349 :: 350 :: 351 :: 352 :: 353 :: 354 :: 355 :: 356 :: 357 :: Содержание

Примерная программа-минимум
общеобразовательного курса
психологии для будущих педагогов

Строго говоря, в качестве будущих педагогов оказываются и будущие родители, и, рано или поздно, успешные специалисты любого профиля - опытные растениеводы, животноводы, инженеры и техники, руководители, работники сферы услуг, создатели научной и художественной продукции. Именно поэтому мы рискнули считать данный курс общеобразовательным в расчете, что он может быть изложен доступно для заинтересованного широкого читателя, имеющего среднее образование.

Но курс ориентирован прежде всего на студентов педагогических учебных заведений и в основном на будущих школьных педагогов.

Подчеркнем, что психологическая подготовка будущего профессионального педагога не может ограничиться общеобразовательным уровнем. Она должна быть основательной и разносторонней, т.е. включать освоение понятий общей, возрастной, педагогической, социальной психологии. А педагоги, работающие с детьми, имеющими задержки в психическом развитии, осваивают соответствующие специальные курсы. Да и педагог так называемой нормальной школы тоже должен иметь некоторые представления об аномалиях развития психики, чтобы при необходимости принять решение об обращении к специалистам по аномальному развитию.

Педагоги - специалисты особого типа: миссия их состоит как раз в обеспечении культурной эстафеты поколений, а именно: накопленный человечеством опыт становится доступным каждому подрастающему поколению благодаря осуществлению педагогических функций.

349

Педагогическая власть - "тяжелый инструмент",
и если им овладел, то пользоваться надо аккуратно.

Реплика в разговоре специалистов

Пояснительная записка

Каково место предлагаемого курса в системе психологической подготовки будущего педагога? Мы не настаиваем на том, чтобы он непременно и полностью "проговаривался" с преподавательской кафедры. Он может стать предметом самостоятельной работы студента при необходимых консультациях вузовских преподавателей.

Вопреки привычной традиции, полагаем допустимым и целесообразным предпосылать собственно лекционным формам обучения занятия типа семинарских дискуссий, цель которых - максимально мобилизовать у студентов уже имеющийся у них жизненный опыт о проявлениях психики человека в различных обстоятельствах и осуществить его первоначальное упорядочены в соответствии с категориями научной психологии, известными преподавателю, но не ведомыми пока что студентам.

Предлагаемый курс может быть подготовительной частью общепсихологической и общепрофессиональной подготовки педагога. А данная программа может стать одним из средств самоконтроля студента, заинтересованного в усвоении некоторого упорядоченного множества взаимосвязанных психологических понятий. В любом случае эта программа не станет лишним фрагментом пособия.

Есть немало учебников, учебных пособий, книг, брошюр, статей, программ по психологии, ориентированных на информационное обеспечение педагогических учебных заведений. Мы старались принимать это во внимание и даем в предшествующем тексте книги соответствующие отсылки для заинтересованных читателей. Это основано на соображении, что специфика обучения в вузе состоит в том, что студент должен не столько штудировать предлагаемые публикации "от корки до корки", сколько "выспрашивать" их в соответствии с некоторой программой как общеориентирующим документом.

Психологическая грамотность - необходимый элемент общей культуры современного человека, а не только стартовое состояние для освоения психологии в ходе профессионального педагогического образования. Ведь чтобы надежно управлять

350

любым объектом (природным, социальным, техническим), надо прежде о нем знать. Чтобы управлять собой и чтобы рассчитывать, что другие люди смогут управлять собой, своим поведением, взаимодействием с миром, важно знать о человеке не только как об организме, но и как об инициаторе деятельности (субъекте), "носителе" сознания, мировоззрения, ума, характера, способностей - достаточно "самочинной" личности.

Существенный парадокс среднего образования в настоящее время у нас пока что состоит обычно в том, что учащийся должен, судя по содержанию школьных учебников, знать очень многое о внешнем (природном и социальном) мире вплоть до того, например, листва каких деревьев осенью желтеет раньше, а каких - позднее; какие президенты поименно были в свое время в США и пр. А вот систематические курсы о психической регуляции активности социальных групп и их участников, о психической реальности ему не предлагаются (анатомия и физиология - это еще далеко не обо всем, что свойственно человеку). Поэтому, поступив в педагогический вуз, будущий учитель, воспитатель, пусть превосходно окончивший среднюю общеобразовательную школу, приступает к освоению профессии обычно с большим "пробелом" в своей человековедческой подготовке. А он, бесспорно, должен стать именно человековедом, чтобы руководить психическим развитием подрастающих поколений.

