199 :: 200 :: 201 :: 202 :: 203 :: 204 :: 205 :: 206 :: 207 :: 208 :: 209 :: 210 :: 211 :: 212 :: 213 :: 214 :: 215 :: 216 :: 217 :: 218 :: 219 :: 220 :: 221 :: 222 :: 223 :: Содержание

Тема ХIII

ХАРАКТЕР

Задача 328○. Выберите из приведенного списка слова, которыми можно описать характер.

Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.

Задача 329○. Вставьте пропущенные слова в предложениях.

  1. В отечественной психологии характер определяется как совокупность ... свойств индивида, в которых выражаются способы его ... и способы ... ... .
  2. От ... зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.
  3. Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он ... под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного ... с окружающим миром.
  4. На формирование характера особенно влияет ... .
  5. Черты ... отражают то, ... действует человек, а черты личности - то, ... ... он действует.
  6. Характер имеет различную степень выраженности: ... характеры, ... характеры и ... характеры.
  7. ... - это своеобразные заострения характера, которые подразделяются на ... и ... .
  8. И. П. Павлов назвал характер ... , а темперамент - ... .

Задача 330○. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верные, с вашей точки зрения, и неправильные.

  1. Характер - это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности.
  2. Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.
  3. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.
  4. Характер - это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения.

199

  1. Единство мотивов и воли есть то, что образует характер человека.
  2. Характер - это программа типичного поведения в типичных обстоятельствах.
  3. Так как поведение относительным образом определяется характером человека, то при изменениях характера оно остается неизменным.
  4. В характере его индивидуальное своеобразие, порождаемое неповторимыми ситуациями социализации, вступает в противоречие с социально-типическим.
  5. С характером рождаются, а личностью становятся.
  6. Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.
  7. В "типах характеров" проявляется типичность, закономерность сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности, так что можно говорить о "личностно-характерологических типах".
  8. С развитием личности человек начинает действовать всё более нормативно: личность в своем развитии "снимает" характер.

Задача 331○. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. Э. Кречмер объяснял характер... а) эндокринными факторами; б) социальными факторами; в) наследственно-приобретенными факто
  2. рами; г) соматическим состоянием; д) все ответы верны; е) все ответы
  3. неверны.
  4. 3. Фрейд полагал, что энергетическим источником характера являются... а) динамические тенденции; б) чувствования; в) осознаваемые побуждения; г) сексуальные тенденции; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  5. Детерминанты свойств характера надо искать... а) в особенностях генотипического фонда; б) в учете средовых влияний; в) во внутренних побуждениях личности; г) в суммировании генотипических и средовых влияний; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  6. Для истероидного акцентуанта труднее всего... а) вступать в эмоци
  7. ональные контакты с людьми; б) переносить невнимание к своей особе; в) быть на виду; г) ориентироваться в социальной обстановке; д) все
  8. ответы верны; е) все ответы неверны.
  9. Характер считается патологическим, если он... а) относительно стабилен во времени; б) имеет тотальное проявление; в) социально дезадаптирован; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  10. В характере психастеников проявляются... а) нерешительность; б) твердость; в) инициативность; г) жестокость; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  11. Признаки эпилептоидного характера... а) раздражительность; б) при
  12. ступы ярости и гнева; в) напряженное состояние инстинктивной сферы; г) моральные дефекты; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

200

  1. Шизоидная личность... а) эмоционально отзывчива; б) общительна; в) эмпатична; г) адаптивна; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  2. Для психастеников характерны следующие соматические расстройства... а) головные боли; б) усиленное сердцебиение; в) тошнота; г) головокружения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Э. Фромм определяет характер как форму, в которой канализируется энергия человека в процессах... а) приобретения и потребления вещей; б) установления отношений с другими людьми; в) установления отношений с самим собой; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Задача 332○ В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

  1. а) характер - б) темперамент;
  2. а) личность - б) характер;
  3. а) воля - б) характер;
  4. а) акцентуация - б) психопатия;
  5. а) психика - б) характер;
  6. а) эпилептоидная акцентуация характера - б) эпилепсия;
  7. а) воспитание - б) характер.

Задача 333○. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.

1. Образец: ТЕМПЕРАМЕНТ: ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характер : ... (наследственность, воспитание, отражение, акцентуация, темперамент)

2. Образец: ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ

Характер : ... (познание, поступок, разум, психическое, акцентуация, воля)

3. Образец: ТЕМПЕРАМЕНТ : САНГВИНИК

Акцентуация характера :... (психопатия, эмоции, темперамент, психастения, мотивация)

Задача 334○. Прокомментируйте приведенные мнения. Определите современную научную позицию в отношении наследования и формирования свойств характера.

201

  1. В нашем Советском Союзе люди не рождаются, рождаются организмы. Люди у нас делаются - трактористы, мотористы, академики, ученые и т.д. И это без всякой идеологической чертовщины - генетики, ее реакционной теории наследственности. (Из выступления Т. Д. Лысенко, 1935 г.)
  2. Выдающийся психиатр О. В. Кербиков, обсуждая вопрос о формировании и наследовании особенностей характера, в работе "Клиническая динамика психопатий и неврозов" (1962) писал: "Ведь от рождения человек не тот, кем он становится в результате воспитания. Можно говорить о глыбе мрамора и резце скульптора. Конечно, для ваяния большую роль играет качество мрамора. Однако в основном изваяние формируется под действием резца скульптора. Этим скульптором и является окружающая среда".

Задача 335○. К каким типам возбудимых и тормозных психопатий можно применить следующие выражения?

"Инфарктогенная личность"; "паникер"; "домашний тиран"; "педант"; "меланхолик"; "махровый эгоист"; "самодур"; "сноб"; "мученик"; "фантазер"; "ипохондрик"; "заводится с пол-оборота"; "порох"; "циник"; "наэлектризующий атмосферу"; "формалист"; "трус"; "трудный ребенок"; "садист"; "зверь"; "мимоза"; "кляузник"; "бытовой хулиган"; "лицемер"; "деспот"; "самоед"; "маниловщина"; "симулянт"; "страдалец"; "фанатик"; "жертва"; "трудоголик"; "сутяга", "Отелло".

Задача 336○. Обобщите следующие высказывания о психопатических характерах и сформулируйте определение психопатии. Что к ним необходимо добавить, а какие признаки не нужно учитывать?

  1. Как показывает современная клиническая и юридическая практика, при сочетании неблагоприятных средовых факторов (в первую очередь дефектов воспитания) и конституционально-биологической неполноценности возникает повышенная опасность девиантного и делинквентного (противоправного) поведения.
  2. По Гендерсону, психопаты - это субъекты с психологической незрелостью, не умеющие контролировать себя, редко испытывающие угрызения совести и на которых не действует наказание.
  3. Согласно супругам Мак-Кордам, психопат - это асоциальная, агрессивная, в высшей степени импульсивная личность, почти лишенная чувства вины и неспособная испытывать стойкие длительные чувства к другим людям.
  4. Главнейшим и характернейшим признаком психопатии Ф. Фабрегиус считает невосприимчивость к воспитательным воздействиям, приобретению жизненного опыта, неспособность делать выводы из собственных ошибок.
  5. Роль семейного воспитания в появлении психопатической структуры была отмечена еще немецким врачом Вагнер-Яуреггом, заметившим, что "родители отягощают своих детей не только неблагоприятной наследственностью, но и дурным воспитанием". Дети психопатов всегда становятся психопатами.

