5 :: 6 :: 7 :: 8 :: Содержание

ВВЕДЕНИЕ

В отечественной психологии пока не было учебника по основам психологической теории принятия решений. Можно обсуждать как проблематичность построения такой единой теории, так и выделение специальной области психологических исследований принятия решений (ПР). Процессы ПР становились предметом изучения и в ряде непсихологических дисциплин. Моя авторская позиция в структурировании материала по психологии ПР в виде глав данного учебного пособия основывалась на том, что сегодня можно обосновать выделение этой области в качестве специальной для общепсихологического и прикладного знания. Эта область включила как развитие представлений о мышлении современного человека, который планирует и реализует свои действия в условиях неопределенности, о личностной обусловленности его выборов, так и о моделях ПР, которые складывались в ориентировке на некоего идеального субъекта - лица, принимающего решения (ЛПР).

Соответствующим теоретическим курсам дается более широкое название - "Психология принятия решений и модели риска". С одной стороны, это учет того обстоятельства, что провести строгую фань между условиями неопределенности и риска довольно сложно и многие теории являются моделями ПР в условиях риска. С другой стороны, это акцент на том аспекте, который может быть назван актуалгенезом решений и который предполагает не заданность, а образование "здесь и сейчас" ведущих уровней и иерархий процессов психологической регуляции ПР.

Поскольку когнитивные модели принятия решений, теории риска и психологические исследования мыслительной и, более широко, интеллектуальной деятельности строились на разных методологических подходах и представлениях о психологической регуляции ПР, необходимым этапом развития психологии принятия решений стала интеграция знаний, складывающихся в разных научных областях.

Предпосылки такой интефации установлены в многочисленных исследованиях реальных (эмпирических) стратегий ПР, которые демонстрируют, что выборы в ситуации субъективной неопределенности могут осуществляться при развитии (актуалгенезе) различных

5

базисных процессов и психологических новообразований. Выборы в разной степени обоснованных гипотез при решении мыслительных задач, выборы способа действия в ситуации управления сложными технологическими процессами, личностные выборы с осознанным отстаиванием определенных нравственных позиций - эти и другие решения, принимаемые, казалось бы, в разных ситуациях и на разных основаниях, имеют общее свойство. Они предполагают реализацию субъектом интеллектуально-личностных усилий, посредством которых происходит снижение уровня неопределенности ситуации (ее разрешение, ее преобразование в соответствии со структурно более общими целями - от целей достижения прагматического результата до целей личностного саморазвития).

Результирующее действие интеллектуальных и личностных усилий субъекта оформляется в процессы осознанного принятия им решения как произвольного выбора. Произвольность принятия решения есть там, где субъект осознает и принимает допустимыми и другие альтернативы или критерии. Это более узкое понимание произвольности, чем то, что сложилось в концепциях высших психических функций и предметной активности как деятельности.

Предположение о репрезентациях самому субъекту этих усилий находит косвенное подкрепление в многочисленных ссылках на ощущение субъективного риска и восприятие ситуации выбора как бремени, что заставляет человека откладывать решение до последнего момента, часто критического. В зарубежных когнитивных моделях ПР личностно-мотивационные факторы включались в схемы регуляции ПР в качестве переменных, искажающих идеальные рациональные стратегии или дополняющих рассмотрение контекстов поведенческих или праксиологических последствий выборов субъекта.

Психологические оценки субъективной рациональности решений и действий человека также изменяли критерии: все более учитывались не логические критерии или оценивание качества решения по результату, а стойкость субъекта в следовании планам, его возможность действовать в условиях неопределенности, когда планирование невозможно или ограничено, способность актуализировать свой интеллектуальный и личностный потенциал при неполноте ориентировки.

Актуальность систематизации этих и других проблем связана с тем, что до сих пор не было сформулировано психологической концепции, которая предполагала бы изучение специфики процессов интеллектуально-личностной регуляции принятия решений и обозначила бы принцип рассмотрения межкомпонентных и межуровневых связей между разными психологическими детерминантами ПР.

В отечественной, как и в зарубежной, психологии модели принятия решений развивались также преимущественно по схеме выдвижения

6

в качестве главенствующего одного из процессов их психологической регуляции - от вероятностного прогнозирования до надситуативной активности личности, от процессов ПР как распознавания образов или решений классификационных задач до процессов мысленного переструктурирования ситуации выбора.

