90 :: 91 :: 92 :: 93 :: 94 :: 95 :: 96 :: 97 :: 98 :: 99 :: 100 :: 101 :: 102 :: Содержание

§ 3. ПРОФЕССИОГРАФИЯ И ПОВЫШЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Настоящая работа проводилась на московском электрозаводе им. В. В. Куйбышева, в цехе ширпотреба, на участке сборки утюга [ИЗ] по программе, представленной в табл. 1.

Основная задача исследования состояла в изучении деятельности сборщиц утюгов в условиях нового поточно-конвейерного способа производства в целях повышения их профессиональной работоспособности.

Общая характеристика деятельности сборщиц. Работницы бригады включающей четыре человека, осуществляют сборку II (сборка ручки с крышкой) и III (сборка всего изделия) узлов в четыре этапа,

90

91

соответственно количеству членов данной бригады. Каждый узел исполняют по две сборщицы, так как он разбит на два этапа, включающих различные технологические операции. Конвейер используется как транспортное средство для подачи заготовок к рабочему месту сборщиц и для транспортировки уже готовых изделий. Ритм конвейера свободный. Все члены бригады взаимосвязаны между собой не только единой продукцией труда, но и темпом и ритмом работы. Снижение темпа и нарушение ритмичности работы одной сборщицы влекут за собой сбой в работе всей бригады.

Рабочее место каждой сборщицы оборудовано таким образом, что все необходимые ей детали находятся в зоне оптимальной досягаемости. У каждой сборщицы помимо основного ящика для деталей есть также и ряд вспомогательных приспособлений, которые она может использовать для расположения материала. Необходимые заготовки поступают к работнице на лотках (по три штуки на одном лотке) по конвейеру. Закончив свою операцию, работница ручным способом отправляет лоток на следующий этап сборки. Для передвижения лотков от сборщицы к сборщице на их рабочих столах (которые представляют собой непрерывную ленту, идущую вдоль конвейера) имеются специальные ролики. Лотки передвигаются от небольшого толчка, и эти действия не вынуждают женщин затрачивать значительные усилия.

Пооперационно-технологическое изучение трудового процесса.

Изучение технологического процесса сборки утюга

92

проводится с целью выявления специфических психических и психофизиологических функций, актуализируемых у работниц на каждом этапе сборки. В связи с тем что актуализация этих функций и характер их активизации по степени напряженности обусловлены технологическими нормативами (количество операций и время их исполнения, размеры деталей и средства осуществления работы), они должны быть детально изучены.

Сравнительный анализ технологических характеристик процесса сборки утюга с данными, полученными в процессе изучения деятельности работниц, показал, что различия в размерах используемых деталей (табл. 2), в величине пространства, на котором

совершаются основные операции, в количестве операций, способах и времени их выполнения (табл. 3;. рис. 1) сказываются и на различиях в сенсорной и моторной нагрузке, и на требованиях к концентрации внимания, испытываемых сборщицами на разных этапах.

Подсчет общего количества операций, требующих использования силовых действий (работа механической отверткой, использование ручной отвертки и плоскогубцев для силовых операций); операций, требующих особой актуализации зрительного анализатора (точностная работа с мелкими деталями), а также и кинестетического анализатора (операции на ограниченном пространстве, работа с мелкими деталями, ручное привинчивание винтов) (рис. 1), выявил относительное

93

94

95

количество сенсорной и моторной нагрузки, испытываемой сборщицами каждого этапа (рис. 2).

На рис. 2 показано, что на первом и четвертом этапах работы затрачиваются значительные мышечные

Рис. 2. Диаграммы сенсомоторной нагрузки, испытываемой Работницами на различных этапах сборки
Рис. 2. Диаграммы сенсомоторной нагрузки, испытываемой Работницами на различных этапах сборки

усилия по сравнению со вторым и третьим этапами сборки. На втором и третьем этапах большую нагрузку испытывают зрительный и кинестетический анализаторы. Причем видно, что нагрузка на зрительный анализатор на втором этапе самая большая, тогда как на первом этапе сборки основная- нагрузка падает на мускульный аппарат. И только на четвертом этапе наблюдается более равномерное распределение нагрузки на мускульный аппарат и на сенсорные анализаторы.

