Ваш комментарий о книге

Скачать Книгу

Бартенев С. История экономических учений в вопросах и ответах

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................................................................................................... 2

Программа курса «История экономических учений»................................................................................ 3

1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА................................................................................................................................................................ 3

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 3

3. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ:............................................................................................................................................................. 3

МЕРКАНТИЛИЗМ, ФИЗИОКРАТЫ................................................................................................................................................... 3

4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ........................................................................................................................................................ 3

5. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.................................................................................................................................................... 4

6. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. А. МАРШАЛЛ. ДЖ. Б. КЛАРК.................................. 4

7. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ............................................ 4

8. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. ВЗГЛЯДЫ МОЛОДОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ......................................... 4

9. АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.................................................................................................. 4

10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ................................................................... 5

11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. МАРКСА.................................................................................................... 5

12. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ. ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ СОЦИАЛИЗМА...................................................................................................................................................... 5

13. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ................................................... 5

14. ДЖ. М. КЕЙНС: ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СПРОСА................................................................................. 5

15. НЕОКЕЙНСИАНСТВО И ПОСТКЕЙНСИАНСТВО. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА....................... 6

16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МОНЕТАРИСТОВ. М. ФРИДМЕН............................................................. 6

17. НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ. БОРЬБА И СИНТЕЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ... 6

18. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО................................................................ 6

19. СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ....................................................................................................... 6

20. ШВЕДСКАЯ (СТОКГОЛЬМСКАЯ) ШКОЛА......................................................................................................... 7

21. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ............................. 7

22. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ......................................................................................................................... 7

23. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО........................................................................ 7

24. ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (20-30-е гг.)...................... 7

25. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА..................................................................... 7

Л.В. КАНТОРОВИЧ: ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ...................................................................................... 8

26. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД............................................ 8

27. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ...................................................................................... 8

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ............................................................................................................................................. 9

1. Каков предмет курса «История экономических учений»?............................................................................. 9

Литература................................................................................................................................................................... 9

2. Чем полезен курс «История экономических учений» ? Каково его место в системе экономических знаний?.......................................................................................................................................................................... 9

Литература.................................................................................................................................................................. 10

3. Под влиянием каких факторов трансформируются взгляды и концепции экономистов?.................... 10

Литература................................................................................................................................................................ 11

4. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции – общее и различия..................................... 11

Литература................................................................................................................................................................. 12

5. Как решает проблему «справедливой цены» Аристотель в дошедшем до нас трактате?..................... 13

Литература................................................................................................................................................................. 13

6. Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве.................................................................................. 13

Литература................................................................................................................................................................ 14

7. Установление прав и норм хозяйственных отношений в Русской Правде.............................................. 14

Литература................................................................................................................................................................ 15

8. Назовите отличительные черты меркантилизма – одной из первых экономических школ................ 15

Литература............................................................................................................................................................... 16

Литература................................................................................................................................................................. 17

10. В чем смысл и значение «Экономической таблицы»-Ф. Кенэ?.................................................................. 17

Литература................................................................................................................................................................. 18

11. По мнению меркантилистов, положительный торговый баланс способствует умножению богатства нации. Насколько справедливо данное утверждение?.................................................................................... 18

Литература................................................................................................................................................................ 19

12. Что предлагал И. Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве»?............................................. 19

Литература................................................................................................................................................................. 20

13. Прокомментируйте афоризм У. Петти «Труд есть отец богатства, а земля – его мать»............... 20

Литература................................................................................................................................................................. 20

14. Почему мы и сегодня обращаемся к классикам, к работам А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля?........................................................................................................................................................................ 21

Литература................................................................................................................................................................. 21

15. Каковы источники роста богатства в соответствии со взглядами А. Смита, Д. Рикардо?................... 21

Литература................................................................................................................................................................. 22

16. В труде А. Смита можно найти не одну, а несколько концепций стоимости. Обрисуйте эти концепции................................................................................................................................................................. 22

Литература............................................................................................................................................................... 24

17. Что имел в виду А. Смит, формулируя положение о «невидимой руке» экономических законов?...................................................................................................................................................................... 24

Литература.................................................................................................................................................................. 24

18. Назовите принципы, которые А. Смит предлагал положить в основу системы налогообложения...... 24

Литература.................................................................................................................................................................. 25