202

Задача 337○. Когда-то О. В. Кербиков сказал, что "правдиво отражающее искусство может способствовать развитию науки". Так, один из клинических терминов вошел в обиход во многом благодаря писателям, журналистам и судебным деятелям. Ниже приведены примеры, иллюстрирующие его. Определите этот термин. Объясните, чем показательны данные примеры.

  1. В 1885 г. Н. С. Лесков опубликовал в февральском и мартовском номерах журнала "Новь" рассказ "Старинные психопаты": его герой - малороссийский помещик Степан Иванович Вишневский - самодур и развратник; его жена подыскивала ему молодых наложниц и была вполне счастливой в роли сводницы. Рассказ заканчивается следующим выводом Н. С. Лескова: "Передавая эти сказания в сборе отрывочных сведений из нескольких уст, я не стану стараться выяснить личность Степаниды Васильевны Вишневской каким-либо более точным определением. Думаю лишь, что по нынешним временам это подходило бы к тому, что называют ...".
  2. Ф. М. Достоевский в романе "Идиот" (1868) описал, в частности, характеры Гавриила Ардалионовича Иволгина (Гани) и Парфена Рогожина, ставшие впоследствии чуть ли ни классической иллюстрацией к клинической практике.

Внутренний мир Гани - клубок мелких страстей, противоречий, неудовлетворенных желаний. Он очень тщеславен, считает, что заслуживает положения гораздо более высокого, чем то, которое занимает. Ради этого он как будто соглашается жениться на Настасье Филипповне за крупную сумму денег, которую предлагает генерал. Но он в мучительных сомнениях: в день, когда он должен дать окончательный ответ, он генералу говорит "да", генеральше - "нет", а Аглае пишет, что по первому ее слову порвет договор. Одновременно Ганя подозревает, что Настасье Филипповне известны его истинные мотивы и она смеется над ним, презирает его, что-то против него замышляет. В обществе генерала и его семьи Ганя сдержан, приличен, вежлив, но маска светских манер с него слетает при общении с князем Мышкиным, которого он ни во что не ставит, а в своем доме он - деспот, не желающий считаться с мольбами матери и сестры. Однако и острые сцены не для него: дав князю пощечину, он тут же сникает и извиняется; при словах князя о Рогожине, что такой, пожалуй, женится, а через неделю зарежет, он так сильно вздрагивает, что князь отшатывается от него; а в сцене, где Настасья Филипповна бросает в огонь принесенные ей Рогожиным сто тысяч, Ганя падает в обморок.

Рогожин - человек одной страсти, без колебаний и сомнений. Его страсть к Настасье Филипповне зарождается с первого взгляда, и он добивается ее, сметая все на своем пути. В острых ситуациях он чувствует себя как рыба в воде, упивается ими. Но, будучи крайне эгоистичным,

203

добиваясь Настасьи Филипповны, он не считается с ее чувствами, с ее растерзанным внутренним миром, с ее отчаянием. Его страсть постоянно окрашивается злобой и гневом. Он сжимает кулаки на всех возможных или воображаемых соперников. Ревнуя, он выслеживает князя Мышкина, тот постоянно ловит его тяжелый, горячечный взгляд. "Я, - признается князю Рогожин, - как тебя нет передо мною, то тотчас же к тебе злобу и чувствую... Так бы взял и отравил чем-нибудь!" Кончается тем, что Рогожин выходит на князя с ножом и только чудом тот остается жив. Его агрессия распространяется и на Настасью Филипповну: психологического насилия ему недостаточно, и однажды он избивает ее, а потом и убивает.

Случаи, подобные описанному Ф. М. Достоевским, были для тогдашней судебной практики не редкостью, и, работая над романом, писатель обращался к газетам, в которых освещались подробности судебных дел (в частности, убийства семьи Жемариных). В 1881 г. великий русский психиатр С. С. Корсаков, выступая в судебных заседаниях по делу Прасковьи Качко, убившей на студенческой вечеринке своего возлюбленного, также использовал для описания ее состояния данный термин. В 1884 г. петербургский психиатр И. М. Балийский по делу Семеновой дал заключение, что она не обнаруживает признаков психической болезни, но и не является здоровой.

Задача 338○. Вспомните определение психопатии и критерии Ганнушкина - Кербикова. Почему в старой литературе психопаты именовались "моральными помешанными", "моральными метисами", "врагами общества"? Что именно деформируется в характере при психопатиях? Возможна ли коррекция психопатического поведения и в каких случаях? Приведите примеры психопатии из литературы.

Задача 339○. Ниже приведены некоторые "методы" определения характера. Есть ли в них рациональное зерно? Выразите отношение к ним с точки зрения современной науки. Какие методы исследования характера вы знаете? На чем они основаны?

  1. В XVIII в. широкое хождение имела физиогномическая система цюрихского ученого Иоганна Каспара Лафатера, который считал, что голова человека есть "зеркало души". Вот некоторые примеры из учебника по физиогномике, опубликованного в 1901 г.: большой лоб - леность, неподвижность; большой нос - гордость, честолюбие; толстый нос - страсть к еде и вину; тонкие губы - хитрость, эгоизм, жестокость.
  2. Другое направление в объяснении различий характеров связано с именем немецкого врача Франца Галля. Это - френология, определение особенностей характера по выпуклостям и впадинам черепа. В основе френологии лежало положение о том, что все свойства характера имеют специализированные центры в коре головного мозга. А поскольку, по Ф. Галлю, кости черепа должны соответствовать выпуклостям и впадинам мозга, достаточно ощупать череп, чтобы определить характер его обладателя. Ф. Галль составил специальные френологические карты, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждому из которых в зависимости от "шишки" или "ямы" приписывалось качество характера. Так, на лбу можно нащупать шишки и впадины гордости, приручаемости, хитрости, духа противоречия, прозорливости; на макушке прощупывается непоколебимость; на затылке - способность к членораздельной речи.

204

  1. Наиболее устойчивой оказалась идея определения характера по почерку. Первые идеи об этом были высказаны в неоконченном труде неаполитанского профессора Марка Аврелия Северина. В 1622 г. итальянец Камилло Бальди выступил с трактатом "Как распознать по одному только письму натуру и свойства писавшего". В 1570 г. в Париже была образована даже корпорация экспертов почерка, которой король Генрих IV пожаловал в 1595 г. патент на производство судебных экспертиз. В 1727 г. Людовик XV преобразовал ее в особую академию, просуществовавшую до 1792 г. В XVIII в. даже Лейбниц высказал убеждение, что когда почерк свободен и непринужден, то он отражает психику человека. Лафатер писал об удивительной аналогии между речью, походкой и почерком. Эта идея очень увлекла Гете, который стал даже субсидировать Лафатера в его исследованиях. Под впечатлением сочинений Лафатера приват-доцент Громан из Виттенберга написал в 1792 г. трактат "Исследование возможности определения характера по почерку", где заявил, что по почерку можно определить рост, голос, даже цвет глаз и волос писавшего. А Ганс Гросс в своем "Руководстве для судебных следователей" предложил механический способ угадывания характерных особенностей почерка, а именно: "по писаному водят сухим пером, заостренной спичкой или при некотором навыке просто следят глазами букву за буквой и стараются делать это по возможности с такой же быстротой, с какой писал бы и сам исследователь. ...При этой операции на самом деле приходишь в особенное состояние, совершенно соответствующее тому, в котором в свое время писана была исследуемая рукопись. Испытываешь нервное возбуждение, беспокойство, радость, гнев, те самые чувства, под влиянием которых писал собственник рукописи. Но не только такие скоропреходящие состояния, которые переживались автором, но его способности и качества характера, присущие ему, могут быть отгаданы при таком способе исследования, - при условии, если исследователь имеет некоторую в этом отношении опытность и вообще обладает впечатлительностью и восприимчивостью".

