результаты психодиагностического обследования, особенно неблагоприятные, ... а) обязательно сообщаются самому клиенту; б) доводятся до сведения заинтересованных в обследовании лиц (родителей, учителей, начальства); в) скрываются от клиента; г) сообщаются клиенту в этически мягкой форме, ориентирующей на самостоятельное принятие необходимых решений; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  9. Цели коррекционных воздействий - это ... а) коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала человека; б) профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития; в) обеспечение клиенту сиюминутного освобождения от терзающей проблемы; г) обеспечение личностного роста; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  10. Современная консультативная практика психолога теоретически ориентирована, как правило, на... а) глубинную психологию; б) бихевиоризм; в) гуманистическую психологию; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

40

Задача 81○. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

  1. Психолог-консультант "добывает" информацию для работы с клиентом не только из его ... и данных объективного обследования, но и наблюдая за его ..., ..., ... и т.д.
  2. Психолог подходит к клиенту как к..., способной к жизни в контексте современной культуры, обладающей необходимым уровнем ..., чтобы принять разные варианты подходов к проблемам своей жизни.
  3. В работе профессионального психолога выделяют такие виды деятельности: ...; ... и ...; ...; ... .
  4. Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных условиях, конкретных обстоятельствах имеющихся наборов психологических ... и....
  5. Основные научные категории, с которыми работает психодиаг
  6. ност, - это категория возрастной нормы и категория возрастной нормы
  7. В зависимости от характера диагностики и направленности различают две формы коррекции:... коррекцию, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на ... и ... отклонений в развитии.

Задача 82○. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

  1. а) психодиагностика - б) психокоррекция;
  2. а) психотерапия - б) гештальттерапия;
  3. а) психологическое консультирование - б) психологическое интервью;
  4. а) личностный рост - б) психотерапия;
  5. а) психопрофилактика - б) психокоррекция;
  6. а) профессиональная деятельность психолога - б) этика;
  7. а) профессия психолога - б) профессиональная психологическая компетентность.

Задача 83●. Проанализируйте по приведенным высказываниям те позиции, которые психологи занимают по отношению к другому человеку. Какие из них вы находите оптимальными и почему?

41

  1. Психолог - это профессия, формирующая личностные качества человека.
  2. Психолог - это профессия, которая изучает душу человека, его мысли, эмоции. Психолог должен помогать людям.
  3. Психолог - это профессия, необходимая в современной школе для нормальной практической работы.
  4. Психолог - это профессия, позволяющая оказывать помощь людям, не знающим выхода из тупиковой ситуации, находить причины стрессов, недовольства людей собой и окружающими.
  5. Психолог - это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю сейчас.
  6. Психолог - это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и умение пользоваться своими знаниями для того, чтобы корректировать отношения, нежелательные моменты в поведении и мироощущении личности в сторону их улучшения.
  7. Психолог - это профессия, требующая ответственности, терпимости, знания о другом человеке, о себе и т.п.
  8. Психолог - это профессия одержимых душой и увлеченно-вдохновенных людей, человековедение.
  9. Психолог - это профессия, которая позволяет глубже понять мотивы поступков и осознать все внутренние процессы, происходящие как с самим собой, так и с другим лицом.
  10. Психолог - это профессия, которая помогает людям познать себя, найти свое место в жизни.
  11. Психолог - это профессия, которая дает возможность правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскрываться, самоутверждаться.
  12. Профессия психолога требует высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекультурных, а также таких качеств, как тактичность, внимательность. (По Г. С. Абрамовой)

Задача 84●. Определите, какие из реплик психолога способствуют структурированию предмета профессионального взаимодействия, а какие - препятствуют и почему.

  1. Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом.
  2. Разве с вами, взрослым человеком, это было впервые?
  3. Похоже, вы не ориентируетесь в конкретных фактах.
  4. Вам что, трудно вспомнить, что было вчера?
  5. Да, я уже это и сама увидела, не надо лишних слов, давайте дальше, дальше...
  6. Расскажите о нем подробнее...
  7. Кто для вас этот человек?
  8. Было бы неплохо начать все заново...
  9. Вы не верите мне?
  10. Не вижу ничего необычного в ваших словах.
  11. Да, это уже давно было известно Фрейду...
  12. Говорите, говорите, это пойдет вам на пользу.

42

  1. Подробнее, пожалуйста, об учительнице вашего сына.
  2. Я слушаю вас. (По Г. С. Абрамовой)

Задача 85●. Проанализируйте, какие из высказываний психолога ориентированы на: а) воздействие на клиента; б) манипулирование; в) управление; г) формирование и почему.