19. По мнению Д. Рикардо, главная задача экономической науки – определить законы, управляющие распределением продукта между основными классами. Как решал Рикардо эту задачу?....................................................................................................................................................................... 26

Литература.................................................................................................................................................................. 27

20. С именем Д. Рикардо связывают создание теории ренты. Как обосновывает он процесс образования ренты?................................................................................................................................................ 27

Литература................................................................................................................................................................ 28

21. Сравните принцип относительных издержек Д. Рикардо с принципом абсолютных издержек А. Смита (во внешней торговле)................................................................................................................................ 28

Литература................................................................................................................................................................ 29

22. В чем вы видите основную заслугу А. Смита и Д. Рикардо – основоположников классической школы политической экономии?................................................................................................................................... 29

Литература............................................................................................................................................................. 30

23. Дж. С. Милль предполагал написать обновленный вариант «Богатства народов». В какой мере удалось ему осуществить замысел?.................................................................................................................. 30

Литература.............................................................................................................................................................. 31

24. Прокомментируйте проблему, выдвинутую Т. Мальтусом в его известном труде. Как трактуется она в современных условиях?............................................................................................................................... 32

Литература........................................................................................................................................................... 32

25. Ж.-Б. Сэй вошел в историю экономической науки как автор факторной............................. 32

теории стоимости. Каковы основные положения этой теории?....................................................... 33

Литература........................................................................................................................................................... 33

26. Поясните смысл парадокса А. Смита о воде и алмазе. Как предлагал разрешить этот парадокс К. Менгер?.................................................................................................................................................................... 35

Литература........................................................................................................................................................... 35

27. Одним из первых высказал идеи, вошедшие составной частью в теорию предельной полезности, немецкий экономист Г. Госсен. Его именем названы два закона; в чем их существо?........ 35

Литература............................................................................................................................................................... 36

Литература............................................................................................................................................................... 37

29. Поясните существо «теории, альтернативных издержек» Ф. Визера..................................... 38

Литература............................................................................................................................................................. 38

30. Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы?. 38

Литература............................................................................................................................................................. 39

31. В чем заключается принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом? 39

Литература................................................................................................................................................. 40

32. Дайте общую характеристику экономической системы А. Маршалла................................ 41

Литература.......................................................................................................................................................... 42

33. Как согласно концепции Дж. Б. Кларка распределяется доход между производственными факторами?.............................................................................................................................................................. 42

Литература................................................................................................................................................... 43

34. Проблема национального дивиденда в экономической теории благосостояния А. Пигу. 43

Литература........................................................................................................................................................... 44

35. Поясните существо модели общего экономического равновесия Л. Вальраса........... 44

Литература...................................................................................................................................................... 46

36. Какие выводы можно сделать исходя из модели общего экономического равновесия Л. Вальраса?............................................................................................................................................................... 46

Литература................................................................................................................................................. 46

37. Раскройте смысл и практическую значимость «оптимума Парето»..................................... 47

Литература...................................................................................................................................................... 48

38. Какие идеи обосновывал Ф. Лист в книге «Национальная система политической экономии»?............................................................................................................................................... 49

Литература................................................................................................................................ 49

39. Почему представителей исторической школы принято относить к нетрадиционному направлению в экономической науке?..................................................................................................................... 49

Литература.................................................................................................................................................... 50

40. М. Вебер об идеальных типах хозяйства и роли протестантской этики в развитии капитализма.

Литература.................................................................................................................................................. 51

41. Поясните смысл идеи, выдвинутой Т. Вебленом:«институты – основа экономического поведения»............................................................................................................................................................ 51

Литература.......................................................................................................................................................... 52

42. В чем состоит основная идея труда У. Митчелла «Экономические циклы: Проблема и ее постановка»?.................................................................................................................................................... 52

Литература.................................................................................................................................................... 53

43. В чем существо теории недопотребления, выдвинутой С. Сисмонди?.................................... 53

Литература........................................................................................................................................................... 53

44. Охарактеризуйте экономические взгляды Сен-Симона – представителя социально-утопического направления............................................................................................................................................... 54

Литература......................................................................................................................................................... 54

45. В чем состоят исходные положения экономической тeoрии К. Маркса?............................ 54

Литература....................................................................................................................................................... 56

46. Проблемы социальной справедливости и равенства в трактовке К. Маркса.................... 57

