7 :: 8 :: 9 :: Содержание

Введение.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

§ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
МНОГОПРИЗНАКОВЫЙ ОБЪЕКТ

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отношений общества. "Вне этих отношений, - пишет А. Н. Леонтьев, - человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе как в деятельности конкретных людей" [150, с. 82-83]. Основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной (предметной) деятельности [128].

В процессе профессиональной деятельности человек (индивид) неизбежно вступает в определенные общественные отношения с другими людьми, и только в системе общественного производства вещественные орудия "оживают", обогащая возможности человека.

Профессиональную деятельность можно рассматривать как способ социально-экономического и духовного взаимодействия индивида и трудового коллектива. Это создает необходимость учета соотношения и взаимосвязей материальных и духовных ценностей в системе производства. Человек производит материальные ценности, чтобы существовать, но он существует не только для того, чтобы их производить. В процессе труда внешние цели (материальные ценности) в определенной мере теряют для человека видимость объективной необходимости и становятся целями,

7

которые ставит себе индивид, - целями его самоосуществления [1, т. 46, ч. II., с. 109-110]. Как отмечал В. И. Ленин, "реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире..." [2, т. 29, с. 194], это значит осознанно реализовать свои способности и возможности.

Итак, одним из основополагающих признаков профессиональной деятельности является ее социальный характер, обусловленный, с одной стороны, развитием производственных отношений в обществе, а с другой - субъективным отражением этих отношений личностью. К. Маркс различал деятельность, выполняемую как социальную обязанность и как естественную необходимость [1, т. 26, ч. III, с. 265-266], когда последнее становится насущной потребностью, свободно реализуемой человеком.

Прежде чем рассматривать остальные признаки профессиональной деятельности, необходимо остановиться на том, что означает понятие "профессия", так как именно оно раскрывает основную суть профессиональной деятельности. Единого определения понятия "профессия" не существует, оно многозначно: "... профессия - общность всех людей, занятых данным видом труда" [127, с. 109]; "профессия - это длительно существующий комплекс трудовых обязанностей" [67, с. 17]; "профессия - некая объективная и притом совершенно регламентированная организация действий личности" [67, с. 19]. Профессией также называют "необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития"; профессия характеризуется как "система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку" [127, с. 109]. Эти значения раскрывают социальную, экономическую, правовую, психологическую и физиологическую сущность профессии как сложного многопризнакового явления, обусловливающего профессиональную деятельность субъекта труда.

Независимо от вида профессии можно рассматривать в структуре любого конкретного трудового процесса компоненты, выделенные как "простые моменты процесса труда" К. Марксом [1, т. 23, с. 189]: целесообразная

8

деятельность, или труд, предмет и средства труда. Каждый из названных компонентов трудового процесса как единого целого обладает множеством разнообразных признаков, обусловленных, с одной стороны, объективно-предметной реальностью, а с другой - субъективным отношением индивида к этим признакам. При этом каждый признак является системой свойств, предопределяющих взаимосвязи между объективной предметной реальностью и человеком или группой людей (например, бригадой) в процессе конкретной профессиональной деятельности. Так, у человека, исполняющего профессиональную деятельность, т.е. у субъекта труда, можно выделить следующие свойства: личностные, психологические, физиологические, анатомические, индивидуально-типологические. Каждое из этих свойств имеет характеристики, представленные в целом ряде психологических, физиологических, медицинских и социологических исследований.

Другие, так называемые объективные признаки трудового процесса (предмет, задачи, орудия и условия труда) также обладают разнообразными свойствами, обусловливающими конкретную профессиональную деятельность человека. Этими свойствами являются: размеры, форма, фактура, нормативные характеристики предмета и результата труда; характер специфических действий и точность их исполнения, заложенные в профессиональной задаче; пространственные, временные, информационные и операциональные характеристики орудий труда; санитарно-гигиенические, социально-психологические и морально-правовые характеристики условий труда, зафиксированные в документации технической, технологической, инструкционной и правовой.

Итак, можно заключить: профессиональная деятельность - это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом данной системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, является субъект труда, осуществляющий взаимодействие всех компонентов системы, с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику.

9

7 :: 8 :: 9 :: Содержание