Задача 340●. Ниже приводится фрагмент из работы А. Ф. Кони. Мысленно замените названные типы темперамента на соответствующие типы акцентуации характера. Людям с какими акцентуациями свойственно похожее поведение? Ответьте на вопрос, поставленный А. Ф. Кони.

Для характеристики влияния темперамента на показания, т.е. на рассказ о том, как отнесся свидетель к тому или другому явлению или

205

событию, можно, в виде примера, представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что он раздался слишком поздно.

Сангвиник, волнуясь, скажет: "Это была ужасная картина - раздался раздирающий крик, хлынула кровь, - мне послышался даже треск костей, эта картина стоит перед глазами, преследует меня, волнуя и тревожа".

Меланхолик скажет: "При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров - и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратной потере - и картина осиротелой семьи с болью возникает в моей душе".

Холерик, негодуя, скажет: "Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно начать звонить и предупреждать тем рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить!"

А флегматик расскажет: "Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа народа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу - лежит какая-то женщина поперек рельсов, - вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!"

Не следует ли из того факта, что в показаниях свидетелей и потерпевших встречаются ошибки, делать вывод, что этот источник информации вообще ненадежен?

Задача 341●. Какие из следующих признаков могут рассматриваться как симптомы будущих психопатических изменений и почему?

Плохое поведение в школе, пропуски уроков, неблагополучная семейная жизнь, конфликты на работе, злоупотребление алкоголем, тяготение к наркотикам, неоднократные аресты и приводы, жизнь за чужой счет, отсутствие друзей, бродяжничество, присвоение вымышленных имен, лживость, безрассудные поступки, садизм в сексуальных отношениях, жестокость, правдолюбие, пессимизм, нетерпимость к другим, тревожность, мнительность, капризность, злоупотребление в еде, отсутствие любви к детям, грубое обращение с животными, неаккуратность, скрупулезность, эффективность, затруднение выработки "тормозов", шумливость, подвижность, поведенческая неустойчивость, педантичность, скупость, жестокость, религиозный фанатизм, внушаемость, вероломство, борьба за справедливость, мелкое воровство.

Задача 342●. Ниже приведен отрывок из повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". Определите тип

206

психопатии Фомы Опискина, укажите на проявления характерных признаков.

...Теперь прошу вообразить Фому Фомича, которому приказали явиться, угрожая силою в случае отказа.

- Мои ли уши слышали такую угрозу, полковник? - возопил Фома, входя в комнату. - Так ли мне передано?

- Твои, твои, Фома, успокойся, - храбро отвечал дядя. - Сядь; поговорим серьезно, дружески, братски. Садись же, Фома.

Фома Фомич торжественно сел на кресло. Дядя быстрыми, нервными шагами ходил по комнате, очевидно, затрудняясь, с чего начать речь...

- Видишь, Фома, мы не сходимся в некоторых пунктах ... , да, именно в некоторых пунктах, и потому, Фома, не лучше ли, брат, расстаться? Я уверен, что ты благороден, что ты мне желаешь добра, и потому... Но что долго толковать! Фома, я твой друг во веки веков и клянусь в этом всеми святыми! Вот пятнадцать тысяч рублей серебром: это все, брат, что есть за душой, последние крохи наскреб, своих обобрал. Смело бери! Я должен, я обязан тебя обеспечить! ...Поезжай-ка в наш городишко, Фома, всего десять верст; там есть домик за церковью, в первом переулке, с зелеными ставнями, премиленький домик вдовы-попадьи, она продаст. ...Поселись-ка там, подле нас...

Долгое время царствовало глубокое молчание. Фома сидел в креслах, как будто ошеломленный, и неподвижно смотрел на дядю, которому, видимо, становилось неловко от этого молчания и этого взгляда.

- Деньги! - Проговорил наконец Фома каким-то выдавленно-слабым голосом, - где же они, где эти деньги?..

- Вот они, Фома: последние крохи, ровно пятнадцать, все, что было... вот!

- Гаврила [слуга]! возьми себе эти деньги, - кротко проговорил Фома, - они, старик, могут тебе пригодиться. - Но нет! - вскричал он вдруг, с прибавкою какого-то необыкновенного визга и вскакивая с кресла, - нет! дай мне их сперва, эти деньги, Гаврила! дай мне их! дай мне их! дай мне эти миллионы, чтоб я притопал их моими ногами, дай, чтоб я разорвал их, оплевал их, разбросал их, осквернил их, обесчестил их!... Мне, мне предлагают деньги! подкупают меня, чтоб я вышел из этого дома! Я ли это слышал? я ли дожил до этого последнего бесчестия? Вот, вот они, ваши миллионы! Смотрите: вот, вот, вот и вот! Вот как поступает Фома Опискин, если вы до сих пор этого не знали, полковник!

И Фома разбросал всю пачку денег по комнате. Замечательно, что он не разорвал и не оплевал ни одного билета, как похвалялся сделать; он только немного помял их, но и то довольно осторожно.

...Поступок Фомы произвел на дядю настоящий столбняк. В свою очередь он стоял теперь перед ним неподвижно, бессмысленно, с разинутым ртом. Фома между тем поместился опять в кресло и пыхтел, как будто от невыразимого волнения.

- Ты возвышенный человек, Фома! - вскричал, наконец, дядя, очнувшись, - ты благороднейший из людей!

207

- Это я знаю, - отвечал Фома слабым голосом, но с невыразимым достоинством.

- Фома, прости меня! Я подлец перед тобой, Фома!

- Да, передо мной, - поддакнул Фома.

- ...На коленях, на коленях готов просить у тебя прощения, Фома, и если хочешь, стану перед тобой на колени...

- Не надо мне ваших колен, полковник!

- ...Но назови же, скажи, чем могу, чем в состоянии я загладить эту обиду? Научи, изреки...

- Ничем, ничем, полковник! И будьте уверены, что завтра же я отрясу прах с моих сапогов на пороге этого дома.

И Фома начал подыматься с кресла. Дядя, в ужасе, бросился его снова усаживать.

- Нет, Фома, ты не уйдешь... или я пойду за тобой на край света, и все буду идти за тобой до тех пор, покамест ты не простишь меня...