  1. Надо разобраться вам с ним - кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этому позже.
  2. Неужели вам хочется мне об этом говорить столько раз!
  3. Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему вы ее нагружаете взрослыми проблемами?
  4. Ваши опасения мне ясны, но что вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь?
  5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это преувеличение.
  6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу вам в этом, вот мое задание...
  7. Как человек я вас понимаю, но вы сами сказали, что не чувствуете себя человеком, давайте изменим тему.
  8. Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои...
  9. Вы говорите, что вы не психолог, но ведь на уровне простого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать.
  10. Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях...
  11. Вы не можете говорить? Давайте помолчим, а потом предпримем новую попытку.
  12. Вы не могли бы лучше сосредоточиться на вопросах?
  13. Хорошо, больше ничего не говорите, я сама вас буду обо всем спрашивать.
  14. Кто вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди.
  15. Вы уже успели сказать ей, что не любите ее?
  16. Это был желаемый для вас ребенок?
  17. Она вам никогда не говорила, что боится потерять вашу любовь?
  18. Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я еще раз вам это повторяю.
  19. Вы лучше настройтесь на себя, тогда нам легче будет говорить.
  20. Мне было бы понятнее, если бы вы говорили последовательно. (По Г. С. Абрамовой)

Задача 86●. Определите, какие из приведенных высказываний принадлежат квалифицированным, а какие - непрофессиональным психологам и почему.

43

  1. У меня дар, талант понимать людей, этого никто не может отрицать.
  2. Я обязательно помогу вам изменить себя.
  3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблемы другими глазами.
  4. Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина будет думать о смерти.
  5. Вы серьезно относитесь к тому, что с вами происходит.
  6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт.
  7. Трудно начать работу при таком сопротивлении с вашей стороны.
  8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить правду, тем легче найдем решение.
  9. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится мой коллега. Вы уже разочарованы! Чем? (Г. С. Абрамова)

Задача 87●. Какие из предложенных директив, на ваш взгляд, заданы профессиональным, а какие - непрофессиональным психологом и почему?

  1. Вам обязательно нужно провериться у психиатра.
  2. Вы должны ежедневно подходить к зеркалу и говорить себе: "Я умная, я красивая, я счастливая!"
  3. Я считаю, что вам крайне важно изменить внешность.
  4. Никогда не поздно начать все сначала, вам об этом надо подумать...
  5. Вы похожи сейчас на колючего ежика, думаю, что вам это и самой не очень нравится...
  6. Хотелось бы предложить вам следующее...
  7. Думаю, что вы согласитесь со мной, вам надо предпринять следующее...
  8. Ваши чувства должны немедленно измениться!
  9. Скорее всего, вам надо заняться не самоедством, а самоизучением...
  10. Представьте себе, что ваши чувства узнали все люди, которых вы любите, разве после этого вам не захочется их выразить по-другому?
  11. Никогда больше ему этого не говорите, я вам категорически запрещаю!
  12. Вам необходимо выбрать для себя новые способы выражения чувств к нему.
  13. Я огорчена, что вы не смогли справиться со своими желаниями.
  14. Я знаю, что вы примете верное для себя решение. У вас есть для этого все основания.
  15. У вас есть все данные, чтобы принять верное решение и понять его последствия.
  16. Почему бы вам не заняться этим сразу сейчас?
  17. Я хочу предложить вам такой вариант, может быть, он вас устроит...
  18. Никто за вас это не сделает, делайте это сами, именно вы и вы сами это сделаете...
  19. Прекратите истерику, замолчите!
  20. Я собираюсь предложить вам несколько вариантов, но выбирать будете вы сами.

44

  1. Нельзя повторять это без конца - это не сеанс черной магии.
  2. Думайте о себе иначе! (Г. С. Абрамова)

Задача 88●. Ниже приведены известнейшие психологические рекомендации. Как вы считаете, можно ли пользоваться ими в психологическом консультировании как универсальными рекомендациями и почему? Определите существенный дефект рекомендаций подобного рода.

  1. П. Брэгг предлагает список "заповедей": "Самый большой грех - страх! Самый лучший день - сегодня! Самый лучший город - там, где ты проживаешь! Самая лучшая работа - та, которую ты любишь! Самый лучший отдых - работа. Самый большой камень преткновения - самомнение. Самая большая ошибка - предаваться безнадежности. Самая большая слабость - ненависть. Самый большой нарушитель спокойствия - тот, кто слишком много говорит. Самая нелепая черта характера - ложная гордость. Самый опасный человек - лжец. Самая большая потребность - чувство общности. Самая величайшая мысль - Бог. Самое большое богатство - здоровье. Самый большой дар, который ты можешь дать или получить, - любовь. Самый большой друг и товарищ - хорошие книги. Твои враги - зависть, жадность, потакание собственным слабостям, жалость к самому себе. Самое большое событие (переживание) в жизни - рост (в физическом, ментальном и духовном плане). Самое отвратительное в человеке - зазнайство. Самое отталкивающее - тирания. Наиболее подавляющая черта - высокомерие, надменность. Самый большой камень преткновения, о который постоянно спотыкается человек, - невежество. Величайший контроль, который можно осуществить, - перед тем, как сказать что-либо, спроси себя: то ли я говорю? истинно ли это? необходимо ли это? Самый умный человек - тот, который всегда делает, что ему думается. Это - правило, следуя которому можно стать умным человеком".
  2. Д. Карнеги предлагает руководствоваться 6 правилами, чтобы всегда нравиться людям: 1) искренне интересуйтесь другими людьми; 2) улыбайтесь; 3) помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; 4) будьте хорошим слушателем; поощряйте других говорить о самих себе; 5) говорите о том, что интересует вашего собеседника; 6) внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Задача 89●. Проанализируйте приведенный фрагмент. Определите сходство и различия понятий "психологическое здоровье" и "психическое здоровье".

