Конкурентная среда на товарных рынках и государственное регулирование их структуры

Основными параметрами конкурентной среды на товарных рынках являются:

  • продуктовые границы товарного рынка;
  • субъекты товарного рынка (количество и состав продавцов и покупателей);
  • географические границы товарного рынка;
  • объем товарного ресурса рынка;
  • доли хозяйствующего субъекта на рынке;
  • количественные показатели структуры товарного рынка;
  • качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа);
  • рыночные потенциалы хозяйствующего субъекта.

Продуктовыми (товарными) границами товарного рынка считается группа (набор) взаимозаменяемых товаров.

Географические (территориальные) границы товарного рынка - это территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами.

Структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Барьеры входа на рынок - обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок.

В качестве источников исходной информации о рынках при анализе конкурентной среды используются:

  • данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
  • информация от налоговых, таможенных органов, банковских структур, инвестиционных фондов;
  • сведения об объемах производства и реализации видов продукции (работ, услуг), полученные антимонопольными органами непосредственно от хозяйствующих субъектов;
  • данные выборочных опросов покупателей, характеризующие покупательские предпочтения, критерии взаимозаменяемости товаров, критерии определения географических границ товарного рынка;
  • данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп;
  • данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

H. Kpyглoвa