Главным результатом освоения предлагаемого курса должны стать склонность и умение выделять в повседневной деятельности, в жизни и в собственно педагогической работе явления психической реальности и размышлять по их поводу. Не только строить варианты предположений о субъективной составляющей поведения (своего, своих подопечных, их групп, а также своих коллег, руководителей), но и проверять эти версии простыми корректными способами и приходить к наиболее правдоподобным психологическим истолкованиям наблюдаемой активности людей, групп, находящихся на разных возрастных этапах, имеющих разный опыт, стоящих в разных отношениях к ожиданиям общества, к психической норме и аномалиям.

В ситуациях межлюдских конфликтов, в частности, в ситуациях политических взаимодействий, отражающихся, помимо прочего, на "голубом экране", сплошь и рядом вместо точных фактов изобильно выдаются именно вымышленные картины субъективной составляющей оппонентов ("они хотят", "они делают это ради выгоды", "они забыли про народ", "у них недостает умственных способностей" и пр.). А ведь все это есть информационная

351

среда, в которую волей-неволей окунаются и те учащиеся, воспитанники, за должное развитие которых как будущих граждан педагог несет перед обществом личную ответственность. Важно уметь выделять, в частности, и в потоках подобной информации доказанные суждения, факты, отстраиваясь от пристрастных мнений, необоснованных утверждений.

Образовательные результаты указанного выше рода могут неслучайно повлечь за собой и готовность человека, изучившего данный курс, к усвоению более, специальных психологических дисциплин.

Главная задача работающего над курсом - не столько в том, чтобы "выучить и применять" некоторое заранее известное огульное знание, сколько структурировать и даже порождать потребное (пусть весьма предположительное и не общее, а частное, конкретное) знание в определенных, в частности, уникальных педагогических ситуациях. В этом отношении педагог оказывается в роли как бы дознавателя и следователя, с той лишь разницей, что он исходит не из идеи свершившегося преступления, а из задачи разностороннего позитивного развития психики подрастающего человека как будущего гражданина.

Диалектика общего, особенного и единичного при познании психики имеет специфику в отличие от схем мысли, правомерных и привычных в естественных, технических науках и соответствующих практиках (эти схемы мысли усваиваются как сами собой разумеющиеся при изучении ряда школьных учебных предметов). А именно, в контексте психологии ценно и не является несущественным, случайным отдельное, единичное, уникальное, нестандартное.

Проведя "чистый" опыт, скажем, в физике, химии, технике и измерив вязкость определенной смеси веществ при некоторой температуре, мы получаем одновременно и общее знание о данном свойстве таких смесей, сколько бы их ни приготовили. В психологии и педагогической практике отнюдь не часто возможна такого рода генерализация (обобщение) знаний. Например, убедившись в продуктивности памяти на числовой материал у одного старшеклассника, мы ничего не узнаем о том же виде памяти не только "всех", но даже и о таковом у другого, третьего субъекта. И так без конца.

Также и приписывание психологических свойств человеку или группе, как правило, неуместно на основе одной лишь умозрительной операции конкретизации огульных психологических сведений о подобных людях или группах их. Требуется восхождение

352

к конкретному истинному знанию на основе сбора и обдумывания эмпирического материала об определенном, данном, "вот этом" объекте изучения.

Понятно, обдумывать что-либо нельзя, не опираясь на общие понятия, суждения. И предлагаемый курс рассчитан на то, чтобы минимум общих оснований для такого обдумывания был усвоен. Но, главное (отчасти повторяем) - не в том, чтобы "выучить и выговорить", а в том, чтобы хотеть и уметь порождать психологическое истолкование определенного казуса, определенного педагогически значимого стечения обстоятельств, дознаваться до истины, которая конкретна.

Сказанное выше несколько обесценивает традиционные формы педагогического контроля усвоения знаний: "разговорные" отчеты студентов - экзамены, зачеты, коллоквиумы, основанные на сомнительной предпосылке: "хорошо рассказал, значит усвоил". Хорошо рассказать - тоже, впрочем, надо уметь (речь учителя - важное средство его деятельности), и это тоже важный, но не единственный показатель усвоения курса психологии для будущих педагогов.

