Поиск проблемных областей

Когда менеджерам, ранее не знакомым с существом проблемы, начинают рассказывать о затратах, связанных с качеством, их прежде всего интересует, насколько велики эти затраты, особенно в сравнении с другими компаниями или другими видами продукции. К сожалению, в этой области нецелесообразно пытаться установить какие-либо содержательные, абсолютные эталоны для сравнения. Система управления затратами, связанными с качеством, должна быть приведена в соответствие с нуждами конкретной компании. Необходимо уметь улавливать любые значительные тренды и выявлять ситуации, требующие управляющих решений, таким образом, чтобы усилия по обеспечению качества давали оптимальные результаты. При проведении бенчмаркинга поощряется поиск отраслевых инструкций или стандартов для сравнения деятельности компании, но этот путь, применительно к затратам, связанным с качеством, таит в себе определенные опасности. Он, скорее, нацеливает на проведение сравнительных оценок, нежели служит инструментом управления сложившейся ситуацией.

Бесполезность попыток установления единых для всех компаний требований в отношении величины суммарных затрат, связанных с качеством, становится очевидной с учетом следующих соображений.

  1. Существуют серьезные отличия в том, как разные компании собирают и интерпретируют данные об этих затратах.
  2. Имеются кардинальные различия между компаниями в сложности выпускаемой продукции, технологии производства и стабильности производственных процессов, в объемах выпуска продукции, в условиях рынков, на которых работают компании, в потребностях и задачах менеджмента, в отношении потребителей к продукции и т.д.
  3. Для многих компаний непригодна или неудобна превалирующая в настоящее время форма учета данных о затратах на качество, выражаемых в процентах от чистого оплаченного объема продаж продукции, поскольку существует временной сдвиг между моментами оплаты по счетам за поставленную продукцию и возникновения затрат, связанных с качеством.

Последнее соображение имеет особое значение в периоды расширения объемов производства, при выпуске продукции по контрактам или при большой номенклатуре продукции, в периоды неустойчивости рыночных цен, при изменении соотношения объемов продаж продукции и доходов от лизинга, в случае изменения параметров конкурентоспособности. Значит, гораздо продуктивнее не тратить силы на сравнение своей компании с другими по величинам затрат на качество, а сосредоточиться на содержательном анализе проблемных областей в ее деятельности, оказывающих наибольшее влияние на указанные затраты, и наметить соответствующие корректирующие действия.

Методы анализа затрат, связанных с качеством, отличаются таким же разнообразием, что и методы, применяемые в других областях качества промышленной продукции. Они варьируются от простейших табличных методов до сложных математических моделей систем управления затратами. Мы рассмотрим некоторые, наиболее распространенные методы анализа затрат и примеры их применения. К ним относятся анализ трендов и анализ по схеме Парето затрат, сгруппированных различными способами, например, по отдельным категориям и элементам, по подразделениям компании, по видам продукции и услуг и т.д.

Под ред. Дж. Kaмпaнeллы