169 :: 170 :: 171 :: Содержание

Глава 6. О процессах учения
и обучения

Люди приобретают опыт не только тогда, когда их учат. Практически с раннего детства и в течение всей жизни человек сталкивается с постоянно изменяющимися обстоятельствами, видоизмененными или совершенно новыми для него предметами, взаимодействует с изменившимися или незнакомыми, новыми людьми. И оказавшись, таким образом, в новой обстановке (предметной или социальной), человек действует вначале неловко, неточно, а затем его поведение, движения, высказывания как бы "прилаживаются" к новым условиям; неточности внешней активности исчезают. И сам человек становится несколько иным- о чем-то лучше начинает знать, что-то лучше умеет, к чему-то иначе, чем прежде, относится. Возникают, таким образом, некоторые психические новообразования; и притом без всяких педагогов. Описанного рода явления называют "научением". Явления научения можно отметить и при действиях человека с ложкой, вилкой, и с отверткой непривычной формы, и при действиях со сложным новым технологическим оборудованием, летательным аппаратом и при действиях в новой социальной обстановке (в новом коллективе, с новыми людьми). Научение может происходить не только само собой, но и преднамеренно (человек учит сам себя). Эти явления важны, полезны; они, в частности, вклиниваются и в педагогически организованные процессы обретения опыта, о которых пойдет речь в этой главе.

Чего не знаешь, туда и тянет.

Пословица

Существует только один путь, ведущий к приобретению учащимися опыта, знаний, умений навыков - их собственная

169

активность и собственные действия. А искусство педагога сводится к тому, чтобы организовать, создать внешние и внутренние условия, вызывающие эти активные действия. В ходе обучения (и воспитания) происходит не "перекачивание" опыта от педагога к учащемуся, а построение опыта учащегося в его деятельности, организованной педагогом.

Так же как садовник не может делать все, что может прийти в голову, а должен сообразовывать свою работу с закономерностями и особенностями роста и развития растений, так и педагог строит свою деятельность с учетом свойств объекта своего труда - психики учащегося, его деятельности. Воспитание и обучение - это всегда есть общение - совместная деятельность обучающего и обучаемого.

Мы уже. говорили о педагогических ситуациях. Суть любой педагогической ситуации - специально организованный конфликт (противоречие, несвязность) между заданными требованиями к ученику и его наличными субъективными качествами. И особенность этого конфликта в том, что он может быть преодолен после некоторого приращения к имеющимся качествам учащегося (после того, как он что-то узнает, освоит какие-то действия, от чего-то воздержится, к чему-то иначе отнесется). Иначе говоря, любая педагогическая ситуация (как результат решения педагогом своей профессиональной задачи) оборачивается теперь задачей, поставленной перед учащимся.

Удачная и неудачная учебные педагогические ситуации

Рассмотрим общепонятный пример: учащийся-токарь уже умеет обтачивать цилиндрическую поверхность. Педагог (в условиях производственного обучения педагога называют мастером) убедительно рассказывает и показывает наглядно, какое важное значение в технике имеют не только цилиндрические, но и конические поверхности, обрабатываемые токарями. Мастер фактически создает, "нагнетает", обостряет осознание противоречия между тем, что, с одной стороны, очень важно и нужно, и, с другой, - тем, что учащийся пока еще делать не умеет. Иначе говоря, мастер конструирует и создает педагогическую ситуацию (пусть это "микроситуация"), в которой с большой вероятностью возникает у подростка активный учебный мотив (побуждение) - научиться обтачивать конические поверхности.

Педагог все время оказывается в позиции конструктора и организатора специфических конфликтов между наличными возможностями учащихся и общественно заданными требованиями

170

к ним (требованиями учебного плана и программы по данной дисциплине).

Полезно рассмотреть и общепонятный пример неудачно сконструированной учебной педагогической ситуации. Начинающий мастер производственного обучения (тоже, казалось бы, педагог), обучая жестянщиков плоскостной разметке листового материала по чертежу, сам заранее обработал кромки листов металла под прямой угол (в качестве разметочной базы). Старался! На занятии он показал и рассказал, где и как нанести каждую горизонтальную и вертикальную лини разметки, элементы окружности. В результате все учащиеся быстро и правильно разметили каждый свой лист. Но как обстоит здесь дело с явлениями научения и учения? О каких приращениях к знаниям, умениям учащихся здесь можно говорить? Важный вопрос о выборе разметочной базы как раз и "скользнул" мимо сознания учащихся (ведь это сделал за них мастер!). Анализировать чертеж им не пришлось, так как мастер сам рассказал и показал им все, что касается нанесения линий разметки. Мастер "честно" поработал, но не как педагог, а как опытный жестянщик. Нужной педагогической ситуации здесь не получилось (мастер, впрочем, и не знал, что это такое). Результатом усилий мастера в роли педагога оказались хорошо размеченные учащимися куски жести, а не знания, умения, не элементы нового их опыта.

Более того, в стихийном порядке (неожиданно для начинающего педагога) сложилась нежелательная ситуация ложного, незаслуженного учащимися успеха. Она может привести их к ложной самооценке, завышенной оценке своих возможностей, ложному отношению к делу как чему-то легкому, простому. Иначе говоря, невольно внесен нежелательный вклад и в дело формирования характера учащихся (в аспекте отношения к работе). А ведь результатом педагогических усилий здесь должно бы быть другое - как минимум, то, что ученики в дальнейшем смогли бы самостоятельно разметить новый лист по другому чертежу. Иначе говоря, - обобщенное умение делать разметку. Нужно бы позаботиться о том, чтобы учащиеся выполнили действия разметки самостоятельно при варьирующих условиях (по разным чертежам, при разной исходной форме размечаемого материала. Ценой за это было бы расходование учебного времени и обрабатываемого материала. Да. Зато результатом был бы вклад в должную квалификацию, приобретаемую в ходе воспитания и обучения.

171

169 :: 170 :: 171 :: Содержание