- Вас простить? вы виноваты? - сказал Фома... - Понимаете ли вы, что теперь одной минутой вы отравили ядом все те прошедшие куски, которые я употребил в вашем доме. Вы попрекнули меня сейчас этими кусками... вы мне доказали теперь, что я жил как раб в вашем доме, как лакей, как обтирка ваших лакированных сапог! А между тем я, в чистоте моего сердца, думал до сих пор, что обитаю в вашем доме как друг и брат... О, как разбили вы мое сердце! Благороднейшими чувствами моими играли... Давно-давно, полковник, я уже предвидел все это, ... вот почему я уже давным-давно задыхаюсь от вашего хлеба, давлюсь этим хлебом! вот почему меня давили ваши перины, давили, а не лелеяли! вот почему ваш сахар, ваши конфеты были для меня кайеннским перцем... Нет, полковник! живите один, благоденствуйте один и оставьте Фому идти своею скорбной дорогою, с мешком на спине...

- ...Прости, прости, Фома! забудь!.. - повторял дядя умоляющим голосом.

- "Прости"! ...Ну хорошо, положим, что я вас и прощу: я христианин; я не могу не простить; я и теперь уже почти вас простил. Но решите же сами: сообразно ли будет хоть сколько-нибудь со здравым смыслом и благородством души, если я хоть на одну минуту останусь теперь в вашем доме? Ведь вы выгоняли меня!

- Сообразно, сообразно, Фома! уверяю тебя, что сообразно! ...Я заслужу, Фома, я заслужу опять твою дружбу, клянусь тебе!

- ...Нет, полковник, чтоб сравниться со мной, вы должны совершить теперь целый ряд подвигов... вы... не хотели исполнить самую пустейшую, самую ничтожнейшую из просьб, когда я просил сказать мне... "ваше превосходительство"... Отвечайте решительно и немедленно: достоин иль нет? Я хочу посмотреть ваш ум, ваше развитие.

- За честность, за бескорыстие, за ум, за высочайшее благородство души - достоин! - с гордостью проговорил дядя.

Задача 343●. Гегель в ответ на указание некоторого несоответствия его философской теории с действительностью сказал: "Тем

208

хуже для действительности". На какой тип акцентуации характера могут указывать подобные высказывания? Почему Э. Кречмер сравнивал этот тип акцентуации с римскими виллами, стены которых скрыты от яркого солнца, но "в сумерках их внутренних покоев справляются царственные пиры"?

Задача 344●. Какой тип шизоидности называют "сплавом стекла и резины", а какой характеризуют как "преступное бесстрастье"? Почему такие разные характеры относятся к шизоидному типу? Назовите, по каким характеристикам происходит заострение.

Задача 345●. О каком типе акцентуации, на ваш взгляд, говорится в следующих исторических фрагментах? Выделите в тексте ключевые характеристики, указывающие на него.

  1. В журнале "Невинное упражнение" за 1763 г. неизвестный автор в "Письме о нежных, великодушных и бескорыстных чувствованиях" среди прочих тиров описывает людей, которые, "чтобы сделать почтеннее себя в собственных глазах, представляют сами себе с увеличением для друзей свои чувствования", хотят быть любимыми с "великой горячностью": для них "удовольствие удивления приятнее всех последующих удовольствий"; они "изображают дружбу живейшим цветом, однако ложным".
  2. В 1777 г. первый русский профессор медицины С. Г. Зыбелин в "Слове о сложениях тела человеческого" в картине холерического темперамента обнаруживает у людей следующие черты характера: они "часто слишком щедры и великодушны из тщеславия и для снискания чести... власти над собой, наставления и увещевания не терпят, но сами повелевать всячески ищут: любят похвалу, хотя иногда скрытно".
  3. В 1782 г. в журнале "Московское издание" Н. И. Новиков описывает душевные особенности юноши, который, "возбужденный бесконечным самолюбием... истиною почитает токмо то, что он чувствует и чем услаждается, а что не благоприятствует его чувствам, то приемлет он за выдумку".

Задача 346●. Прочитайте приведенный отрывок из "Ревизора" Н. В. Гоголя и опишите тип акцентуации Хлестакова. Сравните его с поведением другого литературного "враля" - барона Мюнхгаузена. В чем сходство и различие этих характеров в рамках одной и той же акцентуации?

Хлестаков. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки... Ну конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: "Приходи, братец, обедать!" Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: Это вот так, это вот так! А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только - тр, тр... пошел

209

писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: "Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу"... Я не люблю церемонии. Напротив, я даже всегда стараюсь проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: "Вон, говорят, Иван Александрович идет!" А один раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уж офицер, который мне очень знаком, говорит мне: "Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего"...

Анна Андреевна. Скажите, как!

Хлестаков. С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: "Ну что, брат Пушкин?" - "Да так, брат, - отвечает, - бывало, так как-то все..." Большой оригинал.

Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?

Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: "Женитьба Фигаро", "Роберт-Дьявол", "Норма". Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: "Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь". Думаю себе: "Пожалуй, изволь, братец!" И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, "Фрегат Надежды" и "Московский Телеграф"... все это я написал.

Анна Андреевна. Скажите, так это вы были Брамбеус?

Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.

Анна Андреевна. Так, верно, и "Юрий Милославский" ваше сочинение?

Хлестаков. Да, это мое сочинение.

Анна Андреевна. Я сейчас догадалась.

Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это г. Загоскина сочинение.

Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.

Хлестаков. Ах да, это правда: это точно, Загоскина; а есть другой "Юрий Милославский", так тот уж мой.

Анна Андреевна. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!

Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. (Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.

Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы!

Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из

210

Парижа; откроют крышку - пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели... Иной раз и министр... Мне даже на пакетах пишут: "Ваше превосходительство". Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, - куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено... "Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!" Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю дойдет до государя... "Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю: я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я..." И точно: бывало, как прохожу через департамент - просто землетрясение; все дрожит и трясется как осиновый лист... Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: "Я сам себя знаю, сам". Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш... (Поскальзывается и чуть-чуть не шлепается на пол, но с почтеньем поддерживается чиновниками.)

Задача 347●. Проанализируйте приведенные отрывки. В каких из них (и почему) можно рассматривать альтруизм как черту характера?

  1. Ф. М. Достоевский никогда не выходил из дому без мелких денег для раздачи нищим, что, однако, не всегда одобряла его жена Анна Григорьевна, на плечи которой была возложена забота о бюджете и благополучии семьи.
  2. Выдающийся гуманист нашего времени А. Швейцер для поддержания своей миссионерской деятельности в Ламбарене был вынужден периодически возвращаться к профессии органиста, что приносило ему доход, позволяющий и дальше следовать своему предназначению.
  3. Известный американский психотерапевт Э. Шостром сознается, что он, как некая промежуточная стадия между психологом и бизнесменом, переживает глубокий душевный конфликт, связанный с физической невозможностью оказать помощь всем нуждающимся.

Задача 348●. Проанализируйте тип характера, рассмотренный Э. Фроммом. Какой ориентацией отличается данный характер? Выделите ее ключевые признаки.

Человек, обладающий такой ориентацией характера, полагает, что "источник всех благ" находится во внешнем мире, и считает, что единственный путь обрести желаемое - будь то нечто материальное или

211

какое-то чувство, любовь, знание, удовольствие - это путь получения извне. В этом случае проблема любви почти исключительно сводится к тому, чтобы "быть любимым", а не любить самому. Такие люди неразборчивы в выборе любовных партнеров, поскольку быть любимым для них настолько захватывающее переживание, что они отдаются любому, кто дает им любовь или, по крайней мере, нечто похожее на любовь. В сфере мышления ориентация характера проявляется аналогичным образом. Если такие люди умны, они будут лучшими слушателями, поскольку их ориентация связана с поглощением идей, а не с выработкой их; предоставленные самим себе, они чувствуют себя несостоятельными. Таким людям свойственно искать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию, вместо того чтобы приложить хотя бы минимум усилий и получить ее самостоятельно.

