3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: Содержание

Предисловие

Каждый владеющий речью привычно различает, с одной стороны, внешний мир (природный и общественный) и, с другой - внутренний (свой и других людей). Привычно, что во Метнем мире есть некоторые возможности и * ограничения, выражаясь обобщенно, - условия для наших действий. Это могут быть вещественные, физические, технические условия, пространственно-временные, погодные и подобные им. Это могут быть и условия общественные -• организационные, режимные ("посторонним вход запрещен", "добро пожаловать" и пр.). экономические, информационные и т.д. Обычно мы сообразуем свое поведение с множеством таких внешних обстоятельств - не ходим сквозь стены; собираясь в путь, запасаемся временем. Внутренний мир человека тоже характеризуется множеством условий, с которыми надо сообразовывать замыслы, планы, поведение. -Но эти внутренние условия нашей активности не наглядны, не всегда хорошо осознаются; о них поэтому труднее думать, хотя они столь же реальны и могут быть трудно одолимыми, могут к чему-то подталкивать, как и условия внешние ("Не могу - устал", "Для милого дружка и сережка из ушка" и подобное).

Своеобразие педагогической работы состоит прежде всего в том, что она должна сообразовываться с огромным множеством и внутренних условий активности людей. А эти внутренние условия изучаются наукой психологией - вот почему написана эта книга.

Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет
ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И.А. Крылов. Квартет

Слово "педагог" указывает на руководство детьми (греч. pais, paidos - ребенок, дитя; agogos - ждущий [145, с. 331]), но ныне оно обрело широкий смысл и обозначает каждого занятого

3

воспитанием, обучением в любой области дел людских и на любой ступени.

О многообразии областей обретения опыта

Если иметь в виду не должности, а действия по воспитанию и обучению, то и каждый родитель оказывается педагогом. А.С. Макаренко отмечал:

Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него... А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы воспитываете своих детей и воспитываете плохо... [70, с. 347].

Органичной частью образования является и самообразование (самовоспитание, самообучение). Чем взрослее человек, тем большее место может занимать в его активности работа над собой (начиная от "накачивания" мышц подростком и кончая проникновением взрослого в тонкости смежной профессии).

Значит, педагогические задачи, действия (включая и обращаемые людьми на самих себя), а также и упомянутые (хотя пока и не разобранные по существу) внутренние условия их осуществления могут оказаться в зоне внимания1 каждого, кто заинтересован быть достойным достигнутого, стать лучше.

Заметим, поправляя крылатую фразу, что "здоровый дух" не возникает автоматически, если мы заботимся только о "здоровом теле". Ум, отношения к миру, людям, к делам, вещам, к себе складываются прижизненно в ходе образования и самообразования (преднамеренного или стихийного, хорошего или плохого), а не вырастают сами, как волосы, ногти и подобное. И злодеи когда-то были типичными младенцами - радостно улыбавшимися людям, любопытными.

4

Правда, современные исследователи иногда говорят о биохимических факторах, которые якобы определяют, будет ли человек хорошим или плохим, добропорядочными или преступным. Но такие ходы мысли небезупречны. Чтобы состоялось преступление, должны быть нарушены мораль, закон, а, спрашивается, откуда "биохимический фактор" может знать о состоянии нравственности или юстиции общества? Ясно, что мысли о такого рода каузальных (причинных) цепочках (биохимия организма → склонность к преступлению или добродетели) малосостоятельны. Когда не было биохимии, прибегали к мысли о происках дьявола. Действительность (природная и социальная) устроена по принципу скорее каузальных сетей, а не цепей. Это означает, что конечный эффект движения какой-то сложной системы зависит от очень многих одновременных и последовательных стечений обстоятельств. Наследственность [111] вносит вклад в наше душевное развитие, но он может быть и поощрен, и заблокирован общественными условиями (информационной средой, образованием). Кстати, творческие деяния - это тоже своего рода преступления: преодоление общепринятого, общепризнанного. И не всегда это ценили, некоторые взлеты мысли воспринимались как преступления (Джордано Бруно сожгли, Галилея вынудили отречься, да мало ли...).

Так что мы далее не будем верить в роковую роль биологии организма или наущений дьявольских сил в развитии человека, а будем уповать на ресурсы научно и практически обоснованной педагогики.

Напомним, что любой хороший профессионал рано или поздно оказывается в роли педагога, наставника, фактически выполняет педагогические функции: люди хотят, чтобы его ценный опыт стал доступен другим, и он помогает им в этом - заинтересовывает их вопросами, задачами, рассказывает, показывает, доводит до их сознания секреты мастерства, нормы профессиональной морали. Такая деятельность тоже не может быть успешной без ориентировки во внутренних условиях активности людей, т.е. без психологической подготовки.

Педагогические задачи, а вместе с ними и надобность в психологической подготовке возникают чаще, чем это может показаться. А педагог без психологической подготовки не может состояться так же, как, скажем, врач без подготовки в области анатомии и физиологии. Знахарство может быть не только лекарским, но и педагогическим.