Осмысливая содержательную суть психологической службы, мы почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - "психологическое здоровье". Если термин

45

"психическое здоровье" имеет отношение... прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин "психологическое здоровье" относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность - развитая, эта - не очень, эта - на среднем уровне. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка - в соответствии с его возрастом - средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. (По И. В. Дубровиной)

Задача 90●. Какой принцип работы психолога раскрывается в приведенном примере? Можно ли его считать универсальным?

Хороший врач отличается от плохого тем, что старается устранить причину болезни, а не борется с симптомами. Подобно ему квалифицированный консультант всегда стремится разобраться в причинах трудностей клиента...

Такой способ работы с проблемой нашел блистательное применение в психоанализе. Согласно положениям, использующим психодинамическое понимание причинности, каждое явление имеет свои детерминанты. Всякая психологическая реалия, выступающая причиной развития определенных особенностей, в свою очередь имеет причины, спровоцировавшие ее формирование. Правильнее говорить о причинно-следственных цепочках, которые, пересекаясь и разветвляясь, уходят в раннее детство, внутриутробный период развития, а иногда даже в детство родителей. Чем дальше психолог продвинется в поиске первоистоков, тем полнее будет картина генезиса дисгармоний...

Например, молодому человеку кажется, что он стеснительный, поэтому у него трудности в общении, не позволяющие ему познакомиться с девушкой. Такое видение своей проблемы обусловливает и психологический запрос: "помогите преодолеть стеснительность", или ... "помогите изменить черты характера". Однако это только "верхний слой" психологической проблемности. Если решать задачу так, как ее ставит клиент, то, не разобравшись с детерминантами ситуации, можно не достичь цели.

В описанном примере... никакой стеснительности как черты характера не было, точнее, юноша чувствовал себя стесненно лишь в определенных обстоятельствах. Причина его ... проблем заключалась в том, что несколько лет назад парня постигла неудача в интимных отношениях с девушкой и та не слишком корректно повела себя (высмеяла его). Впоследствии у юноши сформировался страх интимности. Знакомясь с девушкой, он

46

подсознательно избегал продолжения и углубления отношений с ней, боясь, что ...повторится предыдущая ситуация психотравмы. Несомненно, в этом случае юноша нуждается в совсем иной помощи, чем "коррекция черт характера".

Можно попытаться выделить и более глубокий уровень психологических проблем юноши. Почему, например, ситуация интимной неудачи оказалась для него такой травмирующей? Какие особенности его личности, сформировавшиеся к тому времени, способствовали этому? Причину нужно искать в условиях его воспитания, в стиле взаимоотношений в семье, в отношениях между родителями и ребенком. (По П. П. Горностаю, С. В. Вась-ковской)

Задача 91●. Из перечисленных ниже ролей психолога-консультанта выделите те, которые наиболее часто актуализируются в современной практике профессиональным и непрофессиональным психологами. Какие из ролей, на ваш взгляд, более эффективны, чем другие, и почему?

Терпеливый слушатель; "жилетка", в которую можно поплакаться; умный аналитик; суггестолог; знаток психологических закономерностей; духовный наставник; собеседник; "врачеватель души"; советник; "второе Я" клиента; умелый фасилитатор для тех, кто пришел в уныние; посредник, "третейский судья".

Задача 92●. С какой психологической проблемой сталкивается в каждой ситуации психолог? Если бы вы были практическим психологом, какую программу психологического обследования вы бы составили? Какие методики психологической диагностики и коррекции вы могли бы в каждом случае применить?

  1. Подросток 13 лет поступил в больницу с резко выраженным характерным сдвигом в виде асоциального поведения. При исследовании выявлено: значимые отношения с отцом, психологическая травма, потеря дружбы с отцом. Для привлечения внимания демонстрирует "плохое поведение".
  2. Подросток, который до недавнего времени отличался устойчивым положительным поведением и отношениями с окружением, вдруг сбежал из дома. Родители с трудом разыскали мальчика в одном из подвалов в компании бомжей. Обеспокоенные его поведением, они привели подростка на консультацию к психологу.
  3. Девятый класс внезапно стал "неуправляемым", хотя случаев открытого группового сопротивления или сопротивления лидеров класса не было отмечено. Зато учитель чувствовал скрытое методическое и организованное сопротивление любым педагогическим воздействиям в форме ригидного поведения, молчания, скуки, отсутствия эмоционально-заинтересованного отношения учащихся к вовлеченности в процесс обучения. Учитель решил обратиться за помощью к психологу. (По О. В. Турусовой)

47

Задача 93●. Прокомментируйте приведенные ниже распространенные мнения о психологах, определите отличия позиции консультирующего психолога от позиции врача, педагога, юриста, социального работника, священника. Покажите специфику собственно психологических функций.

