18 :: 19 :: 20 :: 21 :: 22 :: 23 :: 24 :: 25 :: 26 :: Содержание

§ 1. ОФОРМЛЕНИЕ ПРОФЕССИОГРАФИИ КАК ПОДХОДА
К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Начиная с 1922 г. советские психотехники работают над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. Разработка принципов и методов психологического анализа профессиональной деятельности проводится в рамках двух основных направлений [51]. Задача первого направления состояла в исчерпывающем описании и тщательном психофизиологическом анализе различных профессий для решения психотехнических задач: профотбора и профконсультации; профутомления и профобучения; рационализации рабочего места, реконструкции и проектирования профессий. В этом направлении развернулись работы методического и практического характера (Б. Г. Ананьев [5], Н. А. Бернштейн [21], А. В. Билибин, В. Т. Баранов [26], Е. С. Браиловский, Г. И. Левигурович [31], A. К. Гастев [49; 50], С. Г. Геллерштейн [51], Н. Гусев [68], В. Д. Котляров [138], Н. Д. Левитов [146], B. И. Рабинович [186], А. И. Розенблюм [199], И. П. Четвериков [236], И. Н. Шпильрейн [241; 244; 245], С. Яманов [253] и др.).

Задача второго направления - создание психологической классификации профессий хотя и планировалась как задача будущего, но некоторые принципы психологической систематики профессий уже начали разрабатываться психотехниками: С. Г. Геллер-штейном [51, 53], Н. К. Гусевым [69], А. Ф. Лазурским [144], С. Г. Струмилиным [216], И. Н. Шпиль- , рейном [242].

Во второй половине 20-х гг., несмотря на отсутствие общеметодической и теоретической основ исследования в советской психологической науке, советские психотехники формулируют некоторые принципы, методы

18

и приемы психологического изучения профессиональной деятельности и оформляют их в специальный подход - профессиографию. Сущность этого подхода выражена в самом понятии "профессиография" - описательно-техническая и психофизиологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности [204, с. 21]. В результате профессиографирования составлялись профессиограммы профессий - сводки знаний (социально-экономических, технологических и психофизиологических) о профессии и организации труда, а также и психограммы профессий. Психограмма - психологический "портрет" профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией [54].

В качестве одного из основополагающих принципов профессиографирования был установлен принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности, указывающий на необходимость целенаправленного исследования психологических особенностей профессионального труда. Сущность этого принципа заключается в том, что программа профессиографирования должна быть направлена на выявление тех психофизиологических характеристик, изменение которых в процессе деятельности позволило бы подойти к решению конкретных практических задач [204]. Например, для целей профотбора и профконсультации нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых в отношении их пригодности к той или иной профессии. Для изучения.профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие наибольшую "хрупкость", являющиеся более лабильными в условиях профессиональной работы. Принцип целенаправленного профессиографирования обусловливает, таким образом, и объем получаемых о профессиональной деятельности данных.

В целом профессиографический подход к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности включил в себя следующее:

  1. схемы изучения профессиональной деятельности;
  2. комплекс методов изучения, анализа и экспериментального

19

исследования профессиональной деятельности;

  1. правила организации экспериментального исследования в профессиографии.

Схемы профессиографирования позволяли осуществлять сбор, описание, анализ и систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон: с социально-экономической, производственно-технической, психологической, психофизиологической и т.п. Схемы представляли собой своеобразную программу исследования профессиональной деятельности, включающую перечень вопросов. Состав вопросов схемы был обусловлен конкретной целью исследования. Так, составлялись схемы профессиографирования для -решения различных научно-практических задач: схема "ориентировочного профессиографирования" для установления психофизиологических функций, активируемых конкретной профессиональной деятельностью [204]; "аналитический график" (схема-таблица) для решения задач профобучения, профотбора и рационализации производственного процесса [226]; схема систематизации профессиографического материала для решения задач профконсультации [68].

В различных схемах профессиографирования отразилась многогранность подхода советских психотехников к. психологическому исследованию профессий, так как с помощью этих схем изучались и описывались не только специфические психофизиологические параметры профессиональной деятельности, но и организационные характеристики условий труда, воздействующих на человека в процессе деятельности. Кроме того, в схемах отразилась определенная методическая ориентация на изучение профессиональной деятельности совместными усилиями различных специалистов [53]. Некоторые исследования профессиональной деятельности проводились совместно различными специалистами (инженер, психолог, врач-профпатолог и профгигиенист) [68]. Поэтому можно считать, что идея о комплексном подходе к изучению трудовой деятельности, выдвинутая В. М. Бехтеревым в 1921 г. [25], и опыт работы психотехников сыграли определенную роль в формировании комплексного подхода в настоящее время.