5

Итак, педагогическую активность можно понимать очень широко - как служение целям делать человека лучше, полноценнее и исключать нежелательные варианты его развития. Правда, были, есть и будут большие любители мысленно делить реальную жизнь и деятельность людей как бы на "клеточки", проводить разного рода границы, пределы, бороться за чистоту и неприкосновенность этих выдуманных разграничительных линий. Скажем, если вы не просто учите человека вовремя принимать лекарства, а помогаете ему сформировать своего рода борцовскую позицию по отношению к заболеванию и соответствующий оптимистический склад ума, помогаете найти средства поддержания бодрого настроения, то какого рода практикой вы занимаетесь? Педагогической, медицинской, психологической, дружески душеспасительной, религиозной? Но вот к вам подходят ученые люди, и один из них говорит, что то, что вы делаете, есть "копинг-подход" в медицине, другой возразит, что это психотерапия, третий скажет, что это педагогика души, психокоррекционная работа и прочая... Пусть спорят. Пока что бегите от сверхученых разговоров к хорошим, бескорыстным делам в отношении себе подобных. Придет время, и вы найдете себе относительно узкую специализацию по душе и по плечу. А на первых порах полезно обрести широкую обзорную ориентировку в предполагаемой профессиональной области. В начале пути вам полезно смотреть на область педагогики с детской непредвзятостью и неистощимым любопытством.

О внутренних условиях дел

Есть такие дела, когда достаточно соблюсти некоторые внешние условия действий, их заданный порядок, и вы всегда получите нужный результат в ожидаемое время. Скажем, если положите в кастрюлю картофелины, зальете водой, поставите на очаг, то картошка сварится. Конечно, специалисты-кулинары знают много тонкостей о происходящих при этом явлениях, о сортах продукта, вариантах вкусового достоинства изделия, о генераторах тепла, разновидностях варки, (варить ли на пару или в воде, как солить или не солить и пр.). Но предписания, ориентированные на внешние условия действий, относительно легко соблюсти, и всякий раз - десять, сто, тысячу раз - будет ожидаемый эффект.

Важная же особенность дел педагогических в том, что здесь приходится уделять внимание внутренним, неявным условиям многих одновременных процессов (развития человека, воспитания, обучения, межлюдских отношений и многого другого).

6

Психология тем и ценна для будущего педагога, что она ориентирует его во многих составляющих дела образования, протекающих, можно сказать, в головах людей.

Психика и стандарт - "слова-враги"

И еще одно обстоятельство нужно сразу же отметить: было бы ошибочно думать, что вот-де я выучу психологию и буду ее после применять. Такая схема мысли для многих профессий, связанных с более или менее стандартными неизменными объектами, верна и полезна. Скажем, если будущий инженер научился рассчитывать кронштейн, консоль, электрическую схему, фундамент здания или крыло самолета, то соответствующее умение он применит и в своей будущей работе, заглянув в необходимые справочники, в документы, которыми обычно сопровождаются технические материалы, полуфабрикаты и пр. Это достижимо, возможно, поскольку технические материалы характеризуются некоторыми стандартами, точно измеряемыми свойствами.

Особенность же курса психологии для педагогов в том, что мало пользы его просто "выучивать", чтобы после огульно применять. Все дело в том, что объекты его труда - группы, группировки людей и "отдельные"1 личности - неповторимо своеобразны, в широких пределах свободны, самочинны и заметно различаются по своим душевным свойствам, качествам (таким, например, как склад ума, характер, привычки, интересы, способности, опыт, как бы мы с вами их пока ни понимали).

Дело осложняется еще и тем, что в связи с так называемой информатизацией общества, развитием электронных средств сообщения сведений, в частности, такой системы, как Интернет, куда сливаются и откуда достаточно свободно можно извлечь самую разнообразную и не отобранную информацию (и порнографическую и вполне пристойную), сознание подрастающего человека волей-неволей как бы окунается в некоторую информационную "помойку". Поэтому невозможно заранее предвидеть все варианты индивидуального склада ума, побуждений, замыслов и умыслов, возникающих под влиянием неконтролируемого информационного хаоса, окружающего подрастающих людей. И приходится не просто "применять выученное":

7

работа часто сталкивает педагога с нестандартным клубком психических (душевных) и поведенческих явлений, о котором не могло быть написано ни в каком учебнике; важно очень конкретно разбираться в складывающихся обстоятельствах и дознаваться как до самих психических явлений (а они не явны), так и до их причин.

Иначе говоря, педагогу приходится не только использовать готовые общие положения курса психологии, но и производить потребное конкретное знание, психологическое по содержанию (не "вообще о всех", а именно вот о этом Ване или об этой Кате).

Едва ли будет преувеличением сказать, что педагогическая работа - это область вынужденного исследования и творчества, поскольку возникающие в ней задачи во многом нестандартны. И, положа руку на сердце, надо признать, что педагогическая культура нужна каждому. Она является важным условием и хороших межлюдских взаимодействий и в конце концов такой ценности, как стабильное, нравственно регулируемое существование и развитие общества в целом.

8


1 Слово "внимание" в повседневной речи применяется и как термин психологии со своим специальным содержанием. В данном случае и в подобных (когда вы встретите в тексте неразъясненные психологические термины) целесообразно обращаться к гл. 10 "Алфавитная сводка характеристик некоторых понятий".
1 Строго говоря, человек никогда не является изолированным oт себе подобных. Хотя физически его можно уединить, он все равно относит себя k определенной группе, ведет себя сообразно так или иначе понимаемым общественным нормам, ожиданиям.
3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: Содержание