  1. В бытовом сознании психолог и есть врач, что-то вроде врачевателя человеческих душ. Врач помогает в случае страданий физических, а психолог должен помогать в случае психических, душевных страданий.
  2. Странный современный гибрид "педагог-психолог", вызывающий у многих идиосинкразию, основан на убеждении, что педагог и психолог занимаются, по сути, одним и тем же - воспитывают и перевоспитывают других людей, оказывают формирующие воздействия на личность.
  3. Психолог, как и адвокат, юрист, смотрит на клиента с точки зрения его прав, обязанностей и интересов. Так, школьный психолог тоже защищает интересы школьника перед администрацией школы, перед родителями. А если он работает в системе консультаций "Брак и семья", то должен "мирить" разводящихся супругов и вообще часто выступает в роли третейского судьи.
  4. Психолог - это социальный работник, ведь он представляет интересы клиента в социуме: он участвует в разрешении социальных конфликтов по поводу дележа жилплощади, по поводу того, кто и как должен ухаживать за престарелыми родителями, выступает на процессах по лишению родительских прав и т.д.
  5. Психологи в современном обществе несут те же функции, которые раньше выполняли исповедники, священники. Они выслушивают клиента, утешают его, ободряют, "отпускают грехи" тем, что рационализируют их, оправдывают в глазах клиента их неблаговидные действия, подсказывают пути выхода из сложных ситуаций, дают советы.

Задача 94●. Имеет ли, на ваш взгляд, право на существование термин "психологический диагноз"? Обобщите смысл приведенных фрагментов, дайте определение психологическому диагнозу. Чем он отличается от медицинского?

  1. В практической психологии термин "диагноз" получил распространение в предельно широком и неопределенном значении - как констатация количественной или качественной характеристики признака.
  2. В зарубежной психологии и психометрии понятие "диагноз" является производным от процедур тестового измерения и не имеет, по сути, самостоятельного значения. Достаточно сказать, что психологическая диагностика определяется как "идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов".

48

  1. В работах, посвященных детскому развитию, Л. С. Выготский поставил вопрос о сущности и специфике психологического диагноза на основе практики педологического консультирования. Первые же шаги обнаружили две характерные особенности: подмену психологического диагноза медицинским и склонность к эмпирическому описанию проявлений неблагополучия ("пересказу жалоб"). Вопрос о психологическом диагнозе он предлагал рассматривать в контексте возрастной периодизации, специфики развития на разных возрастных ступенях, учета особенностей всего психологического онтогенеза. Особое место при этом занимает выявление каузально-динамических связей с источниками и условиями возникновения неблагополучия.
  2. Л. С. Выготский не ставил в центр психологического диагноза негативные или болезненные проявления даже в случае аномалий развития. Он писал: "Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности". В практическом плане это означало необходимость двустороннего анализа: как в направлении "расчленения психологических функций", так и по линии установления "сложных структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности ребенка". В более поздних работах Л. С. Выготский указанные требования к возрастному диагнозу дополнил тезисом о необходимости анализа зоны ближайшего развития.
  3. Понятие психологического диагноза сближается с понятием прогноза развития. В рамках консультативной практики говорят об условно-вариантном прогнозе, имея в виду возможные линии дальнейшего развития ребенка в случае реализации различных условий.

Задача 95●. Определите, какие из приведенных реплик психолога соответствуют каждой из пяти фаз консультирования (структурирование; сбор информации в контексте обозначенной темы и выделение основной проблемы; осознание желаемого результата; выработка альтернативных решений проблемы клиента в свете его желаний, возможностей и личностных особенностей; переход к действиям).

"Здравствуйте!", "Вы хотите...", "Давайте вместе определим круг возможных действий", "Расскажите еще немного о...", "И что же?", "Вы так и сказали?", "Правильно ли я понял, что...", "Это было необычно, не так, как всегда?", "Вы так реагировали и раньше?", "Что привело вас в консультацию?", "Давайте уточним", "Давайте познакомимся", "Расскажите об этом поподробнее", "Давайте вернемся к самому началу", "Что именно вы почувствовали в этот момент?", "Когда вы это почувствовали впервые?", "Попробуем разобраться вместе в том, что случилось", "Меня зовут...", "Это было именно...", "Вот вы говорили...", "Вам сейчас это

49

трудно принять, но...", "Потребуется время и терпение, чтобы это изменилось", "Изменяясь сам, вы обязательно измените других и их отношение к вам", "Давайте разберемся, почему вышло именно так...", "Так, вы говорите, было так...", "Я понимаю, вам трудно говорить об этом", "Может быть, поговорим еще раз о...", "Да-да", "Кажется, я начинаю вас понимать", "Так вы говорите, что...", "Как часто это с вами бывает?", "Я уверен, вы справитесь с этим", "Я чувствую вашу решимость", "Слушаю вас...", "Представьте себе...", "Вам не хочется с этим соглашаться...", "Давайте мысленно пройдем...", "Я предлагаю вам следующее...", "Выбор за вами", "У вас обязательно получится", "Вы сможете это изменить", "Давайте вернемся в ту ситуацию и мысленно проиграем ее еще раз...", "Давайте чуть изменим ракурс...", "Что вам было сделать труднее всего?", "Вы, наверное, не раз обдумывали это...", "Давайте решим, что еще мы можем сделать для этого", "Сможете ли вы...", "Вы готовы делать это?".