20

Сформулировав принцип комплексного применения методов в профессиографии, советские психотехники показали специфичность применения каждого метода [51; 54; 204; 243]. Так, метод опроса позволял выявить личное отношение работников к выполняемой ими работе, получить предварительную ориентировку в профессии и некоторые сведения из жизни и трудового пути профессионала. Метод наблюдения позволял осуществить разложение процесса труда на отдельные операции с целью дальнейшей психологической расшифровки отдельных трудовых действий, составляющих основу профессии. Метод наблюдения является адекватным также для описания и изучения отдельных трудовых действий и движений при условии, если применяемая регистрация даст возможность изучать движения во времени и пространстве (хронометраж, хроноциклография и др.). Трудовой метод изучения профессий, созданный И. Н. Шпильрейном [243], давал возможность психологу, исполняющему одновременно функции и рабочего и психолога, проследить за теми изменениями, которыми сопровождается постепенное овладение квалификацией, выделить активируемые профессией психические функции, проследить влияние утомления, упражнения и адаптации на протекание этих функций в процессе трудовой деятельности. Ограничение применения трудового метода состояло в том, что достаточно сложные профессии практически не могли стать объектом изучения из-за длительного времени, необходимого психологу для их освоения. Не оправдывалось его применение и по отношению к слишком простым профессиям.

Завершающим в группе методов психологического анализа профессий выдвигался экспериментальный метод [204], задача которого состояла в экспериментальной проверке выделенных в ориентировочной психограмме психических и психофизиологических процессов, установлении меры их функционирования, необходимой для успешного выполнения профессиональной работы, путем подбора и испытания их адекватными приемами исследования [31; 138; 142; 146; 166; 203; 212; 236; 241; 245; 247 и др.]. При этом использовались тесты из зарубежной практики (Бурдона, Винклера, Гизе, Мак-Кола, Марбе, Мёде, Руппа,

21

Термана, Фридриха и др.) и разработанные советскими психотехниками: А. А. Кушинниковым, Е. И. Рузером, А. А. Толчинским, И. Н. Шпильрейном и др. [204]. Попытки применения экспериментального метода в качестве самостоятельного метода изучения профессии для определения профессионально значимых психических функций были подвергнуты серьезной критике с указанием на то, что в профессиографии недопустима подмена анализа экспериментом [204]. Для проведения экспериментального исследования в профессиографии осуществлялись выбор методов и подбор испытуемых. Методы экспериментального исследования выбирались на основании оценки степени их эффективности по следующим данным: а) критериям, позволяющим вскрыть соотношение и внутреннюю связь отдельных активируемых профессией психологических функций, а также способу их сочетания и специфического взаимодействия с объектом труда; б) изменению профессионально важных признаков под влиянием упражнения; в) по специфическим формам активируемых профессией функций [54, с. 24].

Подбор испытуемых для эксперимента должен был отвечать следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному положению, состоянию здоровья, профессиональному стажу и общеобразовательной подготовке, показателям производительности труда [204].

Итак, советским психотехникам к концу 20-х гг. удается в условиях отсутствия оформленной методологической и теоретической основы советской психологической науки впервые разработать методический подход к психологическому изучению профессиональной деятельности - профессиографию. Этот подход позволял составлять аналитическое описание профессии, включающее всю многообразную гамму внешних факторов, специфичных для конкретных видов труда, в определенной мере обусловливающих характер протекания профессиональной деятельности. Но психологическая структура, выделенная в процессе профессиографирования только на основании операционно-технологического анализа, представляла собой перечень отдельных психических и психофизиологических функций, актуализируемых при выполнении исследуемых

22

операций. Поэтому проникнуть в "профессиональную структуру", т.е. в специфический способ сочетания профессионально важных признаков, как писал С. Г. Геллерштейн, "психотехникам так и не удалось, так как не был выяснен принцип структурного формирования профессии" [54, с. 6]. Тем не менее данный подход не утратил своей актуальности и ныне. Так профессиография достаточно активно применяется в настоящее время не только в психологии труда [12; 13; 18; 30; 44; 76-78; 105; 113; 118; 121; 125; 234 и др.], но и в инженерной психологии [4; 57; 76; 91; 93; 99] и эргономике [93; 102; 117; 168].

Сохранил свое значение и получил дальнейшее развитие основной принцип применения методов в психологическом исследовании профессии - принцип комплексности. Сами методы не только не утратили своего значения в настоящее время, но и пополнились новыми. Так, для оценки степени напряженности труда Е. А. Деревянко с соавторами разработал метод дополнительных задач, состоящих из дискертных сенсорных сигналов с небольшим алфавитом арифметических примеров, простых логических задач [75].

Метод экспертной оценки был применен для изучения ошибок и их причин, возникающих в процессе деятельности. Метод заключается в опросе наиболее опытных специалистов, которые на основании знаний и опыта выявляют причины ошибок. В целях получения наиболее объективных оценок предложены специальные методы сбора и сравнения экспертных заключений: метод ранжирования, метод непосредственных оценок, метод неполного парного сравнения, метод последовательного сравнения [4]. Расширено применение биографического метода для решения задач профориентации и профконсультации, и К. К. Платоновым предложен метод обобщения независимых характеристик, имеющий, по мнению автора, широкий диапазон применения. "Сущность метода обобщения независимых характеристик заключается в сборе и обобщении "жизненных показателей", т.е. факторов, характеризующих личность через особенности ее деятельности" [181]. Метод анализа ошибочных действий усовершенствован благодаря предложенной классификации ошибок, возникающих в процессе трудовой деятельности [93; 154; 233].

