75 :: 76 :: 77 :: 78 :: 79 :: 80 :: 81 :: Содержание

Глава IV

Принцип дифференцированного
профессиографирования в психологии

§ 1. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Психолог труда в отличие от психолога, занимающегося экспериментальной психологией, не может заранее спланировать свою деятельность по решению какой-либо из интересующих его проблем или тем более конкретной практической задачи. Это обусловлено тем, что каждая сфера профессиональной деятельности человека имеет свои особенности, заложенные в разнообразии предметов и целей труда, техническом оснащении, условиях и организации труда. Также в различных отраслях промышленности, в различных производствах и организациях возникают свои специфические проблемы, которые определяют практические задачи и план проведения психологического исследования. Кроме того, психолог труда чаще попадает в ситуации, требующие, не просто решения какого-либо конкретного вопроса, а. в первую очередь его постановки, т.е. выявления причин, осложняющих деятельность работников и влияющих на эффективность результатов их труда, а затем уже их исследования и устранения. В связи с этим в деятельности психолога труда всегда должны присутствовать два совершенно самостоятельных, но взаимосвязанных аспекта: практический и научный, исследовательский.

Практический аспект - обусловлен потребностью общества в повышении экономической эффективности профессионального труда за счет его механизации, автоматизации и гуманизации. Научный аспект, в данном случае психологический, является одним из важнейших средств гуманизации, наступающей в результате осознания социальной ценности

75

труда человеком, повышения интереса к нему, удовлетворенности трудом, совершенствования профессионального мастерства и снижения профессиональой утомляемости.

Достижения технического прогресса, даже самые совершенные, не могут быть реализованы без человека. Отсутствие необходимого состава профессиональных кадров, слабая профессиональная подготовленность специалистов, высокая утомляемость, заболеваемость и травматизм работников, конфликтность в коллективах и другие причины затрудняют быстрое освоение новой техники, технологии и структурных изменений в производственной организации. Поэтому прогнозирование экономического роста конкретного производства при внедрении научно-технических достижений не всегда полностью оправдывается.

Техническое совершенствование трудового процесса, которое происходит постоянно, вносит серьезные изменения в организационную структуру профессиональной деятельности человека. Изменяются орудия труда, технологический режим, профессиональные задачи, взаимозависимость работников трудового коллектива, нормы выработки, распределение задания между работниками, оплата труда и ее форма, условия труда. Объективные изменения конкретного трудового процесса и профессиональной подготовленности специалиста, а также личностные установки, потребности, интересы; индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности человека. Изменяются мотивообразующая основа, цели, операционный состав гностических (познавательных, оценочных), преобразующих, исследовательских и коммуникативных действий, а также специфика и соотношение сенсорных, перцептивных, мыслительных, аттенционных, мнемических, исполнительных и эмоционально-оценочных компонентов при их реализации.

Перестройка трудового процесса требует глубокого и взаимосвязанного изучения социальных, технических, экономических и психологических образований. На практике же осуществляются планирование и организация только технических и экономических

76

преобразований трудового процесса. Вопросам психологической перестройки, которую претерпевает человек, реализующий в трудовой деятельности достижения научно-технического прогресса, еще не уделяется должного внимания. Подтверждением этого положения могут служить следующие факты. Квалифицированные наладчики, обслуживающие ранее отдельные станки, оказывались недостаточно профессионально подготовленными для обслуживания автоматических линий, сменивших станки. Это приводило к крупным простоям части автоматических линий и даже к уходу некоторых опытных наладчиков с работы [114]. Квалифицированные станочницы не смогли адаптироваться полностью к повышению скоростного режима работы станка. Большое количество ошибок, возникавших спонтанно в процессе их деятельности из-за ухудшения функционального состояния работниц, поглощало до 10% полезного рабочего времени [115]. Осуществление нормирования труда сборщиц бригады при введении конвейера только на основе средних статистических данных о времени исполнения технологических операций создало неравномерную функциональную (психологическую и психофизиологическую) нагрузку, а также условия для возникновения социально-психологического конфликта между работницами бригад. В результате на конечных этапах сборки образовывались "завалы" частично собранных узлов продукции, значительно снижающие производительность труда бригады, а следовательно, и экономическую эффективность внедренного конвейера. Кроме этого часто возникала .необходимость перегруппировки бригад [113]. " Описанные примеры показывают, что в каждом конкретном случае необходимо прогнозировать или исследовать взаимосвязи, которые могут сложиться или уже сложились у человека в процессе трудовой деятельности с орудиями труда, предметом труда, трудовым коллективом. Исследовать отношение человека к процессу и результатам труда, а также влияние условий труда на его работоспособность. При рассмотрении этих взаимосвязей психолог должен уделять особое внимание "острым точкам" профессиональной деятельности в целях установления

77

конкретных причин, которые могут повлиять или влияют -на показатели экономической эффективности труда. Эти показатели могут быть обусловлены одним или многими факторами. Среди последних есть и субъективные и объективные. Например, слабая профессиональная подготовленность работника сочетается € неоптимальным скоростным режимом работы станка и нерациональным пространственным расположением органов управления [117]. Наряду с вышеизложенным большое значение также имеет решение вопросов обеспечения практически всех подразделений различных предприятий и организаций необходимым составом квалифицированных работников, их закрепления на конкретном предприятии и. создания (резерва профессиональных кадров. Наиболее перспективным является динамичное многоаспектное рассмотрение данного вопроса: от профориентирования и профконсультирования школьников как потенциального резерва пополнения основной производительной силы общества, построения психологически обоснованного, процесса формирования профессиональных знаний, умений и навыков до подбора рабочих постов поступающим на работу и обеспечения адаптации на них работников.

