49 :: 50 :: 51 :: 52 :: 53 :: 54 :: 55 :: 56 :: 57 :: 58 :: 59 :: 60 :: Содержание

§ 2. СХЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общая схема психологического анализа
профессиональной деятельности

При разработке схемы особое внимание уделялось подбору такого методического инструмента, который

49

позволил бы задавать единые линии анализа внешних (производственных) и внутренних (субъектных) составляющих профессиональной деятельности. Адекватными для данной цели оказались предложенные Э. Г. Юдиным принципы изучения объекта системного исследования на трех уровнях анализа: "параметрическом", "морфологическом" и "функциональном" [251, с. 101]. Первый уровень был переименован в нормативно-параметрический для более точного определения анализа заданных нормативов профессиональной деятельности. Данная схема (Сх. 1.)

Сх. 1. Общая схема психологического анализа профессиональной деятельности
Сх. 1. Общая схема психологического анализа профессиональной деятельности

представляет собой программу системного психологического изучения профессиональной деятельности, так как включает в себя сразу несколько общих оснований его проведения в целом: 1) нормативно-параметрическое описание профессиональной деятельности (сх. 1, п. 1) является начальным этапом изучения и внешнего :(сх. 1, пп. 2- 4) и внутреннего

50

строения деятельности (ex. 1, пп. 5-7); 2) оценка эффективности исполнения деятельности необходима при изучении и внешнего (сх. 1, п. 4) и внутреннего (сх. 1, п. 7) ее строения; 3) на морфологическом и функциональном уровнях анализа деятельности должно изучаться ее внешнее и внутреннее строение. Наряду с этим в схеме задана последовательность целостного изучения профессиональной деятельности (сх. 1, пп. 1 - 7) и последовательность самостоятельного исследования ее внешнего и внутреннего строения как систем.

Схема психологического анализа процесса
труда (внешнего строения профессиональной
деятельности)

Настоящая схема (сх. 2) предназначена для ориентации исследователя в том, какие компоненты и их составляющие следует изучать для установления характера протекания процесса труда. В ней представлен компонентный состав морфологического (сх. 2, п. 2) и функционального (сх. 2, п. 3) уровней анализа, заданных в общей схеме психологического анализа профессиональной деятельности (см. сх. 1), и показана необходимость рассмотрения их взаимодействия, так как оно может обусловливать эффективность результата профессиональной деятельности су>бъекта труда. Но для проведения детального психологического изучения процесса труда требуется его подробное описание, которое составляется на основании профессиографирования, проводимого по следующей схеме.

Схема профессиографирования
(психологическое изучение процесса труда)

Данная схема построена для психологического изучения профессиональной деятельности человека, включенного в конкретный процесс труда. В ней представлены вопросы, содержащиеся в целом ряде других профессиографических схем [12; 30; 44; 65; 78; 79; 117; 121; 124; 182 и др.], но не структурированные в плане их взаимосвязанного рассмотрения.

51

В предлагаемой схеме вопросы составлены таким образом, что позволяют изучать основные элементы профессиональной деятельности человека (предмет, задачи, орудия и условия труда) во взаимосвязи.

  1. Содержание трудовой деятельности: функции профессионала.
  2. Требования к квалификации работников: знания, умения, навыки.
  3. Внешние средства деятельности: "машина"1 (режим работы, органы управления, индикация
Сх. 2. Схема анализа внешнего (операционно-технологического) строения профессиональной деятельности
Сх. 2. Схема анализа внешнего (операционно-технологического) строения профессиональной деятельности

52

и др.); функции машины; технология процесса труда, задание, требования к качеству работы.

  1. Характер взаимодействия работника с техническими средствами труда.
  2. Динамика протекания деятельности работника.
  3. Ошибки, возникающие в процессе деятельности.
  4. Психограмма профессии.
  5. Общие сведения об условиях труда:
  • а) санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и др.);
  • б) физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.);
  • в) организация рабочего места;
  • г) внутрисменный режим труда и отдыха;
  • д) формы оплаты труда и другие формы материального и морального поощрения.
  1. Организация труда:
  • а) организация производственного обучения;
  • б) организация производственных взаимоотношений в трудовом коллективе и их характер;
  • в) планирование работы и контроль за ней.
  1. Анализ соответствия требований, предъявленных профессией к человеку, организации его деятельности.
  2. Оценка эффективности трудовой деятельности.