Если же такие люди религиозны, то их понимание Бога таково, что все, что они ожидают, они ожидают от Бога, а не от собственной деятельности. К руке дающей они всегда испытывают особое чувство преданности и вечно испытывают страх ее потери. Но поскольку они нуждаются в поддержке многих, чтобы чувствовать себя в безопасности, то они вынуждены проявлять преданность к большинству людей. Им трудно сказать "нет", и они легко, в подтверждение своей преданности, дают обещания, что делает их в высшей степени зависимыми от других. Они зависимы не только от родителей и авторитетов в делах знания, но и вообще от людей, оказывающих им хоть какую-то поддержку. В одиночестве они чувствуют себя совсем потерянными, ибо не в состоянии ничем заниматься без посторонней помощи. Эта беспомощность сказывается именно в тех делах, которые по самой своей природе требуют самостоятельности: принятие решения и несение ответственности за него.

В целом люди с данной ориентацией обладают оптимистическим мировоззрением и дружелюбием. Они испытывают определенное доверие к жизни, но впадают в состояние тревоги и даже бездумия, если "источник их поддержки" находится под угрозой. Они часто бывают искренне сердечны и испытывают искреннее желание помочь другим, но помощь другим предполагает определенную поддержку со стороны тех, кому она направляется.

Задача 349●. Предположите тип характера у литературных героинь.

Эмма Бовари, Анна Каренина, Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Ирен Форсайт, Джен Эйр, Анжелика, Катерина Измайлова, Сонечка Мармеладова, Людоедка Эллочка, миледи де Винтер, Нора, Коробочка, мисс Марпл, Клеопатра.

Задача 350●. Ниже перечислены разнообразные характеристики поведения. Определите, людям с какими акцентуациями характера они могут быть свойственны.

Любовь к экстравагантной одежде, эскапизм, богатая экспрессия, недостаток воли, склонность к "умственной жвачке", тяга к азартным играм

212

и риску, чувствительность, наклонность к пафосу, патетика в речи, красочные сновидения, уход в себя, отсутствие эмпатии, тяга к одиночеству, бесстрастность, тревожность, консервативность, отсутствие застенчивости, осторожность, равнодушие, чувство собственной недостаточности, сильная привязанность к объекту любви, напряженность инстинктивной сферы, обжорство, повышенная сексуальность, тенденция к выбору старших по возрасту друзей, подозрительность, агрессивность, тревожная футуристическая направленность, мечтательность, "бегство в болезнь", ипохондрия, легкая раздражимость, быстрая смена настроений, ревность, утомляемость, аффективные вспышки, нетерпеливость, склонность к вере в ритуалы и амулеты, эмоциональная холодность, трусость, склонность к дисфориям, суеверность, инертность психики, брызжущая энергия, неразборчивость в выборе знакомств, домоседство, низкая работоспособность, гневливость, глубина настроений, быстрая отвлекаемость, быстрая переключаемость, непрочные привязанности, необязательность, легкая адаптация к незнакомой обстановке, поиск в других "психотерапевта", маломотивированная смена настроений, тенденция к лидерству, хвастливость, хорошая интуиция, лживость, слезливость, картинные всплески "отчаяния", избегание трудностей.

Задача 351●. Попробуйте предположить, какие особенности и акцентуации характеров способствовали бы выбору и осуществлению названных видов деятельности.

Учитель математики, хирург, драматический артист, слесарь в домоуправлении, художник-абстракционист, поэт, продавец, вышибала в баре, рекламный агент, шпион, приемщик стеклотары, парикмахер, часовщик, водитель трамвая, проститутка, шоумен, портниха, фельдшер "скорой помощи", вор-карманник, философ, тренер по каратэ, клоун, ювелир, преподаватель музыки, карточный шулер, лесничий, спасатель на лодочной станции, следователь, садовод, дизайнер.

Задача 352●. Выделите из фрагмента романа Ф. С. Фицджеральда "По эту сторону рая" отношения к миру, другим людям, самому себе. В чем специфика этих отношений? Какому типу акцентуированных характеров они свойственны? Как бы вы обобщенно назвали автора памфлета?

Эмори с чувством легкого презрения сторонился университетских преподавателей, которые для завоевания популярности чуть ли не каждый вечер приглашали к себе студентов и потчевали их пресными эпиграммами и рюмочкой шартреза. И еще его поражало сочетание доктринерства и полной неуверенности в подходе к любой научной теме; эти свои взгляды он воплотил в коротенькой сатире под заглавием "На лекции" и уговорил Тома поместить ее на страницах "Журнала Нассау":

213

День добрый, шут... Который раз
Ты лекцией терзаешь нас
И, рассуждая, как всегда,
Речешь миропорядку "да".
Внимая словесам твоим,
Мы, сто баранов, мирно спим...
Считается, что ты учен:
Из пыльных книг былых времен
От трепета ни мертв, ни жив
И ноздри плесенью забив,
Вынюхивал ты матерьял,
Сверял, выписывал, кропал,
С колен в восторге встал потом
И вычихнул толстенный том...
А мой сосед, чей взгляд тяжел,
Зубрила-мученик, осёл,
Подлиза и любимчик твой,
Склонясь с почтеньем головой,
Тебе сюскюнет, что вчера
Читал всю ночь он до утра
Твою стряпню... Как тем польщен
Ты будешь! Вундеркиндом он
Прикинется, и властно труд
Вновь призовет к себе зануд.
Двенадцать дней тому назад
Ты возвратил мой реферат -
Узнать я из пометок мог,
Что я наукой пренебрег,
Что я от логики ушел
И зубоскальство предпочел.
"У вас сомненья в этом нет?"
И "Шоу - не авторитет!"
Но ведь зубрила, хоть и скор,
Тебе подсунет худший вздор.
Эстет, какую благодать
Вкушаешь ты, когда пахать
Начнет Шекспира, впавши в жар,
Пронафталиненный фигляр!
Твой здравый смысл и строг и чист,
О правоверный атеист,
И если радикал начнет
Вещать, то ты раззявишь рот.
Кичась идейной широтой,
И в церковь ты зайдешь порой,
В почете у тебя, педант,
Равно и Вильям Бус и Кант.

214

Живешь ты долгие года,
Уныло повторяя "да".
...Ура, счастливчики, - звонок!
И топотом двух сотен ног
Твои слова заглушены.
Нет больше сонной тишины,
И вмиг забудет наш отряд
Зевок, которым ты зачат.

Задача 353●. Воспользуйтесь идеями и терминологией Э. Кречмера и определите характер следующих литературных персонажей.

Фальстаф, Санчо Панса, Гаргантюа, мистер Пиквик, Карлсон, Дон Кихот, Баба-яга, Винни-Пух, Пятачок, Маугли, Фантомас, Тарзан, Квазимодо, Карабас-Барабас, Дуремар, Шариков, Воланд.

Задача 354●. Из приведенного списка выделите факторы, относящиеся к ядерной, краевой и органической психопатии.