Задача 96●. Ниже приведены описания нескольких моделей семейного консультирования (по В. В. Столину). Определите каждую из них.

Первая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетенции родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. Консультант вместе с родителями анализирует конкретную сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. Консультант ориентируется здесь не столько на конкретных участников проблемы, сколько на оптимальные приемы и способы воспитания, известные педагогике. Поэтому таким консультированием чаще занимаются педагоги и социальные работники, реже - психологи.

Вторая модель основывается на предположении дефицита специальных знаний у родителей, позволяющих принять правильное решение в отношении ребенка. Помощь состоит в вынесении диагностического заключения, которое послужит основой для организационных решений: например, есть ли у ребенка действительно особые художественные способности, требующие специального обучения в художественной школе. Чаще же объектом этой модели становятся дети с отставанием в развитии, отклонениями в поведении, трудностями в учебе.

Третья модель связана с предположением, что семейные трудности - это результат неблагоприятных обстоятельств жизни ее членов. Такая модель предполагает вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов, например в рамках службы знакомств, которая предоставляет реальную возможность клиентам создать семью.

Четвертая модель помощи предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности супругов или ребенка. Соответственно усилия консультантов направлены на излечение болезни, реабилитацию членов семьи, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больных.

50

Пятая модель помощи предполагает, что причины семейного неблагополучия связаны с особенностями внутрисемейных отношений, позиций членов семьи по отношению друг к другу, личностными и эмоциональными особенностями ее членов. Эта модель рассматривает семейные дисгармонии, поэтому предполагает анализ внутриличностных и межличностных конфликтов, способов неадекватного реагирования на семейные ситуации и помощь в том, чтобы разорвать "порочные круги" отношений, в которых конфликты циклически порождаются дезадаптивными чертами членов семьи. С этой моделью, как правило, и работают психологи, психиатры и психотерапевты.

Задача 97●. Определите, какие из этих высказываний несут психологическую информацию, а какие - нет и почему.

  1. Сегодня он купил себе новые черные ботинки.
  2. Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос.
  3. О нем всегда говорят, что он похож на старого младенца.
  4. Она живет по старому адресу.
  5. У него очень рано появились морщины на лбу.
  6. Какие красивые у него глаза!
  7. Обаянию этого человека нельзя не поддаться.
  8. Он каждый день выглядит по-разному. (По Г. С. Абрамовой)

Задача 98●. Определите по приведенным высказываниям задачу взаимодействия с психологом, которую ставят клиенты. Попробуйте смоделировать реакцию психолога.

  1. Дайте мне, пожалуйста, какие-нибудь тесты - хочу жену проверить.
  2. Я боюсь, что мой ребенок не совсем нормальный.
  3. Я бы хотел, чтобы вы объяснили моей жене ее ошибки в воспитании ребенка.
  4. У меня ничего не получается, я чувствую себя не таким, как все люди.
  5. Не знаю, сумеете ли вы мне помочь, но для меня вы - последняя надежда.
  6. Мне кажется, что меня вам будет трудно понять...
  7. Всю жизнь стремились к чему-то, а теперь вот не знаем, как быть.
  8. Я же им добра желала, не поверите, все для них.
  9. Если бы вы мне сказали, что я все делаю правильно, я была бы счастливым человеком.
  10. Я не чувствую счастья в жизни, или его совсем нет?
  11. Никому, пожалуйста, не говорите, что я у вас была, так стыдно, что сама не могу со своим ребенком справиться...
  12. Помогите, сделайте хоть что-нибудь с ним, он с ума сходит!
  13. Он злой, страшный человек, вы это сами увидите.

51

  1. Я хочу, чтобы вы помогли мне разобраться в моих чувствах.
  2. Я не хотела к вам идти, но ситуация вынуждает, что люди думают...
  3. Я все о нем, да о нем, а ведь хотела говорить о себе - так душа болит, ноет все время... (По Г. С. Абрамовой)

Задача 99●. Первая в Европе служба доверия была создана в 1953 г. в Англии. Священник англиканской церкви Чэд Вара, потрясенный самоубийством девочки-подростка, основал общество "Самаритяне" - службу неотложной помощи по телефону. "Самаритяне" же впервые сформулировали признаки успешного и неуспешного разговора для "телефона доверия". Ниже перечислены эти признаки. Разделите их на две группы по принципу успешности беседы. Определите их базовую теоретическую ориентацию.

Консультант внимательно слушает, деликатно входит в мир собеседника; собеседники переживают чувство душевного контакта; консультант рассказывает о своем жизненном опыте; консультант критически относится к уровню образования, культуры, акценту и т.д. собеседника; консультант пытается понять клиента, даже если у него самого иные ценности; консультант заканчивает фразы за собеседника; после разговора консультант чувствует усталость, изнеможение; консультант позволяет собеседнику самому принимать важные решения; консультант прерывает звонящего; у консультанта всегда есть решение проблемы собеседника; консультант не решает проблему клиента, но помогает справиться с нею; консультант бросается говорить прежде, чем собеседник кончит излагать проблему; между собеседниками возникает чувство глубокого взаимопонимания, "общего языка"; консультант считает собеседника скучным, но не говорит ему об этом; консультант не предлагает готовых решений; консультант не принимает благодарности; во время беседы консультант еще с кем-то разговаривает; консультант предоставляет собеседнику достаточно свободы, не направляет его, а помогает выработать оптимальную дистанцию, отойти от проблемы, чтобы посмотреть на нее с разных сторон; консультант не слушает собеседника; консультант принимает благодарность; консультант непременно хочет высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам.

