146 :: 147 :: 148 :: 149 :: 150 :: Содержание

4.2. Педагогические ситуации, их анализ,
использование, проектирование
и построение в целях образования

Где вброд, а где и вплавь.

Пословица

Педагогическая ситуация как стечение обстоятельств

Педагогическая ситуация (см. [56, с. 211 - 224]), будучи частным проявлением образовательной среды, есть стечение объектных и субъектных обстоятельств, которые педагогу важно учесть при принятии решения о путях, способах решения очередной задачи.

Ситуации, сложившиеся без намерения воспитателя, важно осознавать и целесообразно использовать. Приведем общепонятный пример педагогического общения. Событие происходит в самом начале зимы, неожиданно похолодало. Семья (мама,

146

папа и сын-дошкольник) на прогулке. Мальчик разыгрался и не хочет идти домой. Мама не просто "тащит" его, но использует возникшее стечение обстоятельств для того, чтобы тот лучше осознавал состояния сторонних существ, а именно, она говорит: "Папа очень озяб...". Ребенок вначале не осознает связи между случившимся и необходимостью прервать прогулку, "упирается". Мама терпеливо разъясняет "что к чему", и в результате мальчик сам впереди родителей направляется к дому. Вложена крупица воспитанности в сознание дошкольника.

Словосочетание "стечение обстоятельств" может навести на неверную мысль, что педагог при этом пассивен. Нет.

Воспитывающие и обучающие стечения обстоятельств не только и не столько используются педагогом, сколько придумываются (проектируются) и организационно реализуются им. Педагог отнюдь не "плывет по воле волн". Он, как говорят, должен быть архитектором и строителем педагогических ситуаций, иначе - их автором, режиссером и актером.

Итак, педагогические ситуации и используются, и строятся. И обычно собственно задачу педагогу приходится структурировать самому, поскольку нормативные документы, методические разработки формулируют образовательные задачи не применительно к конкретным обстоятельствам и учащимся, а в общем виде. Приведем поучительное и справедливое, на наш взгляд, высказывание Н.В. Кузьминой:

Педагогическую деятельность можно определить, как процесс решения бесчисленного ряда педагогических задач. В свою очередь педагогическая задача есть обнаруживаемое педагогом противоречие между уже достигнутым и искомым уровнем воспитанности и обученности коллектива учащихся, с которым педагог работает. Иначе говоря, педагог постоянно стоит перед необходимостью перевести учащихся из данного состояния обученности и воспитанности (в котором они находятся в настоящий момент) в качественно новое, т.е. поднять их на новый, более высокий уровень [56, с. 211].

Педагогическая ситуация, как стечение обстоятельств, может относиться и к определенному ученику, и к системе отношений и взаимоотношений людей, включенных в образовательную среду.

Выше мы могли убедиться, что образовательная среда является отнюдь не простой умопостигаемой системой. В свою очередь и педагогическая ситуация может быть очень сложным системным образованием, в котором надо уметь методически разобраться.

147

"Подсказки", облегчающие анализ ситуации

Н.В. Кузьмина предлагает некоторые полезные "подсказки", облегчающие педагогу анализ ситуации и формулировку задачи в конкретных случаях; некоторые примерные фрагменты этого материала мы цитируем или кратко излагаем ниже, отсылая дотошного читателя к работе указанного автора [56].

Схема анализа педагогической ситуации,
помогающая осознать, уточнить цели предстоящей
деятельности (по Н.В. Кузьминой)

Признаки, характеризующие класс учащихся Выраженность признаков (в баллах)
1. Наличие в классе дисциплины в виде четкого режима, ритма и темпа деятельности, выполнения правил внутреннего распорядка 2 1 0
2. Наличие в классе коллектива с ярко выраженным активом, органами управления и контроля 2 1 0
3. Наличие в классе внимания, прилежания, трудолюбия (по признаку легкого и охотного принятия трудных заданий 2 1 0

Пояснение о значении баллов:. 2 - признак сформирован у подавляющего большинства учащихся, 1 - примерно у половины учащихся, 0 - у меньшей части учащихся.