Решение данного вопроса предполагает анализ, с одной стороны, объективных социальных, специфически-профессиональных и экономических потребностей предприятий в работниках; с другой стороны, объективно существующих, но по разному - проявляющихся у каждого человека потребностей, интересов, индивидуально-типологических особенностей и психологических возможностей людей, поступающих на конкретные промышленные предприятия.

В основе решения вышеизложенных психологических вопросов повышения эффективности профессиональной деятельности человека лежит ее психологическое изучение (профессиографирование). Оно должно обеспечивать информационное, диагностическое, прогностическое и методическое решение вопросов психологической подготовки .к выбору профессии, формирования профессионального мастерства и социально-психологической адаптации, снижения профессиональной утомляемости, повышения безопасности труда, рационального распределения и управления

78

рабочими кадрами, рациональной организации труда и управления трудовыми процессами. Примером такого профессиографирования является организация управления процессом формирования профессионала, протекающая в течение нескольких этапов: информационно-консультационного, профессионально-учебного, профессионально-консультационного и адаптационного.

Исходя из того, что формирование профессионала - сложный многоуровневый динамичный процесс, протекающий поэтапно, необходимо рассматривать социально-исторический, социально-экономический, социально-психологический, производственно-технический и организационный, психологический и психофизиологический аспекты, которые должны изучаться взаимосвязанно на всех этапах знакомства человека с конкретной профессиональной деятельностью и последующим, освоением ее.

Информационно-консультационный этап - первоначальное звено, необходимое для формирования интереса у учащихся школ к какой-либо определенной труппе профессий. Для проведения этого этапа психологи должны изучить целый ряд характеристик школьников (личностных, психологических, психофизиологических), с которыми они будут работать, и составить описание основных профессий, профессиограммы.

Эти описания должны быть трех типов; первичная информационная профессиограмма необходима для обеспечения самостоятельной ориентации школьников в профессиях; вторичная информационная профессиограмма для консультанта, осуществляющего управляемую индивидуальную ориентацию и консультацию школьников при выборе профессии; диагностически-консультационная профессиограмма, включающая перечень тех личностных, психологических и психофизиологических характеристик, актуализация .которых предопределяет успешность в труде. Эти же характеристики являются для консультанта основанием выбора диагностических методик для профконсультации. Завершением информационно-консультационного этапа является выбор школьником определенной профессии.

На профессионально-учебном этапе формирование

79

конкретных знаний, умении, навыков и отношения к данному труду и его результату должно строиться на основе прогностически-конструктивной профессиограммы, выделяющей те технологические операции, способы и приемы их исполнения, которые с большим трудом осваиваются человеком и от которых в наибольшей степени зависит успешность выполнения работы. Также в данной профессиограмме выделяются те личностные характеристики, конкретные психологические л процессы и психофизиологические функции, актуализируемые у человека в процессе обучения, которые являются и основанием для подбора и разработки диагностических методов оценки успешности обучения.

Профессионально-консультационный этап - этап выбора рабочего поста на предприятии, этап расстановки кадров внутри предприятия. Проведение данного этапа психолог-консультант осуществляет на основании уже имеющихся у него с предыдущих этапов знаний о людях и на основе информационной профессиограммы, раскрывающей специфические особенности различных трудовых постов в рамках избранной человеком профессии.

На адаптационном этапе происходит реализация личностного интереса и приобретенных знаний, умений и навыков в избранной профессиональной деятельности, а также и приспособление к организационным, физическим и социально-психологическим условиям, в которых протекает деятельность. Для оценки характера и скорости адаптации человека на .конкретном трудовом посту психолог должен использовать диагностическую профессиограмму, которая позволяет подобрать адекватные для данной профессиональной деятельности критерии и методы оценки (качественной и количественной) динамики адаптации человека и совершенствования мастерства и установить конкретные причины, осложняющие ее эффективное завершение.

Таким образом, психологическое изучение профессий, проводимое для разных целей, имеет специфические особенности, отражающиеся: в программе построения исследований; в методах, реализуемых в исследовании; в глубине, детальности и широте рассмотрения разных характеристик одной и той же

80

профессии, а также и в форме представления материала.

Данное заключение показывает необходимость дифференцированного построения и проведения профессиографирования.

81

75 :: 76 :: 77 :: 78 :: 79 :: 80 :: 81 :: Содержание