Наряду с указанными характеристиками была определена степень сложности операций, выявленная на основе учета требований к точности исполнения операций и психофизиологических функций, актуализируемых при их исполнении. Были выделены четыре типа операций:

I тип - простые силовые операции (вставление
детали в станок, не требующие особой
точности;
пользование механической отверткой,
"подбивка" некачественных деталей,
соединение крупных деталей);

II тип - точностные силовые операции
(установка щитка, пользование механической
отверткой с достаточно высокой

96

точностью, вставление стекла и контактов);

III тип - простые сенсомоторные операции
(вставление сопротивления, цементирование
и укладка изоляции, вставление
ручки терморегулятора, окончательное
укрепление терморегулятора);

IV тип - точностные сенсомоторные операции
(наживление шнура, сборка шнура со
скобой, вставление пластины с
лампочкой, регулировка терморегулятора).

Таким образом, из всех перечисленных выше факторов видно, что функциональная нагрузка, которую испытывают сборщицы в процессе деятельности, распределена неравномерно и нерационально. Одни этапы работы (I и IV) связаны с актуализацией преимущественно моторных функций, и на них преобладают простые силовые и сенсомоторные операции. Другие этапы (II и III) создают значительную нагрузку и на сенсорные функции, актуализируемые при исполнении точностных силовых и сенсомоторных операций. Особенно напряженно протекает исполнение третьего этапа, что отражается на результатах труда сборщиц данного этапа. Так, одну из последних операций за них выполняли сборщицы четвертого этапа через каждые два лотка, иначе образовывался "завал" необработанных лотков, которые поступали со второго этапа сборки.

Полученные данные и результаты опроса о самочувствии работниц в процессе деятельности позволили предположить, что существующая организация распределения операций между сборщицами бригады должна отрицательно влиять на их функциональное состояние и работоспособность. К тому же экономистами завода прогнозировался больший рост производительности труда при введении конвейера, чем получилось. В связи с этим нами был осуществлен поиск средств повышения работоспособности сборщиц, не нарушающих весь ход технологической организации данного труда. Наиболее адекватным средством оказалось чередование операций.

Теоретическим обоснованием этого предположения явился феномен И. М. Сеченова "заряжение энергией

97

ервных центров", объясняющий, что работоспособность человека сохраняется на более высоком уровне именно в условиях чередования деятельности. Опираясь на это положение, В. Г. Асеев сформулировал принцип чередования производственных операций [13, с. 100] - принцип замещения и компенсации психофизиологических функций, актуализируемых в конкретной профессиональной деятельности. Это значит, что в "чередуемые пары необходимо включать операции, выполнение которых активизирует по возможности различные мышечные группы, нервные центры и физиологические системы организма или по крайней мере активизирует их в- неодинаковой степени" [13, с. 100]. Цель такого переключения - компенсировать состояние чрезмерной интенсивности и напряженности односторонне актуализируемых в деятельности систем и органов за счет активизации адекватно реализуемых в конкретной деятельности, но находящихся в пассивном состоянии других функциональных систем организма.

Но проведению чередования операций должно предшествовать изучение реальной динамики работоспособности сборщиц каждого этапа в целях уточнения операций, требующих чередования и времени его проведения.

Изучение динамики работоспособности сборщиц. В настоящее время для изучения характера работоспособности и ее динамики в условиях поточно-конвейерного способа производства широко применяется критерий вариативности величин продолжительности рабочих операций, который используется как показатель ритмичности работы. В работах 3. М. Золиной, С. А. Косилова, С. И. Крапивцевой было установлено, что изменение средней длительности выполнения операций в значительной степени достоверно отражает не только динамику работоспособности, но и функциональное состояние работника.

В данной работе для оценки работоспособности сборщиц был применен критерий вариативности величин продолжительности рабочих операций. При анализе кривых работоспособности учитывался тот факт, что особенностью кривых протекания деятельности в условиях конвейерной работы является неритмичный, цикличный характер изменения их временных

98

параметров, а также учитывалась и сложность исполняемых операций по четырем типам (простые силовые, точностные силовые, простые сенсомоторные и точностные сенсомоторные операции), выделенным на основании психофизиологического анализа технологических операций. Известно, что простые операции довольно легко достигают уровня автоматизации, так как при их выполнении быстрее закрепляются скоростные навыки. Операции, даже относительно сложные, часто не достигают автоматизации, они постоянно исполняются под напряженным сенсорным контролем в условиях концентрации внимания.