Сифилис и алкоголизм в роду, зачатие в пьяном виде ("дети субботы", по выражению французских авторов), родовые травмы, неблагоприятное внутрисемейное окружение, длительные психические травмы, нерезко выраженные поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза, черепно-мозговые травмы, "цепочки" инфекций и интоксикаций, соматические заболевания.

Задача 355●. Ниже приведены факторы, влияющие на воспитание характера. Какие из них, на ваш взгляд, эффективны, а какие - нет?

Подражание, внушение и самовнушение, наказание, поощрение, убеждение, идентификация, эмпатия, рефлексия, мировоззрение, личностная направленность, играние социальных ролей.

Задача 356●. Вам, наверняка, известны захватывающие газетные и журнальные материалы, свидетельствующие о том, что разлученные и воспитывающиеся порознь (даже в разных странах и культурах) близнецы обнаруживают удивительное сходство в привычках, взглядах, принадлежности к партиям и религиозным конфессиям, выборе профессии, местожительства, внешности супругов, количестве детей, породе домашней собаки, любимых цветах, моделях одежды, блюдах и сортах вина. Попробуйте критически оценить и объяснить это "магическое" сходство. Свидетельствуют ли данные факты об абсолютном, тотальном воздействии наследственности и незначительном влиянии среды?

Задача 357●. Идея, согласно которой различия в интеллекте, нравственности, характере наследуются, была важной темой в

215

литературе XIX в. В английской литературе ее величайшими выразителями были Ч. Диккенс и Дж. Элиот. Э. Сю и Э. Золя использовали те же темы, чтобы показать решающее влияние наследственности на социальные различия и характер.

Вспомните, что герой Ч. Диккенса Оливер Твист с самого рождения воспитывался в работном доме, самом ужасном и жалком социальном институте XIX в., где он "вместе с двадцатью или тридцатью другими юными нарушителями закона о бедных по целым дням копошился на полу, не страдая от избытка пищи или одежды". Тем не менее с ранних лет он был олицетворением доброты, честности и нравственности, не говоря уже о его грамотной речи и превосходном произношении. Всем этим он резко отличался от юного Джека Даукинса по прозвищу Ловкий Плут, получившего то же воспитание, но являющего собой столь низкий и омерзительный экземпляр английского оборванца, какой только можно себе представить. Причина этих различий (что и является основной тайной романа) в благородном происхождении Оливера.

Еще более ярким примером является герой Дж. Элиота Даниэль Деронда. Будучи приемным сыном английского баронета, он проводит свое время в играх и праздных, но благородных забавах, свойственных молодым людям его класса. Но в 21 год он по непонятным причинам увлекается древнееврейской философией и влюбляется в еврейскую девушку. Читатель не особенно удивляется, когда узнает в конце книги, что Даниэль на самом деле сын известной еврейской актрисы.

Возможно ли в жизни существование подобных сюжетов? Наследуется ли характер? Что, на ваш взгляд, перевешивает в развитии характера - влияние наследственности или средовые факторы?

Задача 358●. Попробуйте определить, что в характере Кассия пугает Цезаря? Какой тип характера можно предположить у Кассия?

Хочу я видеть в свите только тучных,
Прилизанных и крепко спящих ночью.
А Кассий тощ, в глазах холодный блеск.
Он много думает, такой опасен...
Он слишком тощ! Его я не боюсь;
Но если бы я страху был подвержен,
То никого бы так не избегал,
Как Кассия. Ведь он читает много
И любит наблюдать, насквозь он видит
Дела людские; он не любит игр
И музыки, не то что ты, Антоний.
Смеется редко, если ж и смеется,
То словно над самим собой с презреньем

216

За то, что не сумел сдержать улыбку.
Такие люди вечно недовольны,
Когда другой их в чем-то превосходит,
Поэтому они весьма опасны...
(У. Шекспир)

Задача 359●. Э. Берн, исходя из идеи трехслойности человеческого зародыша (внутренний слой, дающий систему внутренних органов; средний, из которого впоследствии разовьются мускулы; внешний, создающий мозг), использовал следующие названия для типов (формирующегося характера: висцеротонический (от viscera - внутренние органы живота) эндоморф (ender - внутренний), соматотонический (от soma - телесная ткань) мезоморф (mesium - средний), церебротонический (от cerebrum - мозг) эктоморф (ectit - внешний). Это значит, что люди могут быть наделены преимущественно "пищеварительной установкой", "мускульной установкой" или "мозговой установкой" в поведении. Познакомьтесь с данными Э. Берном описаниями. Чью не менее известную типологию она вам напоминает? Найдите противоречия в этой и подобных классификациях.

Висцеротонический эндоморф. Если человек относится скорее к толстому типу, чем к широкому или длинному, то он выглядит округлым и мягким, с большой грудной клеткой, но еще б́ольшим животом. Чувствуется, что есть ему удобнее, чем дышать. У него широкое лицо, короткая, толстая шея, объемистые бедра и руки от локтя до плеча, но маленькие ладони и ступни. Грудные мышцы его развиты чрезмерно, и общий вид у него, как будто его надули наподобие детского шарика. Кожа у него мягкая и гладкая, и, когда он лысеет, что случается с ним обычно весьма рано, то волосы прежде всего выпадают на макушке.

Лучший образец этого типа - веселый, крепко сколоченный, краснолицый коротышка-делегат, с сигарой во рту, всегда выглядящий так, как будто его вот-вот хватит удар. Хороший делегат получается из него по той причине, что ему нравится общаться с людьми, участвовать в банкетах, общих купаниях и торжественных заседаниях; у него легкий нрав, ласковое обхождение, и чувства его легко понятны.

Брюхо его велико, потому что набито внутренностями. Он любит поглощать всевозможные вещи: еду, а также расположение и одобрение ближних. Хорошо провести время означает для него посидеть на банкете с людьми, которым он нравится. Общаясь с человеком этого рода, важно понимать его натуру. Нет большей ошибки, чем принимать его поведение за чистую монету. Такой человек частенько подшучивает над собой, когда бывает в хорошем настроении. В подобных случаях благоразумно ограничиться вежливой улыбкой, но от смеха воздержаться, потому что в другой раз, когда он будет настроен дурно, каждый смеявшийся будет его раздражать, хотя он сам и вызвал смех своей шуткой.

217

Соматотонический мезоморф. Если человек определенно принадлежит к широкому типу, а не к толстому или длинному, то он выглядит грубовато и набит мускулами. У него обычно большие руки и ноги, грудная клетка и живот твердые и правильной формы, причем грудь больше живота. Чувствуется, что ему легче дышать, чем есть. Лицо у него костистое, плечи широкие, а подбородок квадратный. Кожа толстая, шероховатая и упругая, легко загорает. Если он лысеет, то лысина обычно начинается со стороны лба.

К этому типу принадлежат... "люди действия". Из них выходят хорошие телохранители и строительные рабочие. Они любят "выкладываться". У них сильная мускулатура, и они охотно ею пользуются. Они стремятся к приключениям, физическим упражнениям, дракам и любят во всем одерживать верх. Они смелы и бесцеремонны; им нравится подчинять себе людей и вещи. Зная, что доставляет удовольствие человеку этого рода, нетрудно понять, почему он может оказаться несчастным в некоторых ситуациях.

