153 :: 154 :: 155 :: 156 :: 157 :: 158 :: Содержание

5.1. Об убеждениях и их формировании

Благородный муж прям и ... непоколебим, но не упрям.

Конфуций

Взгляды и убеждения

Способность иметь, удерживать в голове мнения, взгляды, идеи зарождается у ребенка вместе с усвоением речи (начиная от классических "это бяка", "это ляля" и пр.) Особенно активно эта чисто человеческая черта развивается, начиная примерно с трехлетнего возраста, в разного рода играх. Именно идея, мнение превращает, скажем, палку из мертвого предмета либо в "лошадку", либо в "подъемный кран", либо в "ружье".

Мнения, взгляды и ребенка, и взрослого могут относиться к сложным необозримым и ненаблюдаемым объектам, явлениям в природе и обществе (таким, как народ и его история, экологическое состояние региона и подобное).

Приобретение знаний сопровождается теми или иными чувствами, настроениями, переживаниями. В результате знания

153

могут оказаться не просто "багажом" в голове, но и побуждать к той или иной активности, т.е. приобретать качества убеждений.

Доброкачественные убеждения - это твердые взгляды, опирающиеся на научные знания и моральные нормы. Система убеждений человека образует то, что называют его мировоззрением. Особенность твердых взглядов в том, что, в отличие от обычных, "не устоявшихся" знаний, мнений, они неразрывно связаны с переживанием достаточно сильных чувств. Так, например, если поведение человека, ход событий складываются в соответствии с его убеждениями, то это сопровождается положительными переживаниями - удовлетворения, радости, восхищения. И наоборот, все то, что происходит "не по идее", вызывает переживания отрицательные, начиная от легкой тревоги и кончая ненавистью. В связи с этим твердые взгляды, убеждения - это не просто знания, но и побуждения, "двигатели" поведения.

Предрассудки (бытовые, национальные) суеверия, религиозные верования тоже могут представлять собой твердые взгляды и тоже тесно связаны с чувствами и побуждают к действию. Но особенность их в том, что они опираются не на точное и доказательное научное знание, а на веру, внушенную чаще всего в детстве (либо в связи с какими-либо впечатляющими обстоятельствами, когда человек не знает истинных причин событий). Правда, особенность религиозных убеждений в том, что их моральные основания могут быть хорошо отшлифованы вековыми традициями и совпадают с общечеловеческими нравственными ценностями ("чти отца и мать...", "не убий", "не произноси ложного свидетельства"...). Они учат добру и в этом смысле частично совпадают с убеждениями, опирающимися на понятия философской этики и науки.

Некоторые предрассудки, суеверия, "запуги" тоже могли быть в свое время небесполезными в деле воспитания, управления поведением людей. Скажем, такая идеологическая формула: "Ногами под лавкой качать - черта тешить" - приучала детей хорошо вести себя, сидя за столом; идея "разбить посуду - к счастью" утешала и т.п. Однако подобного рода идейные регуляторы поведения все же не полноценны, поскольку они, будучи приемлемыми в одной частной обстановке, не дают общей основы для верного понимания мира и для сознательного поведения в целом и, таким образом, являются лишь чуть более хорошим средством воспитания, чем подзатыльники.

Подлинными убеждениями, наиболее совершенными регуляторами жизненного поведения, элементами верного мировоззрения

154

могут быть только убеждения, основанные на научных истинах и моральных понятиях и нормах, исторически сложившихся в сообществах людей-"делателей", производителей ценностей, т.е. важнейшего ядра общества. Благодаря этим особенностям такие убеждения способны обеспечить верную направленность активности человека в самых разных и непредвиденных (а не только привычных) обстоятельствах. Мировоззрение задает такое важное свойство личности человека, как ее направленность.

О формировании убеждений

Как всякому ясно, правильные представления, мнения, взгляды, убеждения подрастающего человека не складываются у него обязательно хорошими вместе с ростом организма. Они формируются в ходе взаимодействия человека со сложной средой и должны быть предметом тонкого педагогического труда. Тонкого потому, что при прямолинейных попытках взрослых "пресечь", "сломать" "заставить" и т.п. дело кончается часто тем, что человек в возрасте подростничества или юности (со свойственными этому возрасту высокими, обостренными притязаниями на самостоятельность, взрослость) в лучшем случае лишь внешне согласится с нами, а думать может по прежнему, избегая с нами откровенности. Но уважать человека - это значит и уважать его взгляды (пусть пока что вздорные), серьезно и участливо обсуждать с ним соответствующие вопросы.

Должные, правильные взгляды приходится формировать кропотливо, внимательно, причем именно у каждого персонально (с учетом конкретных ситуаций), а не только посредством одних лишь массовых, "фронтальных" форм воспитания. А не воспитывать взгляды, мировоззрение нельзя, ибо это важнейшие регуляторы поведения. Чем лучше сформированы должные взгляды, тем меньше надобен внешний контроль за подрастающим человеком, тем более он способен к саморегуляции (а воспитание способности саморегуляции, согласитесь, важнейшая цель воспитания гражданина).

Мировоззрение каждого подрастающего человека - сложная организация психических образов, включающая и отражение внешнего мира и самого себя и субъектно-объектных, и субъектно-субъектных (межчеловеческих, межгрупповых) отношений. При этом мировоззрение "вот этого человека" может быть не обязательно логически связным и непротиворечивым; оно может быть и достаточно сумбурным. Самовоспитанием мировоззрения целесообразно руководить.