Кроме перечисленных сведений о профессиональной деятельности необходимо учитывать и сведения общего характера: состав работающих по возрасту, стажу общему и по данной специальности, уровень общей и специальной подготовки, квалификацию, профессиональную заболеваемость, травматизм, текучесть кадров.

Необходимость, объем и глубина изучения представленных в схеме вопросов обусловлены целями психологического исследования профессиональной деятельности: информационными, диагностическими, прогностическими и методическими (см. гл. IV).

Схема анализа внутреннего психологического
строения профессиональной деятельности#

Изучение внутреннего психологического строения профессиональной деятельности проводится на тех

53

этапах или этапе работы, которые были выделены при изучении внешнего строения деятельности как более сложные и ответственные, так как от точности и скорости их исполнения в большей степени зависит конечный результат труда. Именно на этих этапах работы раскрывается и личность и профессионализм субъекта труда. Его отношение к делу, направленность интересов; характер планирования, регулирования и оценочно-контрольных действий; эмоционально-волевые качества.

Сх. 3. Схема анализа внутреннего психологического строения профессиональной деятельности
Сх. 3. Схема анализа внутреннего психологического строения профессиональной деятельности

54

Данная схема (сx. 3) строилась на основе опыта изучения труда станочников, типичных для массовых профессий промышленного производства. Наиболее сложным и ответственным этапом в их деятельности являются технологические исполнительные операции, осуществляемые при помощи станка. Эти операции рассматривались с позиций теории деятельности [150] как "отдельная деятельность" - исполнительная, .которая осуществляется посредством сенсомоторных действий, реализуемых циклически повторяемыми координированными в пространстве и времени операциями. В схеме (см. сх. 3) - это психологические действия и операции, представляющие морфологию внутреннего строения деятельности (сх. 3, п. 2). Функциональное строение изучается посредством определения способов исполнения выделенных в морфологии действий и операций, которые отражаются в организации программирования, реализации и контроля субъектом труда данных операций (сх. 3, п. 3).

Представленная схема 3 является ориентировочной программой изучения психологической структуры профессиональной деятельности в целом, так как ее изучение может проводиться на макро- >и микроуровнях анализа.

Схемы изучения внутреннего психологического
строения профессиональной деятельности

Построение схем изучения макро- и микроструктур исполнительной профессиональной деятельности осуществлялось на основе концептуальной схемы психологического анализа деятельности А. Н. Леонтьева [150] и метода микроструктурного анализа исполнительной деятельности [59] с учетом результатов их применения в практике [107, 109]. Было установлено, что нужно рассматривать взаимосвязанно признаки, раскрывающие психологическую сущность исследуемой деятельности и с объективной и с субъективной сторон. На макроуровне объективным были отнесены признаки, характеризующие ее предметное содержание и организацию деятельности, которые влияют, в определенной мере, на формирование у субъекта труда отношения к данной деятельности

55

и представления о ней и способах ее исполнения. Это форма, способы осуществления, пространственные и временные характеристики, напряженность труда, профессиональные задачи, орудия труда. К субъективным признакам были отнесены те характеристики, которые отражают осознание субъектом труда как отдельных объективных признаков, заданных в трудовой деятельности, так и их совокупности. К ним относятся: побудительные и направляющие мотивы личности, обусловливающие мотивообразующую основу деятельности субъекта труда, его отношение к ней; представление о цели деятельности и способах ее достижения; овладение способами исполнения деятельности (сх. 4).

Изучение исполнения осознаваемых субъектом труда профессиональных целенаправленных действий, обеспечивающих "жизнь" исследуемой деятельности, проводится посредством рассмотрения характера взаимосвязи между трудовой задачей и представлением человека о процессе и результате ее решения. Это раскрывает "интенциональный аспект действия", т.е. "что должно быть достигнуто" [150, с. 107]. Изучение же "операционного аспекта действия" выявляет способы достижения цели - операции, исполнение которых обусловлено, с одной стороны, орудиями труда ("орудийные действия"), а с другой стороны, теми "внутренними" средствами (образно-концептуальной моделью, знаниями, приемами, навыками и т.п.), которыми осознанно и целенаправленно владеет субъект труда.