Задача 100●. Попробуйте догадаться, что слышит психолог за словами клиента. Назовите качества, которые узнаёт психолог по их описаниям.

52

  1. Он у меня исполнительный, любит во всем порядок, точность. Что ни скажешь, выполнит точь-в-точь, секунда в секунду... Никогда никуда не опаздывает, никогда ничего не забывает. Другие успеют забыть, что он им через неделю обещал сделать или принести, а он уж точно всю неделю будет помнить, и уж сделает обязательно...
  2. Он какой-то безвольный, мягкотелый, легко поддается чужим влияниям, всегда готов сделать, как другие, пойти за всеми, даже если до этого был занят своим важным делом, бросит все, если позовут...
  3. Она у меня чуткая, впечатлительная, легко расстраивается даже по пустякам, всему придает какое-то сверхзначение, "зацикливается на этом" и страдает...
  4. Он у меня какой-то чрезмерно правильный, все делает "по науке" и меня заставляет делать не так, как я хочу, а как ему кажется правильно. Я, как вышла за него, думала, что он помягчеет, а он свое гнет - колбасы копченой не ешь, в ней канцерогены, по утрам обливайся холодной водой, руки по сто раз на дню моет, секс по распорядку...
  5. У нее стервозный характер - все старается уязвить, поддеть по мелочи, насмехается надо мной, обзывается. Да была бы просто шутка, еще ничего, но ведь как-то обидно, в этих шутках злоба видна, подзуживание какое-то, будто хочет вывести меня из себя, чтобы я ее как-то задел, скандал затеять, а потом прикинуться бедной овечкой и побежать матери жаловаться...
  6. Он какой-то двуличный, двусмысленный, скользкий, неверный. Говорит одно, а сделает обязательно по-другому. Никогда нельзя в нем быть уверенным. В нем ненадежность, неискренность чувствуется, какая-то угроза, как будто он твой тайный враг, недоброжелатель, хотя внешне, может, это и незаметно. На людях он может быть и другим...

Задача 101★. Проанализируйте отрывок, оцените действия героев. В рамках какой теоретической парадигмы они действуют? Можно ли считать приведенный диалог одной из "моделей" психологической работы с клиентом и почему?

Хант покачал головой.

- Я не знал ее имени. Может быть, я просто не хотел его знать.

- Почему нет?

- Не знаю...

Он смутился и встревожился.

- Продолжайте, Эл. Вы можете рассказать мне все. Знаете, может быть, я бы на Вашем месте захотел бы порасспросить ее? Она приятная дамочка, интересная. Эй, я бы подумал об этом, возможно, выяснил бы ее имя потихоньку, возможно, даже попытался бы позвонить ей.

- Ну, а я этого не сделал. - Хант разглядывал свои руки. - Ничего из этого я не попытался сделать.

- Почему нет? Молчание.

- Может быть, потому, - произнес Марине, - что у тебя когда-то была женщина, похожая на нее, и она обожгла тебя?

Молчание.

- Эй, такое случается со всеми нами, Эл.

- В колледже, - ответил Хант почти беззвучно. - Я встречался с

53

одной девушкой. В течение двух лет. Она ушла к одному парню с медицинского факультета. Такая же, как эта... Женщина такого же типа. Знаете, когда они начинают думать о том, чтобы остепениться...

- ...они ищут больших шишек. - В голосе Марине появились резкие интонации. - Адвокатов, врачей, банкиров. Им не нужны парни, работающие на автомобильной мойке.

Голова Ханта дернулась:

- Тогда я не работал на автомобильной мойке.

- Не имеет значения, Эл. Такие высококлассные куколки, как Верил Медисон, вряд ли будут тратить на тебя свое время, верно? Ручаюсь, Верил даже не знала, что ты вообще существуешь, верно? Ручаюсь, она бы даже не узнала тебя, если бы ты где-нибудь на улице столкнулся с ее чертовой машиной...

- Не говорите так...

- Я прав или нет?

Хант уставился на свои сжатые кулаки.

- Так, может быть, ты все-таки что-то испытывал к Верил? - Безжалостно продолжал Марино. - Может быть, ты все время думал об этой раскаленной добела дамочке, фантазировал, представлял, как это все будет, если ты познакомишься с ней, будешь встречаться, заниматься сексом. Может быть, у тебя просто не хватало смелости поговорить с ней прямо, потому что ты думал, что она считает тебя человеком второго сорта? ...

- Прекратите! Прекратите меня дразнить! Прекратите! Прекратите! - пронзительно завопил Хант. - Оставьте меня!