Литература........................................................................................................................................................ 57

47. К. Маркс: теория прибавочной стоимости.............................................................................................. 58

Литература................................................................................................................................................. 59

48. Э. Бернштейн: экономический реформизм и предпосылки социализма............................... 59

Литература...................................................................................................................................................... 60

49. Особенности развития экономической мысли в России (во второй половине XIX – начале XX в.)........................................................................................................................................................................... 60

Литература........................................................................................................................................................... 61

50. Эволюция экономических взглядов Г. В. Плеханова......................................................................... 61

Литература............................................................................................................................................. 62

51. Разработка экономических проблем в работах В. И. Ленина..................................................... 62

Литература........................................................................................................................................................... 63

52. В чем суть «теории экономического развития» И. Шумпетера?................................................... 63

Литература....................................................................................................................................................... 65

53. Поясните смысл концепции «спонтанного»порядкам Ф. Хайека............................................ 65

Литература........................................................................................................................................................ 66

54. К. Каутский, Р. Гильфердинг – теоретики «организованного капитализма»..................... 66

Литература......................................................................................................................................................... 67

55. Что понимал Дж. М. Кейнс под эффективным спросом?.................................................................... 67

Литература......................................................................................................................................................... 68

56. От чего согласно теории Дж. М. Кейнса зависит динамика личного..................................... 68

потребления и инвестиций?............................................................................................................................ 69

Литература...................................................................................................................................................... 69

57. Поясните смысл «основного психологического закона» Дж. М. Кейнса............................ 69

Литература.................................................................................................................................................. 70

58. Что такое коэффициент мультипликации ? Какую роль он играет в теории Дж. М. Кейнса? 70

Литература........................................................................................................................................................... 71

59. В чем отличие концепции, выдвинутой Дж. М. Кейнсом, от предшествующих теорий? 71

Литература.................................................................................................................................................... 72

60. Поясните, в чем смысл идеи «неоклассического синтеза», выдвинутой П. Самуэльсоном. 72

Литература................................................................................................................................................... 73

61. Как меняются формы рыночной конкуренции согласно теории «несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон?..................................................................................................................................................... 73

Литература........................................................................................................................................................ 74

62. В чем отличие подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон?.............................................................................................................................................................. 74

Литература........................................................................................................................................................ 75

63. Существо и значение модели IS–LM, предложенной Дж. Хиксом................................................. 75

Литература........................................................................................................................................................ 76

64. Поясните смысл однофакторной модели Р. Харрода и Е. Домара............................................. 76

Литература........................................................................................................................................................... 77

65. Какие функциональные связи отражает уравнение обмена И. Фишера?.............................. 77

Литература............................................................................................................................................................. 78

66. Количественная теория денег М. Фридмена: содержание, особенности............................... 78

Литература...................................................................................................................................................... 79

67. В чем заключается «денежное правило» М. Фридмена?.................................................................... 80

Литература........................................................................................................................................................ 80

68. В чем состоят монетаристские рецепты регулирования инфляции?...................................... 80

Литература................................................................................................................................................................ 81

69. Поясните смысл кривой и эффекта А. Лаффера....................................................................................... 81

Литература........................................................................................................................................................ 82

70. Какие выводы следуют из теории рациональных ожиданий?..................................................... 83

Литература............................................................................................................................................. 83

71. В чем существо теории общественного выбора Дж. Бьюкенена?.................................................. 84

Литература............................................................................................................................................................ 84

72. Поясните существо и концепцию «техноструктуры и индустриальной системы» Дж. К. Гэлбрейта.

Литература................................................................................................................................................. 85

73. Постиндустриализм и общество «третьей волны» (Д. Белл и Э. Тоффлер)............................... 85

Литература............................................................................................................................................................. 86

74. Как предлагает решать проблему «внешних эффектов» Р. Коуз?................................................. 86

Литература.............................................................................................................................................................. 87

75. Становление шведской школы: анализ макроэкономической динамики........................ 88

Литература...................................................................................................................................................... 88

Литература..................................................................................................................................................... 89

77. Теория экономических порядков В. Ойкена: основные положения и выводы.................. 90

Литература.......................................................................................................................................................... 91

78. Экономическая концепция и реформа Л. Эрхарда................................................................................ 91

Литература..................................................................................................................................................... 92

