287 :: 288 :: 289 :: 290 :: Содержание

8.2. Процедура психологического исследования
семьи

В процедуре психологического изучения семьи можно выделить два направления. Первое направление реализуется в форме беседы-интервью и состоит из нескольких этапов. Второе направление представлено комплексным экспериментальным изучением проблем семьи.

Рассмотрим содержание первого направления.

Первый этап. Знакомство. Установление контакта и необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

Второй этап. Определение проблемы. Здесь выделяют два подэтапа: определение проблемы со слов родителей и диагностика состояния ребенка.

Третий этап. Формулирование реальных проблем.

Четвертый этап. Определение способов, с помощью которых проблема или проблемы могут быть решены.

Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление понимания проблемы в формулировке психолога.

Первый этап и часть второго этапа (исключая диагностику состояния ребенка) проводятся психологом со всеми присутствующими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, психолог устанавливает доверительный контакт с каждым из ее членов. Специальными приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серьезное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на которые обычно жалуются родители больных детей, чаще всего касаются:

  • - проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания или лечения;

287

  • - взаимоотношений ребенка с матерью (его послушание - непослушание, агрессивность - ласковость, нежность к матери);
  • - отношений ребенка с сибсами (здоровые дети тяготятся больными братом или сестрой, стесняются их);
  • - отношений ребенка с другими детьми в школе, детском саду, на улице (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, они не хотят с ним общаться; показывают на него пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки);
  • - отношений ребенка с дедушкой и бабушкой (в одних случаях бабушка и дедушка жалеют больного ребенка, "заласкивают" его, в других - мать ребенка жалуется на то, что бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком связь; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к бабушке и дедушке);
  • - отношений ребенка с учителем, воспитателем в детском саду, в школе (родители жалуются, что учитель недооценивает, занижает возможности их ребенка);
  • - отношений между матерью и отцом ребенка (треть семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, - неполные);
  • - отношений отца (матери) к ребенку (отвержение или принятие ребенка и полное посвящение себя его проблемам);
  • - оценки матерью (отцом) отношения отца (матери) ребенка к нему и к нормальным сибсам (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.

Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется с помощью соответствующих методик и в рамках известного в отечественной дефектологической науке традиционного подхода. В зависимости от степени выраженности нарушений в интеллектуальной, двигательной, речевой или эмоционально-волевой сферах психолог ставит перед собой задачу по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер формирования личностных черт больного ребенка.

Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к психологу. Эта цель - определение психологом реальной проблемы на основе объективного анализа данных. Практика показывает, что реальная формулировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу.

На четвертом этапе психолог предлагает родителям оптимальные способы решения их проблем. К ним могут быть отнесены:

  • - правильный выбор программы обучения и типа специального (коррекционного) образовательного учреждения для ребенка;
  • - организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;

288

  • - обучение родителей навыкам воспитания ребенка с отклонениями в развитии;
  • - формирование у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и с другими лицами (в образовательном учреждении);
  • - изменение позиции родителей относительно "бесперспективности" развития их ребенка;
  • - установление позитивного климата и адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи.

Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основной проблемы. Он дает подробные разъяснения по поводу того, что надо делать и как осуществлять работу по каждому из перечисленных выше направлений.

Последний этап посвящен подведению итогов первичного психологического исследования семьи. Одновременно психолог изучает на эмпирическом уровне готовность родителей к преодолению проблем и определяет степень помощи, в которой они нуждаются.

Следует учитывать, что для достижения понимания интерпретации проблемы, даваемой консультантом, родителям необходимо время для обдумывания и для формирования нового взгляда на проблему. Одновременно у них может возникнуть неудовлетворенность результатами консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае следует убедить родителей в необходимости проведения дополнительных бесед, а также в целесообразности проведения психодиагностической процедуры по отношению к ним самим.

Организация и проведение комплексной личностной и семейной диагностики (второе направление) может проводиться также в несколько этапов (дней) в зависимости от возникновения в этом потребности.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите задачи психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.
  2. Какие правила соблюдаются при проведении беседы с родителями проблемного ребенка?
  3. Перечислите этапы работы по психологическому изучению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.
  4. Какова конечная цель социально-педагогического и психологического изучения семьи ребенка с нарушениями развития?

Литература

Основная

  • Альманах психологических тестов. - М., 1995.
  • Бурлачук Р.Л., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

289

  • Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1997.
  • Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара, 1998.
  • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980.

Дополнительная

  • Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие. - М., 2002.
  • Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1998. - № 4.
  • Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1999. - № 3.

290

287 :: 288 :: 289 :: 290 :: Содержание