3 :: 4 :: 5 :: Содержание


ВВЕДЕНИЕ

Общая психология - одна из самых интересных, сложных и разнообразных по содержанию учебных дисциплин. Преподавателям всегда хочется, чтобы студенты не просто любили, а действительно знали и понимали ее. Современная же система обучения психологии не всегда ориентирована на то, чтобы студенты формулировали собственные мысли своими словами, проговаривали вслух то, что внутренне кажется им ясным, проигрывали в дискуссии различные варианты ответов на проблемные профессиональные ситуации, спорили, доказывали, аргументировали, критиковали и даже... заблуждались, чтобы потом самостоятельно найти выход из лабиринта собственного незнания. Мы убеждены, что только в активной работе с материалом рождается подлинное понимание, делающее знание именно своим.

В пособии собраны градуированные по условной сложности учебные задачи, направленные на закрепление, расширение и углубление знаний по дисциплине "Общая психология", на развитие навыков свободного оперирования психологическим материалом, стимулирование процессов мышления и собственного эвристического поиска студентов. Эти задания в целом ориентированы на дидактические единицы образовательного стандарта для курса общей психологии и использовались автором на экзаменах, семинарских и практических занятиях со студентами разных уровней подготовленности, мотивированности и владения материалом. Выполняя задания, студенты не только становятся более интеллектуально свободными и эрудированными, но и более уверенными в силе своего ума и логичности своих аргументов.

Задания расположены в пособии по условной сложности.

Более простые и частично формализованные задачи, отмеченные значком ○, ориентируют студентов на применение уже имеющихся знаний: припоминание формулировок, репродукцию освоенной на лекциях или при чтении первоисточников информации и т.д.

3

Задачи посложнее, отмеченные значком ●, требуют оперирования более широким материалом, полученным при самостоятельном прочтении специальной литературы, активной переработки его в операциях обобщения, систематизации, классификации и т.д.

Для тех, кто достаточно свободно владеет материалом всех разделов курса "Общая психология", но хотел бы закрепить навыки оперирования им, "повысить квалификацию", предложены задачи своеобразного "психологического факультатива", помеченные значком ★. Эти задачи смоделированы как творческие: решая их, учащиеся ставятся перед необходимостью искать дополнительную информацию, осуществлять эвристический поиск, строить гипотезы, использовать межпредметные связи, формулировать собственные представления, искать аргументы "за" и "против", осуществлять прямой и обратный ход мысли, рефлексировать собственный путь поиска решения, действовать не только в системе аристотелевой, но и в системе бейесовой логики и т.д.

Такое построение задачника, как убеждает практика преподавания, удобно как для самостоятельной подготовки студентов, так и для учета уровня индивидуальной подготовленности на учебных занятиях. Но независимо от сложности, каждая задача создает для студентов своеобразную микропроблемную ситуацию, иногда не имеющую "правильного" ответа или однозначного решения. Ответ всегда рождается в диалоге студента и преподавателя, студента и автора обсуждаемого текста, самого студента с самим собой и в общей дискуссии на семинаре.

Все задачи объединены в ряд тематических разделов в соответствии с логикой преподавания курса "Общая психология".

Темы I - V включают рассмотрение общенаучных, теоретических, методологических, практических проблем психологии, ее исторических и профессиональных аспектов.

Темы VI - XI связаны с отслеживанием эволюции психики и сознания, определением роли деятельности, общения и знаковых систем в "очеловечивании человека" и анализом личности.

В темах XII - XVII акцент смещен на индивидуально-психологические особенности человека (его темперамент, характер, эмоционально-волевую сферу, способности).

Темы XVIII - XXIII посвящены познавательной сфере субъекта (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание, воображение и творчество).

Какие-то разделы содержат большее, какие-то меньшее количество материала. Такая асимметрия связана с авторской

4

ориентацией на вопросы, концентрирующиеся вокруг человеческой личности, ее психологических проблем, индивидуальных особенностей. Тем не менее обойти вниманием такие существенные (хотя порой и трудные для студентов и "нелюбимые") темы, как эволюция психики и сознания, специфика человеческой активности и деятельности, история, методология и важнейшие теоретические направления психологии, было бы неправильно.

Задачник не выдержан в едином методологическом ключе, поскольку само обучение психологии на современном этапе носит несколько эклектичный характер и предполагает создание индивидуального - "пристрастного" - профессионального отношения к разным подходам и теориям, позволяющего сделать собственный методологический выбор. Поскольку задачи носят "открытый", неформализованный характер, мы решили не публиковать ответы к ним. Нам кажется, что так пособие принесет больше пользы тем студентам и преподавателям, которые действительно хотят знать и понимать психологию.

Автор выражает признательность всем, чьи материалы вошли в пособие и многие годы помогают студентам в постижении психологического знания.

5

3 :: 4 :: 5 :: Содержание