Приведенная для примера "подсказка", "шпаргалка" пока что есть внешнее средство вашей будущей деятельности. По ней можно "водить пальцем". Это же можно сказать и о другой схеме, которая будет приведена несколько ниже. Но если вы будете применять (и изобретать) такого рода средства на практике при наблюдениях за классом, при изучении учащихся, то эти "подсказки" постепенно запомнятся сами собой (интериоризируются), и вы будете делать соответствующие оценки со все большей легкостью. А у опытных учителей, как говорится, "глаз - алмаз"; "глянул" и оценил ситуацию. Это дело наживное.

Что касается педагогической ситуации, связанной с отдельным учащимся, то анализ ее, как это ни парадоксально, требует учета большего количества признаков, чем при рассмотрении класса в целом. Приведем пример из только что цитированной работы:

148

Схема анализа положительных сторон личности
и деятельности учащегося (по Н.В. Кузьминой)

Признаки, характеризующие учащегося Оценка признаков по пятибалльной шкале
1. Успеваемость:
по вашему предмету 1,2,3,4,5
по любимому учеником предмету 1, 2, 3, 4, 5
по остальным предметам (в среднем) 1, 2, 3,4, 5
2. Интеллектуальная активность (любознательность):
по учебным дисциплинам 1, 2, 3, 4, 5
по технике 1, 2, 3, 4, 5
по искусству, спорту (перечень можно продолжить) 1,2,3,4,5
3. Трудовая активность:
в школе 1,2,3,4,5
вне школы 1, 2, 3,4, 5
дома 1,2,3,4,5
4. Общественная активность, выполнение поручений:
в школе 1, 2, 3, 4, 5
вне школы 1, 2, 3,4, 5
дома 1, 2, 3, 4, 5
5. Способности:
к учебной деятельности 1, 2, 3, 4, 5
к технике, рукоделию (перечень можно продолжить) 1, 2, 3, 4, 5
к искусству, спорту (перечень можно продолжить) 1,2,3,4,5
6. Дисциплинированность:
в школе 1, 2, 3, 4, 5
дома 1, 2, 3, 4, 5
вне школы и вне дома 1, 2, 3, 4, 5
7. Ответственность:
в учебных делах 1,2,3,4,5
в труде и общественных делах 1, 2, 3, 4, 5
в отношениях с учителями, товарищами, родителями 1, 2, 3, 4, 5

Анализ педагогической ситуации не ограничивается оценкой класса, оценкой положительных качеств учащегося, но предполагает и анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания учащихся, их социальных связей, особенностей

149

учебных побуждений, интересов, общей направленности личности каждого, уровня сформированности их учебных, в частности интеллектуальных, умений [56].

Образовательная среда

Более того, поскольку педагогические ситуации "впаяны" в определенную образовательную среду, то резонно ставится вопрос и о проектировании и создании или коррекции (исправлении), совершенствовании самих образовательных сред [153]. А эта задача в свою очередь определяется ответом на вопрос, имеющий психологическое содержание - какими личными качествами должен характеризоваться тот человек, который является, выражаясь словами А.С. Макаренко, "продуктом педагогического производства"?

Проектирование образовательной среды - многошаговый процесс. И мы здесь дадим лишь обзорное представление только о его наиболее крупных составляющих. В целом он должен соотноситься с теми признаками образовательной среды, о которых мы вели речь в задании к § 4.1. После определения модальности образовательной среды, стратегии ее организации, определения ее целей и задач разрабатываются детальное содержание образовательного процесса и представление о ее (среды) организации в пространстве и времени, при этом должны быть учтены требования педагогики и психологии воспитания и обучения. Разработанный проект подвергается экспертизе (предлагается для критического анализа компетентным педагогам), на основе их замечаний и предложений проект дорабатывается и проверяется (в ограниченных и контролируемых масштабах) в практике. Затем возможны новые доработки проекта, прежде чем он будет запущен в более широкую область практики (эксперименты с образовательными системами - это эксперименты с людьми и требуют повышенной осторожности, осмотрительности).

В целом только что затронутые вопросы уже выходят за пределы элементарного курса психологии для будущих педагогов. К ответу на них готовит вас весь комплекс дисциплин учебного плана педагогического вуза. (Об основах проектирования развивающей образовательной среды и "микросреды" см. [153, с. 175 - 193]).

150

146 :: 147 :: 148 :: 149 :: 150 :: Содержание