В идеале существенное звено контроля усвоения должно составлять психологически обоснованное решение педагогических задач (скажем, в форме разбора казусов, случаев из практики,. опросных данных, данных наблюдений, бесед, уроков и внеурочных воспитательных мероприятий во время педагогической практики и подобного). Это должно быть нормой, чем-то само собой разумеющимся в системе психологической подготовки будущих педагогов.

Дополним образ того, каким должен в перспективе стать изучающий цикл психологических дисциплин и что он должен уметь.

1. Иметь непредвзятое, равно уважительное отношение и интерес (познавательный) к разным общностям, людям, независимо от их возраста, пола, социального положения, состояния телесного и физического здоровья. С благоговением относиться к образу жизни, складу ума разных народов, больших и малых этнических общностей, разнотипных профессионалов. Иметь выраженный бескорыстный интерес к достижениям разных людей в области материального и духовного производства, организации общества, к внутреннему миру человека и условиям его прогрессивного изменения, формирования, а также коррекции (в случаях нежелательных проявлений) на разных возрастных этапах жизни - от рождения до старости включительно. Иметь интерес к психическим регуляторам внутригрупповой

353

и межгрупповой активности людей, способам понимания и объяснения явлений психики с позиций научной рациональности и гуманистического отношения к себе подобным. Иметь готовность понять неповторимое своеобразие человека, группы, разобраться в нем и занять позицию посильной гуманной действенной помощи (в форме сообщения полезных сведений, создания условий для психического развития, позитивной коррекции умонастроения, поведения, облегчения душевного состояния людей). Все это - профессионально важные черты педагога как воспитателя, учителя, являющего собой личный пример для своих подопечных.

2. Уметь выделять, учитывать проявления психики (в жизненных, педагогических ситуациях) и научно корректно истолковывать их. опираясь на фактически обосновываемую проверку предположений, версий и соблюдая нормы этики, педагогического такта. Владеть приемами изучения процессов психики (в области потребностных, эмоциональных состояний, побуждений, действий, поступков, проявлений самосознания и самооценки, направленности личности, черт характера, способностей) у своих воспитанников, учеников и у себя.

3. Владеть приемами регуляции своих познавательных процессов, функциональных (рабочих) состояний и поведения среди людей в целях повышения, в частности, уровня своего профессионализма. Ориентироваться в вопросах информационно-психологического обеспечения самообразования, работы над собой; ясно, что важно владеть приемами руководства психическим развитием своих подопечных.

4. Уметь сличать мнения, суждения (а также теоретические схемы, модели, общие теории, с которыми, возможно, придется знакомиться позднее) о психике людей с невымышленными событиями (фактами), проверять и обоснованно принимать или отвергать версии относительно связей, характеризующих проявления и взаимозависимости психики, телесности и социальной среды человека. Это особенно важно в связи с достаточно бурным развитием так называемой инновационной активности в области образования, когда иной раз безудержное стремление тех или иных деятелей "высунуться" в качестве новаторов, оказывается подкрепленным не столько компетентностью, сколько честолюбием и карьерными побуждениями.

5. Уметь, придерживаясь норм научного причинно-следственного мышления, интерпретировать результаты, продукты деятельности учащихся (вещественные, процессуальные, информационные,

354

включая и воплощенные в их внутреннем мире в результате их работы над собой) как проявления психологических свойств, особенностей (помыслов, намерений и иных мотивов, способностей в области познавательной, исполнительной, социально-коммуникативной активности).

6. Уметь психологически истолковывать разные виды речи (бытовой, профессиональной, устной, письменной), обычаи, обряды, исторически конкретные, этнически своеобразные разновидности склада ума, общественного настроения, религиозного сознания разных типов. Все это может быть средой, которая вносит неизбежный вклад в психическое развитие подрастающих поколений. Важна общая ориентировка в явлениях аномальных и измененных состояний сознания.

7. Ориентироваться в основных психологических понятиях, объяснительных схемах, в разных подходах1 к проблемам соотношения душевных и телесных явлений, возрастного и функционального развития психики, сознательных и несознаваемых процессов, в вопросах психологически обоснованной оптимизации процессов образования и самообразования, путей достижения человеком профессионализма.

