231 :: 232 :: 233 :: 234 :: Содержание

9.2. Способы регулирования и оценки
конфликтных ситуаций

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Пословица

Упражнение. Продолжим нашу интеллектуальную игру и опять обратимся к воображаемым ситуациям. На этот раз стоящая перед нами задача будет, пожалуй, сложнее, чем при работе над предшествующим параграфом. Представьте свое будущее именно в роли учителя и спросите себя: "Как я обычно чувствую себя в конфликтных ситуациях (во взаимоотношениях с учащимися) и к каким способам регулирования конфликтов прибегаю?". Фактически здесь два разных вопроса. Обратимся сначала ко второму (о способах регулирования конфликтов).

Вы теперь должны отметить свободные ("пустые") клетки таблицы (положим, плюсами) в зависимости от того, какой балл, характеризующий ваши предпочтения, вы намерены приписать каждому из пяти приведенных в левой части таблички вариантов конфликта (кстати, контуры данной таблички перенесите на лист бумаги - не марать же книгу!) Баллам соответствуют

231

столбцы в правой части таблицы. Например, вы полагаете, что вам свойственно (или вы хотели бы) всегда активно упираться на занятой вами позиции. Можете ставить себе в этом случае в соответствующей строке (вариант 1-й) крестик, соответствующий высшему (девятому) баллу, т.е. на пересечении строки со столбцом, обозначенным цифрой 9. Если полагаете, что это делать нужно не часто, а лишь при определенной ситуации, то припишите себе один из других баллов вплоть до первого. Единственный эксперт, судья себе здесь вы, так что, действуя по своему разумению, пройдите по всем строкам таблички. Можете никому не показывать результат заполнения таблицы. Но для чего все это вам?

Варианты способов разрешения конфликта Девятибалльная шкала оценки предпочтения способов разрешения конфликтов
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Соперничество (Я активно отстаиваю занятую мной позицию)
2. Избегание (Я стараюсь уклониться от конфликта, избежать участия в нем)
3. Приспособление (Я стараюсь найти решение, удовлетворяющее другую сторону)
4. Сотрудничество (Я ищу пути совместного решения, удовлетворяющего стороны)
5. Компромисс (Я ищу решение, предполагающее взаимные уступки сторон)

Познать себя нельзя, не ставя себе детализированные вопросы. Работа с таблицей, во-первых, поможет вам тем, что вопросы вам подсказаны, во-вторых, вы, действуя, освоите новые представления о возможных конфликтах и способах их разрешения в вашей будущей работе. Разумеется, ваш личный опыт наверняка даст вам основания построить какую-то иную группировку конфликтов. Хорошо. Но пока что и приведенный материал будет поучителен, он поможет формированию соответствующих умственных навыков, навыков предметного рассмотрения важных

232

сторон вашей работы, поможет "ум наточить", как сказано в пословице, данной в качестве эпиграфа к предшествующему параграфу. Напоминаем, что думать и о работе, и о себе важно учиться (так же, как учатся строгать-пилить, вышивать).

Вернемся к нашей интеллектуальной игре. Нам нужно еще оценить у себя возможные отношения к конфликтным ситуациям. Опять воспользуемся простым и полезным средством - соответствующей табличкой:

Варианты способов разрешения конфликтов Чувствую себя плохо или хорошо (по пятибалльной шкале)
1 2 3 4 5
1. Соперничество
2. Избегание
3. Приспособление
4. Сотрудничество
5. Компромисс

В зависимости от вашего предполагаемого самочувствия в ситуации того или иного конфликта, заполните крестиками свободные клетки таблицы (высший, пятый, балл соответствует комфортному состоянию, низший, первый, - дискомфортному).

Мы сделали еще один шаг в направлении все более изощренного психологического самоанализа. Можете сохранить свои результаты, чтобы в будущем сопоставить их с вашими самооценками на последующих стадиях профессионального развития. Это будет один из способов его отслеживания и при необходимости - коррекции.

Не следует думать, что хорошим является лишь какой-то один вариант способов разрешения конфликта. В идеале надо осваивать все варианты и разумно выбирать те, которые соответствуют конкретной педагогической ситуации. Точно так же и субъективные переживания, сопровождающие конфликт, должны быть не предметом восхищения или обесценивания, а предметом осознания. У каждого возможны и неизбежны как комфортные, так и дискомфортные состояния. Последних не надо, во всяком случае, пугаться или заниматься самобичеванием. Важно их осознавать и понимать, что они, в частности, преходящи. Осознание неприятных субъективных переживаний помогает их преодолению, изживанию.

233

Относиться к предложенным выше средствам обдумывания своих действий и отношений надо не как к незыблемым явлениям природы. Можно придумывать и ставить себе иные вопросы в зависимости от ваших личных особенностей и возможных ситуаций работы.

Вопросы и темы для размышления,
разработки, дискуссий

1. В каких (пусть воображаемых) ситуациях уместны те или иные из отмеченных выше вариантов разрешения конфликтов?

2. Нет ли уже в вашем личном опыте иных - не предусмотренных в предшествующем тексте - вариантов разрешения конфликтов?

Тема L Способы оценки эффективности разных способов разрешения конфликтов.

Тема 2. Зависимость способов разрешения конфликтов от личных качеств педагога.

234

231 :: 232 :: 233 :: 234 :: Содержание