Исследование функциональной структуры деятельности рабочих на макроуровне показало, что взаимоотношения, складывающиеся между действиями и операциями, действительно раскрывают, но в определенной мере то, как представляет себе субъект труда процесс и результат исполнения действия- в целом или "мозаично"; выступает ли для субъекта труда исполняемая им деятельность как одна или многоцелевая, и как планирует он ее осуществление. Так, если субъект труда еще не достиг необходимого профессионального мастерства, то возможно некоторое несоответствие между запланированными способами решения задачи и их исполнением, так как не оформилось еще представление о

56

конечном результате в целом. Например, у намотчиц с 5-летним стажем было установлено, что в начале каждой смены первые 1,5- 2 ч они не могут осуществлять "слияние" операций в действие и каждую операцию выполняют как самостоятельные действия.

Сх. 4. Схема макроанализа функциональной структуры<br>профессиональной деятельности
Сх. 4. Схема макроанализа функциональной структуры
профессиональной деятельности

57

Итак, данные макроанализа раскрывают степень готовности субъекта труда к исполнению заданной профессиональной задачи.

Микроанализ - функциональной структуры исполнительной деятельности необходим для определения характера регуляции протекания деятельности. Наиболее адекватными индикаторами процессов регуляции в исполнительной деятельности являются трудовые движения (действия и операции). По данным известных исследователей (И. М. Сеченова [208], П. К. Анохина [10], Н. А. Бернштейна [22], А. В. Запорожца [90] и др.), движения можно рассматривать как один из индикаторов сонастроенной (согласованной) работы психических процессов, актуализируемых в конкретных видах труда. А также как индикаторы внутренних процессов управления и регуляции, как "организационные единицы" деятельности, отражающие изменения функционального состояния или развития, утомления (Ф. Бартлет [15, 258], Н. А. Бернштейн [23], А. Т. Велфорд [266], Г. Шмидтке [264] и др.).

Исходя из вышеизложенного для изучения процессов регуляции формирования и протекания деятельности станочников, мы выбрали метод микроструктурного анализа исполнительной деятельности [59, 98], позволяющий проникнуть в действие путем выделения в нем когнитивных (стадии программы и контроля) и исполнительных (стадия реализации) микрокомпонентов (сх. 5). Названные микрокомпоненты раскрывают, в определенной мере, как субъект труда строит, планирует процесс исполнения действия и операций и что затрудняет его деятельность. Так, например, микроанализ показал, что у работницы с 5-летним стажем разная степень сформированности операций, "сливающихся" в действие, поэтому-то ей трудно сразу в начале работы сонаccтраивать и осуществлять координированное в пространстве и времени их исполнение.

Взаимосвязанное исследование макро - и микрокомпонентов в профессиональной деятельности раскрывает, в определенной мере, возможности субъекта труда в плане представления и исполнения им

58

профессиональных действий, необходимых для осуществления деятельности. В связи с тем что наиболее типичным для целого ряда профессиональных исполнительных видов деятельности является то, что основное действие реализуется посредством сонастроенного

Сх. 5. Схема микроанализа функциональной структуры профессиональной деятельности
Сх. 5. Схема микроанализа функциональной структуры профессиональной деятельности

взаимосвязанного протекания операций, в предлагаемой нами схеме микроанализа микрокомпоненты выделяются и в действии и в операциях. Причем, как показали исследования и анализ литературных данных, в такой структуре возможно выделение ведущих и вспомогательных микрокомпонентов

59

действия: ведущие - когнитивные стадии (программа и контроль) действия; вспомогательные - когнитивные и исполнительные стадии - операций. Ведущие стадии раскрывают построение общей картины исполнения действия, а вспомогательные - только осуществление двигательного реализующего состава действия (исполнение операций).

60


1 В данном случае понятие "машина" включает в себя любые средства труда: ручные, механизированные, автоматизированные и т.п. 49 :: 50 :: 51 :: 52 :: 53 :: 54 :: 55 :: 56 :: 57 :: 58 :: 59 :: 60 :: Содержание