Полная программа курса психологии для будущих педагогов должна бы предусматривать все возможное в построении содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы. Но нельзя объять необъятного, и здесь мы ограничиваемся программой-минимумом.

Предлагаемая последовательность изучения курса является в некотором роде индуктивной, т.е. согласующейся с известной формулой - "от живого созерцания к абстрактному мышлению...".

Уже отмечалось, что курс полезно начать с мобилизации и упорядочения известных по житейскому опыту явлений внутреннего мира как регуляторов поведения человека в той или иной среде (в предположении, что научное понимание психики может сложиться лишь в ходе освоения курса, а отнюдь не в начале его).

Далее предлагаются пропедевтические столкновения с фактами, располагающими к обсуждению некоторых ключевых вопросов, без которых трудно вникнуть в сложную совместную деятельность педагога и его подопечных (о затруднениях и успехах

355

в сложной педагогической работе, о структуре и разнообразии действий, о некоторых вопросах психологии воспитания, о множестве педагогических и учебных умений, о самопознании, самосовершенствовании педагога).

Кажущийся просчет предлагаемой программы состоит в том, что с первых ее разделов вовлекаются в оборот, подразумеваются психологические понятия, не разъясненные предварительно. Замысел наш здесь основывался на том, что понятия усваиваются не за счет выучивания их определений, а лишь в коде применения общих признаков понятий к частным случаям. Это обеспечено тем, что студент - при желании или по совету преподавателя - имеет возможность обратиться к главе 10 пособия, где дана алфавитная сводка соответствующих терминов с их определениями (указанием признаков соответствующих понятий) либо с отсылками к определенным параграфам текста, где эти понятия разъяснены. Пособие может как бы "гонять" студента по тексту, а отнюдь не предлагает двигаться по нему только "линейно" - страница за страницей. Этим, полагаем, создаются' условия именно для работы с книгой, а не для скользящего чтения. Действия такого рода способствуют и формированию полезных умений работы с книгой, и более добротному, чем при беглом чтении, освоению важных понятий психологии.

Последующие разделы, полагаем, не нуждаются в комментариях.

Всюду предполагается (несмотря на речевые штампы "личные качества", "психический склад", "мотивы", "состояния"), что явления психической реальности имеют процессуальную природу.

Что касается форм работы над курсом психологии, то можно практиковать в меру инициативы преподавателей и студентов "круглые столы", "мозговые штурмы", "лекции по заказу студентов", "групповые тренинги", "деловые игры", не исключая и не обесценивая также и чисто самостоятельную, индивидуальную работу студентов.

Желательны демонстрационные лекционные эксперименты и практикум по тематике курса. При этом можно использовать пособие [40], содержащее простейшие задания лабораторного типа, ориентированные на выделение и осмысление существенных явлений психики. Разумеется само собой, что программа педагогической практики должна включать задания, вопросы по психологии. Предполагается, что полезны дискуссии,

356

акты самостоятельного поиска и порождения студентами потребной информации.

Предлагаемая программа не является уменьшенным отображением, "конспектом" материала, изложенного в предшествующем тексте пособия или краткой "шпаргалкой" к нему. Она предполагает и обращение к опыту, общекультурной подготовке студентов, и некоторые новые синтезы ранее усвоенных представлений, понятий, и в связи с этим предполагает повторные обращения к тексту пособия в иных, чем это было изложено ранее, контекстах и последовательностях. Это делается в надежде на выработку у студентов не косного, "выученного", а гибкого, мобильного системного знания, пригодного к реконструкциям в зависимости от задач (часто непредвиденных, новых), которые могут возникать в жизни, учебе, будущей работе.

Одним из итогов работы над курсом надо признать и состояние не только некоторой обученности Студента, но и озадаченности как ценного промежуточного результата на пути освоения профессии.

Из сказанного не следует, что читать данное пособие можно "с любого места". Лучше это делать с самого начала.

357


1 Что касается специального изложения разных подходов, концепций, теорий в психологии, то соответствующие вопросы в предлагаемой книге мы в основном обошли и отсылаем по ходу текста к имеющимся публикациям.
349 :: 350 :: 351 :: 352 :: 353 :: 354 :: 355 :: 356 :: 357 :: Содержание