155

Существенная практическая необходимость, а вместе с тем и трудность для педагога состоит уже в том, чтобы увидеть, распознать, "углядеть" проявления мировоззрения именно не в специальной книге, не в произведении искусства и т.п., где они могут быть акцентированы, "поданы", а в более или менее обыденных проявлениях речи, обмолвках, поведении, учебной, трудовой, досуговой деятельности человека, являющегося объектом воспитания. Другая трудность - эффективно повлиять на процесс формирования мировоззрения данного человека в должном направлении.

Можно указать следующие наиболее общие психологические условия формирования убеждений.

1) Создание педагогических ситуаций, в которых формируется (а не просто "выучивается", "затверживается") четкая система не только научных, но и моральных понятий.

2) Создание таких педагогических ситуаций, когда идейно значимая информация предъявляется учащимся в яркой, живописной, логически и морально заостренной форме, вызывающей у них волнение, чувства, переживания (интеллектуальные, моральные, эстетические).

3) Создание таких педагогических ситуаций, когда усваиваемые идейно значимые знания (т.е. те, которые желательно поднять до уровня убеждений) сопровождаются подходящими действиями, ведущими к появлению привычек, навыков, некоторой "техники" поведения, манер, а также поступков. Это достигается, в частности, введением некоторых ритуалов, обычаев, традиций. Одним словом, идея должна быть преднамеренно связана с чем-то относительно легко воспринимаемым (и не просто "на стене", а в самих повседневных делах людей, в организации их жизни). И эта связанность идеи с действием, с каким-то внешним атрибутом, делом должна быть предметом некоторой тренировки. Без тренировки связей слов (идей) и дел нельзя воспитать убежденного человека (если уж говоришь: "Человек человеку друг", то и упражняйся действовать, поступать как друг).

4) Создание таких педагогических ситуаций, когда должные взгляды, идеи обсуждаются в свободной борьбе разных мнений, товарищеского спора, диспута, в обстановке коллективного поиска наиболее правильной точки зрения (а поиск невозможен, если нет достаточного уважения к чужому мнению, когда нет широких "допусков", в пределах которых различия точек зрения признаются вполне терпимыми хотя бы на какой-то период).

5) Создание педагогических ситуаций, когда должные идеи применяются к злободневным, волнующим людей (учащихся)

156

делам, к решению насущных вопросов (а не выучены в порядке простого затверживания правильных формулировок, фраз).

6) Создание ситуаций, когда учащимся подается личный пример и взаимосоответствие слова и дела самого воспитателя как представителя сообщества педагогов и старшего поколения нашего общества.

О структуре мировоззрения

Может возникнуть вопрос о структуре мировоззрения как системе взглядов. В общем виде она может быть такой:

1) Наиболее общие взгляды по поводу природы, общества, человека (философские убеждения). Важна и их конкретизация применительно к жизни "здесь и сейчас".

2) Взгляды, относящиеся к государственному устройству, политическим и экономическим процессам (как в стране в целом, так и в местных, региональных условиях). Это социально-политические и экономические убеждения.

3) Взгляды, относящиеся к деятельности людей (как других, так и своей собственной). В частности, важным звеном мировоззрения является ориентировка в широком мире профессий, сопровождаемая равно уважительным отношением в самым разным их видам. Практически важной составляющей мировоззрения являются представления о вариантах профессиональных жизненных путей самого учащегося, его самооценки в связи с этим своих возможностей и ограничений.

Упражнение. Обсудите в группе приводимые ниже тексты с точки зрения качества и уровня воспитанности убеждений у описываемых выпускников вуза. Возможно, в ходе дискуссии всплывут кому-то известные факты подобного рода, а также обнаружатся убеждения и самих участников обсуждения.

Наблюдаемая Д. Х-на Наблюдаемый Е. К-нов
В сочинении на вступительных экзаменах в пединститут пишет о юношах и девушках, которые в свое время ехали строить Магнитогорск и Днепрогэс, ехали стройки Сибири. Она восклицает: "Сколько пользы принесли они народу!" И далее пишет: "Но у нас не все благополучно с поведением некоторых..., поэтому основная задача - воспитывать их ". Будучи студентом ратовал на собраниях за улучшение под готовки студентов как будущих учителей, воспитателей,
После окончания вуза поехал в сельскую школу в качестве учителя (хотя ему предлагали аспирантуру). После года работы приехал вместе с выпускниками 10 класса на стройку гидроэлектростанции в Сибирь.

157

После окончания вуза уклонилась от предлагавшейся ей поездки на работу в сельскую школу. В разговоре с подругами говорила, что "она не для того столько лет грызла науку, чтобы шлепать по сельским улицам". Там работал учителем вечерней школы для рабочих. Поскольку он считал, что ученикам этой школы трудно учиться после рабочего дня, то и сам стал работать днем бетонщиком, чтобы ему было не легче, чем им, и чтобы он имел моральное права требовать от них успехов в учебе.

Вопросы и темы для размышления,
разработки, дискуссий

Возможны ли, по вашему мнению, события, когда следование убеждениям человек ценит дороже своего здоровья и даже жизни?

Не обременяют ли и не затрудняют ли человека убеждения? Не лучше ли без них?

Тема 1. Система убеждений профессионального педагога.

Тема 2. Система убеждений хорошего выпускника школы.

Тема 3. Педагогическое руководство самовоспитанием убеждений учащихся.

158

153 :: 154 :: 155 :: 156 :: 157 :: 158 :: Содержание