227 :: 228 :: Содержание

Глава 9. Упражнения в самопознании
и самосовершенствовании

Область психологии для будущих педагогов необъятна, и мы обошли многие вопросы, отсылая читателя к соответствующим (в настоящее время уже многим) источникам, отчасти приведенным 6 списке использованной литературы. Часть общеориентирующих сведений, опущенных в предшествующих разделах пособия и традиционно считающихся важными, компактно представлена в гл. 10. В то же время мы сочли необходимым обратить внимание на вопросы, которые особенно важно осознать именно на старте профессионального образования. Одной из групп таких вопросов являются относящиеся к деятельности самопознания и самооценки формирующегося профессионала. Чтобы совершенствовать себя как профессионала, необходимо систематически обращать внимание не только на учебно-предметную информацию, на психологические особенности и закономерности развития детей, что естественно, но и на самого ведущего субъекта образовательных процессов. Что бы ни говорили о важности партнерского сотрудничества субъектов образования (к числу которых, несомненно, относится и учащийся), о свободном развитии и воспитании детей, все же системообразующим звеном образовательных процессов был, остается и останется педагог, как ответственный представитель народа, общества перед лицом подрастающих поколений, нуждающихся в компетентном руководстве их развитием, направленным на полноценное вхождение в мир взрослых. Итак, обратимся к некоторым средствам самопознания и самосовершенствования будущего педагога.

Познай самого себя.

Надпись на храме Аполлона в Дельфах

Знать о себе достоверно и с пользой для дела профессионального самосовершенствования невозможно, не сравнивая

227

себя с другими людьми. А чтобы это делать, важно оперировать признаками, свойствами, которые мы приписываем или отвергаем применительно к другим или себе. Существует достаточно большой массив информации о методах психологического познания. В данном пособии соответствующие вопросы были в некоторых местах впаяны в контекст ряда тем, но не выделены в специальный раздел. Дотошный читатель без труда найдет соответствующую информацию, должным образом выделенную, во многих других книгах, например в [10], [31], [38], [40], [55], [85], [90], [91], [114], [147] и многих других.

Вначале обратим внимание на доступные, не требующие громоздкого оснащения, "карманные" способы самопознания будущего педагога, воспользовавшись разработками М.Ю. Тюлина [80] и построив с учетом их учебные задания и упражнения.

228

227 :: 228 :: Содержание