31 :: Содержание

1.3.4. Экспериментальные и интерпретационные
компоненты моделей

Отметим также следующее существенное методологическое различие между разными пониманиями термина моделирование.

Для понимания отличия психологических моделей от нормативных необходимо различать моделирование экспериментальных условий и моделирование объяснительных, или интерпретационных, схем. В последнем случае говорят о теоретическом моделировании. Модели ПР, сформированные в рамках когнитивной психологии, и модели, реализующие операциональный подход к ПР в других областях знаний [Ларичев, 1987], сочетают интерпретационные схемы с опорой на их операционализацию в экспериментальных условиях. Но они не включают в эти схемы тех предположений, которые специфичны для интеллектуального опосредствования выборов - мотивации, динамики гностических целей субъекта, формируемого им образа ситуации и т.д. Вид ориентировки, связанный с построением образа ситуации при ПР, на самом деле означает изменение сразу двух составляющих в регуляции выбора - когнитивной и мотивационной. Все это затрудняет перенос "модельных представлений" о ПР на область психологии интеллектуальных решений.

Отметим, что в данном учебном пособии многие экспериментальные модели лишь называются, но подробно не рассматриваются. Так, экспериментальная модель для построения функции полезности выигрываемых и проигрываемых величин кратко иногда именуется моделью "экспериментальных денег". Имеется в виду тот факт, что величины альтернатив при ПР могли задаваться условными денежными единицами либо реальными деньгами, например, злотыми, определенную сумму которых испытуемый мог выиграть в результате выбора лотерей. Разработка психологических шкал, связываемых с построением эмпирической функции полезности (выигрываемых и проигрываемых денег), предполагает решение ряда проблем, с которыми может быть не знаком студент, не проходивший курс психологии измерения. Ограничимся только упоминанием, что психологами используются как косвенные показатели (поведенческие выборы, результаты оценок и др.), так и методики прямого количественного оценивания альтернатив.

31

31 :: Содержание