При анализе личностной регуляции интеллектуальной деятельности очевидным стало противоречие между превалирующей в эмпирических исследованиях корреляционной парадигмой и теоретическими представлениями об активности личности. Выделение области принятие интеллектуальных решений стало новым направлением психологических исследований, развитие которого перспективно как с точки зрения предпосылок теоретического взаимообогащения психологии мышления и психологии принятия решений, так и с точки зрения оформления эмпирической реальности принятия решений как интеллектуально и личностно опосредствованных выборов субъекта в условиях неопределенности.

Особую значимость приобрела разработка проблемы множественности механизмов ПР, так как тенденция одноплановых моделей, адекватных для ограниченного круга предметных задач, выступила угрозой их экологической валидности.

Необходимость принимать решения в условиях неопределенности как неполной информированности, учитывать последствия выборов в не поддающейся рациональному прогнозу перспективе изменений, ориентироваться на сетевые и динамические взаимодействия переменных в ситуации, а не только на обозримые причинно-следственные связи - эти и другие условия выступают на первый план в практике ПР в усложняющемся мире, требующем от человека способности к новому мышлению [Тихомиров, 1992; Дернер, 1997]. Применительно к разным видам жизнедеятельности человека это звучит так же, как требование соответствия его интеллектуального и личностного потенциала уровню решаемых им жизненных и профессиональных задач.

Формулирование принципа функционально-уровневой регуляции принятия интеллектуальных решений позволяет обобщить как теоретические предпосылки, сложившиеся в зарубежных когнитивных моделях ПР и отечественной психологии мышления, так и эмпирические данные о регуляции интеллектуальных выборов в закрытых задачах и на этапах развернутых стратегий, выделив направления построения открытой концепции психологической регуляции принятия решений, устанавливающей множественность опосредствующих ПР базисных процессов. Ею предполагаются процессуальность регуляции выборов субъекта, функциональный характер связей в динамических иерархиях актуализируемых базисных процессов,

7

открытость регулятивного профиля, складывающегося как единство множественных процессов познавательно-личностной активности субъекта и на уровнях деятельностных структур, и в иных формах саморегуляции принимаемых решений.

Смена интерпретационных схем - "от деятельности к личности" - отодвинула на задний план не менее важную линию анализа активности субъекта - "от единиц деятельностного анализа к единицам функционального анализа". Концепция функционально-уровневой регуляции ПР, по моему мнению, может лежать в основе разработки таких единиц. Она предполагает установление множественных связей между разными и специфичными в рамках определенного уровня регуляции процессами и механизмами выбора субъекта. Принятие интеллектуальных решений выступило при ее разработке тем полем пересечения разных типов специальных исследований и моделей ПР, которое позволило найти общие для них проблемы и конкретизировать представления о личностно-интеллектуальных компонентах и уровнях становления решений человека.

Однако данное учебное пособие посвящено не представлению основ этой концепции. В нем отражены ведущие зарубежные и отечественные подходы к пониманию психологической регуляции ПР, знание которых необходимо студентам, специализирующимся в областях общей психологии, социальной психологии, психологии менеджмента, юридической писхологии и т.д. В то же время выделение основных проблем раскрываемой в учебном пособии специальной предметной области, а также приоритеты в рассмотрении эмпирических закономерностей, конечно же, зависели от авторской позиции в понимании того, какие из них наиболее репрезентативны для современной психологии ПР. В частности именно поэтому анализ стратегий интеллектуальных решений занял свое место в учебном пособии, а, например, принятие управленческих решений - нет (такие решения обсуждаются в рамках психологии управления и им посвящены соответствующие учебные пособия).

Все те выборы из альтернатив, которые осуществляет человек думающий (и имеющий возможность изменять ситуацию своими решениями, а не только подчиняться ей), могут трактоваться в качестве интеллектуальных. И любые решения (управленческие в том числе) могут анализироваться с точки зрения того, в какой степени они были опосредствованными уровнями интеллектуальной саморегуляции и личностной ответственности человека при их принятии. В данном учебном пособии представлен тот общий каркас знаний, который должен иметься в виду психологом и без учета которого невозможны специальные исследования отдельных видов ПР.

8

5 :: 6 :: 7 :: 8 :: Содержание