Марино невозмутимо разглядывал его через стол.

- Примерно так говорит с тобой твой старик, не так ли, Эл? - Марино зажег сигарету и, разговаривая, размахивал ею. - Старик Хант считает своего сына чертовым гомосексуалистом, потому что тот - нескупой сукин сын и не хозяин трущоб-развалюх, которому совершенно наплевать на чье бы то ни было благополучие или чувства.

Он выдохнул струю дыма, а затем мягко произнес:

- Я знаю, что представляет собой всемогущий старик Хант. Кроме того, я знаю, что он сказал всем своим дружкам, когда ты пошел работать санитаром, что ты голубой и ему стыдно, что в твоих венах течет его кровь. На самом деле ты пришел на эту проклятую мойку, потому что он сказал, что если ты этого не сделаешь, он лишит тебя наследства.

- Вы все знаете? Откуда? - Хант запнулся.

- Я много чего знаю. Я, например, еще знаю, что люди в "Метрополитен" говорили, что ты лучший из лучших, и что ты действительно был мягок в обращении с пациентами. Им было чертовски жаль, что ты уходишь. Характеризуя тебя, они говорили, что ты - "чувствительный", может быть, слишком чувствительный, себе во вред, да, Эл? Это объясняет, почему ты ни с кем не встречаешься и у тебя нет дамочек. Ты напуган. Верил сильно испугала тебя, не правда ли?

54

Хант глубоко вздохнул.

- Вот почему ты не хотел знать, как ее зовут? Ведь тогда у тебя не будет искушения позвонить ей или еще что-нибудь предпринять?

- Я просто заметил ее, - нервозно ответил Хант. - Все было только так, как я рассказал, ничего большего. У меня не было в отношении ее таких мыслей, как вы предполагаете. Я просто, э... просто очень хорошо чувствовал ее. Но я не культивировал это. Я даже не разговаривал с ней...(П. Корнуэлл)

Задача 102★. Проанализируйте приведенный текст. Объясните, почему герой отрывка расценил свои переживания как препятствия к осуществлению профессиональной психологической деятельности. Каких профессионально значимых качеств, на ваш взгляд, не хватает герою? Преодолимо ли это?

- Они не могут понять меня. Почему я бросил психологию, например. ...У меня степень магистра. И что же? Я работал санитаром, а сейчас я работаю на мойке... В детстве я мечтал быть психологом, социальным сотрудником, может быть, даже психиатром... Все это пришло ко мне так естественно. Вот кем я должен был стать. Вот к чему меня подталкивали мои способности.

- Но ты не стал, - напомнила я ему. - Почему?

- Потому что это разрушило бы меня, - сказал он, отводя глаза. - Я не могу контролировать то, что происходит со мной. Я слишком остро чувствую проблемы других людей и склад их ума, причем настолько, что моя собственная личность теряется, задыхается. Я не понимал, насколько все это значительно, пока не провел какое-то время в судебном отделении. Для душевнобольных преступников. Это было частью моего исследования - исследования для диссертации. - Он все более заводился. - Я никогда не забуду Френки. Френки был параноидальным шизофреником. Он до смерти забил поленом свою мать. Я пытался понять Френки. Я мягко вел его через всю его жизнь до тех пор, пока мы не достигли того зимнего вечера. Я сказал ему: "Френки, Френки, что это было? Что нажало кнопку? Ты помнишь, что происходило в твоей голове, в твоей душе?" Он сказал, что сидел у огня, как сидел всегда, наблюдая за догорающим пламенем, когда "они" начали ему нашептывать. Они шептали ужасные, обидные вещи. Когда его мать вошла, она посмотрела на него так же, как всегда, но на этот раз он увидел "это" в ее глазах. Голоса стали такими громкими, что он не мог думать, и в следующий миг он уже был мокрым и липким, а у нее больше не было лица. Он пришел в себя, когда голоса затихли. Я не мог уснуть много ночей после этого. Всякий раз, закрывая глаза, я видел Френки, плачущего, покрытого кровью своей матери. Я понимал его. Я понимал, что он сделал. С кем бы я ни говорил, какую бы историю ни слушал, это действовало на меня всегда одинаково.

- ...Ты когда-нибудь чувствовал, будто убиваешь кого-то?

55

- Все когда-нибудь это чувствуют... Каждый человек способен на это. Абсолютно каждый. У меня нет пистолета или чего-то еще э... опасного. Потому что я не хочу стать жертвой побуждения. Если вы можете представить себе, как что-то делаете, если можете установить связь с механизмом, который стоит за деянием, то дверь трескается. Это может случиться. Реально каждое отвратительное событие, которое происходит в мире, сначала было задумано в голове. Мы не хорошие или плохие, не те или другие. - Его голос дрожал. - Даже у тех, которых относят к душевнобольным, есть свои собственные причины совершать то, что они делают. (П. Корнуэлл)

Задача 103★. Пользуясь приведенным фрагментом, обобщите и попробуйте объяснить, на основе чего возникает эффект психологической помощи. Согласны ли вы с идеей о ведущей "роли личности в психотерапии"? Как вы относитесь к требованию жесткого профессионального отбора при обучении психологической профессии? Какое из направлений вам лично представляется максимально эффективным и почему?

