151 :: 152 :: 153 :: Содержание

Глава 5. О процессах воспитания

Примем как факт, что начиная от рождения человека и в последующие годы жизни происходят изменения его психики. Эти изменения могут обозначаться как трансформации, преобразования, возникновение новых качественных системных образований в психике, проявление якобы ранее где-то "дремавших" свойств или еще как-то иначе. Чаще пользуются термином "развитие" психики (и мы тоже будем это делать). Как бы ни понимать тонкости вопроса, факт состоит и в том, что развитию психики подрастающего человека свойственно определенное общее направление - все идет к тому, чтобы он освоил доступный ему человеческий опыт и был признан в окружающем его сообществе как достойный его представитель, способный, в свою очередь, совершать полезные действия и в конечном счете производить что-то общественно ценное, а вместе с тем и совершенствовать, умножать соответствующий опыт.

Опыт человечества необозримо велик, разнолик. Он включает и ценные для большинства людей обретения, понимаемые как культура в широком смысле слова (материальная, духовная), а также и вредоносные (разного рода антигуманные, девиантные, криминальные субкультуры, человеконенавистнические, изуверские и иные подобные объединения).

Жить - Родине служить.

Пословица

Развивающийся человек движется в жизни не по единственной кем-то предначертанной траектории, а время от времени оказывается в ситуациях нескольких возможностей (и ограничений) дальнейшего развития. Поэтому предполагается, что есть необходимость в педагогическом руководстве психическим развитием (в особенности это важно в период от рождения до гражданской зрелости человека).

151

О специфике опыта, усваиваемого в ходе воспитания

Уже отмечалось, что и воспитание, и обучение сводятся к организации усвоения подрастающим человеком опыта человечества. В чем состоит специфика той части человеческого опыта, которая связывается со словом "воспитание"?

Если, скажем, мы организовали дело так, что человек освоил опыт варить кашу, то здесь уместно говорить об обучении. А если при этом мы позаботились о том, чтобы человек, принимаясь за освоенное дело, предвосхищал общественную полезность его результата, а также чтобы ему не чужда была мысль о том, что кто-то произвел (тоже не только для себя, но и для других) крупу, а кто-то еще раньше обработал землю, вырастил соответствующий урожай, обработал его, доставил потребителю и т.п., то мы имеем уже несколько иное качество нашего умелого субъекта: у него еще есть некоторые взгляды на мир людей. Возможно, нам удалось внушить нашему ученику положительное отношение к людям-"делателям", а также и новое отношение к себе (уверенность в себе, сознание того, что он полезен для других). Если так, то мы внесли некую лепту не только в обучение, но и в воспитание данного человека.

Воспитание и обучение органично связаны. Мы лишь мысленно можем рассматривать их по отдельности (и это необходимо, чтобы лучше видеть интересующие нас явления). Хорошо воспитать нельзя, не обучая, а обучение не может сводиться к "натаске" на исполнение неких чисто технологических процессов. Игнорирование обучающим воспитательных задач - это тоже воспитание, но только плохое.

Что означает: человек воспитан?

В сообществах людей (этнических, профессиональных, возрастно-половых) исторически фиксируются такие реальности, как идеалы (мыслимые образцы жизненных путей и деятельности людей), ценностные представления (эмоционально окрашенные знания о том, к чему стремиться, с чем бороться, "что такое хорошо и что такое плохо" в разных областях жизни). Формируются системы нравственных норм, которые часто существуют в виде неписаных (как бы само собой разумеющихся) требований к поведению, образу жизни, отношению к людям, к делу. Многие нормы нравственности находят выражение в юридически оформленных законах (это предполагает не только знаниевую ориентировку, но и определенные эмоциональные отношения каждого члена общества; и это составляет его правосознание).

152

Воспитанный человек - человек, соответствующий требованиям широкого сообщества людей (народа, человечества), а не узкой группы.

Пока что мы здесь имели в виду как бы человека вообще или, по крайней мере, человека взрослого. Но если иметь в виду ступени возрастного развития психики, то наши представления о воспитанности должны будут практически бесконечно детализироваться, уточняться. И это уже предмет возрастной психологии и педагогики, методики воспитания.

В итоговом же виде содержание воспитанности (представление о воспитанном человеке) может быть обозначено так:

идеалы служения народу, Родине, направленность на общественно важные цели деятельности, положительное отношение к людям, терпимое отношение к их инакомыслию, оптимизм в отношении возможностей совершенствования людей и самосовершенствования, положительное отношение к труду в широком смысле (как производству разных потребительных стоимостей), уважительное отношение к области культуры (понимаемой в широком смысле как совокупность разнообразных достижений человечества) бережное отношение к природе; знания о мире (мировоззрение) на уровне убеждений.

153

151 :: 152 :: 153 :: Содержание