Наряду с этим были проведены анализ помех и статистический анализ работоспособности по показателям средних затрат времени (М) на изготовление одного лотка (три изделия), показателям разнообразия (σ υ); и генеральной совокупности. Изучение проводилось на четырех бригадах в течение трех дней в каждой.

Анализ результатов пооперационного изучения динамики работоспособности сборщиц показал, что наиболее напряженными являются третий и четвертый этапы сборки и по показателям вариативности, и по характеру кривых работоспособности (табл. 4).

Наряду с вышеизложенным было установлено, что наиболее типичным временем снижения работоспособности и ухудшения функционального состояния по показателям исполнения сложных операций для всех работниц является период между 9 - 10 и 12.30 - 13 ч.

Полученные результаты еще раз подтвердили необходимость введения чередования операций как средства снижения чрезмерной напряженности, выявленной особенно у сборщиц третьего и четвертого этапов, в целях улучшения их функционального состояния и повышения работоспособности и позволили наметить программу экспериментальной проверки данного мероприятия в условиях производства. Так, на основе психофизиологического анализа операций и результатов анализа динамики работоспособности сборщиц мы сочли целесообразным осуществлять пересадку с третьего на первый этап и наоборот, с четвертого на второй этап. Время пересадки в первую половину смены планировалось с 9 ч, а во вторую половину -

99

с 12.30, длительность выполнения работы на чередуемом этапе планировалась в течение 30 мин.

Экспериментальное исследование чередования
операций

Для эксперимента были подобраны из обследованных четырех бригад только две по следующим показателям: среднему времени исполнения однородных операций,

вариативности и характеру кривых динамики работоспособности.

Проведение эксперимента по ранее разработанному плану оказалось невозможным в условиях данного производства. Допускалась пересадка работниц только с первого на второй этап и наоборот и также с третьего на четвертый этап. В сложившейся ситуации было сделано предположение о том, что пересадка на эти этапы снизит напряженность труда сборщиц и повысит работоспособность, в связи с тем что должно происходить переключение нагрузки с одних

100

функциональных систем организма на другие (см, рис. 2).

Пересадка в каждой бригаде проводилась в течение трех дней. Первоначальные результаты пересадки показали, что выполнение совмещаемого этапа вызывало у сборщиц резкое замедление работы, по-видимому, в связи с особенностями адаптации к непривычным условиям деятельности на другом этапе сборки. Но в то же время при возврате работниц на основной этап наблюдалось сокращение затрат времени .по сравнению с допересадочным периодом. Последующие результаты показали, что пересадка с первого на второй этап работы и наоборот положительно сказывается (по данным исполнения сложных операций) и на временных показателях, и на показателях вариативности, а также снижаются количество ошибок и число отвлечений. Так, длительность выполнения операций сократилось в среднем на 10%, а показатель вариативности снизился на 35%.

Результаты же влияния пересадки с третьего на четвертый этап и наоборот оказались менее эффективными и устойчивыми. В одном случае наблюдалось ускорение длительности исполнения только некоторых сложных операций: пятой и шестой на третьем этапе и первой на четвертом этапе сборки. По средним данным, это ускорение было не более 6%, а показатель вариативности снижался только на 12%. В других случаях наблюдалось незначительное ускорение работы (на 1 - 2%) или даже снижение скорости выполнения операций (на 3 - 5%) с возрастанием коэффициента вариативности на 1 - 0 - 15%.

Полученные данные при пересадке работниц с третьего на четвертый этап и наоборот еще раз подтвердили ранее сделанный вывод о повышенной сложности исполнения названных этапов по сравнению с первыми двумя и предположение о том, что оптимальнее осуществлять пересадку с этих этапов на первый и второй.

В целом на основании проведенного экспериментального исследования (введение чередования операций в целях повышения профессиональной работоспособности сборщиц и, как следствие этого, повышение экономической эффективности их труда) заводу были даны следующие рекомендации.

101

  1. Проводить чередование операций два раза в течение смены: до обеда с 9 - 10 ч и после обеда с 12.30 - 13.30 ч.
  2. Длительность работы при пересадке сборщиц 30 мин на чередуемом этапе.
  3. Производить пересадку, с третьего этапа на первый и наоборот; с четвертого - на второй и наоборот.

102

90 :: 91 :: 92 :: 93 :: 94 :: 95 :: 96 :: 97 :: 98 :: 99 :: 100 :: 101 :: 102 :: Содержание