94 :: 95 :: 96 :: Содержание

§ 3. Кризис трех лет

Вряд ли надо обсуждать сам факт появления данного кризиса. Большинство родителей хорошо знакомы с неожиданным и нежелательным изменением во всем облике поведения ребенка*. Как уже отмечалось выше, Л. С. Выготский выделяет в развернутой форме этого кризиса 4 основных симптома: 1) негативизм; 2) строптивость; 3) упрямство; 4) своеволие. Среди них особо выделяется первый симптом, ибо он не только аккумулирует направленность кризиса на борьбу за "личную независимость", но и в известной мере интегрирует все остальные симптомы кризиса.

"Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили" (Л. С. Выготский, 1984, с. 368 - 369). Л. С. Выготский подчеркивает, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку, во-вторых, ребенок уже не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.

С негативизмом тесно взаимосвязаны и другие симптомы. "Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал... Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением" (там же, с. 370).

94

В свою очередь, строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, т. е. направлена не столько против руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, установленных для ребенка, против навязываемого образа жизни. А своеволие рассматривается как стремление к самостоятельности, выраженное в реакции "Я-сам".

Все эти симптомы, согласно Л. С. Выготскому, выявляют типичную для кризиса перестройку позиции ребенка. При этом данный кризис выступает ключевым моментом в "рождении" личности, ибо, отражая ее стремление к эмансипации, все эти симптомы, по мнению Л. С. Выготского, указывают на появление собственно личностных, внеситуативных мотивов, качественно отличных от текущих желаний.

В зарубежной психологии кризис трех лет также рассматривается в русле становления оппозиционного поведения как формы эмансипации ребенка во взаимоотношениях со взрослыми (J. Anthony, 1977; F. Redl, 1977). При этом указывается полезность противодействия как необходимого звена в развитии социальных средств саморегуляции, социальной самостоятельности.

Самостоятельность в самосознании ребенка на I этапе выступает прежде всего негативистически - как неподчинение, непослушание и т. п. Выделяется момент не-зависимости. Лишь гораздо позже, уже на переходе к взрослости, самостоятельность выступает со своей важнейшей, конструктивной стороны, как создание социально значимого продукта. Конечно, негативизм первого возрастного "бунта" вовсе не обязательно приобретает характер острых конфликтов во всех взаимоотношениях со взрослыми. Часто "бунт" бывает сугубо локальным, адресованным только маме, да и то только по отношению к еде, и выглядит как обычное, лишь ситуативно усиленное непослушание.

Так, например, типичным для такого варианта кризиса является данный случай.

Марис К., четырехлетний мальчик, стал гораздо менее послушным, по мнению родителей, после того, как ему по незначительному поводу было отказано в заранее обещанной поездке в "Луна-парк". У него стали появляться ругательства, игнорирование просьб и требований взрослых и резко усилилась строптивость. Родители связали все эти изменения, в течение ряда лет сглаженные, с излишне остро воспринятым "обманом".

Распространенность сглаженных и локальных форм кризиса трех лет ставит под сомнение правомерность использования самого понятия "кризис". Скорее всего, можно говорить о двух вариантах становления личности: а) перестройка мотивационной сферы и самосознания носит бурный, революционный, кратковременный характер; б) перестройка носит постепенный эволюционный характер, при котором новые черты личности последовательно вытесняют "полевые" формы саморегуляции.

95

По-видимому, только для первого варианта вполне оправдано использование термина "кризис". Наши наблюдения показывают, что у детей, регулярно посещающих детские сады-ясли, чаще встречается второй вариант перестройки.

Естественно, что развитие кризиса находит свое выражение и в соответствующем нарушении ряда особенностей эмоциональной регуляции - избирательности, ситуативности, предметности и др, Так, легко заметить нарушение ситуативной обусловленности в неадекватном реагировании ребенка в форме затяжной истерики на безобидное замечание. Нарушения предметности нетрудно увидеть в явлениях смещенной агрессивности, когда ребенок в ответ на негативное воздействие взрослого усиливает враждебность к третьему лицу (чаще всего к ближайшему ребенку). Нарушения избирательности могут проявляться в генерализации негативизма или в пассивном "уходе" от всех форм общения.

Если эти нарушения затягиваются и не сопровождаются появлением внеситуативности, полимотивации и других особенностей дошкольного периода, то мы вправе говорить о возникновении ОФЛ. Естественно, "аномальный" кризис возникает не только вне возрастной перестройки, но и из "нормального" кризиса при наложении неблагоприятных социальных факторов или биологических условий (болезни, физические дефекты, травмы ЦНС и т. п.). При этом ни активная форма протекания кризиса (в виде открытого "бунта", генерализованного и агрессивного негативизма), ни пассивная его форма ("уход" от общения) не обнаруживают "предпочтения" к социальному или биологическому типу обусловливания.

Следует отметить, что возникновение кризиса можно констатировать лишь по сравнению с предшествующей жизнедеятельностью данного ребенка, а не на основе межиндивидуальных сравнений ("не так, как у других"). Л. С. Выготский подчеркивал: "Так, если перейти от абсолютной оценки трудновоспитуе-мости к относительной, основанной на сравнении степени легкости или трудности воспитания ребенка в предшествующий кризису или следующий за ним стабильный период со степенью трудновоспитуемости в период кризиса, то нельзя не увидеть, что всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте" (1984, с. 250).

96


* Понятно, что это изменение не обязательно бывает приурочено. именно к трехлетнему возрасту и иногда носит сглаженный, постепенный характер. 94 :: 95 :: 96 :: Содержание