323 :: 324 :: 325 :: 326 :: 327 :: Содержание

ПРИЛОЖЕНИЕ

Представляется полезным сопроводить данные лекции методическими разработками к семинарским занятиям. Эти разработки на протяжении ряда лет пересматривались, уточнялись и дополнялись в ходе учебного процесса. В их составлении приняли участие многие преподаватели кафедры общей психологии: И. А. Васильев, В. К. Вилюнас, В. А. Иванников, А. А. Крымов, В. В. Петухов, А. А. Пузырей, В. Я. Романов, С. Д. Смирнов, А. В. Стеценко, Т. М. Федорова и др. Всем названным товарищам я благодарна за их участие в нашем постоянно действовавшем методическом семинаре. Их энтузиазм, искренняя заинтересованность в совершенствовании учебного процесса, педагогическое мастерство и высокий научный уровень очень способствовали созданию на семинаре творческой атмосферы и плодотворной работе над содержанием и методическим оформлением данного курса.

Имеется большое соответствие между приводимым планом семинарских занятий и содержанием лекций, так как они отрабатывались одновременно. Те темы, которые не вошли в данное пособие (в основном, изучаемые во II семестре), не вошли и в приложение. Мы убеждены в ценности и даже необходимости плюрализма мнений относительно содержания вводного курса по общей психологии, и надеемся, что авторы других концепций материализуют их в новых учебных пособиях.

Текст лекций следует рассматривать как самую общую канву при изучении соответствующих тем. Для более глубокого освоения большинства вопросов студентам необходимо обращаться к дополнительным источникам - учебным и научным текстам. Ссылки на эти тексты даются в методической разработки в виде порядкового номера из общего списка литературы в конце книги: именно в расчете на начинающих студентов этот список

323

сокращен до необходимого минимума и ограничен текстами на русском языке. Выходные данные тех немногочисленных рекомендуемых публикаций, которые не вошли в список цитируемой литературы, приводятся в разработке полностью.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
"ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

РАЗДЕЛ "Введение в психологию" (I СЕМЕСТР)

I. Общая характеристика психологии как науки

1. Описательная характеристика психических явлений; сферы проявления психической жизни человека (внутренний опыт; внешнее поведение неосознаваемое; психосоматика; материальная и духовная культура).

2. Житейская и научная психология, их отличия и взаимоотношения.

3. Научная психология и практика.

Лит.: 77 (с. 27-58); 82 (с. 208-215); 88; 123 (с. 104-119); а также:

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968; или: Хрестоматия по общей психологии., Психология памяти. М., 1979 (с. 195 - 206); Фресс П.;.

Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. V. М., 1975 (с. 149 - 151); Василюк Ф. Е. Психология переживания. М;. 1984 (с. 156-176, с. 177-187); Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 1974 (с. 27 - 58);

Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. М., 1978.

Художественная литература (примеры описаний внутренних переживаний и внешнего поведения человека, неосознаваемых и психосоматических явлений и т. п.).

II. Смена представлений о предмете психологии

1. Представления древних о душе: материалистические и идеалистические тенденции. С какими аспектами жизнедеятельности живых существ было связано представление древних о душе? Смысл деятельности Сократа; ее

324

значение для постановке психологических проблем. Корни каких психологических проблем можно найти в учении Платона о душе?

Лит.: 23 (с. 11-22); 8 (с. 371-374; 394-396); 10 (с. 50-62); 86 (с. 218-228); 87. Т. 2 (с. 64-68; 73-79; 96-114; 244-257).

2. Явления сознания как предмет психологии. Объективные и субъективные элементы сознания. Понятие ассоциации и апперцепции. Объем сознания и объем внимания. Соотношение предмета и метода в психологии сознания.

Лит.: 20 (с. 8 - 24); Хрестоматия по вниманию. М., 1976 (с. 50-58); 31 (с. 335-351); 32 (с. 124-145).

3. Метод инстроспекции и проблема самонаблюдения. Понятие рефлексии у Дж. Локка. Аналитическая интроспекция: требования, понятие "ошибки стимула". Метод интроспекции - и использование данных самонаблюдения (отличия).

Лит.: 44; 64 (с. 129-131, 140); 65; 69; 109; 110.

4. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм: критика "психологии сознания", требования объективного метода. Понимание поведения в бихевиоризме; отношение к сознанию. Единицы психологического анализа. Теоретическая программа. Необихевиоризм: понятие "промежуточной переменной"; оперантное обусловливание.

Лит.: 111 (с. "3-70); 114, 115 (с. 17-39; 34-45).

5. Неосознаваемые процессы. Классификация неосознаваемых процессов. Понятие установки. Фрейд о природе бессознательного и его отношении к сознанию. Проявления бессознательного. Методы психоанализа.

Лит.: 69; 113 (с. 135-152); 122; 123.

III. Психологический анализ деятельности

Строение деятельности. Потребности, мотивы и цели деятельности. Деятельность и сознание. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Методологическое значение категории "деятельность".

Лит.: 53 (с. 73-114, 247-251, 265-290); 55; 56 (с. 38-40, 269-275) или по 4-му изд. (1981) (с. 48-50, 277 - 284), а также "А. Н. Леонтьев и современная

325

психология"/Под ред. А. В. Запорожца и др. М., 1983, статьи О. К. Тихомирова и В. В. Давыдова (с. 40 - 53; 128-139).

IV. Движения и деятельность

Подход к анализу движений в работах Н. А. Бернштейна. Принцип сенсорных коррекций. Схема рефлекторного кольца. Уровни построения движений. Формирование двигательных навыков. Принцип активности: физиологический, биологический и философский аспекты.

Лит.: 14; 15 (с. 79-97, 97-101, 150-170, 275-298).

V. Возникновение и развитие психики
в процессе биологической эволюции

1. Проблема объективного критерия психического. Гипотеза А. Н. Леонтьева. Раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики. Инстинктивное поведение и научение у животных.

Лит.: 7 (с. 349-359); 23 (с. 103-114); 56 (с. 5-18, 40-52); 66 (гл. 9-11); 99 (с. 294-311); 118 (с. 41-52, 66-83, 172-175, 187-190, 205-207, 227-230, 244-260); ТинбергенН. Поведение животных. Гл. 6. М., 1980.

2. Биологические предпосылки человеческой психики: групповое поведение, "язык" животных, использование орудий животными и человеком.

Лит.: 118 (с. 266-280), 66.

VI. Общественно-историческая природа психики
человека и ее формирование в онтогенезе

Проблема возникновения сознания человека. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Высшие психические функции человека: их строение, свойства, генезис. Понятие интериоризации. Присвоение общественно-исторического опыта индивидом в процессе онтогенеза.

Лит.: 22. Т. 1 (с. 103-108). Т. 3 (с. 24-161); 24 (с. 25-32); 56 (с. 357-374, 375-379, 439-466).

326

VII. Индивид и личность

1. Понятия "индивид" и "личность". Способности: определение, задатки, механизмы развития.

Лит.: 50; 53 (с. 173-182); 89; 107.

2. Темперамент: поиск физиологических основ, психологические описания; эволюция учения о типах НС, современное состояние проблемы.

Лит.: 38; 80; 81; 106; 108.

3. Характер: определение характера "в узком смысле"; психопатии и акцентуации; биологические предпосылки, прижизненное формирование, характер и личность.

Лит.: 5; 25; 28; 41; 45; 47; 49; 51; 63; 74; 131; 133.

4. Личность и ее формирование. Понятие о личности в узком смысле. Стихийные механизмы формирования. Самосознание и его функции.

Лит.: 3; 13; 17; 21; 34; 37; 53 (с. 159-231); 57; 71; 72; 73, 75; 78; 82; 95; 119; 120.

VIII. Проблема объяснения в психологии

Виды редукционизма. Психофизическая проблема; варианты ее решения.

Лит.: 53 (с. 113-118); 101; 125. Вып. 1-2 (с. 186-189); Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопр. философии. 1977. № 2 (с. 68 - 76); Ильенков Э. В. Проблема идеального Вопр. философии. 1979. №6 (с. 128-140); № (с. 145 - 158); Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. M 1959 (с. 218-221).

327

323 :: 324 :: 325 :: 326 :: 327 :: Содержание