79. Г. Беккер: экономический подход к анализу неэкономических сфер деятельности... 92

Литература......................................................................................................................................................... 92

80. В чем смысл концепции нулевого экономического роста?.......................................................... 93

Литература.................................................................................................................................................... 93

81. Каковы предпосылки, из которых исходят концепции внешнеэкономических отношений? 93

Литература................................................................................................................................................. 94

82. Поясните связь издержек с факторными преимуществами в теории Э. Хекшера–Б. Олина. 94

Литература......................................................................................................................................................... 94

83. Какую роль в теории конкурентных преимуществ играет выдвинутое М. Портером положение о «национальном ромбе»?....................................................................................................................................................... 95

Литература.................................................................................................................................................... 96

84. Экономические взгляды С. Ю. Витте....................................................................................... 96

Литература.................................................................................................................................................... 97

85. М. И. Туган-Барановский: проблемы методологии и теории политической экономии. 97

Литература................................................................................................................................................ 98

86. Анализ аграрных отношений и семейного крестьянского хозяйства в трудах А. В. Чаянова. 98

Литература................................................................................................................................................ 99

87. Теория больших циклов Н. Д. Кондратьева: обоснование, практическая значимость.

Литература..................................................................................................................................... 101

88. Л. Н. Юровский: концепция рыночного равновесия и финансовой.......................................... 101

стабилизации............................................................................................................................................. 102

Литература................................................................................................................................. 102

89. Создание российской экономико-математической школы. Работы В. К. Дмитриева, Е. Е. Слуцкого........................................................................................................................................................ 102

Литература................................................................................................................................................... 103

90. «Тектология» А. А. Богданова: применение системного подхода.......................................... 104

Литература................................................................................................................................................ 104

91. Л. В. Канторович: разработка теории линейного программирования.................................. 105

Литература............................................................................................................................................. 106

92. Научные школы в отечественной экономической науке 50 – 90 гг........................................... 106

Литература................................................................................................................................................... 107

93. Трансформация идей «государственного социализма»: дискуссии.................................. 107

послевоенного периода............................................................................................................................ 108

Литература.................................................................................................................................................... 109

94. Проблемы и теории переходной экономики..................................................................................... 109

Литература.................................................................................................................................................... 109

95. Экономические теории и экономическая политика......................................................................... 110

Литература.................................................................................................................................................... 111

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................................................. 112

Направления и школы экономической мысли............................................................................................ 112

ИЗВЕСТНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ.............................................................................................................................. 115

Кейнсианцы.......................................................................................................................................... 115

Монетаристы............................................................................................................... 116

Неолибералы.................................................................................................................................... 116

Институционалисты............................................................................................... 117

Экономисты-социологи........................................................................................... 118

Неординарные теоретики....................................................................................................................... 118

Марксистская школа...................................................................... 119

Экономисты Восточной Европы..................................................................................................................... 119

Отечественные школы..................................................................................................................................... 120

УЧЕБНИКИ, ХРЕСТОМАТИИ, ПОСОБИЯ............................................................................................................................ 122

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ............................................................. 124

ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ......................................................................................... 125

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ............................................................................... 126

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ИМЕНА И ДАТЫ.............................................................................. 128

Названия и даты выхода трудов экономистов, упомянутых в схеме 1.......................... 128

Экономические теории и школы..................................................................................................................... 129

УЗЛОВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ........................................................................ 131

Классики............................................................................................................................... 131

Вместо заключения............................................................................................................................... 132


Предисловие
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель – помочь студентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность экономических концепций, теорий, школ.
Особого внимания заслуживают Приложения: синхронистические таблицы, схемы, сведения об известных экономистах, библиография. Они помогут составить относительно цельное представление о предмете и укажут источники дополнительных сведений.
При работе с учебным пособием следует иметь в виду, что конспект, даже самый лучший, ни в коем случае не заменяет творческую, самостоятельную работу, штудирование учебников, изучение первоисточников. Его задача – гораздо скромнее: это лишь вспомогательный инструмент для неленивого и любознательного студента, который приступил к освоению сокровищницы мировой экономической мысли.
Курс истории экономических учений – один из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Он закладывает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни. Особенность курса – огромный фактический материал. Конечно, очень важно твердо знать ключевые имена, теории, концепции. Но еще важнее понять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.