Выводы об эффективности различных психотерапевтических подходов, сделанные на основании статистических обобщений, оказываются парадоксальными. Ни одно из направлений практической психологии (за исключением разве что бихевиоральных методов, демонстрирующих незначительное превышение среднего уровня) не имеет преимуществ перед другими. Еще более неожиданным оказалось мнение Г. Дж. Айзенка после проведенного им сравнительного анализа результатов психотерапии. Он утверждает, что "ремиссия без лечения" ("спонтанная ремиссия") развивается так же часто, как и улучшение после психотерапии и психоанализа.

Примерное равенство эффективности объясняют тем, что терапевтический эффект обусловлен не столько применяемыми методами, сколько особенностями личности того, кто их реализует. К подобным выводам в своих исследованиях приходит и М. Zivkovic, полагая, что источником эффективности является не то, что отличает различные психотерапевтические подходы друг от друга, а то, что их объединяет, прежде всего - плацебо-эффект, т.е. убеждение пациента, что терапевт способен ему помочь. (П. П. Горностай, С. В. Васьковская)

Задача 104★. Прокомментируйте приведенные строки. Какой метафорический образ, на ваш взгляд, более соответствует кредо профессионального психолога и почему?

  1. Чужую беду руками разведу. (Русская пословица)

  2. ...Ранения не заживают вмиг.
    Мы действуем умом, а не колдуем,
    Дай только срок...
    (У. Шекспир)

  3. Тот, кто не поспевает в ногу
                  С остальными,
    Возможно, слышит
    Иного барабанщика.
    Пусть шагает с той музыкой,
    Которая слышится ему -
         слабая и отдаленная.
    (Торо)
  4. Власть без злоупотребления ею теряет свою привлекательность.
    (П. Валери)
  5. Мир станет поистине подлинным только после того, как я его переделаю. (А. Боске)
  6. Лучше совершенно точно ошибаться, чем приблизительно верно утверждать правильные вещи. (Дж. Тьюки)
  7. ...событие имеет структуру откровения. (М. Мамардашвили)
  8. Сумей поймать за хвост бесенка, и он откроет тебе, где прячется дьявол. (Китайская пословица)

  9. Если себя захочешь найти,
    В зеркало не смотри,
    Ибо, что в нем, есть лишь тень,
    Незнакомец...
    (Силений)
  10. Когда каждый что-то являет, Нет никого, кто был бы никем. ("Гондольеры")
  11. Тайна - это то, что вы отдаете другим, чтобы сохранить ее. Уверенность - это то, что было у тебя прежде, чем ты узнал об этом больше. (М. Олден)
  12. Человеку свойственно принимать границы своего видения за границы мироздания. (А. Шопенгауэр)
  13. Не верьте тому, что слышите; не верьте традициям только потому, что они передаются из поколения в поколение; не верьте тому, что повторяется многими; не верьте догадкам... Не верьте вашим хозяевам и старшим только из-за их авторитета. Когда вы убедитесь путем наблюдения и анализа, что принцип сообразуется с причиной, что ведет он к пользе и благополучию всех, примите его и держитесь за него. (Гаутама Будда)
  14. Сотни людей говорят, но лишь один из них способен думать; тысячи людей думают, но лишь один из них способен понимать. Ясное понимание - это и поэзия, и пророчество, и религия, вместе взятые. (Дж. Раскин)

56

  1. Познав себя, никто уже не останется тем, кто он есть. (Т. Манн)

Задача 105★. Прокомментируйте приведенный фрагмент и сравните его с тезисами концепции К. Роджерса. Можно ли слова М. М. Бахтина отнести к личности профессиональных психологов? Как в этом смысле выглядит профессиональная психологическая деятельность? Может ли, с этой точки зрения, каждый быть (стать) психологом?

...Принцип - "эмпатическое понимание внутренней системы координат", т.е. субъективного мира человека. Это существенный признак диалогического общения. Но вспомним слова Бахтина: во внутренний мир человека "нельзя вчувствоваться", необходима "напряженная и любящая вненаходимость" (удачно сказал о "вчувствовании" С. С. Аверинцев: "Вполне проницаема только пустота"). За принципом "эмпатического понимания внутренней системы координат" просматривается презумпция о доступности внутреннего мира человека исчерпывающему пониманию психолога, который может чувствовать себя в этом мире, "как если бы это был его собственный внутренний мир". М. М. Бахтин пишет о невозможности такого "исчерпания" бесконечно глубокого, таинственного мира человеческой души. Возможно лишь движение в направлении понимания, зависящее от свободы самораскрытия неповторимой индивидуальности человека. "Вчувствоваться" можно лишь в близкий, подобный себе душевный мир; но когда речь идет о двух уникальных мирах, исчерпывающее эмпатическое понимание принципиально невозможно. (Т. А. Флоренская)

57

39 :: 40 :: 41 :: 42 :: 43 :: 44 :: 45 :: 46 :: 47 :: 48 :: 49 :: 50 :: 51 :: 52 :: 53 :: 54 :: 55 :: 56 :: 57 :: Содержание