Церебротонический эктоморф. Если человек определенно принадлежит к длинному типу, то у него тонкие кости и мускулы. Плечи его обычно сутулятся, у него плоский живот со втянутым желудком и длинные ноги. Шея и пальцы у него длинные, а лицо продолговато и по форме напоминает яйцо. Кожа тонкая, сухая и бледная; он редко лысеет. Вид у него, как у рассеянного профессора, каковым он часто и является.

Люди этого рода порывисты, но предпочитают беречь свою энергию и не особенно подвижны. Такой человек ведет себя спокойно и старается держаться подальше от разных историй. Хлопоты раздражают его, и он избегает осложнений. Друзья понимают его с трудом. Он одинаково порывист в своих движениях и чувствах, Поняв, насколько он раним, часто удается помочь ему выстоять в этом общительном и агрессивном мире эндоморфов и мезоморфов.

Задача 360●. Познакомьтесь со школьными типами, выделенными П. Ф. Лесгафтом. Соотнесите их с современными типами акцентуированных характеров.

  1. Честолюбивый тип. Дети этого типа всегда отличаются выраженным чувством собственного достоинства. Ребенок смотрит прямо, говорит уверенно, если что-то не понимает, не стесняется хорошенько расспросить. Он спокойно предоставляет лицемеру лезть вперед и охотнее выражает свое желание ответить тогда, когда другие не могли или же не выказали намерения ответить. Ребенок почти исключительно занят учением, хотя при случае не прочь показать, что знает свое дело и что все это ему дается легко. Он редко занимается при других в классе, но может настойчиво готовиться наедине, чтобы потом блистать при всех. Всякая неудача приносит такому ребенку много горя. Оскорбление и наказание, особенно если в них существует хотя бы тень несправедливости, могут заставить этого ребенка совершенно бросить дело, впасть в полную апатию и даже дойти до самоубийства. Главное стремление такого ребенка - отличиться, быть первым в своем классе и распоряжаться другими. Однако они не годятся для этой роли, так как относятся обыкновенно пристрастно к своим противникам и ни за что не признают их первенства. Соперников не терпят, да и вообще обыкновенных людей мало ценят и по возможности пользуются ими для выполнения своих замыслов. Разговоры их всегда типичны, они всегда спорят чужими словами, все решают изречениями авторитетов, которые удержаны только памятью, но высказываются с большим апломбом и якобы самостоятельно.

218

  1. Мягко-забитый тип. Ребенок забит не строгими взысканиями и наказаниями, не розгой, а внешней, животной лаской. Этот тип особенно распространен в женских закрытых заведениях. В школе такой ребенок стесняется новой обстановки, подражает другим. Принужденный сделать что-нибудь самостоятельно, оказывается обыкновенно очень неловким, неумелым, слезливым. Плачет он, как 3-4-летний ребенок, с криком и воем, закрывая глаза тыльной стороной руки и распуская слюни из раскрытого рта. Когда он входит в школьное стадо, им управляет лицемер или честолюбец, а защищает добродушный. Действия его целиком зависят от покровителя. К занятиям относится равнодушно, исполняя все сказанное, но лениво, с зевком. В проступках легко сознается и так же легко указывает на зачинщиков, поэтому он ненадежный товарищ. Холодный и равнодушный, он, в сущности, никого не любит, а только прицепляется к кому-нибудь. Оставленный один, он совершенно теряется. Наедине с собой всегда скучает и сам никогда не способен приискать себе занятия или увлечения. Все неудачи ставят его в тупик и справиться с ними без посторонней помощи он не может. Исполнять обещанное, терпеть страдания или неудобства он не умеет. Он трус при строгом обращении, но делается капризным и подражательно-требовательным при противоположных условиях. Оставшись без надзора, он неумерен во всем и никогда не принимает в расчет требований других.
  2. Злостно-забитый тип. В школе отличается неразговорчивостью, настойчивой молчаливостью, стесняющимся, конфузливым видом, иногда у него прорываются резкие бесцельные движения, особенно когда он думает, что на него никто не смотрит. Смотрит сбоку, исподлобья. Товарищей то сторонится, то как бы нечаянно толкнет или щипнет кого-нибудь. К занятиям относится равнодушно, если можно - пропускает. Ко всем окружающим относится подозрительно, на проявления нежности отвечает резким, отталкивающим движением и даже бегством. Обидчив и лжив. В товариществе сходится с однородным типом, соединясь более для взаимной защиты, чем для искренних дружеских отношений. Своего товарища не выдаст даже под наказанием и угрозами, и вообще выдерживает наказания с завидным терпением и стойкостью. Часто берет под свое покровительство какое-нибудь животное, с которым охотно делит все, что имеет. Но в то же время часто выбирает себе дикие развлечения: мучит, истязает животных, наносит оскорбления и вред надзирателям, давит мелких животных, отрывает лапы и крылья у насекомых, "вешает" кошек, "казнит" собак, и чем сильнее страдание животного, тем больше удовольствия испытывает его виновник, тем сильнее его возбуждение. Вообще всегда не прочь что-нибудь испортить, разрушить, сжечь. Все игры и занятия связаны с поиском сильных ощущений: накуриться махоркой, чтобы в ушах звенело, объесться чем-нибудь, даже съесть клопа или муху. Любит азартные зрелища, драки.

219

  1. Угнетенный тип. Отличается бледностью, слабостью, скромностью, тихим и смирным нравом. Весьма трудолюбив, постоянно занят и всегда сосредоточен, будто ищет работу или занимается ею. Он отделяется от товарищей, чтобы наедине заняться своим делом. Он никогда не выходит вперед, а всегда остается в последних рядах. В играх и развлечениях почти не принимает участия; так же скромно выражает свою радость, как подавляет свое горе; он не легко плачет и не выражает своей скорби внешними проявлениями. Всякая похвала и отличие стесняют его и заставляют спрятаться, уйти. Отличается искренностью и откровенностью, всегда везде видит свои недостатки и неумение, во всех неудачах обвиняет себя. Ласки не терпит и всегда удаляется от нее. Себя он ни в каком случае не жалеет, не останавливается ни перед какими препятствиями, если их можно преодолеть трудом. Стойкость и настойчивость его громадны; лишения, бедность, страдание, нужда никогда его не остановят, так как он может ограничить свои требования до самых крайних пределов. К товарищам относится мягко и нетребовательно, всегда защищает их и старается объяснить их поступки в лучшую сторону. Он надежный товарищ. К страждущим и оскорбленным относится с участием, не жалея собственных сил для помощи и утешения. Все для себя необходимое он в состоянии сделать сам, никогда не унывая в случае неудачи.

Задача 361★. Ниже приведены фрагменты нескольких стихотворений. Как вы считаете, можно ли по продуктам творческой деятельности человека делать предположения о возрасте, состоянии здоровья, особенностях характера и т.д. автора? Попробуйте предположить возможный тип акцентуации характера их авторов. Что именно на него указывает?

1.

В одной из брызг, застывших на мгновенье,
мы увидали скаты водопада,
сухой земли унылый катехизис,
уступы гор и рыжую саванну,
гортань скворца
и драку скорпионов,
набег валов на океанский берег,
пятно мазута, молнии кустистой
разряд в ночи над Южно-Сахалинском,
над Сциллой и Харибдой...
К Геллеспонту стремниной узкой
ящик из-под мыла
бесстрашно мчался, возбуждая воду
к процессу стирки,

220

словно сам был мылом...
пока не скрылся в синих пузырях...
(Потом все скрылось.)