23

Четко определилась тенденция использования при анализе профессии операционно-логических методов, заимствованных из кибернетики, математической логики и теории информации, теории графов и матриц. Так, в работах В. П. Зинчеико, Н. И. Майзель, Л. В. Фаткина [99] и М. А. Дмитриевой [76] были использованы некоторые идеи теории информации при анализе профессий оператора на "стадии информационного поиска" и авиадиспетчера. В. Н. Пушкин и Г. М. Зараковский применили алгоритмический метод для анализа деятельности дежурного по станции и диспетчера [185] и оператора [91]. Г. В. Суходольский, анализируя виды моделей деятельности операторов, использует теории графов для создания абстрактной модели деятельности, достаточно общей, по его мнению, для теории инженерно-психологического проектирования [163]. Профессиональная деятельность представляется Суходольским в виде системы элементов деятельности (вершины графа) и связей между ними (дуги, соединяющие вершины). В результате получается абстрактный граф деятельности, в котором вершинам и дугам могут быть приписаны любые качественные и количественные характеристики.

Вместе с тем в ряде работ [4; 19; 99; 145; 171; 225; 228] отмечается необходимость осторожного применения математических и операционно-логических методов анализа, так как они "часто оставляют в стороне самые существенные психологические стороны деятельности" [171, с. 179]. "Не следует забывать, - писал Б. М. Теплов, - что из факторного анализа как математического метода не вытекает прямо содержательная интерпретация фактов" [225, с. 243].

В последние десятилетия были модифицированы регистрационно-измерительные методы, частично использовавшиеся и раньше (хронометраж, циклография, фотосъемка, психофизиологические методы), а также были разработаны и некоторые новые: хроноциклография [22]; тензометрическая методика [189]; методика графической регистрации движений конечностей [28]; методика специальной киносъемки [И; 167; 189; 196]; инструментальная методика профессиографирования [72] и др.

24

В последнее время появилась тенденция к классификации методов профессиографии. Они были разбиты на описательные и инструментальные по характеру сбора исходной информации о профессии [102] и по комбинации существенных признаков, выделенных в профессиографических методах, на предметно-функциональные, операционно-логические, соматографические, психофизиологические, личностные [163]. Но ни одна из названных классификаций не раскрывает адекватной порядку научного исследования последовательности применения методов.

Схемы профессиографирования, разработанные психотехниками, в принципе сохранили свою начальную основу (имеется в виду перечень вопросов, подлежащих изучению), получив при этом более широкий диапазон применения в связи с развитием инженерной психологии и эргономики [30; 44; 65 117; 121; 163 и др.].

Идеи теоретического обоснования дифференцированного подхода к анализу деятельности при решении различных научно-практических задач также нашли свое отражение в целом ряде современных работ по психологии труда. Так, анализируя психологические особенности трудового обучения, В. В. Чебышева опирается на теоретические и экспериментальные данные об общих особенностях человеческой деятельности, разработанных в отечественной психологии [234]. К. К. Платонов, рассматривая некоторые методические приемы профессиографии, отмечает необходимость дифференцированного подхода к решению различных практических задач и показывает специфику профессиографирования при решении задач профотбора и профориентации. Кроме того, он отмечает необходимость сопоставления структуры конкретной профессии с индивидуальными структурами личности [182]. К. М. Гуревич, рассматривая проблему изучения психологических особенностей трудовой деятельности для решения задач профотбора, опирается на данные дифференциальной психофизиологии, теоретической и социальной психологии [67]. Сходным образом к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности человека подходит и Е. М. Борисова при изучении вопросов профессиональной пригодности [30]. В. Г. Асеев, исследуя

25

психологические особенности монотонного труда, обращается к теоретическим аспектам проблемы трудовой деятельности с целью определения ее структуры, содержания и механизмов психической регуляции, а также к социально-психологическим работам теоретического и практического характера в целях выяснения возможностей формирования такой важной психологической и социальной черты личности, как отношение к труду и т.д. [13]. Анализируя роль психологических факторов в решении задач научной организации труда, М. А. Дмитриева выделяет теоретическую психологическую основу для их исследования и трактовки полученных результатов [76]. В основе работ, направленных на изучение различных видов трудовой деятельности в целях создания классификации профессий, для решения проблемы профессиональной ориентации и консультации, проводимой под руководством Е. А. Климова, также учитываются данные дифференциальной психофизиологии, теоретической и социальной психологии [121; 123; 128].

26

18 :: 19 :: 20 :: 21 :: 22 :: 23 :: 24 :: 25 :: 26 :: Содержание