2.

Он сбросил вымокшее в Океане
и, влагу одеянья
вернув пескам, развесил остальное;
и жаждущим касаньем
язык дневного зноя
расправил складки, пробежав по тканям,
припал к ним, и высасывает солнце
волну величиною с волоконце...

3.

А будут дни, угаснет и печаль,
И засинеет сон воспоминанья,
Где нет уже ни счастья, ни страданья,
А только всепрощающая даль...

4.

И вот сентябрь настал в ее честь -
Для нее животворна осень,
Лишь бы вновь предпочесть
Облетевшие листья и пламя в камине.
Что ж - отдам и сентябрь я, и месяц за ним
Ей, танцующей с собственной тенью,
Ей, оставившей в жизни моей смысл весны
И опустевшие стены.
Я и год подарю за бессчетные дни,
За смятенье и счастье в пылу их -
И в мой дождь ее ливни волос вплетены,
И весь Лондон в наших поцелуях...\

5.

Ничтожеству во сне
Приснилось, что оно есть нечто
И что-то вспыхнуло,
И заметалось пламя,
Слепою искореженное мукой.
Ничтожество, проснувшись, грело спину
У пламени, пылавшего во сне.
Своею близорукою спиною
Оно не видело, какие муки
И сколько их испытывало пламя.
Ничтожество опять забылось сном
И видело во сне, что есть оно ничто...
Погасло пламя,
Мука стала зрячей,
Но и ее блаженством затопило...

221

Задача 362★. Попробуйте "перевести" на язык современной терминологии, касающейся акцентуированных характеров и психопатий, следующие взятые из исторических изданий выражения.

"Необычные натуры" (немецкий психиатр Ридель), "угрожаемые структуры" (по Байеру), "своеобразные личности" (по Гейнцу), "натуры с неудачным сочетанием личностных свойств", "дискордантно-нормальные" (по Кану), "люди внешней формы" (по Люксенбургеру), "истерики развития" (Крепелин), "социопаты" (О'Нейл), "моральные помешанные" (Причард), "моральные метисы" (Морель).

Задача 363★. Опишите тип акцентуации Отелло. В чем трагедия лиц с этим типом акцентуации и психопатии? Поясните суть феномена патологической ревности. Поясните, что имел в виду Ф. М. Достоевский, когда в "Братьях Карамазовых" заметил, что ревнивцы скорее других прощают, но никогда не успокаиваются, причем люди с самыми "высокими сердцами" падают наиболее низко в грязь подозрительности и выслеживания. Сравните Яго и Отелло. Можно ли согласиться с А. С. Пушкиным, что Отелло вовсе не ревнив, а доверчив? Почему в рамках современного психоанализа главным ревнивцем в пьесе У. Шекспира считают Яго, а не Отелло?

Задача 364★. Проанализируйте приведенные фрагменты и определите специфику характера. Как вы считаете, что является предпосылкой формирования именно такой ориентации характера? Попробуйте сравнить между собой позиции "Я есть то, что я делаю" и "Я таков, каким вы хотите меня видеть". Какая из них больше подходит к героям отрывков?

  1. Г. Ибсен пишет, что его Пер Гюнт, пытаясь найти себя, обнаруживает, что он подобен луковице, в которой много слоев, но нет сердцевины. Поскольку человеку невозможно жить вне самоидентификации, он должен самоутверждаться, опираясь на мнение о нем других, а не на собственные силы. Его престиж, статус, успех, факт, что его знают как такого-то и такого-то, - все это заменяет его подлинное чувство самоидентификации. Такое положение делает его крайне зависимым от того, как смотрят на него другие, и заставляет его играть именно ту роль, в которой он пользуется наибольшим успехом. Логика характера такова, что если я и мои силы существуем порознь, тогда, безусловно, мое "Я" утверждается той ценой, которую мне дают.
  2. В современной экономической ситуации каждый включен в одну и ту же конкурентную битву, разделяет те же стремления к успеху, что и его конкурент. Конкурентный и поверхностный характер отношений внушает многим иллюзорную надежду, что глубину и силу чувств можно найти в любви. Но любовь к себе и любовь к другому нераздельны; одиночество, к которому приговорен человек с этим типом ориентации, не может вылечиться любовью.

222

Такой ориентацией охвачена не только сфера чувств, но и сфера мышления. Начиная со школы и вплоть до аспирантуры, цель обучения для таких людей состоит в том, чтобы приобрести как можно больше информации. Не интерес к изучаемому предмету, не заинтересованность в познании как таковом, а обеспечение знанием - главное побуждение в получении образования. При этом наблюдается пренебрежительное, скептическое отношение и утверждение в бесполезности мышления. (По О. В. Турусовой)

Задача 365★. Психиатр Куно Фишер, говоря о характере, рассказывал следующую притчу: можно удачно сравнить волю и рассудок с союзом слепого и калеки: слепой взвалил себе на плечи безногого калеку и потащил, следуя его указаниям; таким образом, они совершали путь общими усилиями; воля без рассудка слепа, рассудок без воли - хромой калека. Как вы думаете, аналогию с какими изменениями характера он проводил с помощью этой притчи?

Задача 366★. Ниже приведен фрагмент из романа Дж. Оруэлла "1984". Опишите характер товарища Огилви. Поясните, при каких социальных условиях возможны указанные изменения характера. Можно ли говорить о "типичном характере" нации или государства? Если кардинально изменяются социальные условия, изменяется ли (и как быстро) вслед за ними характер?

В трехлетнем возрасте товарищ Огилви отказался от всех игрушек, кроме барабана, автомата и вертолета. Шести лет - в виде особого исключения - был принят в разведчики; в девять стал командиром отряда. Одиннадцати лет от роду, услышав дядин разговор, уловил в нем преступные идеи и сообщил на дядю в полицию мыслей. В семнадцать стал районным руководителем Молодежного антиполового союза. В девятнадцать изобрел гранату, которая была принята на вооружение министерством мира и на первом испытании уничтожила взрывом тридцать одного евразийского военнопленного. Двадцатитрехлетним погиб на войне. Пролетая над Индийским океаном с важными донесениями, был атакован вражескими истребителями, привязал к телу пулемет как грузило, выпрыгнул из вертолета и вместе с донесениями и прочим ушел на дно... Вся жизнь товарища Огилви была отмечена чистотой и целеустремленностью. Товарищ Огилви не пил и не курил, не знал иных развлечений, кроме ежедневной часовой тренировки в гимнастическом зале; считая, что женитьба и семейные заботы несовместимы с круглосуточным служением долгу, он дал обет безбрачия. Он не знал иной темы для разговора, кроме принципов ангсоца, иной цели в жизни, кроме разгрома евразийских полчищ и выявления шпионов, вредителей, мыслепреступников и прочих изменников.

223

199 :: 200 :: 201 :: 202 :: 203 :: 204 :: 205 :: 206 :: 207 :: 208 :: 209 :: 210 :: 211 :: 212 :: 213 :: 214 :: 215 :: 216 :: 217 :: 218 :: 219 :: 220 :: 221 :: 222 :: 223 :: Содержание